×
17.06.2020
220.018.26fa

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний путевого участка. В способе в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения - ее освобождение, при этом определяют координату местонахождения локомотива с помощью ГЛОНАСС, контролируют ее соответствие одной границы рельсовой цепи и в случае соответствия фиксируют занятие путевого участка. В отсутствие такого соответствия фиксацию занятия путевого участка осуществляют только с учетом выполнения основного условия - контроль занятия путевого участка по результату работы рельсовой цепи, с выдержкой времени 5-30 с; фиксацию освобождения рельсовой линии осуществляют при выполнении основного условия - контроль освобождения путевого участка по результату работы рельсовой цепи и дополнительного условия, заключающегося в том, что локомотив должен находиться на расстоянии длины поезда от другой границы рельсовой цепи с учетом растяжения поезда на четыре процента его длины. Контроль выполнения указанных условий осуществляется на посту ЭЦ станционной ЭВМ, куда передается информация с перегона о состоянии рельсовой линии и с локомотива по радиоканалу о его местонахождении и длине. Достигается повышение надежности контроля состояния рельсовой цепи. 2 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих участках, а затем находят среднее арифметическое напряжение. Текущее значение напряжения каждого из участков сравнивают с полученным средним арифметическим значением напряжения. При существенном отличии текущего значения напряжения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МКП В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова Н.А. БИ№24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при значительной продольной асимметрии изоляции рельсовой линии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков заключающийся в том, что в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения. В случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка. В момент вступления поезда на смежный путевой участок, при свободном соседнем путевом участке, фиксируют напряжение приемного конца рассматриваемого путевого участка, являющееся опорным напряжением, и токи питающих концов при попеременном подключении источника питания к каждому из концов рельсовой линии. Затем определяют коэффициент снижения напряжения и значение порогового напряжения освобождения путем умножения порогового напряжения занятия на коэффициент запаса. Далее пороговые напряжения занятия и освобождения до занятия рельсовой линии непрерывно корректируют с учетом изменения тока дальнего от шунта питающего конца, при этом пороговые напряжения изменяют пропорционально, а после освобождения рельсовой линии пороговые напряжения корректируют с учетом изменения тока другого конца рельсовой линии для достоверного контроля состояния путевого участка при интервале попутного следования менее трех блок-участков. При этом коррекцию пороговых напряжений производят пропорционально изменению тока питающих концов [Патент RU №2268185, МКП В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Трошина М.В. БИ №02, 2006 г.].

Недостатком этого способа является то, что при подходе поезда к границе между рельсовыми цепями при мокром балласте возможно преждевременное занятие впередилежащей рельсовой цепи, что может привести к экстренной остановке поезда, и, кроме того, возможна потеря поездного шунта под хвостом поезда, что может создать опасную ситуацию.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное техническое решение, является контроль местонахождения поезда с участием рельсовой цепи и информации, получаемой с ГЛОНАСС, о местонахождения головы поезда, что позволяет исключить преждевременную фиксацию рельсовой цепи и опасные последствия при потере шунта под хвостом поезда.

При подходе поезда к рельсовой цепи начало фиксации шунта зависит от состояния балласта - т.е. от величины его сопротивления. При мокром балласте фиксация занятия происходит на некотором расстоянии от места подключения приборов рельсовой цепи, что может быть причиной экстренной остановки поезда. Для исключения этой ситуации фиксация занятия осуществляется при выполнении двух условий: приборы рельсовой цепи показывают ее занятость; с участием ГЛОНАСС контролируется пересечение поездом границы рельсовой цепи. Для исключения опасной ситуации при повреждении бортовой локомотивной аппаратуры ГЛОНАСС фиксация занятия рельсовой цепи осуществляется в промежутке через 5-30 с. после получения информации с рельсовой цепи о занятии.

Технический результат достигается тем, что способ контроля состояний путевого участка заключающийся в том, что в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения. В случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения - ее освобождение, отличающийся тем, что занятие путевого (в отличие от рельсовой линии фиксация занятия путевого участка осуществляют при выполнении двух условий) участка фиксируют при выполнении дополнительного условия, которое заключается в том, что определяют координату местонахождения локомотива с помощью ГЛОНАСС, контролируют ее соответствие одной границы рельсовой цепи и в случае соответствия фиксируют занятие путевого участка. В отсутствии такого соответствия фиксацию занятия путевого участка осуществляют только с учетом выполнения основного условия (контроль занятия путевого участка по результату работы рельсовой цепи) с выдержкой времени 5-30 с; фиксацию освобождения рельсовой линии осуществляют при выполнении основного (контроль освобождения путевого участка по результату работы рельсовой цепи) и дополнительного условия, заключающегося в том, что локомотив должен находиться на расстоянии длины поезда от другой границы рельсовой цепи с учетом растяжения поезда на четыре процента его длины, которое происходит из-за особенностей работы автосцепки. Контроль выполнения перечисленных условий осуществляется на посту ЭЦ станционной ЭВМ - ЭВМС, куда стекается необходимая информация с перегона о состоянии рельсовой линии и с локомотива по радиоканалу о его местонахождении и длине.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 изображена схема контроля путевого участка, на Фиг. 2 -фрагменты ситуации при подходе поезда к рельсовой цепи (А) и выходе поезда с рельсовой цепи (Б).

На Фиг. 1 и 2 представлены следующие обозначения:

1 - пост ЭЦ;

2, 3 и 4 рельсовые линии РЛ второй, третьей и четвертой рельсовых цепей;

5 - поезд;

6 - локомотивная радиостанция РСЛ с антенной;

7 - путевой генератор;

8 - резистор;

9 и 10 - путевые трансформаторы ТП питающего и приемного конца;

11 - полосовой фильтр ФП;

12 - усилитель У;

13 - выпрямитель В;

14 - аналого-цифровой преобразователь АЦП;

15 - станционная ЭВМ - ЭВМС;

16 - станционная радиостанция РСС с антенной;

Г1 и Г2 - границы третьей рельсовой цепи 3;

ЗПШМ - зона предварительного шунтирования при мокром балласте;

УДП - удлинение поезда на 4%;

ЗПШ - зона потери шунта.

Осуществление изобретения

Действие способа осуществляется следующим образом. На посту ЭЦ 1 (Фиг. 1) путевой генератор 7 посредством резистора R 8 и путевого трансформатора ТП 9 подсоединен к питающему концу третьей рельсовой линии 3. К приемному концу этой рельсовой линии через путевой трансформатор ТП 10, усилитель У 12, выпрямитель В 13 и аналого-цифровой преобразователь АЦП 14 подсоединен цифровой вход станционной ЭВМ - ЭВМС 15. На этот вход поступает цифровой сигнал, величина которого пропорционально напряжению U приемного конца рельсовой линии 3. При свободных рельсовых линиях 2, 3 и 4 напряжение U зависит, главным образом, от состояния балласта - сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции изменяется в широких пределах от 0,2-1,0 Ом до 100-200 Ом. Такое колебание сопротивления изоляции влияет на работу рельсовой цепи в шунтовом режиме, а именно на место фиксации шунта.

На Фиг. 2, А показана зона предварительного шунтирования ЗПШМ. При большом сопротивлении изоляции шунт начинает чувствоваться в конце этой зоны, т.е. у места подключения к рельсам путевого приемника -граница Г1 рельсовой линии 3. При малом сопротивлении изоляции - в начале зоны, т.е. на расстоянии ЗПШМ от границы Г2. Таким образом, занятие рельсовой линии 3, фиксируется при нахождении головы поезда в зоне ЗПШМ. При мокром балласте занятие рельсовой линии 3 фиксируется до вступления головы поезда на рельсовую линию 3. В этом случае на локомотив поступает сигнал о запрете входа на рельсовую линию 3 перед ее фактическим занятием, что вызывает экстренную остановку поезда. Для исключения такой ситуации с локомотивной радиостанции РСЛ 6 на станционную радиостанцию РСС 16 передается информация о координате местонахождения головы поезда, которая определяется локомотивными устройствами ГЛОНАСС (на Фиг. 1 не показаны). Со станционной радиостанции РСС 16 информация передается на станционную ЭВМ - ЭВМС 15, где уже имеется информация о состоянии рельсовой линии 3 (по результатам работы рельсовой цепи). Фиксация занятия путевого участка происходит при выполнении двух условий: рельсовая линия 3 занята, локомотив пересек границу рельсовой цепи Г1. Если информация о пересечении границы не поступает, то фиксация занятия путевого участка все равно происходит, но только с выдержкой времени, а именно, по истечению 5-30 сек поле занятие рельсовой линии 3.

При уходе поезда с рельсовой линии 3 (Фиг. 2) и потере шунта под хвостом поезда возможен преждевременный ложный контроль ее освобождения. Для исключения этой ситуации фиксация освобождения рельсовой линии 3 происходит только после того, как голова поезда удалена от границы Г2 на расстоянии длины поезда. Эту ситуацию контролирует станционная ЭВМ - ЭВМС 15. На эту ЭВМ с локомотива по радиоканалу передают и координату местонахождения локомотива и длину поезда. При движении поезда его длина может изменяться на ±4%, из-за особенностей работы автосцепки. Поэтому локомотив должен удалиться от границы Г2 на расстояние длины поезда плюс 4% от его длины.

Способ контроля состояний путевого участка, заключающийся в том, что в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения - его освобождение, отличающийся тем, что в отличие от рельсовой линии фиксацию занятия путевого участка осуществляют при выполнении двух условий, занятие путевого участка фиксируют при выполнении дополнительного условия, которое заключается в том, что определяют координату местонахождения локомотива с помощью ГЛОНАСС, контролируют ее соответствие одной границы рельсовой цепи и в случае соответствия фиксируют занятие путевого участка, в отсутствие такого соответствия фиксацию занятия путевого участка осуществляют только с учетом выполнения основного условия: контроль занятия путевого участка по результату работы рельсовой цепи, с выдержкой времени 5-30 с; фиксацию освобождения рельсовой линии осуществляют при выполнении основного: контроль освобождения путевого участка по результату работы рельсовой цепи, и дополнительного условия, заключающегося в том, что локомотив должен находиться на расстоянии длины поезда от другой границы рельсовой цепи с учетом растяжения поезда на четыре процента его длины, которое происходит из-за особенностей работы автосцепки, при этом контроль выполнения перечисленных условий осуществляется на посту ЭЦ станционной ЭВМ - ЭВМС, куда стекается необходимая информация с перегона о состоянии рельсовой линии и с локомотива по радиоканалу о его местонахождении и длине.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
16.01.2020
№220.017.f546

Регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710957
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0469

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714627
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04aa

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают устройства приема и передачи информации на точечные напольные устройства, установленные на границах станций, которые передают на локомотивы информацию о времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714966
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04b5

Способ регулирования движения поездов с помощью радиосигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают ЭВМ и по две радиостанции, а на станциях - ЭВМ и по одной радиостанции, которые обеспечивают радиосвязь с впередилежащей и позадилежащей станциями посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714962
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04c5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, на постах ЭВМ устанавливают радиостанции, работающие с локомотивными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714965
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ee

Устройство контроля состояний разветвленной рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики контроля состояний разветвленных рельсовых линий для регулирования движения на станции. Устройство содержит два ответвления, источник питания, два стрелочно-путевых реле, трансформатор питающего конца и два релейных трансформатора, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714828
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.0518

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояния путевых участков. В способе контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714829
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.051e

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для регулирования движения поездов. В способе посредством сигналов передают на локомотивы поездов информацию о состоянии впередилежащих перегонных участков и станционных путей, в установленном маршруте, на локомотивах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714824
Дата охранного документа: 19.02.2020
17.06.2020
№220.018.2714

Способ регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ предусматривает центральную вычислительную машину (ЭВМЦ) для коррекции графика движения поездов на сети железных дорог. Графики передают в единые дорожные диспетчерские центры для управления работой дорожных ЭВМ (ЭВМД). ЭВМД...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723528
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2721

Способ отображения информации на локомотиве для контроля за движением поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ заключается в использовании передаваемой на локомотив информации о состоянии впередилежащих путевых участков, положении стрелок и крутизне стрелочных переводов. В память локомотивной ЭВМ вводится информация о путевом развитии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723513
Дата охранного документа: 11.06.2020
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД