×
28.11.2018
218.016.a15d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТВЁРДОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЕТАЛИ АВТОСЦЕПКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области термообработки металлов и может быть использовано для упрочнения деталей автосцепок железнодорожного транспорта. Способ термоупрочнения включает индукционный нагрев автосцепки и последующее ее охлаждение. Индукционный нагрев производят в зоне рабочей поверхности детали автосцепки, исключая ее кромку. Для построения траектории движения рабочую поверхность детали предварительно сканируют. Для управления перемещением индуктора над рабочей поверхностью детали применяют автоматическое управление. Нагретую поверхность охлаждают, подавая воду через отверстия в корпусе индуктора. Достигается повышение твердости наиболее подверженных износу рабочих поверхностей деталей автосцепок. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термической обработке деталей автосцепок железнодорожного подвижного состава для создания твёрдого слоя на подверженных износу рабочих поверхностях деталей.

Известен способ создания твёрдого поверхностного слоя путём многопроходной наплавки на рабочих поверхностях деталей автосцепного устройства железнодорожного вагона, обеспечивающий исключение повреждения наплавленного слоя по кромкам указанных рабочих поверхностей (RU 57226 U1, опубл. 10.10.2006). Известный способ предполагает два варианта реализации, при которых рабочие поверхности детали автосцепного устройства предварительно занижают на толщину наплавляемого слоя и за несколько проходов наплавляют износостойкой проволокой. По одному из вариантов, по кромкам рабочих поверхностей деталей выполняют окантовочные валики из проволоки, обладающей твердостью меньшей, чем твердость проволоки, из которой выполнена основная наплавка. Согласно другому варианту, выполняют выступы, отлитые за одно целое с телом деталей, имеющие твердость меньшую, чем твёрдость проволоки, из которой выполнена основная наплавка.

При реализации данного способа имеется необходимость локального изменения формы отливок, из которых будет изготовлена деталь. В случае несоответствия после нанесения наплавки геометрических параметров детали требованиям документации может возникнуть необходимость дополнительной механической обработки с целью получения требуемой конфигурации и размеров наплавленного слоя. Кроме того, необходимо приобретение дополнительных материалов (проволоки) для осуществления наплавки.

Известен также способ термической обработки литых стальных деталей автосцепки, применяемой для автоматического сцепления железнодорожного подвижного состава, позволяющий повысить твёрдость и циклическую долговечность материала деталей автосцепки (RU 2415182 С1, опубл. 27.03.2011). Известный способ термической обработки после восстановления деталей автосцепки, принятый за наиболее близкий аналог, включает индукционный нагрев током высокой частоты (ТВЧ) детали автосцепки при температуре 890-940°С в течение 5-30 минут и последующее охлаждение детали автосцепки, помещённой в закалочный бак, потоком воды, циркулирующей по замкнутому контуру, в течение 0,4-2,5 минут. Оборудование для реализации способа может состоять из индуктора для нагрева детали автосцепки, источника питания, закалочного бака, закалочного устройства, блока согласующих трансформаторов, насоса.

Данный способ позволяет осуществить термическую обработку и повысить твёрдость всей поверхности восстанавливаемой части детали автосцепки в целом, однако не даёт возможности создать твёрдый слой отдельной, наиболее подверженной износу рабочей поверхности части детали автосцепки, в частности, тяговой поверхности большого и малого зубьев или поверхности зацепления замка.

Техническим результатом, обеспечиваемым изобретением, является повышение твёрдости наиболее подверженных износу рабочих поверхностей детали автосцепки грузового вагона с обеспечением сохранности исходной конфигурации контура рабочих поверхностей, включая кромки, повышение долговечности детали автосцепки грузового вагона.

Достигается указанный технический результат тем, что способ создания твёрдого поверхностного слоя на детали автосцепки грузового вагона включает индукционный нагрев поверхности детали и охлаждение нагретой поверхности подачей воды, при этом в отличие от наиболее близкого аналога, индукционный нагрев осуществляют при помощи индуктора непрерывно-последовательным методом в зоне рабочей поверхности детали автосцепки, исключая кромку рабочей поверхности, предварительно сканируют рабочую поверхность детали для построения траектории перемещения индуктора в пределах зоны индукционного нагрева, индуктор перемещают над рабочей поверхностью детали посредством автоматического управления в пределах зоны индукционного нагрева, а охлаждение осуществляют в процессе перемещения индуктора путём подачи воды на нагретую поверхность через отверстия, выполненные в корпусе индуктора.

В качестве индуктора может быть использована медная трубка квадратного сечения с ферритовым магнитопроводом.

В частных формах реализации индуктор перемещают на постоянном расстоянии от рабочей поверхности детали, составляющем от 1 мм до 3 мм.

Преимущественно ширина кромки рабочей поверхности детали составляет от 5 мм до 10 мм.

Отверстия в корпусе индуктора могут быть выполнены под углом к нижней части индуктора таким образом, чтобы обеспечивать наклонное направление подачи воды на нагретую поверхность, совпадающее с направлением перемещения индуктора.

Рабочей поверхностью детали для индукционного нагрева с целью создания твёрдого поверхностного слоя может быть тяговая поверхность большого зуба, либо тяговая поверхность малого зуба корпуса автосцепки.

Применение метода непрерывно-последовательного нагрева током высокой частоты позволяет осуществлять нагрев и создавать твёрдый слой на отдельных поверхностях детали, а именно, на рабочих поверхностях, наиболее подверженных износу в процессе эксплуатации автосцепки грузового вагона. Охлаждение нагретой поверхности путём подачи воды на эту поверхность в процессе перемещения индуктора позволяет осуществлять этап охлаждения непосредственно сразу после этапа индукционного нагрева и тем самым исключить из процесса этап выдержки, обеспечивая создание твёрдого слоя на рабочей поверхности детали, без прогрева детали на всю толщину. Осуществление индукционного нагрева в пределах зоны рабочей поверхности детали автосцепки, исключая кромку рабочей поверхности, не оказывает влияния на исходную конфигурацию детали. Не подверженная индукционному нагреву кромка рабочей поверхности сохраняет исходную твёрдость поверхностного слоя, что снижает вероятность хрупкого разрушения кромки в процессе эксплуатации автосцепки. Последовательность предлагаемых этапов обеспечивает увеличение устойчивости рабочей поверхности детали автосцепки к износу, повышение долговечности, увеличение межремонтного срока службы автосцепки.

Изобретение поясняется графическими материалами, где показано:

на фиг. 1 - расположение индуктора над тяговой поверхностью большого зуба корпуса автосцепки, аксонометрическая проекция;

на фиг. 2 - расположение индуктора над тяговой поверхностью малого зуба корпуса автосцепки, аксонометрическая проекция;

на фиг. 3 - большой зуб корпуса автосцепки с зоной индукционного нагрева, местный поперечный разрез;

на фиг. 4 - малый зуб корпуса автосцепки с зоной индукционного нагрева, местный поперечный разрез;

на фиг. 5 - зависимость твёрдости структуры с 99,9% мартенсита от количества углерода в стали.

Предлагаемое изобретение позволяет создать твёрдый поверхностный слой на таких рабочих поверхностях корпуса 1 автосцепки, как рабочая поверхность 2.1 большого зуба 2 (фиг. 1) и рабочая поверхность 3.1 малого зуба 3 (фиг. 2). Индуктор 4, который может иметь различную конфигурацию, в той своей части, которая обращена к рабочей поверхности 2.1 или 3.1, выполнен, соответственно, длиной Lбз или длиной Lмз.

Зона 2.1.1 индукционного нагрева на большом зубе 2 корпуса 1 автосцепки (фиг. 3) имеет ширину Sбз, глубину hбз и располагается на расстоянии от края большого зуба 2, соответствующем ширине sбз кромки 2.1.2.

Зона 3.1.1 индукционного нагрева на малом зубе 3 корпуса 1 автосцепки (фиг. 4) имеет ширину Sмз, глубину hмз и располагается на расстоянии от края большого зуба 2, соответствующем ширине sмз кромки 3.1.2.

Индуктор 4 расположен таким образом, что его обращённая к рабочей поверхности детали часть длиной L расположена параллельно короткой стороне рабочей поверхности 2.1 или 3.1. При этом величина указанной длины L не превышает величины ширины S соответствующей зоны индукционного нагрева для исключения индукционного нагрева кромки рабочей поверхности. Ширина sбз и sмз кромок 2.1.2 и 3.1.2 составляет от 5 до 10 мм, что обусловлено требованием сохранности конфигурации контура рабочих поверхностей. При ширине кромок менее 5 мм возрастает вероятность откалывания кромок от действия эксплуатационных нагрузок; при ширине кромок более 10 мм происходит сокращение площади зоны индукционного нагрева с твёрдым поверхностным слоем.

В состав оборудования для реализации предлагаемого способа входят электромеханическая часть, включающая в себя индуктор ТВЧ, сканирующее устройство, система автоматического управления (САУ) положением и движением индуктора, генератор тока высокой частоты. В качестве индуктора используют, в частности, медную трубку, имеющую квадратное сечение, с ферритовым магнитопроводом. В корпусе медной трубки выполнены сквозные отверстия для выполнения индуктором функции охлаждающего устройства.

Перед проведением индукционного нагрева (поверхностной закалки ТВЧ) детали автосцепки осуществляют сканирование рабочей поверхности детали с целью определения геометрии рабочей поверхности. Результаты сканирования передаются в САУ для построения траектории трёхмерного движения индуктора над рабочей поверхностью детали.

Для осуществления предлагаемого способа индуктор 4 размещают над тяговой поверхностью 2.1 большого зуба 2 корпуса 1 автосцепки (фиг. 1), либо над тяговой поверхностью 3.1 малого зуба 3 корпуса 1 автосцепки (фиг. 2) и приводят индуктор 4 в действие. Индуктор 4 осуществляет перемещение с постоянной скоростью, в направлении трех координат, задаваемом САУ, с соблюдением постоянного расстояния над рабочей поверхностью, повторяя индивидуальную геометрию рабочей поверхности детали, включая ее криволинейные участки.

Для охлаждения зоны индукционного нагрева в процессе перемещения индуктора 4 на нагретую поверхность подают воду из отверстий, выполненных в нижней части корпуса индуктора 4. При этом отверстия могут быть выполнены под углом к нижней части индуктора таким образом, чтобы обеспечивать наклонное направление подачи воды на нагретую поверхность металла, совпадающее с направлением перемещения индуктора.

Твердость поверхностного слоя, получаемая в результате осуществления способа, находится в диапазоне 40,5-50,0 HRC. Данный диапазон твердости обеспечивается получением в результате закалки слоя со структурой мартенсита с содержанием углерода 0,17-0,25% (фиг. 7).

После проведения поверхностной закалки ТВЧ проводят низкий отпуск при температуре 180-250°С для снятия остаточных напряжений.

Индивидуальность каждой отдельной рабочей поверхности, имеющая место в силу наличия довольно больших величин допусков на размеры, учитывается с помощью САУ и предварительного сканирования каждой поверхности перед индукционным нагревом для построения траектории движения индуктора.

Для различных вариантов стали 20ГЛ в пределах марочного состава по ГОСТ 22703 «Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия» проведены компьютерные расчеты с учетом скорости нагрева металла и исходного состояния металла перед закалкой ТВЧ после объемной закалки с отпуском. Диапазон температур индукционного нагрева на глубине h=3 мм составляет 880-910°С и обусловлен обеспечением гомогенного аустенита. Температура индукционного нагрева на поверхности детали составляет от 910 до 1150°С. Верхнее значение температуры 1150°С обусловлено тем, что выше данной температуры происходит чрезмерный рост аустенитного зерна - свыше среднего условного диаметра 55 мкм (соответствует номеру 5 по ГОСТ 5639 «Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна»). Скорость перемещения индуктора составляет 1,5-3 мм/с. Расстояние между индуктором и рабочей поверхностью детали составляет от 1 до 3 мм. Данные диапазоны скорости перемещения индуктора и расстояния между индуктором и рабочей поверхностью детали выбраны таким образом, чтобы обеспечить указанные выше диапазоны температур индукционного нагрева детали на рабочей поверхности и на глубине h не более 3 мм.


СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТВЁРДОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЕТАЛИ АВТОСЦЕПКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТВЁРДОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЕТАЛИ АВТОСЦЕПКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТВЁРДОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЕТАЛИ АВТОСЦЕПКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТВЁРДОГО ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ НА ДЕТАЛИ АВТОСЦЕПКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
17.02.2018
№218.016.2cb2

Литое железнодорожное колесо с маркировочными знаками и способ литья железнодорожного колеса с маркировочными знаками

Изобретение относится к литейному производству. Отливку железнодорожного колеса изготавливают в формах из смесей холодного отверждения или полученных вакуумно-пленочным способом. Штампы с маркировочными знаками закрепляют на литейной модели низа или верха отливки в местах литейной модели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643537
Дата охранного документа: 02.02.2018
04.04.2018
№218.016.371d

Котел вагона-цистерны

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. Котел вагона-цистерны содержит обечайку (1) и люк с горловиной (3), закрепленной в обечайке котла. Место соединения горловины люка с обечайкой усилено накладкой (4), установленной на поверхности обечайки и охватывающей горловину люка. Накладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646709
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.40dd

Способ вакуумно-пленочной формовки и литейная форма

Изобретение относится к литейному производству. Собирают модельную оснастку. На подмодельную плиту устанавливают модели отливки. На поверхность модели отливки, на которой при формовке или заливке синтетическая плёнка подвержена разрушающим воздействиям, закрепляют усиливающие элементы для их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649192
Дата охранного документа: 30.03.2018
29.05.2018
№218.016.5513

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к надрессорным балкам. Надрессорная балка включает в себя верхний пояс, нижний пояс, содержащий в концевых частях опорные поверхности, сопряжённые с наклонными элементами, две вертикальные боковые стенки, соединённые с верхним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654233
Дата охранного документа: 17.05.2018
29.05.2018
№218.016.561c

Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к узлам соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой. Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой содержит передний и задний упоры, выполненные раздельными, установленные в проемах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654458
Дата охранного документа: 17.05.2018
16.06.2018
№218.016.6217

Полувагон сочлененный

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, а именно к сочлененным полувагонам. В полувагоне сочленом использование одной общей тележки (7) для секций (2), (3) полувагона и выполнение в межтележечном пространстве каждой секции понижения пола с образованием дополнительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657712
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.629e

Полувагон (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. В полувагоне пятниковые стойки боковых стенок (3.1) усилены дополнительными стойками (3.2.2), установленными вертикально. По первому варианту на концевых участках боковых стенок закреплены усиливающие концевые элементы (4). По второму...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657703
Дата охранного документа: 14.06.2018
20.06.2018
№218.016.6453

Выдвижная подножка транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к грузовым вагонам. Выдвижная подножка транспортного средства содержит подвижные стойки (1) со ступеньками (2), расположенный на раме (4) транспортного средства несущий кронштейн (3) с горизонтальной опорой-поперечиной (5) и ограничитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658237
Дата охранного документа: 19.06.2018
Showing 1-10 of 51 items.
20.08.2015
№216.013.72b8

Вагон-цистерна и железнодорожный состав, сформированный из вагонов-цистерн

Изобретение относится к грузовым вагонам железнодорожного транспорта. Котел вагона-цистерны выполнен в виде емкости, состоящей из обечайки (5) и двух днищ (6), установлен на раму или полурамы и оборудован одним комплектом сливо-наливной арматуры, расположенным в концевой части обечайки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560938
Дата охранного документа: 20.08.2015
25.08.2017
№217.015.b0fd

Пятник железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции пятника и пятниковых мест железнодорожного подвижного состава. Пятник железнодорожного подвижного состава содержит опорную поверхность, упорную поверхность, отверстие для шкворня и привалочную поверхность. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613113
Дата охранного документа: 15.03.2017
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
26.08.2017
№217.015.da24

Способ изготовления пружин и агрегат для его воплощения

Группа изобретений относится к изготовлению стальных пружин. Способ изготовления пружин включает подачу и нагрев навиваемого материала, навивку на вертикальную оправку, погружение оправки с навитой пружиной в закалочную ванну, перемещение оправки с навитой пружиной по закалочной ванне от места...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623968
Дата охранного документа: 29.06.2017
26.08.2017
№217.015.dd15

Способ испытаний металлов на растяжение-сжатие и образец для его осуществления

Изобретение относится к области испытаний материалов, а конкретно к испытаниям металлических цилиндрических образцов методом деформирования (растяжения-сжатия или сжатия-растяжения), и может быть использовано для физического моделирования в лабораторных условиях процессов многократной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624613
Дата охранного документа: 04.07.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
29.12.2017
№217.015.fae1

Защитное устройство для сливо-наливной арматуры вагона-цистерны

Изобретение относится к подвижному составу, а именно к железнодорожным цистернам, и может быть использовано для защиты сливо-наливной арматуры железнодорожных цистерн. Защитное устройство для сливо-наливной арматуры вагона-цистерны содержит кожух (1), установленный на колеса-ролики, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640266
Дата охранного документа: 27.12.2017
20.01.2018
№218.016.15a4

Способ изготовления крупногабаритных пружин из стали

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении крупногабаритных пружин из стали горячей навивкой. Способ включает нагрев прутка, навивку пружины из прутка на оправку при температуре нагрева, повитковую закалку пружины при ее непрерывно-последовательном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635114
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15b7

Линия для производства пружин горячей навивкой (варианты)

Изобретения относятся к производству пружин, изготавливаемых горячей навивкой. Линии содержат установку отбраковки прутков, установку мерной резки прутков, устройство нагрева прутков, устройство навивки пружин из прутков, устройство непрерывно-последовательной закалки пружин, печь для отпуска...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635115
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.18a9

Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам-хопперам с разгрузочными люками. Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагона-хоппера содержит установленные в опорах (4) вращения продольные приводные валы с ручными приводами в виде червячных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636241
Дата охранного документа: 21.11.2017
+ добавить свой РИД