×
20.02.2019
219.016.c081

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха. Двигатель также снабжен расположенным за турбиной и перед камерой сопловым блоком, выполненным с возможностью вращения вокруг своей оси и имеющим, по меньшей мере, два внутренних канала. Каждый из внутренних каналов входом гидравлически сообщен с турбиной, а выходом - с камерой, и имеет профилированные в виде сопел выходные сечения. На форсажном режиме окно камеры закрыто заслонками, и камера работает как форсажная. Изобретение позволяет повысить топливную экономичность двигателя на крейсерских скоростях полета. 11 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к конструкциям воздушно-реактивных двигателей.

Известен воздушно-реактивный двигатель, содержащий турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, и размещенную перед выходным сопло камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой, для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха на бесфорсажном режиме (см. патент WO 0227177, кл. F02K 1/38, опубл. 04.04.2004).

Недостатки данного двигателя - ограничение функциональных возможностей двигателя, ограниченное число режимов его работы, невозможность работы двигателя при форсаже для создания повышенной тяги этого режима.

Технический результат - расширение функциональных возможностей двигателя и повышение тяги двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что воздушно-реактивный двигатель, содержащий турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой, для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха на бесфорсажном режиме работы, согласно изобретению снабжен расположенным за турбиной и перед камерой сопловым блоком, выполненным с возможностью вращения вокруг своей оси и имеющим, по меньшей мере, два внутренних канала, каждый из которых входом гидравлически сообщен с турбиной, а выходом - с камерой, и имеет профилированные в виде сопел выходные сечения, при этом на форсажном режиме окно камеры закрыто заслонками, и камера работает как форсажная.

На фиг.1 схематично изображен воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и заслонками в положении «закрыто»;

на фиг.2 - воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и заслонками в положении «открыто» и пилонами, расположенными внутри камеры;

на фиг.3 - изображено сечение А-А фиг.2;

на фиг.4 - воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и пилонами, расположенными снаружи камеры (вариант выполнения);

на фиг.5 - изображено сечение Б-Б фиг.4;

на фиг.6 - общий вид двигателя, вариант выполнения окон;

на фиг.7 - общий вид двигателя, вариант расположения камеры относительно турбокомпрессорной части;

на фиг.8 - общий вид двигателя с заслонками в положении «закрыто»;

на фиг.9 - схематично изображен сопловой блок в увеличенном масштабе;

на фиг.10 - изображен вид В фиг.9;

на фиг.11 - изображен вид Г фиг.9.

Воздушно-реактивный двигатель (фиг.1, 2, 4) содержит турбокомпрессорную часть с компрессором 1, турбиной 2 и камерой сгорания 3, а также камеру 4, размещенную перед выходным соплом 5. Камера 4 может быть расположена на расстоянии от турбокомпрессорной части (см. фиг.7) или примыкать к турбокомпрессорной части (см. фиг.6). Выходное сопло 5 крепится к камере 4. За турбиной 2 и перед камерой 4 расположен сопловой блок 6, установленный в подшипниках 7; сопловой блок 6 имеет возможность вращения вокруг своей продольной оси (см. фиг.1, 2, 4).

Сопловой блок 6 (фиг.9) имеет, по меньшей мере, два, например шесть, внутренних каналов 8, симметричных относительно оси вращения соплового блока 6. Каналы 8 (фиг.1, 2, 4) входами (входными сечениями) гидравлически сообщены с турбиной 2, например, через общее сечение 9 (фиг.10), имеющее кольцевую форму на входе газа в сопловой блок 6. Выходы (выходные сечения) каналов 8 выполнены профилированными в виде сопел 10 (см. фиг.11).

Камера 4 имеет, по меньшей мере, одно окно 11 и регулируемые заслонки 12. Регулируемые заслонки 12 имеют возможность перемещения относительно окна 11 с образованием конфузорного (по потоку) канала 13 (фиг.2, 4), сообщенного с камерой 4 через окно 11, для обеспечения поступления в камеру 4 атмосферного воздуха на бесфорсажных режимах работы. Выполнение канала 13 конфузорным обеспечивает образование дополнительной силы тяги двигателя за счет притока атмосферного воздуха и образования на стенках конфузорного канала 13 пониженных статических давлений. Регулируемые заслонки 12 связаны с приводными механизмами 14, выполненными, например, в виде гидроцилиндров с системой управления. При работе двигателя на бесфорсажных режимах приводные механизмы 14 удерживают заслонки 12 в открытом положении (фиг.2, 4).

Для крепления турбокомпрессорной части и камеры 4 двигателя имеются внутренние пилоны 15 (фиг.1, 2, 7), которые могут служить перемычками, образующими окна 11 в камере 4. Как вариант выполнения окна 11 могут быть выполнены на боковой поверхности камеры 4 (фиг.6).

Как вариант выполнения пилоны 16 (фиг.4) могут быть наружными.

Двигатель работает следующим образом.

При работе двигателя на обычных, крейсерских скоростях полета (на бесфорсажных режимах) (фиг.2, 4) приводные механизмы 14 удерживают заслонки 12 в открытом положении с образованием конфузорного канала 13. Через канал 13 и окна 11 в камеру 4 поступает воздух из атмосферы (направление потока воздуха показано на фиг.2, 4 стрелками). Работа турбокомпрессорной части осуществляется по типичной схеме: воздух поступает в компрессор 1, где сжимается, и подается в камеру сгорания 3, куда одновременно подается топливо. Образующиеся продукты сгорания поступают в турбину 2. Газовый поток после расширения в турбине 2 поступает во вращающийся сопловой блок 6. В сопловом блоке 6 газ поступает в общий канал, где, разделяясь, проходит через каналы 8 и поступает в проточный тракт камеры 4 в виде вращающихся струй. Во внутреннем пространстве камеры 4 происходит взаимодействие и передача энергии от газа из соплового блока 6 к атмосферному воздуху, поступающему через открытые окна 11. После камеры 4 поток поступает в сопло 5, из которого истекает в атмосферу. Такой прием позволяет увеличить тягу или снизить расход топлива за счет принципа «присоединения массы».

На режиме форсажа окно 11 (или окна) камеры 4 закрыты заслонками 12. Работа турбокомпрессорной части осуществляется по типичной схеме: воздух поступает в компрессор 1, где сжимается, и подается в камеру сгорания 3, куда одновременно подается топливо. Образующиеся продукты сгорания поступают в турбину 2. Газовый поток после расширения в турбине 2 поступает во вращающийся сопловой блок 6. В сопловом блоке 6 газ поступает в общий канал, где, разделяясь, проходит через каналы 8 и поступает в проточный тракт камеры 4 в виде вращающихся струй. Одновременно в камеру 4 подается топливо (как в обычной форсажной камере). Разделение на несколько потоков газового потока в сопловом блоке 6 улучшает условия смешения газа и топлива в камере 4. После камеры 4 поток поступает в сопло 5, из которого истекает в атмосферу.

Разделение потока на несколько струй в сопловом блоке 6, профилирование выходных сечений 10 и струй, а также собственно вращение соплового блока 6 необходимы для улучшения условий взаимодействия (повышения КПД) энергообмена двух потоков: высоконапорного газа из двигателя и атмосферного воздуха. При этом струи газа приобретают форму «газового шнека» и не вращаются. Последнее достигается тем, что газ, выходящий из соплового блока 6, имеет собственную скорость истечения, вектор которой направлен под углом к оси соплового блока 6 и оси симметрии камеры 4, и приобретает переносную скорость от вращения соплового блока 6. Результирующая скорость отдельных частиц газа направлена вдоль оси камеры 4 и выходного сопла 5.

Благодаря описанному выше процессу формирования газовых потоков происходит их взаимодействие и эффективная передача энергии от потока газа, истекающего из соплового блока 6, атмосферному воздуху с высоким коэффициентом полезного действия (около75%) и минимальными потерями, то есть - с высокой эффективностью.

Собственно вращение соплового блока 6 происходит за счет проходящего через него газа, когда незначительная часть работы расходуется на преодоление вентиляционных потерь и потерь трения в подшипниках 7 и уплотнениях соплового блока 6.

Наружный диаметр D соплового блока 6 выбирается из соотношения D/Dтурб.=0,5-2,0, где Dтурб. - диаметр турбины двигателя.

Увеличение расхода газа за счет поступления атмосферного воздуха при одновременном повышении КПД процесса энергообмена газовыми потоками позволяют увеличить тягу, как это имеет место, например, в эжекторных усилителях тяги, или позволяют снизить удельный расход топлива двигателя.

На бесфорсажном режиме полета данную камеру 4 можно отнести к разновидности так называемого эжекторного усилителя тяги (Ененков В.Г. и др. Авиационные эжекторные усилители тяги, М.: Машиностроение, 1980). Камера 4 в этом случае выполняет роль второго контура двигателя, который, как известно, повышает топливную экономичность путем присоединения дополнительной массы воздуха к основному потоку газа двигателя.

Таким образом, в представленном двигателе совмещены функции двигателя с форсажной камерой, который применяется на высоких скоростях полета, и экономичного двигателя с достаточно высокой степенью двухконтурности, который применяется, обычно, на более низких скоростях полета (до Мп≈1,0).

Воздушно-реактивныйдвигатель,содержащийтурбокомпрессорнуючастьскомпрессором,камеройсгоранияитурбиной,размещеннуюпередвыходнымсопломкамеру,имеющую,поменьшеймере,одноокноизаслонки,установленныесвозможностьюперемещенияотносительноокнасобразованиемканала,сообщенногоскамерой,дляобеспеченияпоступлениявнееатмосферноговоздуханабесфорсажномрежиме,отличающийсятем,чтодвигательснабженрасположеннымзатурбинойипередкамеройсопловымблоком,выполненнымсвозможностьювращениявокругсвоейосииимеющим,поменьшеймере,двавнутреннихканала,каждыйизкоторыхвходомгидравлическисообщенстурбиной,авыходом-скамерой,иимеетпрофилированныеввидесопелвыходныесечения,приэтомнафорсажномрежимеокнокамерызакрытозаслонками,икамераработаеткакфорсажная.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
11.03.2019
№219.016.d93e

Сплав на никелевой основе для литья монокристаллических лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных коррозионно-стойких сплавов на никелевой основе, предназначенных для литья монокристаллических лопаток турбин газотурбинных двигателей методом направленной кристаллизации, и может быть использовано в наземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354733
Дата охранного документа: 10.05.2009
Показаны записи 1-10 из 59.
27.06.2013
№216.012.50cc

Способ формирования покрытия на рабочей охлаждаемой лопатке газовой турбины из никелевого сплава

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на лопатки газовых турбин из никелевых сплавов и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, энергетике и других отраслях промышленности. Предварительно обезжиренную лопатку размещают в камере промышленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486277
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.02.2014
№216.012.a174

Способ изготовления сварной тонкостенной конической обечайки с продольными гофрами

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507047
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.afab

Способ изготовления сварных тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости

Способ предназначен для изготовления тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости методом сварки. Производят формирование сегментов обечайки. Отгибают продольные кромки сегментов для получения ребер жесткости, размещают сегменты на съемных опорных пластинах, установленных на основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510686
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceca

Щеточное уплотнение роторов, способ и устройство для его изготовления

Группа изобретений относится к уплотнительной технике. Щеточное уплотнение роторов выполнено в виде прижимной щеки и последовательно состыкованных с ней элементов - кольцевой проволочной щетки и опорной щеки. Устройство снабжено технологическим кольцом. Прижимная щека выполнена с торцевым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518709
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.09.2015
№216.013.75d6

Способ работы и устройство газотурбинной установки

Группа изобретений относится к энергетике Способ работы газотурбинной установки предусматривает подачу в камеру сгорания сжатого воздуха и паро-метановодородной смеси, расширение продуктов ее сгорания в газовой турбине, охлаждение путем испарения или перегрева водяного пара, направляемого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561755
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.06.2016
№216.015.49b4

Высокотемпературное теплозащитное покрытие

Изобретение относится к областям порошковой металлургии, в частности к неорганическим покрытиям из многослойных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении для получения высокотемпературного теплозащитного покрытия (ТЗП) методом газотермического напыления, например...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586376
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.aa59

Способ эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата с большим сроком активного существования

Использование: в области электротехники при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите. Технический результат - повышение эффективности управления зарядом/разрядом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611568
Дата охранного документа: 28.02.2017
10.05.2018
№218.016.3e11

Способ работы парового компрессора многоступенчатой опреснительной установки и устройство для его реализации

Изобретение относится к области опреснения морской воды. Способ работы парового компрессора, в котором насыщенный пар с давлением 0,016-0,02 МПа последовательно термически сжимают, по меньшей мере, в двух паровых емкостях до давления 0,03-0,032 МПа путем его электрического нагрева и подают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648323
Дата охранного документа: 23.03.2018
10.05.2018
№218.016.4daf

Способ работы опреснительной установки с многоступенчатыми испарителями и паровым компрессором и установка для его реализации

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для обессоливания морской воды (опреснительным установкам). Предлагаемая опреснительная установка имеет по меньшей мере две емкости, которые заполняют паром. Термосжатие пара в этих паровых емкостях производится с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652369
Дата охранного документа: 25.04.2018
+ добавить свой РИД