×
20.06.2018
218.016.64aa

Результат интеллектуальной деятельности: Гребной винт регулируемого шага

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002658199
Дата охранного документа
19.06.2018
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей регулируемого шага. Гребной винт регулируемого шага установлен на гребном валу и включает в себя ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы. Лопасти выполнены составными и состоят по меньшей мере из двух частей. Каждая часть лопасти имеет самостоятельную возможность поворота. Достигается улучшение пропульсивных характеристик гребного винта регулируемого шага и повышение его КПД. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно в конструкциях гребных винтов регулируемого шага (ГВРШ).

Известен гребной винт фиксированного шага (ГВФШ), включающий гребной вал, ступицу и лопасти, закрепленные на ступице (см., например, А.А. Русецкий, М.М. Жученко, О.В. Дубровин. «Судовые движители». Л.: «Судостроение», 1971 г., стр. 6-9). Гребные винты фиксированного шага обладают большим числом достоинств. Однако основным недостатком данных гребных винтов является то, что они позволяют снимать полную мощность двигателя лишь на одном расчетном режиме, так как проектируются для определенной скорости хода судна при соответствующем этой скорости сопротивлении движению.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гребной винт регулируемого шага, установленный на гребном валу и включающий ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы (см., например, П.В. Орехов, B.C. Муругов. «Гребные винты регулируемого шага». Изд. ВИНИТИ, Москва, 1961 г., стр. 67, рис. 73).

В противоположность гребному винту фиксированного шага гребной винт регулируемого шага позволяет использовать наиболее полно мощность двигателя на любых режимах, так как можно привести его шаг в соответствие с любой скоростью хода и тем самым выбрать наиболее выгодный режим работы главного двигателя. Но и ГВРШ имеет свои недостатки по сравнению с ГВФШ. Главный из них - это снижение кпд движителя, связанное с увеличением диаметра ступицы (из-за необходимости размещения в ней механизма поворота лопастей) и подверженность ГВРШ кавитации, так как дисковое отношение этих винтов всегда меньше единицы для обеспечения возможности поворота лопастей при изменении шага.

Цель изобретения - улучшение пропульсивных характеристик гребного винта и повышение его кпд.

Указанная цель достигается тем, что в известном винте регулируемого шага, установленном на гребном валу и включающем ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы, в нем лопасти выполнены составными и состоящими, по меньшей мере, из двух частей, при этом каждая часть лопасти имеет самостоятельную возможность поворота. При определенном угле поворота частей лопасти путем их совмещения они образуют единую лопасть, а дисковое отношение гребного винта при совмещении частей всех лопастей может достичь диапазона (0,8-1,1). Каждая часть лопасти имеет свою величину площади поверхности, не равную величине площади поверхности другой части лопасти. Оси поворота равных по площади идентичных частей лопастей гребного винта расположены в одной плоскости, перпендикулярной центральной оси гребного вала, а совмещение частей лопасти осуществляется путем беззазорного их замыкания. Образование частей лопасти осуществляется путем рассечения лопасти плоскостью, проходящей под углом к ее поверхности.

В предложенном техническом решении гребной винт с разрезными лопастями совмещает преимущества ГВФС и ГВРШ. В известных ГВРШ при дисковых отношениях свыше 0,75-0,8 (в зависимости от числа лопастей) перекладка лопастей через «ноль» (упор равен нулю) невозможна ввиду интерференции соседних лопастей. В предлагаемом ГВРШ с разрезными лопастями появляется возможность осуществлять перекладку по схеме «конструктивный шаг - ноль - реверс» без контактного взаимодействия соседних лопастей при дисковых отношениях до 1,1. Такое значительное увеличение дискового отношения позволяет повысить реализуемую на винте мощность без возникновения второй стадии кавитации и без необходимости увеличения диаметра винта. Вторым достоинством ГВРШ с разрезными лопастями является возможность уменьшения относительного диаметра ступицы, который у известных ГВРШ составляет 0,26-0,35 против 0,18-0,20 у ГВФШ. Такое уменьшение в предлагаемой конструкции возможно за счет перераспределение нагрузок, приходящихся на одну разрезную лопасть, между двумя заделками, разнесенными вдоль оси винта и по углу. Уменьшение относительного диаметра ступицы способствует улучшению пропульсивных характеристик, приближая их при работе на конструктивном шаге к значениям, характерным для аналогичных ГВФШ.

В предложенном техническом решении лопасти гребного винта выполнены разрезными и могут состоять из двух, трех и более частей, при этом каждая часть лопасти имеет самостоятельную возможность поворота. При определенном угле поворота частей лопасти путем их совмещения за счет беззазорного замыкания они образуют единую лопасть. В этом случае дисковое отношение может находиться в диапазоне (0,8-1,1). Для обеспечения идентичности всех лопастей гребного винта с целью обеспечения его целостности каждая часть лопасти имеет свою величину площади поверхности, не равную величине площади поверхности другой части лопасти, а оси поворота равных по площади частей расположены в одной плоскости, перпендикулярной центральной оси гребного вала. Образование частей лопасти можно осуществлять путем рассечения лопасти как плоскостью, перпендикулярной ее поверхности, так и плоскостью, проходящей под углом к поверхности лопасти. В последнем случае происходит увеличение суммарной поверхности всех частей лопасти, что дополнительно повышает дисковое отношение, и появляется возможность формировать кромки частей лопасти заостренными. Это позволяет обеспечить безударное и безотрывное обтекание этих кромок, что также ведет к улучшению пропульсивных характеристик гребного винта и увеличению его кпд.

Предлагаемая конструкция гребного винта регулируемого шага приведена на фигурах 1, 2 и 3 для случая, когда каждая лопасть состоит из двух частей: передней (большей по площади) и задней. На фигуре 1 показан общий вид ГВРШ, где все части лопастей совмещены и образуют единые лопасти (режим «конструктивный шаг»), на фигуре 2 - общий вид ГВРШ (в изометрии) в режиме «реверс», а на фигуре 3 - вид на лопасть сверху. На фигурах использованы следующие обозначения:

1 - передняя часть лопасти;

2 - задняя часть лопасти;

3 - гребной вал;

4 - ступица гребного винта;

5 - узлы поворота частей лопасти;

6 - стыковочная кромка.

Гребной винт регулируемого шага (фиг. 1) размещен на гребном валу 3 и включает ступицу 4 с закрепленными в ней лопастями, каждая из которых состоит из передней части 1 и задней части 2, то есть все лопасти выполнены составными из двух частей (для данного рассматриваемого варианта). При этом каждая часть имеет самостоятельную возможность поворота при помощи узла поворота 5. На данной фигуре части 1 и 2 совмещены и образуют единые лопасти. В этом случае дисковое отношение гребного винта больше 1,0 и он по своим характеристикам идентичен гребному винту фиксированного шага. Каждая часть лопасти имеет свою площадь поверхности, не равную величине площади поверхности другой части лопасти. Поверхность передней части 1 лопасти больше поверхности задней части 2. Оси узлов поворота 5 равных по площади идентичных частей лопастей гребного винта расположены в одной плоскости, перпендикулярной центральной оси гребного вала 3. Оси узлов поворота 5 передней части 1 лежат в плоскости А, а задней части - в плоскости Б. При повороте частей 1 и 2 лопастей при помощи узлов поворота 5 каждая лопасть превращается в две самостоятельные лопасти (фиг. 2). В зависимости от угла поворота частей гребной винт может работать в различных режимах, обеспечивая и нулевой упор и отрицательный упор (реверс). Представленный на этой фигуре гребной винт работает в режиме «реверс». Беззазорное замыкание передней части 1 и задней части 2 осуществляется по стыковочной кромке 6 (см. фиг. 2, 3), образование которой осуществляется путем рассечения лопасти плоскостью, проходящей под углом α к ее поверхности. Создание стыковочной кромки 6 увеличивает площадь частей лопасти при их повороте и позволяет получить заостренные формы этой кромки с целью обеспечения безударного и безотрывного обтекания этих кромок.

Предлагаемая конструкция гребного винта включает в себя преимущества как гребного винта фиксированного шага, так и гребного винта регулируемого шага: обеспечивается дисковое отношение больше 1,0 и возможность гребного винта работать на различных режимах: с положительным, нулевым или отрицательным упорами. Все это улучшает пропульсивные характеристики гребного винта и повышает его кпд.


Гребной винт регулируемого шага
Гребной винт регулируемого шага
Гребной винт регулируемого шага
Гребной винт регулируемого шага
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
27.02.2016
№216.014.c01a

Способ защиты металлических элементов судовых движителей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способу защиты металлических элементов судовых движителей. Способ включает нанесение на поверхность металлических элементов методом газотермического напыления защитного слоя из алюминия или цинка и сплавов на их основе, крацевание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576358
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.02.2016
№216.014.c202

Сборная цилиндрическая фреза

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к инструментам для механической обработки материалов. Сборная цилиндрическая фреза состоит из корпуса с пазами. В каждый паз установлен режущий нож, закрепленный прижимной планкой и резьбовой парой. Нож контактирует...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574747
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.05.2016
№216.015.3f85

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям. Движительно-рулевая колонка состоит из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами. Передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584634
Дата охранного документа: 20.05.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
15.10.2019
№219.017.d5ec

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей, а именно гребных винтов. Гребной винт содержит лопасти, закрепленные на ступице винта, при этом ступица выполнена с внутренней сквозной полостью, а в ней размещено дополнительное гребное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702811
Дата охранного документа: 11.10.2019
24.12.2019
№219.017.f1c4

Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство включает электродвигатель, который состоит из кольцевого статора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709962
Дата охранного документа: 23.12.2019
29.06.2020
№220.018.2ce8

Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724945
Дата охранного документа: 26.06.2020
Показаны записи 1-10 из 17.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e928

Способ движения судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525496
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.04.2016
№216.015.3629

Способ активного управления плавательным средством

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581887
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
+ добавить свой РИД