×
29.06.2020
220.018.2ce8

Результат интеллектуальной деятельности: Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002724945
Дата охранного документа
26.06.2020
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в необходимом направлении струю водометного движителя. Отклоняющие элементы выполнены в виде по крайней мере одной ковшеобразной заслонки с криволинейной поверхностью, имеющей возможность перемещения вдоль уреза сопла водометного движителя, обеспечивая перекрытие поперечного сечения сопла водометного движителя и рассечение струи. Для работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя включают изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя. Часть струи, исходящую из сопла водометного движителя, отсекают и отклоняют ее на необходимый угол без изменения структуры и направления движения оставшейся части струи или отсекают и отклоняют всю струю, исходящую из сопла водометного движителя. Достигается повышение кпд и расширение функциональных возможностей реверсивно-рулевого устройства водометного движителя. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно, в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей.

Известен способ работы реверсивно-рулевого устройства (РРУ) водометного движителя (ВД) заключающийся в изменении пространственного направления струи путем поворота сопла водометного движителя, соединенного с его корпусом (см. патент РФ №2256583, МКИ В63Н 11/11, 2005 г.). Недостаток известного способа заключается в необходимости изменения направления всей струи, исходящей из водометного движителя, что приводит к большим потерям мощности и снижения к.п.д. ВД.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ работы РРУ ВД, включающий изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя (см. патент РФ №2205774 «Водометный движительно-рулевой комплекс», МКИ В63Н 11/11, 2003 год). Недостаток такого способа объясняется поворотом струи за счет отклоняющих элементов, выполненных в виде двух плоских рулей, поворотом которых струя из ВД отклоняется в ту или иную сторону, что ведет к потерям тяги, создаваемой движителем.

Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, включающее реверсивный ковш и отклоняющие элементы в виде двух рулей, имеющих форму клина. Работа РРУ на прямом ходе заключается в перекладке указанных рулей, что позволяет осуществить поворот судна, на котором установлен водометный движитель в одну или другую сторону (см. вышеуказанный патент РФ №2205774). Недостатком данного РРУ является существенная потеря тяги, что ведет к снижению к.п.д. ВД.

Цель изобретения - повышение к.п.д. реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и расширение его функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя, включающем изменение направления струи, исходящей из сопла водометного движителя, в нем часть струи, исходящей из сопла водометного движителя, отсекают и отклоняют ее на необходимый угол без изменения структуры и направления движения оставшейся части струи или отсекают и отклоняют всю струю, исходящую из водометного движителя.

В известном реверсивно-рулевом устройстве водометного движителя, включающем реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в необходимом направлении струю водометного движителя, в нем отклоняющие элементы выполнены в виде, по крайней мере, одной ковшеобразной заслонки с криволинейной поверхностью, имеющей возможность перемещения вдоль уреза сопла водометного движителя, обеспечивая перекрытие поперечного сечения сопла водометного движителя и рассечение струи. Входной срез ковшеобразной заслонки расположен квазиперпендикулярно оси водометного движителя, а выходной срез заслонки расположен квазипараллельно этой оси. Внешняя поверхность ковшеобразной заслонки, прилегающая к рассекающей кромке, выполнена с интерцептором.

Отсечение и отклонение струи, исходящей из сопла водометного движителя позволяет не отклонять всю струю, а только ее часть. При этом оставшаяся часть струи без изменения ее структуры реализует тягу переднего хода, а отсеченная часть - работает на создание поворачивающего усилия. Отсечение и отклонение струи может производиться как с одной стороны сопла, так и с другой, обеспечивает поворот судна, на котором установлен водометный движитель, в одну или другую сторону. Если нужно провести поворот судна за короткий промежуток времени, тогда отсечение и отклонение осуществляется всей струи. Следует отметить, что при отсечении части или всей струи отклонение ее производится таким образом, что потери энергии при такой операции сводятся к минимуму. Это достигается выполнением отклоняющих элементов в виде одной или нескольких ковшеобразных заслонок с криволинейной поверхностью. Входной срез этих заслонок расположен квазиперпендикулярно оси водометного движителя, а выходной срез - квазипараллельно такой оси. Это позволяет отсеченный поток равномерно развернуть в сторону борта судна с минимальными потерями к.п.д. При частичном отсечении струи водометного движителя и создании бокового усилия оставшаяся струя, выходящая из сопла, будет обтекать внешнею криволинейную поверхность ковшеобразных заслонок. Однако в этом случае будет осуществляться некоторое «прилипание» основного потока к криволинейной поверхности заслонки, образуя отрывное течение и создавая определенные потери энергии потока. Для исключения этого явления внешняя поверхность ковшеобразной заслонки, прилегающей к рассекающей кромке, выполнена с интерцептором, который обеспечивает прямолинейное направление основной части струи, работающей на передний ход судна.

Предлагаемая конструкция реверсивно-рулевого устройства водометного движителя приведена на фигурах. На фигуре 1 изображен общий вид РРУ ВД, а на фигурах 2-4 схематично показано положение ковшеобразных заслонок по отношению к урезу сопла ВД для осуществления рулевого управления со следующими обозначениями:

1 - судно;

2 - сопло водометного движителя;

3 - реверсивный ковш;

4 - ковшеобразная заслонка;

5 - внешняя поверхность ковшеобразной заслонки;

6 - внутренняя поверхность ковшеобразной заслонки;

7 - интерцептор.

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя установлено на корме судна 1 (см. фиг. 1). В состав РРУ ВД входят: реверсивный ковш 3, расположенный над соплом 2 ВД, и ковшеобразные заслонки 4. Внешняя поверхность 5 заслонок 4 выполнена с интерцепторами 7. Заслонки 4 имеют возможность перемещения вдоль уреза сопла 2 ВД. Механизм, обеспечивающий перемещение ковшеобразных заслонок 4, и направляющие, по которым они перемещаются, на фигурах не показаны. На фиг. 1 показаны две ковшеобразные заслонки 4. Реально в РРУ могут быть использованы и одна и три и четыре таких заслонки в зависимости от количества сопел водометных движителей и их конструктивных особенностей.

Работа РРУ осуществляется следующим образом. Для выполнения реверса (заднего хода) как и в прототипе (патент РФ №2205774) осуществляют опускание реверсивного ковша 3. Струя из сопла 2, отражаясь от указанного ковша 3, обеспечивает судну 1 задний ход. Для выполнения поворота судна ковшеобразная заслонка 4 сдвигается вдоль уреза сопла 2, отсекает часть струи и плавно направляет ее в сторону борта судна 1 с равномерным разворотом под углом, близким к 90 градусам (см. фиг. 2). При этом основная часть струи без изменения своей структуры продолжает перемещаться прямолинейно, обеспечивая судну передний ход. По мере движения заслонки 4 вдоль сопла 2 все большая часть струи отсекается и отклоняется в сторону борта судна, увеличивая усилие для его поворота. При полном перекрытии уреза сопла (см. фиг. 3) весь поток отсекается и направляется в сторону борта, обеспечивая максимальное усилие поворота. Для поворота судна 1 в другую сторону данная заслонка приводится в исходное положение, а в действие вступает другая ковшеобразная заслонка 4.

На практике бывают случаи, когда при работающем ВД необходимо обеспечить режим «управление на месте». В этом случае обе ковшеобразные заслонки надвигаются на сопло 2 и полностью его перекрывают (см. фиг. 4). Струя из сопла распадается на две равноценных струи, которые направляется одновременно в направлении обеих бортов судна. Возникающие усилия компенсируют друг друга и судно при работающем ВД находится на месте без движения.

При движении судна вперед пограничные части струи из сопла ВД, соприкасаясь с внешней поверхностью ковшеобразных заслонок, «залипают» на этих поверхностях, что приводит к потерям к.п.д. движителя. Введение в конструкцию интерцепторов 7, которые устанавливаются на внешних поверхностях 5 заслонок, исключает это «залипание». Особенно важно учитывать это явление когда ковшеобразная заслонка частично перекрывает урез сопла, как это показано на фиг. 2.

Использование предлагаемого способа и устройства РРУ для его реализации позволяет существенно повысить к.п.д. РРУ ВД за счет организации плавного и равномерного разворота части или всей струи, истекающей из сопла ВД, и отсутствия потерь переднего хода, а также позволяет расширить функциональные возможности устройства за счет организации режима «управление на месте» при работающем водометном движителе.


Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя
Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя
Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя
Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
27.02.2016
№216.014.c01a

Способ защиты металлических элементов судовых движителей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способу защиты металлических элементов судовых движителей. Способ включает нанесение на поверхность металлических элементов методом газотермического напыления защитного слоя из алюминия или цинка и сплавов на их основе, крацевание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576358
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.02.2016
№216.014.c202

Сборная цилиндрическая фреза

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к инструментам для механической обработки материалов. Сборная цилиндрическая фреза состоит из корпуса с пазами. В каждый паз установлен режущий нож, закрепленный прижимной планкой и резьбовой парой. Нож контактирует...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574747
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.05.2016
№216.015.3f85

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям. Движительно-рулевая колонка состоит из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами. Передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584634
Дата охранного документа: 20.05.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
20.06.2018
№218.016.64aa

Гребной винт регулируемого шага

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей регулируемого шага. Гребной винт регулируемого шага установлен на гребном валу и включает в себя ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658199
Дата охранного документа: 19.06.2018
15.10.2019
№219.017.d5ec

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей, а именно гребных винтов. Гребной винт содержит лопасти, закрепленные на ступице винта, при этом ступица выполнена с внутренней сквозной полостью, а в ней размещено дополнительное гребное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702811
Дата охранного документа: 11.10.2019
24.12.2019
№219.017.f1c4

Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство включает электродвигатель, который состоит из кольцевого статора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709962
Дата охранного документа: 23.12.2019
Показаны записи 1-10 из 17.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e928

Способ движения судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525496
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.04.2016
№216.015.3629

Способ активного управления плавательным средством

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581887
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
+ добавить свой РИД