×
20.04.2016
216.015.3629

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002581887
Дата охранного документа
20.04.2016
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое изменение положения гребного вала, на котором установлен гребной винт, относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов. Изменение положения гребного вала относительно приводного вала осуществляют путем воздействия на крепежный элемент, который установлен на гребном валу, парными знакопеременными силовыми нагрузками. Достигается повышение маневренности и надежность активного управления плавательным средством. 2 ил.
Основные результаты: Способ активного управления плавательным средством, включающий передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое изменение положения гребного вала с установленным на нем гребным винтом относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов, отличающийся тем, что изменение положения гребного вала относительно приводного вала осуществляют путем воздействия на крепежный элемент, установленный на гребном валу, парными знакопеременными силовыми нагрузками.

Изобретение относится к области морской и речной техники и может быть использовано для активного управления плавательными средствами как надводными, так и подводными.

Известен способ активного управления плавательным средством, включающий передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал движителя с использованием редуктора и пространственное изменение положения гребного вала с установленным на нем гребным винтом относительно корпуса плавательного средства (см. Э.П. Лебедев и др. «Средства активного управления судами», Л., изд. «Судостроение». 1969 г., стр. 177-179). В данном способе активное управление плавательным средством осуществляют при помощи движительно-рулевых колонок (поворотных винтовых колонок). В этих колонках крутящий момент передается с приводного вала через угловой редуктор на гребной вал и далее на гребной винт. Положение гребного вала относительно приводного вала является неизменным. Поэтому активное управление плавательным средством становится возможным только при повороте самой колонки. В этом случае меняется положение гребного вала относительно корпуса плавательного средства, что позволяет ему изменять направление своего движения. При реализации данного способа активного управления плавательным средством гребной вал вместе с гребным винтом меняет свое положение в горизонтальной плоскости, что является существенным недостатком такого способа управления, так как он применим только для большинства надводных плавательных средств. Для подводных плавательных средств требуется управление и в вертикальной плоскости (управление по глубине). Применение известного способа для таких подводных плавательных средств становится возможным только в совокупности с использованием рулей, которые обеспечивают изменение положения плавательного средства по глубине, что является существенным усложнением активного управления таким средством.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ активного управления плавательным средством, включающий передачу крутящего момента с приводного вала на выходной (гребной) вал и угловое изменение положения выходного вала относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов (см. SU 742647 А, кл. F16D 33/18, 1980).

Недостатком известного способа активного управления является невысокая маневренность активного управления плавательного средства и низкая надежность этого управления. Дело в том, что управление плавательным средством при помощи вышеуказанного способа не позволяет быстро изменить положение гребного вала относительно приводного. Особенно, такая оперативность требуется при движении необитаемых плавательных аппаратов, например торпед, когда требуется быстро изменить траекторию движения аппарата.

Целью данного изобретения является повышение маневренности и надежности активного управления плавательным средством.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе активного управления плавательным средством, включающем передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое изменение положения гребного вала с установленным на нем гребным винтом относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов, в нем изменение положения гребного вала относительно приводного осуществляют путем воздействия на крепежный элемент, установленный на гребном валу, парными знакопеременными силовыми нагрузками.

Создание такой нагрузки позволяет очень быстро изменить положение гребного вала в пространстве относительно приводного вала и тем самым обеспечить высокую маневренность плавательного средства.

Реализация такой технологической операции возможна при помощи двух пар гидроцилиндров в каждой плоскости управления. Для поворота гребного вала шток одного гидроцилиндра втягивается, а шток другого - выдвигается из гидроцилиндра. Так создается пара знакопеременных (действующих в противоположных направлениях) сил, которые обеспечивают быстрое и надежное изменение положения гребного вала с гребным винтом, что повышает маневренность и надежность управления плавательным средством.

Использование предлагаемого способа активного управления плавательным средством с применением магнитной муфты иллюстрируется графическими материалами, приведенными на фигурах 1 и 2 со следующими обозначениями:

1 - корпус плавательного средства;

2 - приводной вал;

3 - гребной вал;

4 - гребной винт;

5 - единый узел поворота;

6 - законцовка приводного вала;

7 - законцовка гребного вала;

8 - герметизирующий элемент;

9 - крепежный элемент;

10 - гидроцилиндры;

11 - магнит приводного вала;

12 - магнит гребного вала.

На фиг. 1 показана конструкция движителя плавательного средства, реализующая предлагаемый способ активного управления при нулевом отклонении гребного вала от нейтрального его положения, а на фиг. 2 - тот же движитель при совершении плавательным средством маневра.

Реализация способа активного управления плавательным средством осуществляется следующим образом (см. фиг. 1). Крутящий момент с приводного вала 2, расположенного внутри корпуса 1 плавательного средства, передается на его законцовку 6, на внутренней поверхности которой закреплен магнит 11. Создаваемое этим элементом магнитное поле взаимодействует с магнитным полем магнита 12, который установлен на законцовке гребного вала 7. Вращение законцовки 6 приводит к вращению законцовки 7. При этом обе законцовки не соприкасаются между собой, а между ними расположен герметизирующий элемент 8, который, с одной стороны, предотвращает попадание забортной воды в полость плавательного средства, где находится приводной вал 2, а с другой стороны, является проницаемым для магнитных полей. Магниты 11 и 12, герметизирующий элемент 8 и законцовка 7 за счет своих нелинейных продольных конфигураций создают единый узел поворота в виде сферического подшипника скольжения, который дает возможность законцовке 7, а значит и гребному валу 3, являющемуся продолжением этой законцовки, свободно менять свое положение в пространстве. Из блока управления (на фиг. не показан) поступает сигнал на гидроцилиндры 10. Шток одного из гидроцилиндров 10 (см. фиг. 2) втягивается, а другого - выдвигается, осуществляя парную знакопеременную нагрузку на крепежный элемент 9, который, будучи закрепленным с гребным валом 3, производит изменение пространственного положения этого вала. Соответственно изменяется положение и гребного винта 4, установленного на гребном валу 3, что приводит к изменению вектора тяги движителя и к изменению направления движения плавательного средства.

Отсутствие механического контакта гребного вала 3 с приводным валом 2 позволяет существенно снизить инерционность системы передачи крутящего момента и тем самым повысить маневренность управления плавательным средством. Особенно остро стоит задача повышения маневренности в подводных плавательных средствах, таких как торпедные аппараты, где для выполнения поставленной задачи изменение курса движения должно произойти за доли секунды как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Предлагаемый способ может найти широкое применение как в подводных плавательных средствах (подводные лодки, торпеды, автономные необитаемые подводные аппараты и др.), так и в надводных судах, например судах на подводных крыльях, когда требуется изменить заглубление гребного винта.

Способ активного управления плавательным средством, включающий передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое изменение положения гребного вала с установленным на нем гребным винтом относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов, отличающийся тем, что изменение положения гребного вала относительно приводного вала осуществляют путем воздействия на крепежный элемент, установленный на гребном валу, парными знакопеременными силовыми нагрузками.
СПОСОБ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ
СПОСОБ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ
СПОСОБ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.08.2014
№216.012.e67d

Способ создания тяги в кольцевом движительном устройстве

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Для создания тяги в кольцевом движительном устройстве осуществляют забор воды из окружающего пространства через входной канал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524798
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.e928

Способ движения судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525496
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.10.2014
№216.013.00e9

Кольцевое движительное устройство

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевое движительное устройство включает электродвигатель, кольцевую насадку и кольцевой ротор, которые образуют водопроточный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531631
Дата охранного документа: 27.10.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
Показаны записи 1-10 из 14.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e928

Способ движения судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525496
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
20.06.2018
№218.016.64aa

Гребной винт регулируемого шага

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей регулируемого шага. Гребной винт регулируемого шага установлен на гребном валу и включает в себя ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658199
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.02.2019
№219.016.c24e

Гидроцилиндр с механическим затвором в крайних положениях поршня

Изобретение относится к области судостроения, машиностроения и касается вопроса создания движительно-рулевых подъемных, винторулевых и подруливающих комплексов с фиксацией полного, высшего положения механизма в крайнем положении. Гидроцилиндр с механическим замком в крайних положениях поршня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002458817
Дата охранного документа: 20.08.2012
+ добавить свой РИД