×
27.04.2019
219.017.3dda

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ремонту деталей машин, в частности к способам ремонта, может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для восстановления трущихся поверхностей цилиндрических деталей. На подготовленную к восстановлению поверхность ремонтируемой детали перед наплавкой слоя присадочного материала монтируют его заготовку, выполненную в виде ленты. Ленту берут толщиной 0,1 – 5,0 мм и устанавливают с зазором, величина которого не превышает 0,2 мм. Осуществляют многослойную наплавку присадочного материала электронным сканирующим лучом в вакууме. Механическую обработку осуществляют после наплавки каждого слоя присадочного материала. Это позволяет упростить технологию наплавки и исключить повышенные остаточные напряжения и деформации в изделии. 10 з.п. ф-лы., 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к ремонту деталей машин, в частности к способам ремонта, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для восстановления трущихся поверхностей цилиндрических деталей.

Известен способ восстановления гребешков лабиринтных уплотнений, по которому производят наплавку с импульсной подачей присадочной проволоки на поверхности гребешков наплавочных валиков с предварительной и последующей термо- и механической обработкой. Наплавку производят в среде защитных газов аргонодуговой сваркой неплавящимся электродом (см. Современные технологии в производстве газотурбинных двигателей. Под ред. А.Г.Братухина, Г.К.Язова, Б.Е.Карасева, Москва, Машиностроение, 1997, с.100-101).

Недостатки данного способа: отсутствует точная ориентация наплавляемых валиков относительно оси восстанавливаемых гребешков, линия сплавления наплавляемого металла с подложкой (изделием) имеет резкий переход, что влияет на формирование наплавляемых валиков и деформацию изделия.

Также известен способ электронно-лучевой наплавки, согласно которому при наплавке поверхность обрабатываемой детали за несколько проходов переплавляют с перекрытием с образованием валиков. Деталь при наплавке перемещают относительно луча в продольном и поперечном направлениях (см. SU 1107414, Кл. В 23 К 15/00, 15.06.90).

Недостатками данного способа электронно-лучевой наплавки являются большая осевая усадка переплавленного металла и ограничение увеличения диаметра восстанавливаемой детали из-за отсутствия применения присадочного материала.

Наиболее близким к предложенному способу является способ ремонта трущихся поверхностей цилиндрических деталей машин, в частности прокатных валков, включающий удаление следов износа, многослойную наплавку внутреннего донорского слоя из высоколегированной стали и наружного износостойкого слоя из легированной стали с последующей механической и термической обработкой, при этом суммарное содержание легирующих элементов донорского слоя превышает суммарное содержание легирующих элементов износостойкого слоя в 1,97-16,7 раз (см. патент RU 2083342 С1, Кл. В 23 Р 6/00, 10.07.1997, п.1 формулы).

Недостатки данного способа следующие. Данный способ сложен в применении, так как присадочная проволока должна быть точно позиционирована относительно оси развертки электронного луча; диаметр присадочной проволоки и вылет ее строго ограничены трудностью в обеспечении надежного совмещения ее с лучом; скорость подачи присадочной проволоки должна быть синхронизирована со скоростью наплавки; при электроннолучевой наплавке присадочной проволокой неизбежно получение значительной по размерам сварочной ванны, в которую подается присадочная проволока и происходит сплавление присадочного материала с подложкой, в результате чего неизбежны появления значительных остаточных напряжений и деформации восстанавливаемого изделия.

Технический результат - упрощение технологии наплавки и исключение повышенных остаточных напряжений и деформаций изделия в целом.

Указанная задача решается тем, что в способе ремонта деталей машин, включающем подготовку поверхности детали и восстановление заданных геометрических параметров детали многослойной наплавкой присадочного материала и его механической обработкой, согласно изобретению, на ремонтируемой детали перед наплавкой каждого слоя присадочного материала монтируют его заготовку толщиной 0,1-5,0 мм с зазором, величина которого не превышает 0,2 мм, при этом наплавку присадочного материала осуществляют электронным сканирующим лучом в вакууме, а механическую обработку осуществляют после наплавки каждого слоя присадочного материала.

Выбор указанных диапазонов обусловлен следующим. Толщину ленты выбирать меньше 0,1 мм не рекомендуется из-за низкой эффективности процесса, а больше 5,0 мм - из-за больших тепловложений при расплавлении материала и, как следствие, высоких остаточных напряжений и деформаций. Величина зазора между смонтированной заготовкой и ремонтируемой деталью не превышает 0,2 мм, в противном случае получить бездефектную наплавку нельзя.

Заготовку можно выполнять в виде ленты, которую предварительно подготавливают к монтажу путем вальцовки, что позволяет формировать геометрические размеры присадочного материала и экономить металл.

При монтаже заготовки можно осуществлять ее предварительную фиксацию относительно ремонтируемой детали аргонодуговой сваркой. Это необходимо для надежной фиксации присадочного материала на детали.

Для надежной фиксации присадочного материала на детали при монтаже ленты можно осуществлять ее предварительную фиксацию относительно ремонтируемой детали аргонодуговой сваркой.

Можно наплавку слоя присадочного материала осуществлять за несколько проходов, что позволяет свести к минимуму сварочные напряжения и деформацию детали.

Можно наплавку осуществлять со скоростью 15-60 м/ч, что позволяет получить бездефектную наплавку.

Можно в качестве материала заготовки использовать сплав на никелевой основе.

Можно ремонтировать детали ротора газотурбинного двигателя.

Можно ремонтировать гребешки лабиринтных уплотнений ротора ГТД.

На фиг.1 схематично изображен продольный разрез части ремонтируемого изделия;

на фиг.2 - ремонтируемое изделие в процессе наплавки.

Реализация способа рассмотрена на примере ремонта лабиринтных уплотнений ротора компрессора.

Устройство для реализации способа содержит электронно-лучевую установку с вакуумной камерой (на чертежах не показана). В вакуумной камере расположена ремонтируемая деталь - ротор 1 компрессора с гребешками 2 лабиринтных уплотнений. Наплавленный слой 3, присадочный материал в виде колец 4, зазор 5, электронно-лучевая пушка 6.

Способ осуществляется следующим образом.

По данному способу восстанавливались гребешки лабиринтных уплотнений ротора компрессора, имеющие износ более 1,0 мм. Ротор 1 с гребешками 2 лабиринтных уплотнений изготовлены из стали ЭИ 961.

Подготавливают поверхности гребешков 2 лабиринтных уплотнений для ремонта следующим образом. Измеряют диаметр износа D изн., затем удаляют методом проточки изношенные части рабочей поверхности гребешков 2 до диаметра механической обработки D мех. обр.

Затем осуществляют операцию восстановления заданных геометрических параметров ремонтируемой детали - гребешков 2 лабиринтного уплотнения - следующим образом. По результатам замеров из сплава на никелевой основе ВЖ-98 изготавливают четыре кольца 4 толщиной 1,0 мм (две штуки) и 2,0 мм (две штуки) и шириной, равной ширине изношенной части гребешков 2 лабиринтного уплотнения (17 мм). Кольца 4 изготавливают путем вальцевания полосовых заготовок в виде ленты в кольцо. Количество колец 4 определяется размером номинального диаметра D ном. восстанавливаемых гребешков 2.

Изготовленные кольца 4 монтируются на подготовленную к ремонту поверхность.

Наплавляемые кольца 4 зафиксированы на подготовленной к ремонту поверхности ротора 1 с помощью аргонодуговой сварки.

Наплавка выполнялась на установке ЭЛУ-20, оснащенной энергетическим блоком БЭП 60/15. Режимы электронно-лучевой наплавки представлены в таблице.

Таблица
Толщина кольца, ммУскоряющее напряжение, кВТок фокусирующей линзы, мАТок луча, мАЧастота колебаний луча, ГцАмплитуда колебаний, ммСкорость сварки, м/ч
1,060840 пов.23104,520
  830 раб.    
2,060840 пов.30104,520
  830 раб.    

В вакуумную камеру электронно-лучевой установки помещают ремонтируемое изделие. Сварочный манипулятор установки осуществляет перемещение электронно-лучевой пушки 6 и ремонтируемого изделия ротора 1.

Наплавку слоя присадочного материала 5 осуществляют с помощью системы управления электронным лучом, которая обеспечивает статическое отклонение луча и динамическое сканирование по выбранной траектории с заданной частотой и амплитудой. В качестве присадочного материала выбирают сплав на никелевой основе ВЖ98.

После переплавления одного кольца 4 проводят механическую обработку на токарном станке для обеспечения зазора 5 не более 0,2 мм между наплавленным обработанным слоем 3 и следующим монтируемым кольцом 4, что обеспечивает плотное прилегание внутренней стороны кольца к ремонтируемой поверхности ротора 1. Величина зазора 5 измеряется слесарным щупом.

Повторяют предыдущие операции до получения требуемого номинального диаметра D ном., необходимого для нарезания гребешков лабиринтных уплотнений.

После этого проводят окончательную механическую обработку для восстановления первоначальных геометрических размеров гребешков 2 лабиринтных уплотнений.

Восстановленные гребешки лабиринтных уплотнений ротора подвергают внешнему осмотру, замеру геометрических параметров измерительной скобой, радиографическому контролю и металлографическому контролю образцов.

По полученным результатам судят о соответствии восстановленных гребешков 2 лабиринтного уплотнения требованиям чертежа.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает полное восстановление геометрических характеристик гребешков лабиринтных уплотнений, упрощает технологический процесс ремонта ротора, позволяет получить качественное формирование швов в зоне наплавки и исключить повышенный уровень остаточных сварочных напряжений.

1.Способремонтадеталеймашин,включающийподготовкуповерхностидеталиивосстановлениезаданныхгеометрическихпараметровдеталимногослойнойнаплавкойприсадочногоматериалаиегомеханическойобработкой,отличающийсятем,чтонаремонтируемойдеталипереднаплавкойкаждыйслойприсадочногоматериаламонтируютввидезаготовкитолщиной0,1–5,0ммсзазором,величинакоторогонепревышает0,2мм,приэтомнаплавкуприсадочногоматериалаосуществляютэлектроннымсканирующимлучомввакууме,амеханическуюобработкуосуществляютпосленаплавкикаждогослояприсадочногоматериала.12.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтозаготовкувыполняютввиделенты,которуюпредварительноподготавливаюткмонтажупутемвальцовки.23.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтопримонтажезаготовкиосуществляютеёпредварительнуюфиксациюотносительноремонтируемойдеталиаргонодуговойсваркой.34.Способремонтапоп.2,отличающийсятем,чтопримонтажелентыосуществляютеёпредварительнуюфиксациюотносительноремонтируемойдеталиаргонодуговойсваркой.45.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтонаплавкуслояприсадочногоматериалаосуществляютзанесколькопроходов.56.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтонаплавкуосуществляютсоскоростью15–60м/ч.67.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чтовкачествематериалазаготовкииспользуютсплавнаникелевойоснове.78.Способремонтапоп.2,отличающийсятем,чтовкачествематериалалентыиспользуютсплавнаникелевойоснове.89.Способремонтапоп.1,отличающийсятем,чторемонтируютдеталироторагазотурбинногодвигателя(ГТД).910.Способремонтапоп.2,отличающийсятем,чторемонтируютдеталироторагазотурбинногодвигателя.1011.Способремонтаполюбомуизп.п.1-10,отличающийсятем,чторемонтируютгребешкилабиринтныхуплотненийротораГТД.11
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 16.
01.03.2019
№219.016.caa2

Способ производства заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к производству заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов, стойких к окислению при повышенных температурах и работающих в условиях тяжелого нагружения. Предложен способ производства спеченных заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224622
Дата охранного документа: 27.02.2004
19.04.2019
№219.017.2076
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000055838
Дата охранного документа: 31.10.1939
27.04.2019
№219.017.3dde

Способ ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам ремонта деталей газотурбинных двигателей, в частности к способам ремонта топливных коллекторов газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности. В способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255285
Дата охранного документа: 27.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de1

Способ изготовления осесимметричных деталей

Изобретение относится к области обработки металлов и сплавов давлением и может быть использовано при изготовлении крупногабаритных осесимметричных деталей ответственного назначения, например дисков для газотурбинных двигателей из многофазных жаропрочных сплавов, в том числе на основе никеля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254195
Дата охранного документа: 20.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de2

Способ защиты поверхности лопатки

Изобретение относится к химико-термической обработке преимущественно жаропрочных никелевых сплавов. Может использоваться при изготовлении и ремонте лопаток стационарных энергетических установок и авиационных газотурбинных двигателей. Способ защиты поверхности лопатки в процессе горячего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252110
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de3

Способ получения графитированного материала

Изобретение предназначено для металлургической, авиационной промышленности, энергетики, полупроводниковой техники и может быть использовано при изготовлении электродов, уплотнений авиационных двигателей и получении особо чистых изделий. Кокс сланцевый смоляной измельчают до фракционного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252190
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de7

Способ литья металла в вакууме и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для производства сплавов на основе Ni, Fe, Al, изготовления из них отливок точным литьем в вакууме и при выплавке шихтовых заготовок. В плавильной печи создают электромагнитное поле, посредством которого расплавляют и перемешивают металл в тигле в условиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250153
Дата охранного документа: 20.04.2005
29.04.2019
№219.017.3fa9

Система суфлирования масляной опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В систему суфлирования масляной опоры ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256810
Дата охранного документа: 20.07.2005
18.05.2019
№219.017.5570

Способ защиты участков поверхности детали

Изобретение относится к химико-термической обработке деталей и может быть использовано в авиакосмической технике, энергомашиностроении, электротехнике и других отраслях промышленности. Предложен способ защиты участков поверхности детали перед нанесением на деталь покрытия, включающий нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232205
Дата охранного документа: 10.07.2004
18.05.2019
№219.017.55be

Способ нанесения покрытий на сплавы

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, для увеличения долговечности лопаток турбин газотурбинных двигателей или стационарных газовых турбин. Техническим результатом изобретения является повышение прочности покрытий и их стабильности. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213802
Дата охранного документа: 10.10.2003
+ добавить свой РИД