×
18.06.2020
220.018.277f

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к средствам регулирования движения поездов и маневровых составов. Способ заключается в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов посредством автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП, состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора, АРМ ДСП выполнен с возможностью обеспечения функций по контролю: состояния путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положения стрелок, направления движения на путях перегона, конфигураций установленных маршрутов, направления движения и категории маршрутов, а также их замыкания и размыкания, искусственной разделки и отмены маршрутов, напряжения в питающих фидерах, неисправности устройств автоматики. Причем установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки. Достигается обеспечение возможности автоматического задания маршрутов по командам с ЭВМ диспетчерских кругов и ДСП с реализацией маршрута в заданный момент времени. 3 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ регулирования движения поездов и маневровых составов с участием системы маршрутно-релейной централизации МРЦ, где в качестве контролирующего и управляющего устройства используется пульт-табло. Для контроля за передвижениями поездов и маневровых составов по станции, состоянием напольных объектов, установкой и размыканием поездных и маневровых маршрутов и выполнением других операций предусмотрена наклонная панель пульта-табло с контрольными ячейками и другими контрольными элементами, а также счетчик нажатий. Для установки поездных и маневровых маршрутов по принципу «откуда - куда», и реализации других операций предусмотрена горизонтальная панель пульта табло с кнопками и другими органами управления и контроля [Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков Е.А. Станционные устройства автоматики и телемеханики. М.: Транспорт, 1990. 432 с. (127-132)].

Недостатком способа является отсутствие возможности установки маршрутов в заданный момент времени, использование станционных светофоров, кнопок управления, необходимость изготовления панелей пульта-табло.

Известен способ регулирования движения поездов и маневровых составов с участием микропроцессорной системы централизации МПЦ, где в качестве контролирующего и управляющего устройства используется автоматизированное рабочее место дежурного по станции АРМ ДСП состоящее из одного или нескольких мониторов, клавиатуры и манипулятора «мышь». На экранах мониторов контролируется: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурация установленных маршрутов, направление движения (нечетное или четное) и категория (поездной или маневровый) этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственная разделка и отмена маршрутов, напряжения в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики. С помощью манипулятора «мышь» можно установить маршрут по принципу «откуда куда», отмену и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне [Устройства автоматики телемеханики и связи. Часть I. Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 505-509)].

Недостатком способа является отсутствие возможности автоматической установки маршрутов, а также установки маршрута с отсрочкой исполнения команды на заданный интервал времен.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено техническое решение, является осуществление возможности автоматического задания маршрутов по командам с ЭВМ диспетчерских кругов или по инициативе поездного диспетчера ДНЦ или сменного помощника начальника станции ДСП с реализацией маршрута в заданный момент времени.

Для достижения технического результата предложен способ регулирования движения поездов и маневровых составов, заключающийся в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов с помощью автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора «мышь», в котором на экранах мониторов контролируют: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурацию установленных маршрутов, направление движения: нечетное или четное и категорию: поездной или маневровый этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственную разделку и отмену маршрутов, напряжение в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики, при этом посредством манипулятора «мышь» устанавливают маршруты по принципу «откуда куда», отмена и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне. Установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки, или по команде ДСП с возможностью корректировки параметров маршрута, его отмены, задания нового маршрута; установку маршрута осуществляют путем наведения курсора на место начала маршрута и нажатия кнопки на манипуляторе «мышь», затем - на место конца маршрута и также нажатия на ту же кнопку, при этом появляется пунктирная линия по трассе набираемого маршрута независимо от фактического положения стрелок, а затем ДСП посредством курсора устанавливает на вторых часах экрана монитора, причем первые показывают текущее время, время начала установки маршрута и осуществляет воздействие на элемент экрана: наводит курсор и нажимает кнопку на манипуляторе, с помощью которого осуществляют выполнение команды в заданный момент времени с контролем выполнения всех условий безопасности движения, при этом поездной маршрут устанавливают при условии, что в качестве начального или конечного элемента маршрута был использован элемент экрана, соответствующий второму, в отличии от маневрового, участку приближению/удалению, в остальных случаях устанавливают маневровые маршруты, причем на условных обозначениях поездов указывается номер поезда, время прибытия или отправления со станции, которую определяют как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом равным пяти минутам.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлен электронный пульт-табло, на Фиг. 2 изображены элементы экрана, на Фиг. 3 - путевой план станции, где указаны следующие позиции:

1, 2, 3 и 4 - первый, второй, третий и четвертый мониторы;

5 и 6 - отображение нечетной и четной горловины станции:

7 - отображение приемоотправочных путей;

8, 9, 10, 11 и 12 подходы к станции (прилегающие перегоны);

13, 14, 15 и 16 - поезда на перегонах с номерами и временем прибытия;

17 - поезд на станции с номером и временем отправления (на Фиг. 1 не отмечено);

18 - Всплывающая панель для демонстрации информации по запросу ДСП или под воздействием станционной ЭВМ;

19 - дополнительные органы управления - кнопки задания вспомогательных команд (А, Б, В…Л);

20 - часы текущего времени;

21 - часы с указанием времени установки маршрута;

22 - элемент экрана (кнопка) реализации маршрута;

23 - путевое развитие станции и прилегающих перегонов;

24, 25, 26 и 27 - элементы экрана (кнопка на участке второго приближения) установки начала и конца поездных маршрутов;

28, 29, 30 и 31 - маневровые кнопки установки начала и конца маршрутов;

32, 33, 34 и 35 - универсальные (поездные и маневровые) элементы экрана (кнопки) установки поездных или маневровых маршрутов на станционные пути (со станционных путей);

36, 37 и 38 - маневровые кнопки установки маршрутов в горловине станции;

39 - установленный нечетный маневровый маршрут;

40, 41 и 42 - установленные нечетные поездные маршруты.

Осуществление изобретения

Предложенный способ предназначен для повышения эффективности работы ДСП, повышения безопасности движения поездов, способствует нормализации движения поездов при отклонении от графика.

Конструктивно АРМ ДСП состоит из основного и резервного АРМ, каждый из которых может содержать несколько дисплеев (в зависимости от путевого развития станции) (Фиг. 1) манипулятор типа «мышь», громкоговорители для подачи речевых сигналов для ДСП в нештатных ситуациях, а также в штатных ситуациях для напоминания неотложных действий ДСП, общения с дежурным персоналом и т.д. На экранах мониторов АРМ ДСП (Фиг. 1) 1, 2, 3 и 4 отображено путевое развитие нечетной 5 и четной горловин 6, приемоотправочных путей 7, подходы к станции 8, 9, 10, 11 и 12. На подходах и станции и приемоотправочных путях изображены поезда 13, 14 (Фиг. 1 и 2), 15, 16 и 17. В нижней части пульта-табло представлена всплывающая панель 18, для отображения текстовой информации помогающая ДСП в осуществлении пропуска поездов и выполнении маневровых передвижений, справочного материала, Ф.И.О абонентов и др. Там же изображены дополнительные кнопки ДК 19 (А, Б, В, …Л), с помощью которых осуществления искусственное размыкание маршрутов, отмена маршрутов, переключение дисплеев с основной на резервную схему включения, коррекция времени прибытия и отправления поездов и т.д. В штатном режиме маршруты устанавливаются автоматически перед вступлением поезда на участок приближения в соответствии с графиком движения. ДСП может скорректировать упомянутые параметры. Маневровые маршруты задаются непосредственно ДСП перед осуществлением маневровых передвижений или с отсрочкой на исполнение. Также могут быть заданы и поездные маршруты. В основном, управление движением поездов и маневровми составами на станциях не отличается от того, как это происходит на МПЦ. Курсором, который перемещается манипулятором «мышь», отмечается начало маршрута при нажатии кнопки манипулятора и аналогично конец маршрута. В отличие от действий ДСП при МПЦ, при задании поездных маршрутов в качестве начальных или конечных элементов (кнопок) отмечаются элементы с номерами 24, 25, 26 или 27 (Фиг. 3). В остальных случаях (отмечаются элементы 28, 29, 30, 31. 32, 33, 34, 35, 36, 37 или 38) фиксируется установка маневровых маршрутов. Элементы 32, 33, 34 и 35 могут быть начально-поездными, начально-маневровыми, конечно-поездными, конечно-маневровыми. Установка маршрута осуществляется, в основном, автоматически в соответствии с графиком движения или в скорректированное время по команде со станционной ЭВМ (ЭВМС), а также в скорректированное время ДСП на часах 21 после отметки курсором элемента 22. Если коррекция времени на часах 21 не производилась (они показывают тоже время, что и часы 20), то исполнение команды происходит безотлагательно. Поездные маршруты на экранах обозначаются стрелками зеленого цвета 41 и 42, маневровые - белого цвета 39 и 40. Последовательность отметки начала и конца маршрута осуществляется по принципу «откуда - куда». После установки меток концов маршрутов появляется пунктирная стрелка с указанием трассы маршрута, которая гаснет после указания времени установки маршрута. В заданное время с контролем установки и замыкания маршрута появляется сплошная линия стрелки до момента использования маршрута. По мере продвижения поезда цвет стрелки меняется с зеленого или белого на красный, а после освобождения маршрутных участков их индикация осуществляется черным цветом (см. позицию 23). Индикация отмены и искусственного размыкания маршрута осуществляется по аналогии с МПЦ.

Задание вариантных маршрутов осуществляется повторной отметкой конца маршрута. При этом на мониторе меняется конфигурация маршрута. Выбор нужного варианта осуществляется удержанием кнопки манипулятора в нажатом состоянии в течение трех секунд.

Контроль состояний станционных и части перегонных путевых участков прилегающих к станции перегонов, осуществляется за счет рельсовых цепей, аппаратура которых размещается на станциях. Радиосвязь локомотива со станцией приема устанавливается с момента выхода поезда на прилегающий к станции перегон. Момент выхода на перегон локомотива определяется с участием ГЛОНАСС. При отправлении поезда со станции отправления на станцию приема передается сигнал (по кабельной линии или радиоканалу) о вступлении поезда на перегон. С локомотива, при вступлении поезда на перегон, на станцию приема поступает радиосигнал и устанавливается с ней непрерывная радиосвязь. В отсутствии такой связи на всплывающую панель пульта табло станции приема выводится информация об отсутствии связи с локомотивом, которая дублируется речевым синтезатором. Аналогично ДСП информируется и при нарушениях в работе устройств СЦБ (отсутствие контроля положения стрелок, ложной занятости путевых участков и т.д.).

На условных обозначениях поездов на экранах дисплеев указывается время прибытия или отправления их со станции, которое определяется как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом равным пяти минутам.

Способ регулирования движения поездов и маневровых составов, заключающийся в управлении и контроле состояний станционных и перегонных напольных объектов с помощью автоматизированного рабочего места дежурного по станции АРМ ДСП, состоящего из одного или нескольких мониторов и манипулятора «мышь», в котором на экранах мониторов контролируют: состояние путевых участков станции и прилегающих к ним перегонов, положение стрелок, направление движения на путях перегона, конфигурацию установленных маршрутов, направление движения - нечетное или четное - и категорию - поездной или маневровый - этих маршрутов, замыкание, размыкание, искусственную разделку и отмену маршрутов, напряжение в питающих фидерах, включенное состояние дизель-генераторного агрегата, ток мотора электропривода переводимой стрелки, неисправность устройств автоматики, при этом посредством манипулятора «мышь» устанавливают маршруты по принципу «откуда куда», отмену и искусственное размыкание маршрута, индивидуальный перевод стрелок, изменение направления движения поездов на перегоне, отличающийся тем, что установку маршрута осуществляют по команде со станционной ЭВМ, на которую поступает информация с ЭВМ диспетчерского круга о конфигурации, направлении передвижения и категории маршрута, а также о моменте времени его установки, или по команде ДСП с возможностью корректировки параметров маршрута, его отмены, задания нового маршрута; установку маршрута осуществляют путем наведения курсора на место начала маршрута и нажатия кнопки на манипуляторе «мышь», затем - на место конца маршрута и также нажатия на ту же кнопку, при этом появляется пунктирная линия по трассе набираемого маршрута независимо от фактического положения стрелок, а затем ДСП посредством курсора устанавливает на вторых часах экрана монитора, причем первые показывают текущее время, время начала установки маршрута и осуществляет воздействие на элемент экрана: наводит курсор и нажимает кнопку на манипуляторе, с помощью которого осуществляют выполнение команды в заданный момент времени с контролем выполнения условий безопасности движения, при этом поездной маршрут устанавливают при условии, что в качестве начального или конечного элемента маршрута был использован элемент экрана, соответствующий второму, в отличие от маневрового, участку приближения/удаления, в остальных случаях устанавливают маневровые маршруты, причем на условных обозначениях поездов указывается номер поезда, время прибытия или отправления со станции, которую определяют как разница между моментом установки маршрута и фиксированным временным интервалом, равным пяти минутам.
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВЫХ СОСТАВОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
16.01.2020
№220.017.f546

Регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710957
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0469

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714627
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04aa

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают устройства приема и передачи информации на точечные напольные устройства, установленные на границах станций, которые передают на локомотивы информацию о времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714966
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04b5

Способ регулирования движения поездов с помощью радиосигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают ЭВМ и по две радиостанции, а на станциях - ЭВМ и по одной радиостанции, которые обеспечивают радиосвязь с впередилежащей и позадилежащей станциями посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714962
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04c5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, на постах ЭВМ устанавливают радиостанции, работающие с локомотивными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714965
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ee

Устройство контроля состояний разветвленной рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики контроля состояний разветвленных рельсовых линий для регулирования движения на станции. Устройство содержит два ответвления, источник питания, два стрелочно-путевых реле, трансформатор питающего конца и два релейных трансформатора, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714828
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.0518

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояния путевых участков. В способе контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714829
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.051e

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для регулирования движения поездов. В способе посредством сигналов передают на локомотивы поездов информацию о состоянии впередилежащих перегонных участков и станционных путей, в установленном маршруте, на локомотивах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714824
Дата охранного документа: 19.02.2020
17.06.2020
№220.018.26fa

Способ контроля состояний путевого участка на станциях и перегонах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний путевого участка. В способе в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723502
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2714

Способ регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ предусматривает центральную вычислительную машину (ЭВМЦ) для коррекции графика движения поездов на сети железных дорог. Графики передают в единые дорожные диспетчерские центры для управления работой дорожных ЭВМ (ЭВМД). ЭВМД...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723528
Дата охранного документа: 11.06.2020
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД