×
23.02.2020
220.018.04c5

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, на постах ЭВМ устанавливают радиостанции, работающие с локомотивными радиостанциями в режиме конференцсвязи, локомотивные радиостанции подключают к станционным при проходе локомотивом оси станции и отключают при удалении локомотива от станции за середину прилегающего к данной станций перегона, координаты точек подключения и отключения радиостанций определяют с участием приемников спутниковой системы навигации, которые установлены на каждом локомотиве, а определение длины свободного участка перед поездом осуществляют локомотивной ЭВМ, которая получает информацию по радиоканалу о состоянии рельсовых цепей перегона с впередилежащей и позадилежащей станций, а также информацию о времени приема и отправления поезда со станции, номере пути отправления. Достигается повышение безопасности движения поездов. 2 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ регулирования движения поездов с использованием тональных рельсовых цепей с централизованным размещением оборудования [Типовые материалы для проектирования 410306-ТМП. Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением оборудования АБТЦ-03. ОАО «РЖД», Филиал института по проектированию сигнализации, централизации, связи и радио на железнодорожном транспорте «ГИПРОТРАНССИГНАЛСВЯЗЬ» 2004 г.]. Информация о состоянии путевых участков формируется с помощью рельсовых цепей и по линейным проводам передается на прилегающие к перегону станции. На каждую станцию передается информация о состоянии рельсовых цепей половины перегона, прилегающего к станций. На подвижной состав информация о состоянии впередилежащих путевых участках передается с помощью напольных светофоров и системы АЛС.

Недостатками способа является: большое количество жил кабеля на перегоне; невысокая точность определения координаты хвоста впередиидущего поезда; стандартные требования для каждого из блок-участков по их длине с целью обеспеченья снижения скорости или полной остановки поезда; использование нескольких несущих и модулирующих частот; необходимость в использовании большого количества путевых приборов, достаточно громоздкие схемы путевых и локомотивных приборов системы АЛС; возложение на машиниста обязанности по определению оптимальной и предельно допустимой скорости движения, основанном на опыте ведения поезда с учетом плана и профиля пути, параметров поезда и недостатков системы пневматических тормозов.

Известен способ регулирования движения поездов на перегоне, основанный на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав. Ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям посредством второй кабельной линии. Также поочередно ко всем рельсовым цепям подключают путевой приемник, с выхода которого информация о состоянии всех блок-участков поочередно поступает на станционную ЭВМ на посту электрической централизации, посредством которой затем формируют и передают по цифровому радиоканалу на локомотивы информацию о количестве свободных блок-участков, а также информацию о номере пути приема на локомотивы поездов, которые подходят к станции приема, благодаря чему на локомотивных навигаторах появляется информация (если в память локомотивной ЭВМ введена информация о плане и профиле пути, путевом развитии станции, весе и длине поезда, параметрах локомотива), посредством которой осуществляется в автоматическом или ручном режиме поддержание оптимальной скорости движения поезда [Патент РФ №2652319 Способ регулирования движения поездов на перегоне, авторов Полевого Ю.И. и Горелика А.В., опубл. 25.04.2018. Бюл. №12].

Недостатком способа является необходимость использования на станциях большого количества радиостанций, по количеству локомотивов находящихся в зоне связи, на ж.д. станциях необходимо иметь (предлагается заменить на «а так же необходимость иметь на станциях») каналы связи с постами ЭЦ смежных станций для определения количества свободных блок-участков перед каждым поездом. Кроме того, отсутствует передача на локомотив информации о времени прибытия и отправления поезда на станцию.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является повышение безопасности движения поездов, надежности работы системы интервального регулирования движения, снижение затрат на строительство и эксплуатацию.

Технический результат достигается за счет способа регулирования движения поездов, основанного на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, согласно которому ток сигнальной частоты от путевого генератора пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной линии также поочередно ко всем рельсовым цепям подключают путевой приемник, с выхода которого информация о состоянии всех блок-участков поочередно поступает на станционные ЭВМ постов электрической централизации, посредством которых затем формируют и передают по цифровому радиоканалу на локомотивы информацию о состоянии перегонных рельсовых цепей, а также информацию о номере пути приема на локомотивы поездов, которые подходят к станции приема, благодаря чему на локомотивных пультах-табло появляется информация, если в память локомотивной ЭВМ введена информация о плане и профиле пути, путевом развитии станций, весе и длине поезда, параметрах локомотива, посредством которой осуществляются в автоматическом или ручном режиме поддержание оптимальной скорости движения поезда, отличающийся тем, что на постах ЭВМ устанавливают только по одной радиостанции, работающие с локомотивными радиостанциями в режиме конференцсвязи, локомотивные радиостанции подключают к станционным при проходе локомотивом оси станции и отключают при удалении локомотива от станции за середину прилегающего к данной станции перегона, координаты точек подключения и отключения радиостанций определяют с участием приемников спутниковой системы навигации, которые установлены на каждом локомотиве, а определение длины свободного участка перед поездом осуществляют локомотивной ЭВМ, которая получает информацию по радиоканалу о состоянии рельсовых цепей перегона с впередилежащей и позадилежащей станций, а также информацию о времени приема и отправления поезда со станции, номере пути отправления.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлены: путевой план, зоны контроля и управления; на Фиг. 2 - фрагмент пульта-табло нечетного поезда.

Обозначения на Фиг. 1 и 2:

1 - станция А;

2 - станция Б;

3 - станция В;

4 - перегон АБ;

5 - перегон БВ;

6 - ось станции А;

7 - ось станции Б;

8 - ось станции В;

9 - середина перегона АБ;

10 - середина перегона БВ;

11 - зона контроля путевых участков на станции А;

12 - зона контроля путевых участков на станции Б;

13 - зона контроля путевых участков на станции В;

14 - зона управления и контроля стрелками на станции А;

15 - зона управления и контроля стрелками на станций Б;

16 - зона управления и контроля стрелками на станции В;

17 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. А-1 (ст. левее ст. А, на Фиг. 1 не отображена);

18 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст.А;

19 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст.Б;

20 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст.В;

21 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. В+1(ст. правее ст. В, на Фиг. 1 не отображена);

22 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции нечетного поезда (движение слева направо) с радиостанцией ст. А;

23 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции нечетного поезда (движение слева направо) с радиостанцией ст. Б;

24 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции нечетного поезда с радиостанцией ст. В;

25 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда (движение справа налево) с радиостанцией ст. В;

26 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда с радиостанцией ст. Б;

27 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда с радиостанцией ст. А;

28 - время прибытия;

29 - время отправления;

30 - протяженность свободного участка пути;

31 - ограничение скорости.

Осуществление изобретения.

На Фиг. 1 представлены: путевой план, зоны контроля и управления. Там изображены пункты: 1 - станция А; 2 - станция Б; 3 - станция В; 4 - перегон АБ; 5 - перегон БВ; 6 - ось станции А; 7 - ось станции Б; 8 - ось станции В; 9 - середина перегона АБ; 10 - середина перегона БВ; 11 - зона контроля путевых участков на станции А; 12 - зона контроля путевых участков на станции Б; 13 - зона контроля путевых участков на станции В; 14 - зона управления и контроля стрелками на станции А; 15 - зона управления и контроля стрелками на станции Б; 16 - зона управления и контроля стрелками на станции В; 17 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. А-1 (ст. левее ст. А, на фиг. 1 не отображена); 18 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. А; 19 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. Б; 20 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. В; 21 - зона устойчивой связи локомотивных радиостанций с радиостанцией ж.д. ст. В+1(ст. правее ст. В, на Фиг. 1 не отображена); 22 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции нечетного поезда (движение слева направо) с радиостанцией ст. А; 23 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции нечетного поезда (движение слева направо) с радиостанцией ст. Б; 24 - фактическая зона связи локомотивной радиостанций нечетного поезда с радиостанцией ст. В; 25 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда (движение справа налево) с радиостанцией ст. В; 26 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда с радиостанцией ст. Б; 27 - фактическая зона связи локомотивной радиостанции четного поезда с радиостанцией ст. А.

На Фиг. 2 изображен фрагмент пульта-табло с пунктами: 28 - время прибытия; 29 - время отправления; 30 - протяженность свободного участка пути; 31 - ограничение скорости.

У каждой показаны зоны контроля путевых участков станций и перегонов. На ст. 1 зоной контроля является отрезок пути, обозначенный пунктом 11, на ст. 2 - пунктом 12, на ст. 3 пунктом 13. Контроль состояний перегонных и станционных рельсовых цепей осуществляется также, как это представлено в патенте [Патент РФ №2652319 Способ регулирования движения поездов на перегоне авторов Полевого Ю.И. и Горелик А.В., опубл. 25.04.2018. Бюл. №12]. Из описания технического решения прототипа выбран и способ работы станционной ЭВМ. Эта ЭВМ формируют и передают по цифровому радиоканалу на локомотивы информацию о состоянии перегонных рельсовых цепей, а также информацию о номере пути приема на локомотивы поездов, которые подходят к станции приема, благодаря чему на локомотивных пультах табло появляется информация (если в память локомотивной ЭВМ введена информация о плане и профиле пути, путевом развитии станций, весе и длине поезда, параметрах локомотива), посредством которой осуществляется в автоматическом или ручном режиме поддержание оптимальной скорости движения поезда (на Фиг. 2 скорость движения не показана).

Перевод стрелок осуществляется в зоне управления ст. 1 в соответствии с пунктом 14, ст. 2 - пунктом 15, ст. 3 - пункт 16.

Зона устойчивой связи (такая зона необходима для управления нечетными и четными поездами) локомотивных и станционных радиостанций ст. А-1 распространяется на участке обозначенным пунктом 17, ст. А (пункт 1) - пунктом 18, ст. Б (пункт 2) - пунктом 19, ст. В (пункт 3) - пунктом 20, ст. А+1 - пунктом 21. При движении поездов связь между локомотивными и станционными радиостанциями устанавливается тогда, когда локомотив поезда проходит ось предыдущей станции, а прерывается тогда, когда локомотив проходит середину следующего за станцией перегона/ Радиостанции нечетных поездов связываются со станционной радиостанцией ст. А в зоне фактической связи, обозначенный пунктом 22, со станционной радиостанцией ст. Б в зоне фактической связи, обозначенный пунктом 23, со станционной радиостанцией ст. В зоне фактической связи, обозначенный пунктом 24. Радиостанции четных поездов связываются со станционной радиостанцией ст. В зоне фактической связи, обозначенный пунктом 25, со станционной радиостанцией ст. Б в зоне фактической связи, обозначенный пунктом 26, со станционной радиостанцией ст. А в зоне фактической связи, обозначенный пунктом 27.

Локомотивные ЭВМ по имеющейся в памяти информации о пути и поезде с учетом принимаемой информации по радиоканалу определяют расстояние до препятствии (занятая рельсовая цепь или граница станции, на которой не установлен маршрут поезду) и выдают информацию на пульт - табло, где предусмотрена ячейка обозначенная пунктом 30. С участием радиоканала локомотивная ЭВМ определяет номер пути приема и время приема на впередилежащую станцию, которая отражается в ячейке обозначенной пунктом 28, а также в соответствии с информацией, передаваемой по радиоканалу, эта ЭВМ определяет номере пути отправления поезда на перегон и время отправления, которые отражаются в ячейке обозначенной пунктом 29, и, наконец, по информации, полученной по радиоканалу, локомотивная ЭВМ определяет параметры участка временного ограничения скорости и величину скорости его проследования, которая отображается в ячейке, обозначенной пунктом 31.

Способ регулирования движения поездов, основанный на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, согласно которому ток сигнальной частоты от путевого генератора пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной линии также поочередно ко всем рельсовым цепям подключают путевой приемник, с выхода которого информация о состоянии всех блок-участков поочередно поступает на станционные ЭВМ постов электрической централизации, посредством которых затем формируют и передают по цифровому радиоканалу на локомотивы информацию о состоянии перегонных рельсовых цепей, а также информацию о номере пути приема на локомотивы поездов, которые подходят к станции приема, благодаря чему на локомотивных пультах-табло появляется информация, если в память локомотивной ЭВМ введена информация о плане и профиле пути, путевом развитии станций, весе и длине поезда, параметрах локомотива, посредством которой осуществляются в автоматическом или ручном режиме поддержание оптимальной скорости движения поезда, отличающийся тем, что на постах ЭВМ устанавливают только по одной радиостанции, работающие с локомотивными радиостанциями в режиме конференцсвязи, локомотивные радиостанции подключают к станционным при проходе локомотивом оси станции и отключают при удалении локомотива от станции за середину прилегающего к данной станции перегона, координаты точек подключения и отключения радиостанций определяют с участием приемников спутниковой системы навигации, которые установлены на каждом локомотиве, а определение длины свободного участка перед поездом осуществляют локомотивной ЭВМ, которая получает информацию по радиоканалу о состоянии рельсовых цепей перегона с впередилежащей и позадилежащей станций, а также информацию о времени приема и отправления поезда со станции, номере пути отправления.
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
16.01.2020
№220.017.f546

Регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710957
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0469

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714627
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04aa

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают устройства приема и передачи информации на точечные напольные устройства, установленные на границах станций, которые передают на локомотивы информацию о времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714966
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04b5

Способ регулирования движения поездов с помощью радиосигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают ЭВМ и по две радиостанции, а на станциях - ЭВМ и по одной радиостанции, которые обеспечивают радиосвязь с впередилежащей и позадилежащей станциями посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714962
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ee

Устройство контроля состояний разветвленной рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики контроля состояний разветвленных рельсовых линий для регулирования движения на станции. Устройство содержит два ответвления, источник питания, два стрелочно-путевых реле, трансформатор питающего конца и два релейных трансформатора, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714828
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.0518

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояния путевых участков. В способе контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714829
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.051e

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для регулирования движения поездов. В способе посредством сигналов передают на локомотивы поездов информацию о состоянии впередилежащих перегонных участков и станционных путей, в установленном маршруте, на локомотивах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714824
Дата охранного документа: 19.02.2020
17.06.2020
№220.018.26fa

Способ контроля состояний путевого участка на станциях и перегонах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний путевого участка. В способе в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723502
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2714

Способ регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ предусматривает центральную вычислительную машину (ЭВМЦ) для коррекции графика движения поездов на сети железных дорог. Графики передают в единые дорожные диспетчерские центры для управления работой дорожных ЭВМ (ЭВМД). ЭВМД...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723528
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2721

Способ отображения информации на локомотиве для контроля за движением поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ заключается в использовании передаваемой на локомотив информации о состоянии впередилежащих путевых участков, положении стрелок и крутизне стрелочных переводов. В память локомотивной ЭВМ вводится информация о путевом развитии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723513
Дата охранного документа: 11.06.2020
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД