×
16.01.2020
220.017.f548

СПОСОБ И МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002710840
Дата охранного документа
14.01.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ и мобильное устройство контроля целостности рельсовых нитей осуществляется сравнением тяговых токов в рельсовых нитях между тележками локомотива. Над рельсами размещены приемные катушки с Г-образным сердечником на расстоянии 10-20 мм над головкой рельса. Обмотки катушек включены встречно, поэтому при исправных рельсовых нитях суммарная ЭДС не превышает 10% от аналогичной ЭДС при поврежденной рельсовой нити. Если одна из рельсовых нитей неисправна, то суммарная ЭДС увеличивается выше порогового значения, в этот момент фиксируется местонахождение локомотива, и на пост ЭЦ станции приема по радиоканалу передается информация о координате места повреждения. Обеспечивается технический результат, заключающийся в повышении достоверности контроля целостности рельсовых нитей. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для контроля целостности рельсовых нитей РН.

Уровень техники

Известен способ контроля целостности РН, заключающийся в измерении величины напряжения приемного конца рельсовой цепи РЦ, и при снижении напряжения ниже порогового значения РН фиксируется неисправной [Устройства автоматики телемеханики и связи. Часть I. Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 168-171)].

Недостатком способа является то, что при изломе РН и отсутствии устойчивого гальванического разрыва контролировать неисправность РЦ не представляется возможным. Строительство и эксплуатация рельсовых цепей сопряжено со значительными затратами.

Известно устройство автоматической локомотивной сигнализации АЛС со стационарными и мобильными компонентами. Стационарные устройства контролируют состояние рельсовых цепей перед поездом и передают информацию на локомотив. Мобильные устройства воспринимают эту информацию, управляют локомотивным светофором, контролируют превышение допустимой скорости, бдительность машиниста и останавливают поезд при возникновении опасной ситуации. Передача информации на локомотив осуществляется с участием РЦ и локомотивных приемных катушек ПК [Леонов А.А. Техническое обслуживание автоматической локомотивной сигнализации. - М.: Маршрут, 1982].

Недостатком устройства является то, что ПК находятся перед первой колесной парой на расстоянии 150 мм от головки рельса. Это связано с тем, что защитная локомотивная решетка («метельник») находится на подрессоренной части локомотива и не защищает нижнюю часть локомотива от соударения с посторонними предметами.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа для устройства.

Известен способ контроля целостности рельсовых нитей (УКЦРН), заключающийся в измерении текущего напряжения приемного конца РЦ и сравнении его с пороговым значением, а также сравнении токов РН одного пути, измеренные в разные моменты времени [Полевой Ю.И. Методы и устройства контроля местонахождения объекта в системе управления подвижным составом: дис.…докт. техн. наук / Ю.И. Полевой. - Самара: СамГУПС, 2013. - 454 с.]. Если токи в РН отличаются на величину больше допустимого значения, то РЦ считается неисправной.

Недостатком способа является то, что при изломе РН и отсутствии устойчивого гальванического разрыва контролировать неисправность РЦ не представляется возможным. Кроме того, строительство и эксплуатация РЦ цепей сопряжено со значительными материальными затратами.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа для способа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено техническое решение, является повышение достоверности контроля целостности РН.

Способ контроля целостности рельсовых нитей заключающийся в сравнении величины тока рельсах с нормативным значением, при превышении которого фиксируется излом рельсовой нити, отличающийся тем,

что локомотивные приемные катушки с Г-образными сердечниками крепятся к неподрессоренным узлам и размещаются между локомотивным тележками на расстоянии 10-20 мм от головок рельсов, что в условиях вибрации позволяет обеспечить контроль неисправности рельсовой нити по величине тягового тока по поврежденному рельсу в отсутствии гальванического разрыва между концами поврежденного рельса;

форма сердечника и его близость к рельсовой нити создают благоприятные условия для наведения ЭДС в катушках, при этом на величину наведенной ЭДС влияет не только значение тока в рельсовой нити, но и русло тока - центр перемещения потока электронов вдоль рельсовой нити, который при изломе рельса смещается от центра (центра тяжести поперечного сечения);

зависимость величины ЭДС от величины тока и русла его протекания (расстояние от русла до сердечника) позволяет определить излом рельса в условиях, когда сохраняется гальванический контакт между концами изломанного рельса;

в ЭВМ сравнивается разница ЭДС от тягового тока (его гармоник и др. помех) в рельсах с пороговым значением, при превышении которого фиксирует повреждение рельсовой нити;

результаты контроля целостности рельсовых нитей позволяют предотвратить опасную ситуацию или снизить тяжесть ее последствий для идущего поезда;

устройство контроля целостности рельсовых нитей монтируется на каждой локомотивной секции, а в сочетании с аналогичными устройствами, расположенными в хвостовой части поезда, позволяют обеспечить безопасность движения поезду, идущему в след;

контроль достоверной работы устройства осуществляется за счет пятиметровых продольных низкоомных шунтов, подсоединенных к одному из рельсов через каждые 100 м (они же являются датчиками пикетных меток).

Мобильное устройство контроля целостности рельсовых нитей содержащее рельсовую линию, с которой индуктивно связаны локомотивные приемные катушки, которые воспринимают аналоговый сигал с пути и передают его на вход усилителя, затем - на вход выпрямителя и, наконец, на - вход аналого-цифрового преобразователя, с выхода которого цифровой сигнал поступает на первый вход локомотивной ЭВМ, отличающееся тем, что

сигналом, за счет которого наводится ЭДС в приемных катушках, является тяговый ток и его гармоники;

приемные катушки с Г-образным сердечником закреплены за неподрессоренную часть локомотива между локомотивными тележками на расстоянии 10-20 мм от головок рельсов;

расположение приемных катушек в непосредственной близости к рельсам делает устройство контроля более чувствительным не только к величине тока в рельсах, но и к руслу тока в рельсах, что позволяет фиксировать повреждение рельсовой нити, которое не сопровождается нарушением электрической цепи;

при движении локомотива возникает вибрация рельс, которая способствует обнаружению повреждения рельсов;

контроль исправной работы устройств обнаружения места повреждения рельсовой нити осуществляется с участием медных (низкоомных) продольных пятиметровых шунтов, которые подключены к рельсам через каждые 100 м пути, шунты имитируют повреждение рельсовой нити;

координаты шунтов записаны в памяти локомотивной ЭВМ, что позволяет отличить воздействие шунтов от повреждений рельсовой нити;

ко второму входу локомотивной ЭВМ подсоединен выход приемника ГЛОНАСС, с участием которого по радиосвязи (через локомотивную и станционную ЭВМ) на станцию приема передается информация о координате места повреждения рельсовой нити.

Описание чертежей

На фиг. 1 показана схема соединения приборов и узлов устройства контроля целостности рельсовых нитей; на фиг. 2 - структурная схема преобразователя напряжения, на фиг.3 - расположение приемной катушки и ее сердечника над головкой рельса.

На фиг. 1, 2 и 3 приведены следующие обозначения:

1 - локомотив Л;

2 - станционная радиостанция РСС;

3 и 4 - первый и второй рельсы;

5 и 6 -низкоомные пятиметровые продольные шунты;

7 - локомотивная радиостанция РСЛ;

8 - приемник ГЛОНАСС ПГЛ;

9 - преобразователь напряжения ПН;

10 - локомотивная электронно-вычислительная машина ЭВМЛ;

11 и 12 - первая и вторая колесные пары первой тележки локомотива (секции локомотива);

13 и 14 - третья и четвертая колесные пары второй тележки локомотива (секции локомотива);

15 и 16 - первая и вторая приемные катушки ПК;

17 - канал радиосвязи между локомотивной радиостанцией РСЛ и станционной РСС;

18 - шина двухсторонней связи между ЭВМЛ и РСЛ;

19 - шина связи между ПГЛ и ЭВМЛ;

20 и 21 - соединения между ПН, второй и первой ПК;

22 - шина связи между ПН и ЭВМЛ;

23 - усилитель У;

24 - выпрямитель В;

25 - аналого-цифровой преобразователь АЦП;

26 и 27 - соединения между У и В;

28 и 29 - соединения между В и АЦП;

30 - колесо колесной пары 12;

31 - сердечник приемной катушки 15.

В описании работы устройства представлены следующие сокращения: АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация;

ПК - приемная катушка;

РН - рельсовая нить;

РЦ - рельсовая цепь;

УКЦРН - устройство контроля целостности рельсовых нитей;

ЭВМЛ - локомотивная электронно-вычислительная машина;

ЭВМС - станционная электронно-вычислительная машина;

ЭЦ - пост электрической централизации.

Осуществление изобретения

На фиг. 1 показана схема соединения приборов и узлов контроля целостности рельсовых нитей. На посту электрической централизации ЭЦ, впереди лежащей станции (пост на фиг. 1 не представлен), размещена станционная радиостанция РСС 2, которая по каналу радиосвязи 17 получает информацию с локомотивной радиостанции РСЛ 7 локомотива Л 1 о координатах мест повреждения РН. Повреждение обнаруживается с участием ПК 15 и 16 (фиг.3), соединений 20 и 21, ПН 9 (фиг. 1), шины связи 22 и локомотивной электронно-вычислительной машины ЭВМЛ 10. В момент обнаружения повреждения посредством ПГЛ 8, шины 19, ЭВМЛ 10 фиксирует координату места повреждения и по двухсторонней шине связи 18 передает информацию на РСЛ 7. Катушки 15 и 16 включены встречно относительно направления тягового тока, и суммарная ЭДС при исправных рельсовых нитях незначительна. При повреждении одного из рельсов на участке суммарная ЭДС возрастает, т.к. при отсутствии цепи по одному из рельсов ЭДС наводится только в одной из ПК, а при изломе одного рельса, в отсутствии гальванического разрыва, русло протекающего тока (русло -совокупность точек в плоскостях сечений рельса, примерно соответствующие центрам тяжести сечений) смещается от центра и суммарная наведенная ЭДС обоих ПК возрастает. При этом фиксируется координата повреждения, определяемая с помощью ПГЛ 8, которая передается на пост ЭЦ. Наведенная ЭДС (фиг. 2) в ПК 15 и ПК 16 по соединениям 20 и 21 передается на усилитель У 23, затем по соединениям 26 и 27 - на выпрямитель В 24, далее по соединениям 28 и 29 - на аналого-цифровой преобразователь АЦП 25, и, наконец, по шине 22 - на ЭВМЛ 10.

Исправность устройства контроля целостности рельсовых нитей осуществляется за счет подключения к одному из рельсов пятиметровых шунтов через каждые 100 м. При проходе локомотива над рельсом 3 с таким шунтом (5, 6 на фиг. 3) ЭДС в ПК 15 (фиг. 1) будет меньше, чем в ПК 16, т.к. часть тока рельса 3 протекает по шунту. УКЦРН фиксирует повреждение рельсовой нити и передает информацию на пост ЭЦ станции приема. Станционная ЭВМ (на фиг. 1, 2 и 3 ЭВМ не показана) ЭВМС воспринимает эту информацию как сигнал исправной работы УКЦРН, т.к. принятые координаты совпадают с координатами установки шунтов 5, 6,…, которые хранятся в памяти ЭВМС.

Соединение узлов УКЦРН осуществляется следующим образом. Одноименные выводы (начало, начало) локомотивных ПК 15 и ПК 16 соединены между собой, сумма ЭДС обоих ПК от тяговых токов по исправных рельсах 3 и 4 составляет менее 10% от суммы ЭДС при неисправном рельсе. Другие концы катушек (конец, конец) по соединениям 20 и 21 подключены к входу ПН 9 (выводы 1 и 2). По шине 22 с выхода ПН 9 передается цифровой сигнал на первый вход (вывод 1) ЭВМЛ 10, на второй вход которой (вывод 2) по шине 19 поступает информация с ПГЛ 8 о координате местонахождения локомотива Л 1. По шине двухсторонней связи 18 с выхода (третий вывод) ЭВМЛ 10 эта информация передается на вход РСЛ 7, а затем - по связи 17 на вход РСС 2. Выводы 1 и 2 ПН 9 соединены с выводами 1 и 2 У 23, выводы 3 и 4 которого по соединениям 26 и 27 - с выводами 1 и 2 В 24, выводы 3 и 4 которого по соединениям 28 и 29 - с выводами 1 и 2 АЦП, выход 3 которого соединен с выводами 3 (шина 22) ПН 9.

Особенности конструкции и работы УКЦРН.

ПК с Г-образными сердечниками крепятся к неподрессоренным узлам Л 1 и размещаются между тележками на расстоянии 10-20 мм от головок рельсов, что, в условиях вибрации, позволяет обеспечить контроль неисправности рельсовой нити при протекании тягового тока по поврежденному рельсам (смещается русло протекания тока) в отсутствии гальванического разрыва между концами поврежденного рельса.

Форма сердечника и его близость к рельсовой нити создают благоприятные условия для наведения ЭДС в катушке. На величину наведенной ЭДС влияет не только величина тока в рельсовой нити, но и русло тока - центр перемещения потока электронов вдоль рельсовой нити, который при изломе рельса смещается от центра (от центра тяжести поперечного сечения).

Зависимость величины ЭДС от величины тока и русла его протекания (расстояние от русла до сердечника) позволяет определить излом рельса в условиях, когда сохраняется гальванический контакт между концами изломанного рельса.

При движении локомотива возникает вибрация рельс, которая способствует обнаружению повреждения рельса.

ЭВМ сравнивает разницу ЭДС от тягового тока (его гармоник и др. помех) в рельсах с пороговым значением, при превышении которого фиксирует повреждение рельсовой нити.

Результаты контроля целостности рельсовых нитей позволяют предотвратить опасную ситуацию или снизить тяжесть последствий идущему поезду.

УКЦРН монтируется на каждой локомотивной секции, а в сочетании с аналогичными устройствами АУ, расположенными в хвостовой части поезда, позволяют обеспечить безопасность движения поезду, идущему в след. АУ имеет дополнительный генератор для создания тока под ПК хвостового вагона. Если тяговая подстанция для питания тяговых моторов локомотива находится впереди поезда, то под хвостовым вагоном (в отсутствии поездов двигающихся вслед) тяговый ток отсутствует.

Контроль достоверной работы УКЦРН осуществляется с участием пятиметровых продольных низкоомных шунтов, подсоединенных к одному из рельсов через каждые 100 м (они же являются датчиками пикетных меток).

К входу локомотивной ЭВМ подсоединяется выход приемника ГЛОНАСС, с участием которого по радиосвязи (через локомотивную и станционную радиостанции) на поста ЭЦ станции приема передается информация о координате места повреждения РН.


СПОСОБ И МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ
СПОСОБ И МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ НИТЕЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 26.
20.02.2013
№216.012.2693

Устройство защиты работы устройств автоматической локомотивной сигнализации от помех линий электропередач

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике. Устройство защиты работы устройств автоматической локомотивной сигнализации от помех линий электропередач содержит плюсовой и минусовой полюса источника питания, реле соответствия, фронтовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475395
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4023

Устройство контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояний рельсовой линии содержит рельсовые линии, путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481989
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.5012

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на входном конце подают переменное напряжение,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486091
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.07.2013
№216.012.5965

Устройство контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояния рельсовой линии содержит первый путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, первый полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488506
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
01.11.2018
№218.016.98c1

Беспилотная боевая машина и система дистанционного управления движением и вооружением беспилотной боевой машиной

Дистанционное управление движением и вооружением беспилотной боевой машиной осуществляется за счет рычагов и механических устройств управления. Внутри броневого корпуса предусмотрены механические устройства, которые приводятся в действие электродвигателями, управление которыми осуществляется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671138
Дата охранного документа: 29.10.2018
17.07.2019
№219.017.b552

Способ и устройство исключения негативного влияния потери шунта

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике в составе средств контроля освобождения стрелочно-путевых участков. Устройство исключения негативного влияния потери шунта под хвостовой частью поезда содержит фронтовые контакты стрелочно-путевого и замыкающего реле в цепи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694677
Дата охранного документа: 16.07.2019
17.07.2019
№219.017.b5b5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования движения. В способе на каждой станции пост ЭЦ по радиоканалу связывается с локомотивными радиостанциями, с участием радиостанции, которая находится между осью предыдущей и осью последующей станции, каждый локомотив с участием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694679
Дата охранного документа: 16.07.2019
03.09.2019
№219.017.c67b

Двухканальный компаратор без опасных отказов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В двухканальный компараторе сравнивают попарно состояние всех выходов ЭВМ, причем выход одной ЭВМ соединяется с одними входами двух логических элементов И, а выходы другой ЭВМ - с другими входами этих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698965
Дата охранного документа: 02.09.2019
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД