×
20.02.2019
219.016.bee6

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОПЛА С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со штоками, присоединенными к приводному кольцу, а также гидроприводами управления критическим сечением сопла. Технический результат - повышение тяговых характеристик двигателя на сверхзвуковых режимах с осесимметричным положением сверхзвуковых створок сопла путем оптимизации процесса управления этими створками. Указанный результат достигается тем, что в способе регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя, включающем измерение параметра, характеризующего площадь критического сечения сопла, определение ее величины, изменение положения штоков гидроприводов управления сверхзвуковыми створками, при наличии сигнала управления вектором тяги, в соответствии с площадью критического сечения сопла, а также сигналами задания углов тангажа и рыскания летательного аппарата, при отсутствии сигнала управления вектором тяги дополнительно измеряют давление газа за турбиной, давление, характеризующее давление на срезе сверхзвуковых створок, по дополнительно измеренным параметрам и площади критического сечения сопла определяют потребную площадь выходного сечения сопла, а положение штоков гидроприводов изменяют в соответствии с предварительно определенной зависимостью площади выходного сечения сопла от положения штока гидропривода при фиксированных значениях площади критического сечения сопла. Указанный результат достигается также тем, что при определении площади критического сечения сопла в качестве параметров, характеризующих ее величину, принимают угол отклонения рычага управления двигателем и температуру воздуха на входе в двигатель. При этом достигается дополнительное повышение тяговых характеристик двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со штоками, присоединенными к приводному кольцу, а также гидроприводами управления критическим сечением сопла.

Наиболее близким к заявленному является способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя, включающий измерение диаметра критического сечения сопла и изменение положения штоков гидроприводов кольца, управляющего сверхзвуковыми створками, пропорционально сигналам тангажа, рыскания и диаметра критического сечения сопла при наличии сигнала управления вектором тяги («Демонстрационное сопло с изменяемым вектором тяги фирмы ITP». ЦИАМ, Экспресс-информация по материалам иностранной печати, серия: Авиационное двигателестроение, №44, октябрь 1999 г., с.1-8).

Недостаток данного способа заключается в том, что при выполнении обычного полета с осесимметричным положением сопла диаметр среза сверхзвуковых створок не регулируется и, как следствие этого, в результате недорасширения газа в сопле, потери в сопле растут, что приводит к потерям тяги на сверхзвуковых режимах до 8...14%.

Технический результат - повышение тяговых характеристик двигателя на сверхзвуковых режимах с осесимметричным положением сверхзвуковых створок сопла путем оптимизации процесса управления этими створками.

Указанный результат достигается тем, что в способе регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя, включающем измерение параметра, характеризующего площадь критического сечения сопла, определение ее величины, изменение положения штоков гидроприводов управления сверхзвуковыми створками, при наличии сигнала управления вектором тяги, в соответствии с площадью критического сечения сопла, а также сигналами задания углов тангажа и рыскания летательного аппарата, при отсутствии сигнала управления вектором тяги, дополнительно измеряют давление газа за турбиной, давление, характеризующее давление на срезе сверхзвуковых створок, по дополнительно измеренным параметрам и площади критического сечения сопла определяют потребную площадь выходного сечения сопла, а положение штоков гидроприводов изменяют в соответствии с предварительно определенной зависимостью площади выходного сечения сопла от положения штока гидропривода при фиксированных значениях площади критического сечения сопла.

Указанный результат достигается также тем, что при определении площади критического сечения сопла в качестве параметров, характеризующих ее величину, принимают угол отклонения рычага управления двигателем и температуру воздуха на входе в двигатель. При этом достигается дополнительное повышение тяговых характеристик двигателя.

На чертеже представлена структурная схема системы регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя.

Система регулирования содержит регулятор 1 вектора тяги (например, электронный регулятор), снабженный группой 2 входов сигналов бортовых систем, таких как «Маневр» для идентификации режима, «тангаж (α)» и «рыскание (β)», группой 3 входов сигналов САУ двигателя, необходимых для идентификации режима двигателя, датчик 4 давления газа за турбиной, датчик 5 давления, характеризующего давление на срезе сопла и датчик 6 параметра, характеризующего площадь критического сечения сопла.

Датчик 6 параметра, характеризующего площадь критического сечения сопла, в частном случае, выполняют в виде датчика диаметра критического сечения сопла (ДКР).

Датчик 5 давления, характеризующего давление воздуха на срезе сверхзвуковых створок сопла, измеряет давление воздуха в точке, конструктивно наиболее близкой к плоскости среза сопла, поскольку размещение приемника давления непосредственно на срезе сопла попросту невозможно, т.к. в режиме управления вектором тяги, да и в режиме с осесимметричным положением створок сопла, выходные кромки сверхзвуковых створок совершают достаточно большие, несколько десятков сантиметров, перемещения. Датчик 5 может быть закреплен на любом конструктивном элементе, остающимся неподвижным относительно корпуса двигателя при указанном перемещении кромок сверхзвуковых створок сопла. В качестве точки отбора давления этим датчиком выбирается такая точка вне проточной части двигателя, для давления в которой может быть установлена корреляционная зависимость от давления окружающей среды на срезе сверхзвуковых створок.

В состав гидромеханической части системы входят плунжерный насос 7, связанный магистралью 14, по меньшей мере с тремя агрегатами 8, 9 и 10 управления гидроприводами 15, 16 и 17 кольца, управляющего сверхзвуковыми створками сопла (кольцо и створки сопла на чертеже не показаны). Каждый из агрегатов 8, 9 и 10 управления включает в себя, соответственно, исполнительный механизм 11, 12 и 13 управления подачей рабочей жидкости (топлива) высокого давления в полости гидроцилиндров гидроприводов 15, 16 и 17 (непосредственно гидроцилиндры на чертеже не показаны). Исполнительные механизмы 11, 12 и 13 подключены к соответствующим управляющим выходам регулятора 1. Каждый из гидроприводов 15, 16 и 17 содержит, соответственно, датчик 18, 19 и 20 положения штоков гидроцилиндров гидроприводов 15, 16 и 17. Датчики 18, 19 и 20 подключены к информационным входам регулятора 1.

Заявленный способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

Для реализации данного способа предварительно выполняются следующие работы.

В соответствии с конкретной конструкцией сопла рассчитывают или определяют по графической 3D-модели величины углов ϕ и ψ поворота приводного кольца, управляющего сверхзвуковыми створками, соответствующие заданным углам тангажа α и рысканья β. Указанные величины углов определяют для минимального FКР MIN и максимального FKP MAX значений площади критического сечения сопла. В результате получают два значения коэффициента к приведения углов α и β к углам ϕ и ψ поворота приводного кольца, управляющего сверхзвуковыми створками сопла. Линейная аппроксимация по двум полученным точкам позволяет получить зависимость вида:

где а и b - коэффициенты аппроксимации.

Наряду с этим для граничных значений углов α и β в диапазоне их изменения определяют соответствующие величины выдвижения каждого из штоков гидроцилиндров - Li. Линейная аппроксимация позволяет получить зависимость вида

где с и d - коэффициенты аппроксимации.

В то же время для данной конструкции сопла определяется возможный диапазон величины согласованного (для обеспечения осесимметричного положения сверхзвуковых створок сопла) выдвижения штоков гидроприводов, обеспечивающий при конкретном текущем значении площади критического сечения сопла требуемый диапазон изменения площади выходного сечения сопла. В результате данной работы формируется двухмерная таблица, по которой при текущей величине площади критического сечения сопла и рассчитанной для данных условий потребной величине площади выходного сечения сопла однозначно определяется требуемая величина выдвижения штоков гидроприводов. Иначе говоря, указанная таблица содержит в себе зависимость площади выходного сечения сопла от положения штока гидропривода при фиксированных значениях площади критического сечения сопла.

В процессе регулирования сопла на регулятор 1 вектора тяги поступают (по группе 2 входов) сигналы бортовых систем летательного аппарата: сигнал «тангаж (α)» задания угла тангажа α, сигнал «рыскание (β)» задания угла рыскания β, а также сигнал управления вектором тяги «Маневр» в режимах работы с управлением вектором тяги. По группе 3 входов поступают один или несколько сигналов САУ двигателя, необходимых для идентификации режима его работы, например, дискретный сигнал достижения частотой вращения ротора двигателя заданной величины.

Регулятор 1 осуществляет контроль наличия сигнала управления вектором тяги. При наличии этого сигнала (т.е. при наличии команды «Маневр») для заданных углов тангажа α и рыскания β при текущем значении площади критического сечения сопла, определяемой, в частном случае, на основании измерений датчиком 6 диаметра критического сечения сопла, в соответствии с ранее определенными зависимостями, в регуляторе 1 рассчитывается потребная величина выдвижения каждого из штоков гидроприводов. Имея информацию о текущем положении каждого из штоков гидроприводов с датчиков 18, 19 и 20 регулятор 1 формирует управляющие сигналы на исполнительные механизмы 11, 12 и 13 агрегатов управления 8, 9, и 10, пропорциональные отклонению текущего положения штоков гидроприводов 15, 16 и 17 от расчетной величины. Исполнительные механизмы распределяют по полостям цилиндров гидроприводов 15, 16 и 17 рабочую жидкость (например, топливо), поступающую от плунжерного насоса 7 по магистрали 14, и система регулирования отрабатывает рассогласование.

При снятии команды «Маневр» регулятор 1 фиксирует отсутствие сигнала управления вектором тяги и обеспечивает управление диаметром среза сопла, т.е. площадью выходного сечения, при осесимметричном положении сверхзвуковых створок сопла. В этом режиме дополнительно измеряют давление газа за турбиной (РТ) (с помощью штатного датчика 4, установленного на двигателе) и давление, характеризующее давление окружающей среды (воздуха) на срезе сверхзвуковых створок сопла (РСР) (с помощью датчика 5). В соответствии с текущими величинами измеренных давлений газа за турбиной (РТ) и на срезе сопла (РСР), а также площади (FКР) критического сечения сопла, определяемой по результатам измерения диаметра критического сечения сопла (ДКР) датчиком 6, регулятор 1 рассчитывает потребную площадь выходного сечения сопла FВЫХ:

где m и n - коэффициенты аппроксимации, полученные при обработке рассчитанных высотно-скоростных характеристик двигателя.

Далее по предварительно сформированной двухмерной таблице при текущей величине критического сечения сопла и рассчитанной величине площади выходного сечения сопла определяется величина согласованного выдвижения штоков гидроприводов, после чего система отрабатывает рассогласование, как указано выше.

На сверхзвуковых режимах с осесимметричным положением сверхзвуковых створок сопла (при отсутствии сигнала управления вектором тяги) в процессе выполнения маневров самолета под действием динамических нагрузок происходит искажение формы критического сечения сопла, в частности может иметь место его «овализация». В этом случае использование диаметра критического сечения сопла в качестве параметра, характеризующего площадь критического сечения сопла, может привести к значительным ошибкам при определении этой площади, а, следовательно, к ошибкам при регулировании сопла. Результатом таких ошибок может стать потеря величины тяги.

Поэтому при регулировании сопла в таких условиях целесообразно перейти к совокупности параметров, более точно (по сравнению с диаметром критического сечения) отражающих площадь его критического сечения. В частности, среди таких параметров могут быть выбраны: угол отклонения рычага управления двигателем (αРУД) и температура воздуха на входе в двигатель (T*1). В этом случае вместо датчика 6 диаметра критического сечения сопла (ДКР) система регулирования оснащается датчиком угла отклонения рычага управления двигателем (αРУД) и датчиком температуры воздуха на входе в двигатель (T*1), которые подключаются к информационным входам регулятора 1 (датчики на чертеже не показаны). Для получения значений FKP регулятор 1 использует таблицу пересчета FКР=f(αРУД; Т*1).

При всеракурсном управлении вектором тяги также имеет место значительная «овализация» критического сечения, поскольку реакция газовых сил от сверхзвуковых створок приходится на дозвуковые створки, которые находятся под управлением, как правило, регулятора степени расширения газа в турбине (работа указанного регулятора в рамках настоящей заявки не рассматривается). В области высот до 8 км и скоростей до 600 км/ч газовые силы, приходящиеся на дозвуковые створки невелики. Для их компенсации регулятор степени расширения газа в турбине формирует относительно небольшие перепады давления в гидроцилиндрах, т.е. усилия на штоках гидроцилиндров управления критическим сечением сопла (указанные гидроцилиндры на чертеже не показаны) также невелики. Например, на режиме полного форсажа в стендовых условиях для поддержания заданной величины степени расширения газа в турбине достаточно усилия на штоках гидроцилиндров 600 кг. В то же время, на каждый из указанных штоков со стороны сверхзвуковых створок сопла воздействует усилие до 4000 кг. Искажения формы критического сечения сопла приводят к ошибкам в определении его площади, а при управлении вектором тяги наличие таких ошибок, приводящих к потере величины тяги, нежелательно. Поэтому и на режимах с управлением вектором тяги в качестве параметров, характеризующих площадь критического сечения сопла двигателя, принимают угол отклонения рычага управления двигателем и температуру воздуха на входе в двигатель.

1.Способрегулированиясопласуправляемымвекторомтягиавиационногогазотурбинногодвигателя,включающийизмерениепараметра,характеризующегоплощадькритическогосечениясопла,определениееевеличины,изменениеположенияштоковгидроприводовуправлениясверхзвуковымистворками,приналичиисигналауправлениявекторомтяги,всоответствиисплощадьюкритическогосечениясопла,атакжесигналамизаданияугловтангажаирысканиялетательногоаппарата,отличающийсятем,чтоприотсутствиисигналауправлениявекторомтягидополнительноизмеряютдавлениегазазатурбиной,давление,характеризующеедавлениенасрезесверхзвуковыхстворок,подополнительноизмереннымпараметрамиплощадикритическогосечениясоплаопределяютпотребнуюплощадьвыходногосечениясопла,аположениештоковгидроприводовизменяютвсоответствииспредварительноопределеннойзависимостьюплощадивыходногосечениясоплаотположенияштокагидроприводапрификсированныхзначенияхплощадикритическогосечениясопла.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоприопределенииплощадикритическогосечениясоплавкачествепараметров,характеризующихеевеличину,принимаютуголотклонениярычагауправлениядвигателемитемпературувоздуханавходевдвигатель.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
11.03.2019
№219.016.d93e

Сплав на никелевой основе для литья монокристаллических лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных коррозионно-стойких сплавов на никелевой основе, предназначенных для литья монокристаллических лопаток турбин газотурбинных двигателей методом направленной кристаллизации, и может быть использовано в наземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354733
Дата охранного документа: 10.05.2009
Показаны записи 1-8 из 8.
25.08.2017
№217.015.b57d

Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам форсажных камер турбореактивных двухконтурных двигателей, в частности к узлам подачи топлива в форсажную камеру. Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя содержит топливные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614268
Дата охранного документа: 24.03.2017
20.01.2018
№218.016.1a5d

Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД) и может быть использовано для подачи топлива в камеру сгорания авиационных ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе - аварийных. Система оснащена запорным клапаном, дозатором топлива, включающим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636360
Дата охранного документа: 22.11.2017
10.05.2018
№218.016.3ed9

Система автоматического управления авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области управления электронно-гидромеханической автоматикой авиационных ГТД и может быть использовано для управления авиационным ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе аварийных. Система оснащена сигнализатором отказа насоса-регулятора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648479
Дата охранного документа: 26.03.2018
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
22.04.2019
№219.017.3662

Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов, в частности к системам устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор и датчик с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291323
Дата охранного документа: 10.01.2007
27.04.2019
№219.017.3e01

Система топливопитания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам топливопитания газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники. Система топливопитания газотурбинного двигателя содержит насос...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315884
Дата охранного документа: 27.01.2008
18.05.2019
№219.017.546b

Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов, в частности к системам устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор и датчик с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285156
Дата охранного документа: 10.10.2006
09.06.2019
№219.017.7c83

Система управления соплом с регулируемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического управления авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к системам управления соплом с регулируемым вектором тяги. Технический результат - повышение надежности системы путем введения средств обеспечения перевода сопла в осесимметричное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002326258
Дата охранного документа: 10.06.2008
+ добавить свой РИД