×
08.12.2019
219.017.eb04

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002708281
Дата охранного документа
05.12.2019
Аннотация: Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при модифицировании углеродистой низколегированной стали. Выплавляют сталь в печи с раскислением стали перед выпуском в ковш. При выпуске расплава из печи в ковш дополнительно вводят в ковш алюминий до заполнения ковша на 1/4. При заполнении ковша на 1/3-2/3 вводят модификатор, в состав которого входят кремний, редкоземельные металлы и барий. После введения модификатора и завершения выпуска металла из печи выполняют продувку расплава аргоном с расходом 0,1-5 м/т в течение не более 10 минут. Обработанный металл заливают в форму при температуре стали выше температуры ликвидуса стали на (50-80°C. Применяют «чипс»-модификатор с размером фракции 1-10 мм в количестве 2-6 кг/т. Суммарное содержание редкоземельных металлов и бария в модификаторе составляет 10-20%. Достигается улучшение структуры и механических свойств стали. 2 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при модифицировании углеродистой низколегированной стали.

Известен способ внепечной обработки стали, согласно которому в кислородном конвертере выплавляют сталь, выпускают ее в ковш, производят раскисление, усреднительную продувку и другие необходимые технологические операции, затем в ковш вводят порошковую проволоку в оболочке с наполнением металлическими алюминием и кальцием (см. RU №2151199 С 1, опубл. 20.06.2000).

За счёт отсутствия продувки аргоном в ходе и после ввода модификатора в известном способе в необходимой мере не удаляются сформированные после модифицирования неметаллические включения, что приводит к нестабильности процесса модифицирования, снижению его эффективности и получению нестабильных механических свойств. Кроме того, возможны случаи затягивания разливочных стаканов из-за отсутствия регламентированного расхода модификатора (повышенный расход приводит к более сильному эффекту модифицирования, который снижает жидкотекучесть стали), а также из-за отсутствия контроля температуры начала разливки на машине непрерывного литья заготовок.

Известен также принятый за наиболее близкий аналог способ внепечной обработки стали, согласно которому расплав выпускают из электропечи в ковш, раскисляют ферросилицием и алюминием, продувают расплав аргоном, вводят в расплав порошковую проволоку, состоящую из оболочки и модифицирующего наполнителя, содержащего кремний, редкоземельные металлы (РЗМ), барий, после чего разливают сталь в формы (см. RU №2497955 С 1, опубл. 10.11.2013).

Раскисление в ковше стали, предварительно не раскисленной в печи, приводит к повышению количества трудноудаляемых силикатов и шпинелей, которые ухудшают механические свойства стали. Отсутствие указания режима продувки жидкой стали аргоном, а также временных промежутков между стадиями обработки жидкой стали в ковше: раскисление, ввод порошковой проволоки с модифицирующим наполнителем, не позволяет сделать вывод о достаточной стабильности усвоения модификаторов и, как следствие, об эффективности модифицирования.

Техническая проблема, решаемая созданием изобретения, заключается в недостаточной эффективности модифицирования при внепечной обработке стали.

Достигаемым при использовании изобретения техническим результатом является улучшение структуры и механических свойств стали, обработанной предлагаемым способом внепечной обработки.

Технический результат достигается тем, что способ внепечной обработки стали включает выпуск расплава из печи в ковш, раскисление стали алюминием, ввод в расплав модификатора, содержащего кремний, РЗМ, барий, продувку расплава аргоном и заливку стали в форму, при этом, в отличие от наиболее близкого аналога, раскисление стали производят в печи перед выпуском в ковш, в процессе выпуска металла из печи при заполнении менее 1/4 ковша дополнительно в ковш вводят алюминий в количестве, обеспечивающем его содержание в жидкой стали не менее 0,02%, модификатор вводят после заполнения ковша на 1/3-2/3 при выпуске металла из печи, продувку расплава аргоном выполняют после введения модификатора и завершения выпуска металла из печи с расходом 0,1-5 м3/т в течение не более 10 минут, заливают сталь в форму при температуре стали выше температуры ликвидуса стали на 50-80°C, при этом применяют чипсовый тип частиц модификатора с размером фракции 1-10 мм в количестве 2-6 кг/т, а суммарное содержание РЗМ и бария в модификаторе составляет 10-20%.

Для наиболее эффективного модифицирования жидкую сталь перед выпуском из печи в ковш предварительно раскисляют. За счёт этого снижается содержание кислорода в стали, продукты раскисления остаются в печном шлаке, а очищенная сталь становится более чувствительной к действию модификаторов.

Дополнительное введение в ковш алюминия (в виде проволоки или пирамидок) в таком количестве, чтобы его содержание в жидкой стали было не менее 0,02%, обеспечивает окончательное глубинное раскисление стали. При содержании алюминия в стали менее 0,02% не достигается окончательное удаление кислорода из стали. Максимальное количество алюминия регламентируется требованиями к выплавляемой стали.

Отдавать модификатор после заполнения 1/3-2/3 ковша в раскисленную сталь необходимо для наиболее его полного усвоения и равномерного распределения в объеме металла, это способствует удалению из металла вредных примесей, а также приводит к измельчению литой структуры при затвердевании, снижает микропористость, уменьшает зональную ликвацию элементов и повышает ударную вязкость стали. Отдача модификатора при заполнении ковша менее чем на 1/3 исключает его попадание в верхние слои металла в ковше и быстрое сгорание, а при заполнении более чем на 2/3 исключается попадание модификатора в нижние слои металла в ковше, вследствие чего не обеспечивается модифицирующий эффект по всему объёму жидкой стали.

Суммарное содержание редкоземельных металлов и бария в модификаторе в количестве 10-20% усиливает эффект раскисления стали, измельчения литой структуры и ускоряет удаление неметаллических включений из расплава, что способствует повышению пластичности, ударной вязкости и хладостойкости стали. При суммарном содержании РЗМ и бария в модификаторе менее 10% снижается эффективность очищения границ зерен от вредных примесей, уменьшается степень измельчения литой структуры, что негативно сказывается на пластических характеристиках и ударной вязкости стали. Суммарное содержание РЗМ и бария в модификаторе более 20% экономически нецелесообразно из-за их высокой стоимости, а также приводит к повышенному загрязнению стали трудноудаляемыми оксидами и сульфидами РЗМ, которые снижают механические характеристики стали (временное сопротивление, ударная вязкость, относительное удлинение).

Гранулометрический состав в виде фракций модификатора 1-10 мм способствует повышению усвоения и равномерному распределению модификатора. При этом фракция менее 1 мм не обеспечивает модифицирующего эффекта из-за быстрого сгорания, фракция более 10 мм не обеспечивает равномерность распределения модификатора по всему объёму ковша. Чипсовая форма частиц модификатора увеличивает усвоение элементов, повышает продолжительность модифицирующего эффекта и снижает загрязненность стали газами.

Расход модификатора 2-6 кг/т жидкого металла необходим для обеспечения оптимального модифицирующего эффекта во всём объеме выплавленной стали. Меньшее количество модификатора не позволит достигнуть эффекта измельчения литой структуры, большее количество модификатора является экономически нецелесообразно, а также может привести к загрязнению металла продуктами модифицирования.

Для обеспечения усреднения химического состава и температуры металла и для удаления неметаллических включений и дегазации стали после модифицирования и завершения выпуска металла из печи осуществляют продувку стали аргоном с расходом 0,1-5 м3/т в течение не более чем 10 минут. Уменьшение расхода газа и времени обработки стали инертным газом менее 0,1 м3/т снизит эффективность дегазации и удаления продуктов раскисления, повышение расхода газа при продувке более 5 м3/т приводит к бурлению стали и снижению эффективности удаления неметаллических включений. Увеличение времени продувки более 10 минут не целесообразно с точки зрения недопустимого понижения температуры стали и экономии времени.

Заливка металла в форму при температуре Aliq+50-80°C позволяет стали равномерно заполнять форму и способствует быстрому затвердеванию для получения дисперсной литой структуры. Перегрев стали менее чем на 50°C от температуры ликвидуса может стать причиной зарастания разливочного стакана и в совокупности с модифицирующим эффектом может снизить жидкотекучесть расплава. Перегрев стали выше 80°C температуры ликвидуса приводит к снижению модифицирующего эффекта и огрублению литой структуры.

Способ внепечной обработки стали иллюстрируется графическими изображениями, где представлены:

на фиг. 1 - литая структура стали без модифицирования (х100), размер зерна 1000 мкм;

на фиг. 2 - литая структура стали с модифицированием по предлагаемому способу (х100), размер зерна 180 мкм.

Предлагаемое изобретение осуществляют следующим образом.

Выплавляют сталь в электродуговой печи. Раскисление стали проводят перед выпуском из печи в ковш. Дополнительно вводят в ковш алюминий при выпуске стали из печи до заполнения ковша на 1/4. При заполнении ковша на 1/3-2/3 вводят модификатор на кремниевой основе, в состав которого входят редкоземельные металлы и барий. После введения модификатора и завершения выпуска металла из печи выполняют продувку расплава аргоном. При этом расход и продолжительность продувки зависят от объёма жидкой стали. Обработанный данным способом металл заливают в форму при температуре ликвидуса стали Aliq+(50-80)°C.

Пример реализации изобретения

Проведена внепечная обработка стали с тремя вариантами модифицирования: 1 - модификатор не вводился; 2 - использовали кусковой модификатор; 3 - использовали чипсовый модификатор.

Выплавку углеродистой низколегированной стали массой 3 тонны осуществляли в электродуговой печи. Раскисление металла проведено перед выпуском из печи в ковш. При выпуске металла из печи до заполнения ковша на 1/4 дополнительно в ковш введен алюминий, так чтобы его содержание в жидкой стали составило 0,04%. По варианту (2) и (3) при заполнении ковша на 1/3-2/3 в сталь введен модификатор на кремниевой основе, в состав которого входят редкоземельные металлы и барий в суммарном содержании от 10 до 20%. После введения модификатора и завершения выпуска металла из печи выполнена продувка расплава аргоном в течение 3 минут с расходом 1 м3/т. Обработанный данным способом металл был залит в форму при температуре 1560°C. Проведено исследование микроструктуры и чистоты стали всех отливок с разными вариантами модифицирования: балл неметаллических включений, размер литых зерен (кристаллиты), микропористость, зональная ликвация углерода и серы. Также были проведены испытания материала всех отливок на ударный изгиб KCU при -60°C после нормализации. Результаты анализа (см. фиг. 1, 2 и Таблицу) показали, что при использовании чипсового модификатора по предлагаемому способу достигается измельчение литой зеренной (кристаллитной) структуры более чем в 5 раз по сравнению со сталью без применения модификатора и более чем в 2 раза по сравнению со сталью, модифицированной кусковым модификатором. Кроме того, достигается устранение микропористости в структуре стали, уменьшение количества неметаллических включений, снижение зональной ликвации углерода и серы, а также увеличение ударной вязкости при -60°C в 4 раза по сравнению со сталью без применения модификатора и более чем в 1,5 раза по сравнению со сталью, модифицированной кусковым модификатором.

Присутствие в составе модификатора кремния, редкоземельных металлов и бария усиливает эффект раскисления стали, способствует повышению пластичности, ударной вязкости, хладостойкости стали, снижению флокеночувствительности. Улучшение механических свойств стали происходит за счёт очищения границ зерен от серы, фосфора и вредных примесей, а также за счёт сегрегации редкоземельных металлов на межзеренных границах, которая сдерживает рост зерен, уменьшения зональной и дендритной неоднородности, за счёт повышения дисперсности литой структуры и глобуляризации оксисульфидных неметаллических включений. Барий обеспечивает наиболее глубокое раскисление стали и ускоряет удаление сформировавшихся в ходе обработки неметаллических включений.

Таблица

Характеристики микроструктуры и механических

свойств стали с различными вариантами модифицирования

Способ внепечной обработки стали, включающий выпуск расплава из печи в ковш, раскисление стали алюминием, ввод в расплав модификатора на кремниевой основе, содержащего редкоземельные металлы и барий, продувку расплава аргоном и заливку в форму, отличающийся тем, что перед выпуском расплава из печи в ковш производят раскисление стали в печи, а при выпуске расплава из печи в ковш до его заполнения на 1/4 в ковш дополнительно вводят алюминий, при этом ввод в расплав модификатора осуществляют при выпуске расплава из печи в ковш после его заполнения на 1/3-2/3, продувку расплава аргоном производят при расходе газа 0,1-5 м/т в течение не более 10 минут после введения модификатора и завершения выпуска расплава из печи в ковш, а заливку стали в форму осуществляют при температуре стали выше температуры ликвидуса стали на 50-80°C, причем при обработке используют «чипс»-модификатор с размером фракции 1–10 мм в количестве 2–6 кг/т, суммарное содержание редкоземельных металлов и бария в котором составляет 10-20%.
СПОСОБ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ
СПОСОБ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
17.02.2018
№218.016.2cb2

Литое железнодорожное колесо с маркировочными знаками и способ литья железнодорожного колеса с маркировочными знаками

Изобретение относится к литейному производству. Отливку железнодорожного колеса изготавливают в формах из смесей холодного отверждения или полученных вакуумно-пленочным способом. Штампы с маркировочными знаками закрепляют на литейной модели низа или верха отливки в местах литейной модели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643537
Дата охранного документа: 02.02.2018
04.04.2018
№218.016.371d

Котел вагона-цистерны

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. Котел вагона-цистерны содержит обечайку (1) и люк с горловиной (3), закрепленной в обечайке котла. Место соединения горловины люка с обечайкой усилено накладкой (4), установленной на поверхности обечайки и охватывающей горловину люка. Накладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646709
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.40dd

Способ вакуумно-пленочной формовки и литейная форма

Изобретение относится к литейному производству. Собирают модельную оснастку. На подмодельную плиту устанавливают модели отливки. На поверхность модели отливки, на которой при формовке или заливке синтетическая плёнка подвержена разрушающим воздействиям, закрепляют усиливающие элементы для их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649192
Дата охранного документа: 30.03.2018
29.05.2018
№218.016.5513

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к надрессорным балкам. Надрессорная балка включает в себя верхний пояс, нижний пояс, содержащий в концевых частях опорные поверхности, сопряжённые с наклонными элементами, две вертикальные боковые стенки, соединённые с верхним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654233
Дата охранного документа: 17.05.2018
29.05.2018
№218.016.561c

Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к узлам соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой. Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой содержит передний и задний упоры, выполненные раздельными, установленные в проемах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654458
Дата охранного документа: 17.05.2018
16.06.2018
№218.016.6217

Полувагон сочлененный

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, а именно к сочлененным полувагонам. В полувагоне сочленом использование одной общей тележки (7) для секций (2), (3) полувагона и выполнение в межтележечном пространстве каждой секции понижения пола с образованием дополнительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657712
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.629e

Полувагон (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. В полувагоне пятниковые стойки боковых стенок (3.1) усилены дополнительными стойками (3.2.2), установленными вертикально. По первому варианту на концевых участках боковых стенок закреплены усиливающие концевые элементы (4). По второму...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657703
Дата охранного документа: 14.06.2018
20.06.2018
№218.016.6453

Выдвижная подножка транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к грузовым вагонам. Выдвижная подножка транспортного средства содержит подвижные стойки (1) со ступеньками (2), расположенный на раме (4) транспортного средства несущий кронштейн (3) с горизонтальной опорой-поперечиной (5) и ограничитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658237
Дата охранного документа: 19.06.2018
Showing 1-10 of 50 items.
20.08.2015
№216.013.72b8

Вагон-цистерна и железнодорожный состав, сформированный из вагонов-цистерн

Изобретение относится к грузовым вагонам железнодорожного транспорта. Котел вагона-цистерны выполнен в виде емкости, состоящей из обечайки (5) и двух днищ (6), установлен на раму или полурамы и оборудован одним комплектом сливо-наливной арматуры, расположенным в концевой части обечайки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560938
Дата охранного документа: 20.08.2015
25.08.2017
№217.015.b0fd

Пятник железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции пятника и пятниковых мест железнодорожного подвижного состава. Пятник железнодорожного подвижного состава содержит опорную поверхность, упорную поверхность, отверстие для шкворня и привалочную поверхность. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613113
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
26.08.2017
№217.015.da24

Способ изготовления пружин и агрегат для его воплощения

Группа изобретений относится к изготовлению стальных пружин. Способ изготовления пружин включает подачу и нагрев навиваемого материала, навивку на вертикальную оправку, погружение оправки с навитой пружиной в закалочную ванну, перемещение оправки с навитой пружиной по закалочной ванне от места...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623968
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.dd15

Способ испытаний металлов на растяжение-сжатие и образец для его осуществления

Изобретение относится к области испытаний материалов, а конкретно к испытаниям металлических цилиндрических образцов методом деформирования (растяжения-сжатия или сжатия-растяжения), и может быть использовано для физического моделирования в лабораторных условиях процессов многократной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624613
Дата охранного документа: 04.07.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.fae1

Защитное устройство для сливо-наливной арматуры вагона-цистерны

Изобретение относится к подвижному составу, а именно к железнодорожным цистернам, и может быть использовано для защиты сливо-наливной арматуры железнодорожных цистерн. Защитное устройство для сливо-наливной арматуры вагона-цистерны содержит кожух (1), установленный на колеса-ролики, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640266
Дата охранного документа: 27.12.2017
20.01.2018
№218.016.15a4

Способ изготовления крупногабаритных пружин из стали

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении крупногабаритных пружин из стали горячей навивкой. Способ включает нагрев прутка, навивку пружины из прутка на оправку при температуре нагрева, повитковую закалку пружины при ее непрерывно-последовательном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635114
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15b7

Линия для производства пружин горячей навивкой (варианты)

Изобретения относятся к производству пружин, изготавливаемых горячей навивкой. Линии содержат установку отбраковки прутков, установку мерной резки прутков, устройство нагрева прутков, устройство навивки пружин из прутков, устройство непрерывно-последовательной закалки пружин, печь для отпуска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635115
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.18a9

Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам-хопперам с разгрузочными люками. Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагона-хоппера содержит установленные в опорах (4) вращения продольные приводные валы с ручными приводами в виде червячных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636241
Дата охранного документа: 21.11.2017
+ добавить свой РИД