×
20.08.2014
216.012.e928

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ СУДНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002525496
Дата охранного документа
20.08.2014
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс воды через выходной (основной) канал в носовой части корпуса судна в водную или воздушную среду без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом судна. Забор воды и ее выброс может осуществляться также с использованием как основного, так и дополнительного каналов. Использование изобретения позволяет повысить пропульсивные качества комплекса «движитель - судно». 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении как судов различного класса, так и судовых движителей.

Известен способ движения судна, включающий забор воды через входной канал, расположенный в кормовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс струи воды через выходной канал, расположенный в корпусе судна (см. С.В. Куликов и др. «Водометные движители», Л.: Судостроение, 1980 г., стр.15, 20). Недостатком известного способа является невозможность обеспечения достаточно больших скоростей судов. При расположении движителя в кормовой части судна создается зона пониженного давления, а на его носовую часть действуют соответствующие силы лобового давления. Преодолевая его и раздвигая массу воды, корпус судна создает систему волн, приводящую к появлению волнового сопротивления. Кроме того, при движении судна на его корпус действуют силы трения, также противодействующие движению. Сумма этих основных сил и создает огромное сопротивление движению судов. При этом совершенствование формы корпуса судов и увеличение мощности двигательных установок не дает существенного увеличения скорости движения таких судов, так как сопротивление движению с ростом скорости растет нелинейно.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ движения судна, включающий забор воды через входной канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс струи воды через выходной канал, расположенный в корпусе судна (см. С.В. Куликов и др. «Водометные движители», Л.: Судостроение, 1980 г., стр.262). При носовом расположении входного канала и заборе воды в носовой части судна в этой области создается разряжение и появляются силы кормового давления, направленные в сторону движения. Однако этот положительный эффект в известном способе практически полностью ликвидируется возрастанием сил трения за счет «прилипания» выходящих струй к корпусу судна и перераспределения сил давления по корпусу. Носовой забор воды и его выброс хоть и является более прогрессивным, однако привести к существенному увеличению скорости движения судна не может.

Цель настоящего изобретения - повышение скорости движения судна, а также улучшение его управляемости и маневренности.

Указанная цель достигается тем, что в известном способе движения судна, включающем забор воды через основной входной канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс струи воды через основной выходной канал, расположенный в корпусе судна, в нем выброс воды из выходного канала осуществляют без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом судна. Забор воды, равно как и выброс струи воды, может осуществляться с использованием нескольких каналов, например двух (основного и дополнительного) расположенных с каждой стороны носовой части корпуса, при этом забор воды может осуществляться через входной канал на одной стороне носовой части корпуса судна, а выброс - через выходной канал на другой стороне носовой части. Выброс воды через выходной канал может производиться как непосредственно в водную среду, так и в воздушную среду в носовой части корпуса. Осуществление выброса струи воды без начального контактного взаимодействия ее с корпусом судна позволяет на этом участке корпуса судна сформировать попутный поток, который образуется за счет эжекции. Попутный поток возле корпуса судна приобретает скорость большую, чем скорость самого судна. Это приводит к появлению сил трения, но уже направленных в сторону движения судна и способствующих его ускорению. Однако полностью исключить контактное взаимодействие струи воды с корпусом судна очень сложно из-за перемешивания воды. Чем дальше от носовой части корпуса судна к его корме, тем более вероятно это взаимодействие. Длина участка L, на котором не происходит контактное взаимодействие струи воды с корпусом, зависит от большого числа факторов: геометрии корпуса судна, угла выхода струи воды из выходного канала, ее скорости, расхода и ряда других. Чем больше будет длина этого участка, тем большую скорость может развить судно. Забор воды в носовой части и попутный поток вдоль корпуса в направлении движения исключает волнообразование и судно движется в спокойной воде, то есть волновое сопротивление отсутствует. Забор воды может производиться как через один входной канал, так и через несколько. Это позволяет организовать забор воды с каждой стороны носовой части корпуса судна. Аналогично через несколько выходных каналов может осуществляться и выброс воды. Такое сочетание входных и выходных каналов с каждой стороны носа обеспечивает возможность маневрирования судна. Это достигается выбросом воды с различным расходом с каждой стороны носовой части или при заборе воды через входной канал на одной стороне носовой части корпуса, а выброс - через выходной канал на другой стороне носовой части.

Выброс воды может осуществляться не только в водную среду, но и в воздушную. В этом случае попадание струи воды из выходного канала в водную среду происходит ближе к корме судна, что в свою очередь позволяет удлинить участок, на котором струи воды не взаимодействуют с корпусом судна.

Предлагаемый способ движения судна иллюстрируется графическими материалами, приведенными на фигурах 1 и 2, со следующими обозначениями:

1 - носовая часть корпуса судна;

2 - энергетическая установка;

3 - входной канал;

4 - выходной канал;

5 - попутный поток;

L - длина участка, на которой струи воды не взаимодействуют с корпусом судна.

В носовой части корпуса судна 1 (фиг.1, 2) размещены входные каналы 3 и выходные каналы 4, а также энергетическая установка 2. Забор воды производят через входные каналы 3. Далее воде энергетической установкой 2 обеспечивается ускорение, и она выбрасывается через выходные каналы 4 без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом 1 судна на участке L. На этом участке образуется попутный поток 5, который за счет своей скорости, большей скорости судна, и направления способствует увеличению скорости движения самого судна. После участка L происходит контактное взаимодействие струи воды из выходного канала с корпусом судна и попутный поток 5 исчезает. Как уже говорилось выше, величина этого участка зависит от большого числа факторов. Однако уже сам факт существование такого участка, на котором струи воды не взаимодействуют с корпусом судна, вне зависимости от длины участка L, способствует увеличению скорости судна при прочих равных условиях. Конструктивно образование участка L может быть создано за счет выноса среза выходного канала за обвод корпуса судна, как это показано на фиг.1 и 2. Существует вполне определенное оптимальное расположение среза выходного канала за обводом корпуса судна: при большом удалении этого среза от корпуса судна или при расположении его заподлицо с корпусом образование попутного потока и дополнительное увеличение скорости судна становиться невозможным.

Расположение выходных каналов с каждой стороны носовой части корпуса позволяет не только организовать попутный поток с обоих бортов судна, но и организовать его эффективное маневрирование, особенно когда и входные каналы также расположены с каждой стороны носовой части. Это позволяет осуществлять забор воды через входной канал на одной стороне носовой части корпуса судна, а выброс - через выходной канал на другой стороне носовой части.

Использование предлагаемого технического решения в судостроении позволит создать новый класс высокоскоростных судов, позволяющих увеличить скорость движения не на проценты, а в разы. При этом появляется и возможность эффективного управления судном при движении, а также его маневрированием в портовых условиях.


СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ СУДНА
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ СУДНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.08.2014
№216.012.e67d

Способ создания тяги в кольцевом движительном устройстве

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Для создания тяги в кольцевом движительном устройстве осуществляют забор воды из окружающего пространства через входной канал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524798
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.10.2014
№216.013.00e9

Кольцевое движительное устройство

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевое движительное устройство включает электродвигатель, кольцевую насадку и кольцевой ротор, которые образуют водопроточный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531631
Дата охранного документа: 27.10.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.04.2016
№216.015.3629

Способ активного управления плавательным средством

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581887
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
Показаны записи 1-10 из 14.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.05.2015
№216.013.49d0

Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Насадка движительно-рулевого комплекса плавательного средства содержит полый цилиндрический корпус, решетку, которая выполнена из скрепленных между собой элементов. Элементы решетки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550403
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.04.2016
№216.015.3629

Способ активного управления плавательным средством

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581887
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
20.06.2018
№218.016.64aa

Гребной винт регулируемого шага

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей регулируемого шага. Гребной винт регулируемого шага установлен на гребном валу и включает в себя ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658199
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.02.2019
№219.016.c24e

Гидроцилиндр с механическим затвором в крайних положениях поршня

Изобретение относится к области судостроения, машиностроения и касается вопроса создания движительно-рулевых подъемных, винторулевых и подруливающих комплексов с фиксацией полного, высшего положения механизма в крайнем положении. Гидроцилиндр с механическим замком в крайних положениях поршня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002458817
Дата охранного документа: 20.08.2012
+ добавить свой РИД