×
23.02.2020
220.018.0518

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояния путевых участков. В способе контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную информацию передают на пост ЭЦ для формирования сигналов АЛС, отличающемся тем, что контроль исправности рельсовых нитей осуществляют бегунками контроля целостности рельсовых нитей, которые отслеживают неровности рельсовых нитей, возникшие при изломе рельс, при этом при фиксации повреждения рельс используют микропроцессорное устройство, установленное в антивандальном корпусе на хвостовом вагоне, причем посредством штока отводят вагонный индуктор от путевого, взаимодействия индукторов не происходит и сигнал контроля освобождения блок-участка не передается, при этом в этом случае по радиоканалу на локомотив передают сигнал остановки, причем отсутствие сигнала также расценивают в качестве сигнала остановки, а в обратном случае на локомотив по радиоканалу передают информацию о количестве свободных блок-участков и номер пути приема или отправления. Достигается повышение безопасности движения поездов. 2 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на перегоне.

Уровень техники

Известен способ контроля проследования поезда в полном составе (способ контроля освобождения участка) заключающийся в том, что при проследовании хвостового вагона с вагонным индуктором над контрольной точкой фиксируется освобождение участка [Котляренко Н.Ф. и др. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 (стр. 241-242, рис. 11.6)].

Недостатками данного способа являются: необходимость использования достаточно сложного вагонного индуктора (преобразователя частоты); отсутствие возможности контроля занятия участка; отсутствие контроля целостности рельсовых нитей; сложность применения данного способа на участках с интенсивным движением.

Известен способ контроля состояний путевого участка, заключающийся в том, что занятие путевого участка осуществляют рельсовой цепью длиной 20 м на частоте 4555 Гц, исправность рельсовых нитей - рельсовой цепью длиной 500 м на частоте 780 Гц, передача информации на локомотив - рельсовой цепью длиной 500 м на частоте 375 Гц, освобождение путевого участка - за счет взаимодействия вагонного и путевого индукторов [Патент РФ №2649107 Способ контроля состояний путевого участка авторов Полевой Ю.И., А.В Горелик А.В., опубл, 29.03.2018. Бюл.№10].

Недостатками этого способа является то, что используются большое количество путевых приборов для рельсовой цепи, а также небольшая длина блок-участков.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является повышение безопасности движения поездов, надежности работы автоблокировки (АБ), снижение затрат на строительство, расширение значности системы автоматической локомотивной сигнализации, которое осуществлено с помощью радиоканалов.

Технический результат достигается за счет способа контроля состояний путевого участка, который заключается в том, что контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную информацию передают на пост ЭЦ для формирования сигналов АЛС, при этом контроль исправности рельсовых нитей осуществляют бегунками контроля целостности рельсовых нитей, которые отслеживают неровности рельсовых нитей, возникшие при изломе рельс, при этом при фиксации повреждения рельс используют микропроцессорное устройство, установленное в антивандальном корпусе на хвостовом вагоне, причем посредством штока отводят вагонный индуктор от путевого, взаимодействия индукторов не происходит и сигнал контроля освобождения блок-участка не передается, при этом в этом случае по радиоканалу на локомотив передают сигнал остановки, причем отсутствие сигнала также расценивают в качестве сигнала остановки, а в обратном случае на локомотив по радиоканалу передают информацию о количестве свободных блок-участков и номер пути приема или отправления.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлено устройство контроля занятия путевого участка, на Фиг. 2 - устройство контроля освобождения путевого участка и устройство контроля целостности рельсовых нитей.

Осуществление изобретения

На Фиг. 1 приведены обозначения:

1 - первая рельсовая линия РЛ1;

2 - вторая рельсовая РЛ2 (рельсовой цепью не оборудована);

3 - первый трансформатор (питающего конца) Т1;

4 - второй трансформатор (приемного конца) Т2;

5 - первый линейный провод питающего конца ЛППТ1;

6 - второй линейный провод питающего конца ЛППТ2;

7 - первый линейный провод приемного конца) ЛППР1;

8 - второй линейный провод приемного конца ЛППР2.

На Фиг. 2 приведены обозначения:

9 - первый линейный провод от путевого индуктора ЛПИ1;

10 - второй линейный провод от путевого индуктора ЛПИ2;

11 - рельс (вид с торца и вид сбоку);

12 - головка рельса;

13 - шейка рельса;

14 - подошва рельса;

15 - плоскость колеса;

16 - реборда колеса;

17 - ось колеса;

18 - микропроцессорный блок для контроля целостности обоих рельсов за хвостом поезда;

19 - первый датчик Д1 контроля целостности верхней поверхности головки первого рельса;

20 - штоком с сердечником первого датчика;

21 - бегунок контроля верхней поверхности головки рельса первого;

22 - второй датчик Д2 контроля целостности боковой поверхности первого рельса;

23 - шток с сердечником второго датчика;

24 - бегунок контроля боковой поверхности головки первого рельса;

25 - электромагнит (ЭМ) управления перемещением локомотивного индуктора;

26 - сердечник со штоком электромагнита;

27 - вагонный индуктор;

28 - путевой индуктор;

29 и 30 - провода для связи первого датчика Д1 первого рельса с микропроцессорным блоком МПБ;

31 и 32 - провода для связи второго датчика Д2 первого рельса с микропроцессорным блоком МПБ;

33 и 34 провода для связи электромагнита с микропроцессорным блоком МПБ;

35 и 36 - провода для связи третьего (верхнего) датчика (на фиг. 2 не показан) второго рельса с микропроцессорным блоком МПБ;

37 и 38 - провода для связи четвертого (бокового) датчика второго рельса с микропроцессорным блоком МПБ.

Действие способа контроля состояний путевого участка основано на использовании тональной рельсовой цепи для контроля занятия путевого участка (Фиг. 1), вагонного датчика контроля целостности рельс путевого участка и вагонного датчика контроля проследования поезда в полном составе. Аппаратура устройства размещается на перегоне в трансформаторных ящиках, расположенных на границах блок-участков. Путевой индуктор ПИ (Фиг. 2) расположен у шейки правого по ходу движения рельса с внутренней стороны колен. При проходе хвоста поезда вагонный индуктор ВИ взаимодействует с путевым индуктором в том случае, если рельсовые нити исправны. Если одна или обе из рельсовых нитей повреждены, то вагонный индуктор ВИ перемещается вверх и взаимодействия индукторов не происходит. Путевой участок или занят или поврежден. В противном случае на пост ЭЦ передается сигнал о свободности и исправности блок-участка и станционная ЭВМ (на Фиг. 2 не показана) формирует приказ о свободности участка. Между локомотивом и постом ЭЦ устанавливается канал радиосвязи, по которому на локомотив передается информация о количестве свободных участков перед поездом и номер пути приема или отправления со станции (на Фиг. 2 не отражено). Микропроцессорный блок МПБ размещается на хвостовом вагоне с автономным источником питания. Блок МПК получает информацию о состоянии датчиков Д1 и Д2, которые посредством бегунков контроля целостности верхней поверхности головки рельса (БКЦВ) и бегунка контроля целостности боковой поверхности головки рельса (БКЦБ). Если рельсы исправны, то сердечники датчиков Д1 и Д2 находятся в исходном положении. При изломе рельса концы рельс у излома, даже при наличии гальванического контакта, смещены. Сердечники датчиков, имея малую инерционность, кратковременно смещаются и воздействуют на микропроцессорный блок МПБ, который осуществляет размыкание цепи электромагнита. При этом поднимается вагонный индуктор ВИ, исключая связь вагонного ВИ и путевого ПИ индукторов. Информация о свободности и исправности путевого участка на пост ЭЦ не поступает. В нормальном состоянии к осям датчиков Д, Д2 и электромагнита ЭМ приложены механические усилия (за счет пружин) в направлении стрелок на Фиг. 2. Вагонный индуктор расположен по следу реборды колеса и рельса не касается. Программа микропроцессорного блока учитывает виляние колес во время движения (особенно последнего вагона грузового поезда) и не воспринимает это виляние как повреждение рельса.

У второго рельса также размещены два контрольных бегунка и датчики (на Фиг. 2 бегунки и датчики не показаны), за счет которых отслеживается целостность второго рельса.

При движении поезда по путевому участку, на границах которого находятся рельсовые цепи содержащие рельсовые линии РЛ1 1, трансформаторы Т1 3 и Т2 4 соединенные с постом ЭЦ ближайшей станции проводами ЛПТР1 5, ЛПТР2 6, ЛППР1 7 и ЛППТР2 8 фиксируется его вступление на блок-участок, в который входят рельсовые линии РЛ1 1 и РЛ2 2. При электротяге рельсовая линия РЛ2 оборудуется стыковыми соединителями для пропуска тягового тока, а при автономной тяге соединители не устанавливаются. При электротяге переменного тока для уравнивания тягового тока устанавливаются дроссели Д20 через каждые 6 км. Освобождение блок-участка фиксируется за счет путевого индуктора 28, который посылает контрольный импульс тока на пост ЭЦ по проводам ЛПИ1 9 и ЛПИ2 10, что поезд освободил блок-участок и рельсовые нити исправны. Импульс инициируется при взаимодействии путевого индуктора ПИ 28 с вагонным индуктором ВИ 27. Если рельсовые нити не исправны, то вагонный индуктор ВИ 27 отводится (приподнимается) от путевого индуктора ПИ 28 и освобождения не фиксируется. В рабочем состоянии вагонный индуктор ВИ 27 перемещается по следу реборды колеса 16. На Фиг. 2 кроме реборды колеса показана плоскость колеса 15, ось колеса 17 и стрелка направления движения. Все приборы Фиг. 2, кроме путевого индуктора, размещены в антивандальном корпусе, который закреплен на хвостовом вазоне поезда.

За хвостом поезда по рельсу 11 по верхней и боковой плоскости головки рельса 12 катятся контрольные бегунки БКЦВ 21 и БКЦБ 24, которые отслеживают неровности головки рельса, которые могут появиться при изломе рельса. Ниже показаны шейка рельса 13 и подошва рельса 14, под которыми проложены линейные провода ЛПИ1 9 и ЛПИ2 10 для передачи информации на пост ЭЦ о состоянии блок-участка.

При изломе рельса на верхней или боковой поверхности головки рельса 12 образуется неровность (сдвиг концов рельс у излома). Бегунки БКЦВ 21 или БКЦБ 24 обнаруживают излом (даже если нет гальванического разрыва) и перемещается шток 20 первого датчика Д1 19 или перемещается шток 23 второго датчика Д2 23. У датчиков изменяются магнитные поля, а следовательно, и входные сопротивления катушек датчиков. Эта информация по проводам 29, 30 или 31, 32 передается на микропроцессорный блок МПБ 18, который по проводам 33 и 34 отключает электромагнит ЭМ 25 и сердечник со штоком 26 перемещается вверх по направлению стрелки за счет пружины, которая на Фиг. 2 не показана* (не показаны пружины и у датчиков, которые также тянут сердечники датчиков в направлении стрелок). Отводится вагонный индуктор ВИ 27 от путевого индуктора ПИ 28 по направлению стрелки. Взаимодействия между индукторами не происходит, сигнал (импульс) о свободности и исправности на пост ЭЦ не передается. При изломе другого рельса сигнал от датчиков ДЗ и Д4 (на Фиг. 2 не показаны) по проводам 35, 36 и 37, 38 поступает также на блок МПБ и вагонный индуктор ВИ 27 также отводится от путевого индуктора ПИ 28.

Достоинствами предложенного способа являются: блок-участки могут быть больший длины (до 50 км); контроль состояний путевых участков не зависит от сопротивления изоляции; при автономной тяге не требуется ни изолирующих стыков, ни рельсовых соединителей; при электротяге переменного тока для уравнивания тягового тока может быть использован малогабаритными дросселями Д20; при электротяге изолирующие стыки так же не нужны; информация на локомотивы передается с помощью радиоканалов.

Способ контроля состояний путевого участка, заключающийся в том, что контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную информацию передают на пост ЭЦ для формирования сигналов АЛС, отличающийся тем, что контроль исправности рельсовых нитей осуществляют бегунками контроля целостности рельсовых нитей, которые отслеживают неровности рельсовых нитей, возникшие при изломе рельс, при этом при фиксации повреждения рельс используют микропроцессорное устройство, установленное в антивандальном корпусе на хвостовом вагоне, причем посредством штока отводят вагонный индуктор от путевого, взаимодействия индукторов не происходит и сигнал контроля освобождения блок-участка не передается, при этом в этом случае по радиоканалу на локомотив передают сигнал остановки, причем отсутствие сигнала также расценивают в качестве сигнала остановки, а в обратном случае на локомотив по радиоканалу передают информацию о количестве свободных блок-участков и номер пути приема или отправления.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
16.01.2020
№220.017.f546

Регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710957
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0469

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714627
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04aa

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают устройства приема и передачи информации на точечные напольные устройства, установленные на границах станций, которые передают на локомотивы информацию о времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714966
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04b5

Способ регулирования движения поездов с помощью радиосигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают ЭВМ и по две радиостанции, а на станциях - ЭВМ и по одной радиостанции, которые обеспечивают радиосвязь с впередилежащей и позадилежащей станциями посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714962
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04c5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, на постах ЭВМ устанавливают радиостанции, работающие с локомотивными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714965
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ee

Устройство контроля состояний разветвленной рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики контроля состояний разветвленных рельсовых линий для регулирования движения на станции. Устройство содержит два ответвления, источник питания, два стрелочно-путевых реле, трансформатор питающего конца и два релейных трансформатора, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714828
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.051e

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для регулирования движения поездов. В способе посредством сигналов передают на локомотивы поездов информацию о состоянии впередилежащих перегонных участков и станционных путей, в установленном маршруте, на локомотивах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714824
Дата охранного документа: 19.02.2020
17.06.2020
№220.018.26fa

Способ контроля состояний путевого участка на станциях и перегонах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний путевого участка. В способе в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723502
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2714

Способ регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ предусматривает центральную вычислительную машину (ЭВМЦ) для коррекции графика движения поездов на сети железных дорог. Графики передают в единые дорожные диспетчерские центры для управления работой дорожных ЭВМ (ЭВМД). ЭВМД...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723528
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2721

Способ отображения информации на локомотиве для контроля за движением поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ заключается в использовании передаваемой на локомотив информации о состоянии впередилежащих путевых участков, положении стрелок и крутизне стрелочных переводов. В память локомотивной ЭВМ вводится информация о путевом развитии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723513
Дата охранного документа: 11.06.2020
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД