×
11.03.2019
219.016.d675

СПОСОБ СУФЛИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя, включающем подвод масла в масляную полость опоры ротора и отвод в суфлер воздушно-масляной смеси по магистрали суфлирования, согласно изобретению в масляную полость опоры ротора подают дополнительное масло и направляют его ко входу в магистраль суфлирования, причем дополнительное масло подают в количестве не менее 1% от количества масла, подаваемого в масляную опору ротора на смазку и охлаждение деталей и узлов трения. Изобретение повышает надежность работы газотурбинного двигателя путем уменьшения образования коксовых отложений в магистрали суфлирования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники.

Известен способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя, включающий отвод воздушно-масляной смеси из полости опоры по магистрали суфлирования в центробежный суфлер (см. М.М.Бич, Е.В.Вейнберг, Д.Н.Сурнов. Смазка авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1979, с.36).

Недостатком известного способа суфлирования является то, что мельчайшие частицы смазки, перемещающиеся с потоком воздуха по магистрали суфлирования из масляной полости опоры, успевают перегреться и образовать на стенках магистрали суфлирования коксовые отложения, что приводит к уменьшению проходного сечения магистрали суфлирования и, как следствие, к снижению надежности работы опоры ротора и нарушению режима работы двигателя в целом.

Технический результат данного изобретения - повышение надежности работы газотурбинного двигателя путем уменьшения образования коксовых отложений в магистрали суфлирования.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя, включающем подвод масла в масляную полость опоры ротора и отвод в суфлер воздушно-масляной смеси по магистрали суфлирования, согласно изобретению в масляную полость опоры ротора подают дополнительное масло и направляют его ко входу в магистраль суфлирования, причем дополнительное масло подают в количестве не менее 1% от количества масла, подаваемого в масляную опору ротора на смазку и охлаждение деталей и узлов трения.

Подавать дополнительное масло в количестве меньше 1% от количества масла, подаваемого в опору на смазку и охлаждение деталей и узлов трения не эффективно, так как это не приведет к увеличению размера капель воздушно-масляной смеси, что не позволит воздушно-масляной смеси пройти горячий участок магистрали суфлирования без образования коксовых отложений на стенках магистрали. Увеличение размера капель воздушно-масляной смеси позволяет увеличить время нагрева смеси до температуры, при которой начинается коксование масла, и, как следствие, пройти горячий участок магистрали суфлирования без образования коксовых отложений на ее стенках. Верхний предел подаваемого количества дополнительного масла ограничен конструкцией двигателя, в частности, конструкцией опор ротора и их габаритами. В зависимости от этого дополнительное масло может быть подано в опору в количестве, равном количеству масла или большем количества масла, подаваемого в масляную опору ротора на смазку и охлаждение деталей и узлов трения.

Подачу масла в масляную полость опоры ротора можно осуществлять при помощи форсунок или жиклеров, по меньшей мере одна из которых ориентирована отверстием в направлении ко входу в магистраль суфлирования, что позволяет обеспечить равномерную подачу масла в масляную полость и дозировать расход масла.

На чертеже схематично изображена система суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя для реализации данного способа.

Система суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя содержит магистраль 1 суфлирования, сообщенную с масляной полостью 2 опоры ротора и подсоединенную к центробежному суфлеру 3. В масляной полости 2 опоры расположены жиклеры 4 подачи масла на охлаждение и смазку деталей и узлов трения ротора, в частности подшипников 5, и жиклер 6, предназначенный для подачи к магистрали суфлирования дополнительного масла и ориентированный отверстием в направлении ко входу в магистраль 1 суфлирования таким образом, чтобы обеспечить соединение воздушно-масляной смеси и дополнительного масла в масляной полости 2 опоры непосредственно перед входом в магистраль 1 суфлирования. Масляная полость 2 опоры ротора сообщена с магистралью 7 подачи масла и магистралью 8 откачки масла. Магистраль 7 подачи масла сообщена с нагнетающим насосом 9, магистраль 8 откачки масла сообщена с откачивающими насосами 10. Жиклеры 4 и жиклер 6 подсоединены к магистрали 7 подачи масла. Маслобак 11 подсоединен входами к магистрали 8 откачки масла и напорной магистрали 12, а выходами - к магистрали 7 подачи масла и магистрали 13 суфлирования маслобака.

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

При работе двигателя масло из маслобака 11 нагнетающим насосом 9 по магистрали 7 подачи масла подается через жиклеры 4 в масляную полость 2 опоры ротора. Отработанное масло по магистрали 8 откачки масла при помощи откачивающих насосов 10 возвращается в маслобак 11. Одновременно из верхней части масляной полости 2 опоры по магистрали 1 суфлирования воздух отводится в центробежный суфлер 3, откуда после сепарации воздух сбрасывается в атмосферу, а масло поступает в маслобак 11 по напорной магистрали 12. В масляную полость 2 опоры ротора из маслобака 11 перед входом в магистраль 1 суфлирования подается дополнительное масло по магистрали 7 подачи масла при помощи жиклера 6 в количестве 20% от количества масла, подаваемого в масляную полость 2 опоры на охлаждение и смазку подшипников 5. Дополнительное масло соединяется с воздушно-масляной смесью в масляной полости непосредственно перед входом в магистраль 1 суфлирования. Образованная после соединения с дополнительным маслом воздушно-масляная смесь направляется ко входу в магистраль 1 суфлирования.

Дополнительное масло подается для уменьшения образования коксовых отложений в магистрали 1 суфлирования. Ввод дополнительного масла позволяет увеличить размер капель воздушно-масляной смеси, поступающей в магистраль суфлирования. Увеличение размера капель воздушно-масляной смеси позволяет увеличить время нагрева смеси до температуры, при которой начинается коксование масла, и пройти горячий участок магистрали 1 суфлирования без перегрева воздушно-масляной эмульсии. Ориентирование отверстия жиклера 6 в направлении ко входу в магистраль 1 суфлирования позволяет подавать дополнительное масло в ту часть масляной опоры ротора, которая сообщается с магистралью 1 суфлирования. В этой зоне происходит смешение дополнительного масла с воздушно-масляной смесью, и образованная смесь, имеющая увеличенный размер капель, поступает на вход магистрали 1 суфлирования.

Масло из маслобака 11 нагнетающим насосом 9 по магистрали 7 подачи масла может подаваться в масляную полость 2 опоры ротора через форсунку. Выбор подачи масла через форсунки или жиклеры, а также их количество обусловлены конструкцией опор ротора двигателя, их габаритами, а также количеством масла, необходимого для подачи в масляную полость.

1.Способсуфлированиямаслянойполостиопорыроторагазотурбинногодвигателя,включающийподводмаславмаслянуюполостьопорыротораиотводвсуфлервоздушно-маслянойсмесипомагистралисуфлирования,отличающийсятем,чтовмаслянуюполостьопорыротораподаютдополнительноемаслоинаправляютегоковходувмагистральсуфлирования,причемдополнительноемаслоподаютвколичественеменее1%отколичествамасла,подаваемоговмаслянуюопоруроторанасмазкуиохлаждениедеталейиузловтрения.12.Способсуфлированиямаслянойполостипоп.1,отличающийсятем,чтоподачумаслаосуществляютприпомощифорсунокилижиклеров,поменьшеймере,однаизкоторыхориентированаотверстиемвнаправленииковходувмагистральсуфлирования.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
11.03.2019
№219.016.d93e

Сплав на никелевой основе для литья монокристаллических лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных коррозионно-стойких сплавов на никелевой основе, предназначенных для литья монокристаллических лопаток турбин газотурбинных двигателей методом направленной кристаллизации, и может быть использовано в наземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354733
Дата охранного документа: 10.05.2009
Показаны записи 1-4 из 4.
22.04.2019
№219.017.3663

Центробежно-шестеренный насос (варианты)

Изобретения относятся к гидравлическим насосам объемного вытеснения с вращающимися внешними рабочими органами и могут быть использованы в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос по первому варианту содержит корпус, размещенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291321
Дата охранного документа: 10.01.2007
09.06.2019
№219.017.769b

Масляная система газотурбинного двигателя

Изобретение относится к масляным системам, в частности, к масляным системам газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники. В масляной системе газотурбинного двигателя, содержащей подключенную к магистралям нагнетания, откачки и суфлирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002273745
Дата охранного документа: 10.04.2006
09.06.2019
№219.017.76a0

Направляющий аппарат осевого компрессора

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей, преимущественно, конструированию узла статора осевого компрессора. Направляющий аппарат содержит полукольца, выполненные с заплечиками, и консольные лопатки. Полки лопаток зафиксированы с помощью полуколец, на внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002273769
Дата охранного документа: 10.04.2006
09.06.2019
№219.017.7723

Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к конструкции элементов маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), а именно к устройствам для суфлирования маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые самолеты....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288368
Дата охранного документа: 27.11.2006
+ добавить свой РИД