Аннотация:
Традиционно считается, что соревновательность является значимым мотиватором (фактором мотивации обучающихся и сотрудников) в системе образования и в бизнесе. Однако, исследования подтверждают, что соревновательность приводит к: чувству неполноценности у "проигравшего", обреченности, избеганию не только сложных, но и любых нетиповых задач; усилению замкнутости и др. (https://bortnik.livejournal.com/350717.html)
Строить оценивание знаний, умений и навыков на соревновательности между обучающимися в образовании 21 века считается неверным. Система эффективного и практикоориентированного обучения перешла к формирующему оцениванию (в т.ч. сравнение ребенка с ним же вчерашним, а не другими детьми, что снижает также уровень конфликтности в детском коллективе) и безоценочному формирующему наблюдению.
Соревновательность, по сути, является всего лишь одной их механик, способствующих игрофикации образовательного процесса. Следовательно, ее можно "смягчить", применяя иные механики и инструменты игры.
Марафон-гид (онлайн и оффлайн) объединяет в себе принципы:
- интеллектуального марафона (продолжительность и интенсивность действия), огранизованного по принципу индивидуальной (каждый играющий отвечает сам за себя) или командной (один ответ от команды игроков) игры;
- перевернутого класса (обучающиеся получают информацию не от педагога/ведущего марафон-гид, а из окружающего мира и предшествующей собственной познавательной деятельности, - делая из нее собственные практикоориентированные выводы);
- метода case-study (комплексно развивающего такие soft skills участников марафона-гида, как: логическое, критическое, дигитальное мышление; медиа-компетенция; метапредметность, креативность, системность, автономность; управление вниманием, управление смыслами; информационную мета-компетенцию и Я-метакомпетенцию); на марафоне-гиде участники получают нетиповые (неучебные) вопросы, способствующие применению на практике жизни в нетипичной ситуации ЗУНов и формированию указанных выше компетенций (через ключевые мотивационную, лингво- и этнокультурную компетенции);
- экскурсии в мир этнолингвокультуры (применимо для любой, не только русской, проявленной в русском языке), при которой гидами (проводниками для участников) являются: сам текст вопроса (логико-, а не знание-ориентированный подход), изобразительный ряд к нему и итоговая презентация ответов (слайд и ответы других участников, выбранных на основании полноты ответа в чате ведущим игру и его ассистентами).
Для снижения травмоопасности соревновательности (особенно для подростков, билингвов с русским как неродням и как иностранным и др. категорий участников, в т.ч. с ОВЗ) процесс марафона-гида организован следующим образом:
- после регистрации для участия (в гугл-документе) все зарегистрировавшиеся игроки получают приглашение, содержащее правила участия (приход на площадку марафона-гида является подтверждением принятия данных правил);
- вход участников на площадку проведения марафона-гида (zoom) происходит за 20 минут до начала игры;
- организатор впускает участников группами по 10-15 человек, прикрепляя каждую группу к своему ассистенту и проверяя, что участники установили в своем личном чате отправку сообщений исключительно данному ассистенту, а не в общий чат;
- в процессе игры после каждого заданного вопроса у учстников есть 3 минуты на размышление и отправку напечатанного ответа в чат своего ассистента; ответы видит только тот ассистент, которому они отправлены - ни ведущий, ни другие игроки их не видят;
- ассистент фиксирует правильность и полноту ответов каждого из игроков своей группы в документе на своем рабочем столе, а организатору в личный чат отправляет имя и фамилию игрока, давшего наиболее верный и полный ответ;
- по истечении 3 минут организатор предлагает автору самого полного ответа представить его всем и одновременно открывает на слайде с вопросом - подготовленный заранее краткий вариант ответа.
В итоге, даже если кто-то из игроков не дал ответа вовсе или дал неверный ответ:
- этого никто из иных игроков не увидел (статус неприкосновенности личного пространства игрока был сохранен);
- сам не ответивший или неверно ответивший игрок получил не просто новую информацию, как это происходит на уроке; он был активным участником процесса рождения ответа и получил новый опыт по выработке ответа, его критическому анализу и валидации путем сопоставления с ответом на слайде (от организаторов) и ответом другого участника (данным не как образец, а как еще один вариант к предложенному на слайде ответу).
Работая в системе марафона-гида, игроки получают инсайты по:
- самостоятельному логическому и критическому анализу информации;
- управлению реальностью через тексты;
- переключению внимания при помощи визуализации (в т.ч. манипулированию вниманием) и др.
По итогам марафона-гида участники получают не только образовательные инсайты, но и обратную связь от организаторов в формате формирующих компетентностных паспортов, а не просто констатирующих сертификатов или дипломов (используется система КомПас-компетентностный паспорт личности, патент Р.И. Кузьминова и Е.Л.Кудрявцевой). Данные паспорта участников могут войти в состав формирующего портфолио и подсказать дальнейшую направленность образовательного и развивающего процессов - т.е. способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории участника.
Ассистенты организатора также получают опыт реализации сетевых инновационных проектов (международный уровень), о чем свидельствуют выдаваемые им по результатам работы индивидуальные компетентностные паспорта волонтеров для их формирующего профессионального портфолио.
Марафон-гид может быть использован в образовательном процессе как для промежуточного мониторинга, так и для итогового контроля или в олимпиадном формате.
Ключевые слова:
индивидуальный подход, медиа-компетенция, Я-компетенция, проектная технология, этнолингвокультура, перевернутый класс, критическое мышление, управление вниманием, инфо-компетенция, инновационный проект, функциональное чтение, функциональное восприятие, case-study, марафон-гид, функциональная грамотность, сетевой проект, интеллектуальный марафон, прикладная проверка ЗУНов, формирование и замер компетенций, логическое мышление, дигитальное мышление, метапредметность, креативность, системность, автономность, управление смыслами, анти-соревновательность
Характеристика результата
Технологический процесс, Модель
Основные результаты:
Участники развивают soft skills: логическое, критическое, дигитальное мышление; медиа-компетенция; метапредметность, креативность, системность, автономность; управление вниманием, управление смыслами; информационную мета-компетенцию и Я-метакомпетенцию); и получают опыт применения на практике жизни в нетипичной ситуации ЗУНов (через ключевые мотивационную, лингво- и этнокультурную компетенции);
Работая в системе марафона-гида, игроки получают инсайты по:
- самостоятельному логическому и критическому анализу информации;
- управлению реальностью через тексты;
- переключению внимания при помощи визуализации (в т.ч. манипулированию вниманием) и др.
По итогам марафона-гида участники получают не только образовательные инсайты, но и обратную связь от организаторов в формате формирующих компетентностных паспортов, а не просто констатирующих сертификатов или дипломов (используется система КомПас-компетентностный паспорт личности, патент Р.И. Кузьминова и Е.Л.Кудрявцевой). Данные паспорта участников могут войти в состав формирующего портфолио и подсказать дальнейшую направленность образовательного и развивающего процессов - т.е. способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории участника.
Ассистенты организатора также получают опыт реализации сетевых инновационных проектов (международный уровень), о чем свидельствуют выдаваемые им по результатам работы индивидуальные компетентностные паспорта волонтеров для их формирующего профессионального портфолио.
Формат марафона-гида оценивается прошедшими его участниками 6-16 лет как мотивирующий и развивающий для разновозрастной группы; а родителями и педагогами участников (по последующей образовательной самореализации детей) марафон-гид оценен как триггер, включивший заинтересованность детей и подростков, а также педагогов и родителей к функционализации изучения родного языка и культуры в т.ч. с историко-культурной доминантой и с позиции сравнительного языкознания и кросс-культурного диалога.
Новизна:
Принципиально новый результат