×
10.12.2013
216.012.884a

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Используют кормовую А и носовую F точки в диаметральной плоскости судна. В точки А и F устанавливают акселерометры и измеряют продольные и поперечные ускорения точек А и F. Определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А и F. Рассчитывают абсциссу полюса поворота и поперечную гидродинамическую силу и ее момент. Полученные данные силы и момента используют для прогнозирования движения судна при выполнении им сложного маневрирования. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования движения судна при выполнении им сложного маневрирования при швартовке или динамическом позиционировании.

Совершенствование управления судном, выполняющим сложное маневрирование, достигается путем прогнозирования его движения методом компьютерного моделирования с использованием математической модели судна.

Эффективность и безопасность выполнения сложного маневрирования зависят от наличия необходимой информации, позволяющей адекватно оценить характер поведения судна при воздействии на него внутренних или внешних управляющих воздействий. В качестве управляющих воздействий, в данном случае, рассматриваются воздействия в виде сил и моментов, образуемых в результате работы движительно-рулевого комплекса судна или движительно-рулевых комплексов вспомогательных (внешних) средств управления, например буксиров.

Прогнозировать поведение судна при выполнении сложного маневрирования в результате управляющих воздействий невозможно без определения значений гидродинамических сил и моментов, образующихся на корпусе судна при его движении.

Известен способ определения поперечной гидродинамической силы и ее момента, образующихся на корпусе судна при его движении [1]. Данный способ наиболее близок к предлагаемому и принят за прототип.

Суть известного способа заключается в следующем. Во время движения судна в отдельно взятом шпангоутном сечении его корпуса образуется гидродинамическая реакция, величину которой определяют выражением

где υx - продольная составляющая линейной скорости судна в шпангоутном сечении;

υy(xшп) - поперечная составляющая линейной скорости судна в шпангоутном сечении;

λy(xшп) - присоединенная масса шпангоутного сечения, определяемая известными способами при данном состоянии загрузки судна [2], [4];

xшп - абсцисса шпангоутного сечения;

dx -элементарное расстояние между шпангоутными сечениями.

Поперечная гидродинамическая сила и ее момент определяют интегрированием по длине гидродинамических реакций в шпангоутных сечениях корпуса судна

Для реализации данного известного способа в условиях сложного маневрирования судна необходимо непрерывно рассчитывать значения поперечной υy(xшп) составляющей линейной скорости во всех шпангоутных сечениях (величина продольной составляющей υx одинакова во всех шпангоутных сечениях корпуса судна, поэтому ее значение достаточно определить в любом заданном шпангоутном сечении). Рассчитывают значения составляющих линейной скорости в любом шпангоутном сечении с использованием зависимостей:

где υшп - линейная скорость в шпангоутном сечении;

β(xшп) - угол дрейфа в шпангоутном сечении.

Однако текущие значения углов дрейфа во всех шпангоутных сечениях невозможно определить экспериментально в процессе маневрирования из-за отсутствия необходимых технических средств.

Цель изобретения - совершенствование управления судном, выполняющим сложное маневрирование.

Для достижения указанной цели в способе определения гидродинамической силы и ее момента при выполнении сложного маневрирования судна, включающем определение поперечной составляющей линейной скорости судна в шпангоутном сечении, присоединенной массы шпангоутных сечений, поперечной гидродинамической силы и ее момента, дополнительно используют расположенные в диаметральной плоскости судна условно названные кормовую точку А и носовую точку F, в которых размещают акселерометры, с их помощью измеряют продольные и поперечные ускорения точек F(wxF, wyF) и A(wxA, wyA), определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А(υA) и F(υF) на основании очевидных соотношений:

;

;

;

,

рассчитывают абсциссу x0 полюса поворота.

Предлагаемый способ поясняется чертежами, представленными на фиг.1, 2.

Сущность способа заключается в следующем.

Дополнительно используют расположенные в диаметральной плоскости судна условно называемые кормовую точку А и носовую точку F. На судне в его носовой F и кормовой А точках (фиг.1), имеющих соответствующие абсциссы xF и хA, размещают акселерометры для измерения продольных (wxF, wxA) и поперечных (wxF, wyA) составляющих ускорений в точках F и А.

В процессе выполнении сложного маневрирования акселерометрами измеряют продольные и поперечные линейные ускорения точек F(wxF, wyF) и A(wxA, wyA), а величины текущих значений составляющих линейных скоростей точки F(υF) и точки А(υA) (фиг.1) рассчитывают на основании

очевидных соотношений:

Далее рассчитывают абсциссу полюса поворота x0 (фиг.1):

поперечные составляющие линейных скоростей в шпангоутных сечениях

Значения присоединенных масс шпангоутных сечений λ(xшп) рассчитывают известными способами в зависимости от состояния загрузки судна, которая не меняется в процессе маневрирования.

Определяют поперечную гидродинамическую силу и ее момент, образующиеся на корпусе судна при его движении в процессе сложного маневрирования:

;

, где

λy(xпш) - присоединенная масса шпангоутного сечения, dx - элементарное расстояние между шпангоутными сечениями.

Полученные таким образом значения поперечной гидродинамической силы Yk и ее момента Mk используют для прогнозирования движения судна при выполнении им сложного маневрирования.

Литература

1.Басин A.M. Ходкость и управляемость судов / А.М.Басин. - М.: Транспорт, 1967. - 255 с.

2.Соболев Г.В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения / Г.В.Соболев. - Л.: Судостроение, 1976. - 478 с.

3. Справочник по теории корабля: В 3 т. Т.3. Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания / под ред. Я.И.Войткунского. - Л.: Судостроение, 1985. - 544 с.: ил.

4. Юдин Ю.И. Теоретические основы безопасных способов маневрирования при выполнении точечной швартовки / Ю.И.Юдин, С.В.Пашенцев, Г.И.Мартюк, А.Ю.Юдин. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. - 152 с.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И ЕЕ МОМЕНТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.02.2014
№216.012.a1b3

Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента включает определение текущего значения абсциссы центра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507110
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.03.2014
№216.012.a932

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к судну-партнеру, лежащему в дрейфе. Текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, проходящей через две заданные точки на плоскости....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509029
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a933

Способ управления движущимся судном

Изобретение относится к управлению движущимся судном при его позиционировании в заданной точке плоскости в заданном направлении. Используют поперечные смещения двух разнесенных по длине объекта точек и продольные отклонения условной точки. Условная точка расположена в диаметральной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509030
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a934

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера, стоящего на якоре

Изобретение относится к водному транспорту. Способ управления заключается в том, что текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, которая проходит через две заданные точки на плоскости, текущее положение которых на плоскости в любой заданный момент времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509031
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a935

Способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке, динамическом позиционировании или дрейфе. Способ характеризуется тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509032
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abbc

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к управлению судном при следовании по заданной траектории и касается автоматического управления рулём или другим рулевым средством управления, которым оборудовано судно. Управление осуществляют по величинам поперечных смещений носовой А и кормовой В точек. Точки А и В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509679
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2015
№216.013.5640

Способ управления движущимся судном

Способ управления движущимся судном. При данном способе в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают на носу и корме судна точки, относительно которых производят непрерывные измерения координат с высокой точностью (±1м) и непрерывно вычисляют смещения этих точек от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553610
Дата охранного документа: 20.06.2015
Показаны записи 1-10 из 18.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3335

Электрохимический способ очистки хондроитина сульфата

Изобретение относится к способу очистки хондроитина сульфата и может быть использовано в пищевой и косметической промышленности и медицине. Способ предусматривает электрохимическое осаждение с получением гидрогеля хондроитина сульфата, стабилизацию, снятие с электрода, промывание и сушку. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478652
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.491b

Вантовая ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к ветряным двигателям и расширяет парк ветроэнергетических установок с вертикальной осью вращения. Вантовая ветроэнергетическая установка содержит как минимум один ветрогенератор и электрогенератор, установленные на устройстве подвеса, нижний конец которого закреплен к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484295
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.49e2

Способ определения местоположения объекта

Изобретение относится к области радионавигации с использованием радиоволн и может быть использовано в транспортной навигации для определения местоположения объекта в условиях высоких широт и при наличии полярных сияний. Изобретение может быть также использовано для освоения природных ископаемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484494
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.74df

Способ получения консервов из рыбы полугорячего копчения

Изобретение относится к пищевой промышленности. Способ предусматривает подготовку сырья, подсушку, копчение, фасование в банки, закатывание и стерилизацию. Подсушку и копчение проводят при одинаковой и постоянной жесткости режима. Жесткость режима определяется формулой , где - средняя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495579
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9495

Способ извлечения никеля

Изобретение относится к способу извлечения никеля из его растворов цементацией. Способ включает цементацию никеля путем пропускания раствора соли никеля через порошок восстановленного железа. Пропускание раствора ведут со скоростью 0,5-1,0 мл/мин. При этом реакционную смесь подвергают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503731
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2014
№216.012.95f0

Способ квазитрансавроральной радиосвязи в дкмв-диапазоне

Изобретение относится к области техники радиосвязи и может быть использовано для связи в ДКМВ диапазоне в высоких широтах. Технический результат состоит в увеличении времени связи в ДКМВ диапазоне на высокоширотных радиотрассах за счет использования аномального механизма распространения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504078
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1b3

Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента включает определение текущего значения абсциссы центра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507110
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД