×
20.02.2014
216.012.a1b3

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента включает определение текущего значения абсциссы центра вращения, угловой скорости судна, демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и ее момента. В способе дополнительно используют расположенные в диаметральной плоскости судна условно называемые кормовую точку A и носовую точку F, в которых размещают датчики линейных ускорений. С помощью датчиков измеряют значения поперечных линейных ускорений w, w соответственно в носовой точке F и кормовой точке А. Затем рассчитывают текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей υ, υ точек А и F. Затем определяют нормальную гидродинамическую силу и ее момент. Текущее значение абсциссы х центра вращения определяют непрерывно в процессе выполнения маневра. Достигается повышение безопасности управления судном при выполнении им сложного маневрирования. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование, характерной особенностью которого является движение судна с большими углами дрейфа. К таким видам маневров относятся: швартовка судна к причалу или к борту другого судна, динамическое позиционирование и др.

Повысить безопасность судна при выполнении им сложного маневрирования можно, используя возможность прогнозирования его движения. Прогнозирование движения судна как результата планируемого управляющего воздействия в реальных условиях плавания может быть осуществлено с использованием компьютерного моделирования. При этом объектом моделирования является судно, обладающее определенными гидродинамическими характеристиками, во многом определяющими характер движения судна при маневрировании. При выполнении компьютерного моделирования движения судна с большими углами дрейфа в качестве особо значимых его гидродинамических характеристик являются демпфирующие составляющие нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, образующиеся на корпусе судна при его произвольном движении.

Известен способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента [1], основанный на определении текущего значения абсциссы центра вращения x0, т.е. точки, расположенной в диаметральной плоскости (ДП) судна и занимающей определенное положение на ней с учетом характерных особенностей выполняемого судном маневра. В центре вращения угол дрейфа, имеющий различные значения в различных точках, расположенных по длине судна, равен нулю, т.е. поперечная составляющая линейной скорости в центре вращения равна нулю υ=0.

Общий вид зависимостей, предложенных Р.Я.Першицем в работе [1] для определения текущих значений демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, выглядит следующим образом:

где ω - угловая скорость судна,

fy(x0), fm(x0) - функции от абсциссы центра вращения.

Однако при определении демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента указанным способом не рассматривают возможность экспериментального определения текущего значения абсциссы x0 центра вращения, что является актуальным при прогнозировании движения судна, совершающего сложное маневрирование. Для получения адекватного прогноза нужно непрерывно определять абсциссу x0 центра вращения в процессе выполнения маневра.

Целью заявляемого изобретения является повышение безопасности управления судном при выполнении им сложного маневрирования за счет прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе известных текущих значений гидродинамических характеристик судна, в частности демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, образующихся на корпусе судна при его движении.

Для этого измеряют поперечные линейные ускорения в носовой F и кормовой A точках судна. По результатам измерений определяют поперечные составляющие линейных скоростей носовой и кормовой точек судна и с использованием их значений рассчитывают текущее значение абсциссы x0 центра вращения. В соответствии с текущим значением абсциссы x0 центра вращения, а также значения текущей угловой скорости судна ω определяют текущие значения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента, далее используют эти значения для компьютерного моделирования с целью прогнозирования движения судна при выполнении им сложного маневрирования.

Сущность способа поясняется чертежом и заключается в следующем.

В условиях выполнения судном сложного маневрирования и необходимости прогнозирования траектории его движения с целью повышения безопасности управления движением судна в носовой F и кормовой A точках судна, разнесенных по его длине на определенное расстояние в диаметральной плоскости (ДП) судна, размещают датчики линейных ускорений.

В процессе движения судна датчики ускорений измеряют текущие значения поперечных линейных ускорений wyF и wyA в носовой F и кормовой A точках судна.

Используя очевидные соотношения:

рассчитывают текущие значения поперечных составляющих линейных скоростей носовой F и кормовой A точек судна.

На основании зависимости, следующей из чертежа

рассчитывают текущее значение абсциссы центра вращения x0.

На основании показаний гирокомпаса ψ(t) (текущее значение курса судна) определяют угловую скорость судна ω во время маневрирования

Пользуясь зависимостями (1) и (2), определяют текущие значения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, которые в дальнейшем используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения судна в условиях сложного маневрирования.

Литература

1. Справочник по теории корабля. / Под ред. Я.И.Войткунского. - Л.: Судостроение, 1973. - 512 с.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.12.2013
№216.012.884a

Способ определения поперечной гидродинамической силы и ее момента при выполнении сложного маневрирования судна

Используют кормовую А и носовую F точки в диаметральной плоскости судна. В точки А и F устанавливают акселерометры и измеряют продольные и поперечные ускорения точек А и F. Определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А и F. Рассчитывают абсциссу полюса поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500572
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2014
№216.012.a932

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к судну-партнеру, лежащему в дрейфе. Текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, проходящей через две заданные точки на плоскости....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509029
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a933

Способ управления движущимся судном

Изобретение относится к управлению движущимся судном при его позиционировании в заданной точке плоскости в заданном направлении. Используют поперечные смещения двух разнесенных по длине объекта точек и продольные отклонения условной точки. Условная точка расположена в диаметральной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509030
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a934

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера, стоящего на якоре

Изобретение относится к водному транспорту. Способ управления заключается в том, что текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, которая проходит через две заданные точки на плоскости, текущее положение которых на плоскости в любой заданный момент времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509031
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a935

Способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке, динамическом позиционировании или дрейфе. Способ характеризуется тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509032
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abbc

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к управлению судном при следовании по заданной траектории и касается автоматического управления рулём или другим рулевым средством управления, которым оборудовано судно. Управление осуществляют по величинам поперечных смещений носовой А и кормовой В точек. Точки А и В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509679
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2015
№216.013.5640

Способ управления движущимся судном

Способ управления движущимся судном. При данном способе в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают на носу и корме судна точки, относительно которых производят непрерывные измерения координат с высокой точностью (±1м) и непрерывно вычисляют смещения этих точек от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553610
Дата охранного документа: 20.06.2015
Показаны записи 1-10 из 18.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3335

Электрохимический способ очистки хондроитина сульфата

Изобретение относится к способу очистки хондроитина сульфата и может быть использовано в пищевой и косметической промышленности и медицине. Способ предусматривает электрохимическое осаждение с получением гидрогеля хондроитина сульфата, стабилизацию, снятие с электрода, промывание и сушку. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478652
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.491b

Вантовая ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к ветряным двигателям и расширяет парк ветроэнергетических установок с вертикальной осью вращения. Вантовая ветроэнергетическая установка содержит как минимум один ветрогенератор и электрогенератор, установленные на устройстве подвеса, нижний конец которого закреплен к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484295
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.49e2

Способ определения местоположения объекта

Изобретение относится к области радионавигации с использованием радиоволн и может быть использовано в транспортной навигации для определения местоположения объекта в условиях высоких широт и при наличии полярных сияний. Изобретение может быть также использовано для освоения природных ископаемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484494
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.74df

Способ получения консервов из рыбы полугорячего копчения

Изобретение относится к пищевой промышленности. Способ предусматривает подготовку сырья, подсушку, копчение, фасование в банки, закатывание и стерилизацию. Подсушку и копчение проводят при одинаковой и постоянной жесткости режима. Жесткость режима определяется формулой , где - средняя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495579
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.884a

Способ определения поперечной гидродинамической силы и ее момента при выполнении сложного маневрирования судна

Используют кормовую А и носовую F точки в диаметральной плоскости судна. В точки А и F устанавливают акселерометры и измеряют продольные и поперечные ускорения точек А и F. Определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А и F. Рассчитывают абсциссу полюса поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500572
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9495

Способ извлечения никеля

Изобретение относится к способу извлечения никеля из его растворов цементацией. Способ включает цементацию никеля путем пропускания раствора соли никеля через порошок восстановленного железа. Пропускание раствора ведут со скоростью 0,5-1,0 мл/мин. При этом реакционную смесь подвергают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503731
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2014
№216.012.95f0

Способ квазитрансавроральной радиосвязи в дкмв-диапазоне

Изобретение относится к области техники радиосвязи и может быть использовано для связи в ДКМВ диапазоне в высоких широтах. Технический результат состоит в увеличении времени связи в ДКМВ диапазоне на высокоширотных радиотрассах за счет использования аномального механизма распространения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504078
Дата охранного документа: 10.01.2014
+ добавить свой РИД