×
24.12.2019
219.017.f1c4

Результат интеллектуальной деятельности: Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002709962
Дата охранного документа
23.12.2019
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство включает электродвигатель, который состоит из кольцевого статора и кольцевого ротора, а также лопасти, установленные на роторе с организацией их поворота вокруг собственных осей. Лопасти установлены с возможностью совершения ими вращательных движений вокруг собственных осей на любой заданный угол, включая непрерывные движения лопастей. Достигается расширение функциональных возможностей устройства и повышение его кпд. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами.

Известно движительное устройство, включающее электродвигатель, установленный на оси водопроточного канала, и гребной винт, закрепленный на валу электродвигателя (см. Э.П. Лебедев и др. «Средства активного управления судами», Ленинград, изд. «Судостроение», 1969 г., стр. 114-115). Недостатком известного устройства является низкая его эффективность из-за высокого гидравлического сопротивления электродвигателя в водопроточном канале.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является кольцевое электро- двигательно-движительное устройство (КЭДДУ), включающее электродвигатель, состоящий из кольцевого статора и кольцевого ротора, на котором установлены лопасти (см. патент RU №2187017, кл. F03D 3/00, 2002 г. ). Недостатком известной конструкции является ограниченные функциональные возможности. Данное устройство обеспечивает только создание упора и регулирование его величины в зависимости от частоты вращения лопастей.

Техническим результатом настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей устройства и повышение его к.п.д.

Указанный результат достигается тем, что в известном кольцевом электро-двигательно-движительном устройстве, включающем электродвигатель, состоящий из кольцевого статора и кольцевого ротора, а также лопастей, связанных с ротором и имеющих одну степень свободы, в нем лопасти установлены с возможностью совершения ими вращательных движений вокруг собственных осей. Лопасти устройства могут быть размещены либо параллельно друг другу и центральной оси устройства или под углом к ней, либо находится в одной плоскости перпендикулярно центральной оси устройства. Во втором случае вершины лопастей направлены в сторону центральной оси устройства или в сторону, противоположную от этой оси. Вращательные движения лопастей могут осуществляться разнонаправленно, например, при помощи самостоятельных приводных устройств, установленных на каждой лопасти в районе ее крепления к ротору и связанных с внешней системой управления. Следует отметить, что вращательные движения могут быть организованы как на определенный угол с последующей фиксацией лопасти в этом положении, так и непрерывные движения лопасти вокруг своей оси без остановки.

Организация разнонаправленных вращательных движений лопастей позволяет изменять вектор упора, создаваемого устройством, что приводит к изменению направления движения плавательного средства, на котором установлено это устройство. Вращательные движения лопастей могут быть созданы при помощи различных механизмов, например, самостоятельных приводных устройств, установленных на каждой лопасти в районе ее крепления к ротору, или при помощи шарнирного механического привода. Таким образом, заявляемое техническое решение обеспечивает создание упора и выполняет одновременно роль рулевого устройства.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг. 1, 2 показаны КЭДДУ с лопастями, расположенными перпендикулярно центральной оси устройства, а на фиг. 3, 4 - КЭДДУ с лопастями, установленными параллельно центральной оси устройства и под углом к ней. На данных фигурах использованы следующие обозначения:

1 - кольцевой ротор;

2 - кольцевой статор;

3 - лопасть;

4 - центральная ось устройства;

5 - приводное устройство;

6 - вершина лопасти;

7 - ось лопасти;

8 - ось приводного устройства.

Кольцевое электро- двигательно-движительное устройство состоит (см. фигуры 1-4) из неподвижного статора 1, на котором размещен подвижный ротор 2 с установленными на нем лопастями 3 с возможностью совершения ими вращательных движений вокруг собственных осей. Лопасти в пространстве могут быть расположены, как в одной плоскости (фиг. 1, 2) перпендикулярно центральной оси 4 устройства, так и параллельно друг другу и параллельно центральной оси 4 этого устройства (фиг. 3) или под углом к ней α (фиг. 4). В первом случае вершины 6 лопастей 3 могут быть направлены в сторону центральной оси 4 (фиг. 1) или в сторону, противоположную от центральной оси 4 устройства (фиг. 2). Вращательные движения лопастей 3 могут быть осуществлены с помощью различных механизмов, например, приводных устройств 5, например, электродвигателей, установленных на каждой лопасти 3 в районе ее крепления к ротору 2. Для этого в роторе изготавливается полость, в которой размещена ось приводного устройства 8 и ось лопасти 7. Вращательное движение с оси 8 на ось 7 может передаваться при помощи углового редуктора (на фигуре не показан) или другим способом. При повороте оси 8 приводного устройства 5 поворачивается ось 7 лопасти 3. Подвод электропитания к устройствам 5 производится через скользящий контакт (на фигурах не показан). В качестве приводного устройства может быть использован также шарнирный механический привод, имеющий более сложную конструкцию, в отличие от кольцевого приводного устройства 5.

КЭДДУ работает следующим образом. При подаче питания на КЭДДУ его ротор 2 начинает вращаться вместе с лопастями 3, создавая упор и обеспечивая поступательное движение плавательному средству. При необходимости, подается сигнал на приводные устройство 5, лопасти 3 поворачиваются и за счет изменения угла атаки в потоке создают усилие, вектор которого не совпадает с направлением движения плавательного средства, что обеспечивает изменение направления его движения, то есть КЭДДУ выполняет еще и роль устройства активного управления этим средством. При непрерывном вращении лопастей вокруг своей оси (возможно и разнонаправленное вращение как одной лопасти, так и каждой лопасти) появляется возможность совершения плавательным средством, на котором установлено заявляемое устройство, сложных маневров, обеспечивая непрерывное изменения курса плавательного средства.

Использование предлагаемого технического решения позволяет расширить его функциональные возможности за счет изменения вектора тяги, а также повысить к.п.д. устройства за счет исключения дополнительных рулевых механизмов.


Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство
Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство
Кольцевое электро-двигательно-движительное устройство
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
27.02.2016
№216.014.c01a

Способ защиты металлических элементов судовых движителей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способу защиты металлических элементов судовых движителей. Способ включает нанесение на поверхность металлических элементов методом газотермического напыления защитного слоя из алюминия или цинка и сплавов на их основе, крацевание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576358
Дата охранного документа: 27.02.2016
10.02.2016
№216.014.c202

Сборная цилиндрическая фреза

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к инструментам для механической обработки материалов. Сборная цилиндрическая фреза состоит из корпуса с пазами. В каждый паз установлен режущий нож, закрепленный прижимной планкой и резьбовой парой. Нож контактирует...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574747
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.05.2016
№216.015.3f85

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям. Движительно-рулевая колонка состоит из корпуса, привода, трансмиссионного вала, двух соосных валов с гребными винтами. Передача вращающего момента от трансмиссионного вала к соосным валам осуществляется через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584634
Дата охранного документа: 20.05.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
20.06.2018
№218.016.64aa

Гребной винт регулируемого шага

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей регулируемого шага. Гребной винт регулируемого шага установлен на гребном валу и включает в себя ступицу с закрепленными на ней лопастями с обеспечением их поворота относительно ступицы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658199
Дата охранного документа: 19.06.2018
15.10.2019
№219.017.d5ec

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движителей, а именно гребных винтов. Гребной винт содержит лопасти, закрепленные на ступице винта, при этом ступица выполнена с внутренней сквозной полостью, а в ней размещено дополнительное гребное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702811
Дата охранного документа: 11.10.2019
29.06.2020
№220.018.2ce8

Способ работы реверсивно-рулевого устройства водометного движителя и реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в судовых движителях, а именно в конструкциях реверсивно-рулевых устройств водометных движителей. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя реверсивный ковш и отклоняющие элементы, изменяющие в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724945
Дата охранного документа: 26.06.2020
Показаны записи 1-10 из 15.
10.08.2013
№216.012.5c89

Движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов. Движительно-рулевая колонка содержит баллер, гондолу, гребной винт и механизм поворота колонки. Баллер в верхней части соединен с корпусом через опорный шар, а в нижней части -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489310
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.01.2014
№216.012.9790

Гребной винт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей. Гребной винт состоит из ступицы и лопастей, закрепленных на внешней поверхности ступицы в шахматном порядке, смещенных относительно друг друга в направлении вала винта на величину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504499
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c7bd

Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях вспомогательных движителей. Вспомогательный движительный комплекс плавательного средства состоит из движителя, системы его выдвижения из корпуса плавательного средства и щита-рецесса, который снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516892
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e928

Способ движения судна

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525496
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec4f

Кольцевой судовой движитель

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях винтовых движителей и устройствах активного управления плавательными средствами. Кольцевой судовой движитель включает кольцевой статор, соединенный с корпусом судна при помощи опоры, кольцевой ротор,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526303
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.05.2015
№216.013.4ed3

Способ движения судна во льдах

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. Предложен способ движения судна во льдах, включающий создание упора при помощи движителя судна и воздействие его корпуса на массив льда с дополнительным созданием разрежения в воде путем ее забора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551697
Дата охранного документа: 27.05.2015
27.02.2016
№216.014.c01a

Способ защиты металлических элементов судовых движителей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способу защиты металлических элементов судовых движителей. Способ включает нанесение на поверхность металлических элементов методом газотермического напыления защитного слоя из алюминия или цинка и сплавов на их основе, крацевание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576358
Дата охранного документа: 27.02.2016
20.04.2016
№216.015.3629

Способ активного управления плавательным средством

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581887
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.08.2016
№216.015.51ce

Электропривод

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях приводов, передающих крутящий момент от электродвигателя к исполнительному механизму. Электропривод включает приводной электродвигатель, состоящий из статора и ротора с магнитами на его внешней поверхности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596002
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.05.2018
№218.016.3813

Средство активного управления судном

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в средствах для активного управления суднами. Средство активного управления судном включает в себя корпус проточного канала с размещенным в нем гребным винтом и защитную решетку, которая закреплена на входе в корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646720
Дата охранного документа: 06.03.2018
+ добавить свой РИД