23.07.2022
222.018.40be

Марафон-гид как технология и инструмент развития функционального восприятия (функционального чтения и функциональной грамотности) и мотивации у детей, подростков и взрослых

Вид РИД

Изобретение

Хеш-код депонирования: d41af7f81127c985bb23b20cc697425758f18f73db536b2c955e19ffbe476d44
Юридическая информация Свернуть Развернуть
Наименование РИД на английском: Marathon-guide as a technology and instrument for the development of functional perception (functional reading and functional literacy) and motivation by children, adolescents and adults.
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Традиционно считается, что соревновательность является значимым мотиватором (фактором мотивации обучающихся и сотрудников) в системе образования и в бизнесе. Однако, исследования подтверждают, что соревновательность приводит к: чувству неполноценности у "проигравшего", обреченности, избеганию не только сложных, но и любых нетиповых задач; усилению замкнутости и др. (https://bortnik.livejournal.com/350717.html) Строить оценивание знаний, умений и навыков на соревновательности между обучающимися в образовании 21 века считается неверным. Система эффективного и практикоориентированного обучения перешла к формирующему оцениванию (в т.ч. сравнение ребенка с ним же вчерашним, а не другими детьми, что снижает также уровень конфликтности в детском коллективе) и безоценочному формирующему наблюдению. Соревновательность, по сути, является всего лишь одной их механик, способствующих игрофикации образовательного процесса. Следовательно, ее можно "смягчить", применяя иные механики и инструменты игры. Марафон-гид (онлайн и оффлайн) объединяет в себе принципы: - интеллектуального марафона (продолжительность и интенсивность действия), огранизованного по принципу индивидуальной (каждый играющий отвечает сам за себя) или командной (один ответ от команды игроков) игры; - перевернутого класса (обучающиеся получают информацию не от педагога/ведущего марафон-гид, а из окружающего мира и предшествующей собственной познавательной деятельности, - делая из нее собственные практикоориентированные выводы); - метода case-study (комплексно развивающего такие soft skills участников марафона-гида, как: логическое, критическое, дигитальное мышление; медиа-компетенция; метапредметность, креативность, системность, автономность; управление вниманием, управление смыслами; информационную мета-компетенцию и Я-метакомпетенцию); на марафоне-гиде участники получают нетиповые (неучебные) вопросы, способствующие применению на практике жизни в нетипичной ситуации ЗУНов и формированию указанных выше компетенций (через ключевые мотивационную, лингво- и этнокультурную компетенции); - экскурсии в мир этнолингвокультуры (применимо для любой, не только русской, проявленной в русском языке), при которой гидами (проводниками для участников) являются: сам текст вопроса (логико-, а не знание-ориентированный подход), изобразительный ряд к нему и итоговая презентация ответов (слайд и ответы других участников, выбранных на основании полноты ответа в чате ведущим игру и его ассистентами). Для снижения травмоопасности соревновательности (особенно для подростков, билингвов с русским как неродням и как иностранным и др. категорий участников, в т.ч. с ОВЗ) процесс марафона-гида организован следующим образом: - после регистрации для участия (в гугл-документе) все зарегистрировавшиеся игроки получают приглашение, содержащее правила участия (приход на площадку марафона-гида является подтверждением принятия данных правил); - вход участников на площадку проведения марафона-гида (zoom) происходит за 20 минут до начала игры; - организатор впускает участников группами по 10-15 человек, прикрепляя каждую группу к своему ассистенту и проверяя, что участники установили в своем личном чате отправку сообщений исключительно данному ассистенту, а не в общий чат; - в процессе игры после каждого заданного вопроса у учстников есть 3 минуты на размышление и отправку напечатанного ответа в чат своего ассистента; ответы видит только тот ассистент, которому они отправлены - ни ведущий, ни другие игроки их не видят; - ассистент фиксирует правильность и полноту ответов каждого из игроков своей группы в документе на своем рабочем столе, а организатору в личный чат отправляет имя и фамилию игрока, давшего наиболее верный и полный ответ; - по истечении 3 минут организатор предлагает автору самого полного ответа представить его всем и одновременно открывает на слайде с вопросом - подготовленный заранее краткий вариант ответа. В итоге, даже если кто-то из игроков не дал ответа вовсе или дал неверный ответ: - этого никто из иных игроков не увидел (статус неприкосновенности личного пространства игрока был сохранен); - сам не ответивший или неверно ответивший игрок получил не просто новую информацию, как это происходит на уроке; он был активным участником процесса рождения ответа и получил новый опыт по выработке ответа, его критическому анализу и валидации путем сопоставления с ответом на слайде (от организаторов) и ответом другого участника (данным не как образец, а как еще один вариант к предложенному на слайде ответу). Работая в системе марафона-гида, игроки получают инсайты по: - самостоятельному логическому и критическому анализу информации; - управлению реальностью через тексты; - переключению внимания при помощи визуализации (в т.ч. манипулированию вниманием) и др. По итогам марафона-гида участники получают не только образовательные инсайты, но и обратную связь от организаторов в формате формирующих компетентностных паспортов, а не просто констатирующих сертификатов или дипломов (используется система КомПас-компетентностный паспорт личности, патент Р.И. Кузьминова и Е.Л.Кудрявцевой). Данные паспорта участников могут войти в состав формирующего портфолио и подсказать дальнейшую направленность образовательного и развивающего процессов - т.е. способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории участника. Ассистенты организатора также получают опыт реализации сетевых инновационных проектов (международный уровень), о чем свидельствуют выдаваемые им по результатам работы индивидуальные компетентностные паспорта волонтеров для их формирующего профессионального портфолио. Марафон-гид может быть использован в образовательном процессе как для промежуточного мониторинга, так и для итогового контроля или в олимпиадном формате.
Ключевые слова: индивидуальный подход, медиа-компетенция, Я-компетенция, проектная технология, этнолингвокультура, перевернутый класс, критическое мышление, управление вниманием, инфо-компетенция, инновационный проект, функциональное чтение, функциональное восприятие, case-study, марафон-гид, функциональная грамотность, сетевой проект, интеллектуальный марафон, прикладная проверка ЗУНов, формирование и замер компетенций, логическое мышление, дигитальное мышление, метапредметность, креативность, системность, автономность, управление смыслами, анти-соревновательность

Характеристика результата

Технологический процесс, Модель

Основные результаты: Участники развивают soft skills: логическое, критическое, дигитальное мышление; медиа-компетенция; метапредметность, креативность, системность, автономность; управление вниманием, управление смыслами; информационную мета-компетенцию и Я-метакомпетенцию); и получают опыт применения на практике жизни в нетипичной ситуации ЗУНов (через ключевые мотивационную, лингво- и этнокультурную компетенции); Работая в системе марафона-гида, игроки получают инсайты по: - самостоятельному логическому и критическому анализу информации; - управлению реальностью через тексты; - переключению внимания при помощи визуализации (в т.ч. манипулированию вниманием) и др. По итогам марафона-гида участники получают не только образовательные инсайты, но и обратную связь от организаторов в формате формирующих компетентностных паспортов, а не просто констатирующих сертификатов или дипломов (используется система КомПас-компетентностный паспорт личности, патент Р.И. Кузьминова и Е.Л.Кудрявцевой). Данные паспорта участников могут войти в состав формирующего портфолио и подсказать дальнейшую направленность образовательного и развивающего процессов - т.е. способствовать созданию индивидуальной образовательной траектории участника. Ассистенты организатора также получают опыт реализации сетевых инновационных проектов (международный уровень), о чем свидельствуют выдаваемые им по результатам работы индивидуальные компетентностные паспорта волонтеров для их формирующего профессионального портфолио. Формат марафона-гида оценивается прошедшими его участниками 6-16 лет как мотивирующий и развивающий для разновозрастной группы; а родителями и педагогами участников (по последующей образовательной самореализации детей) марафон-гид оценен как триггер, включивший заинтересованность детей и подростков, а также педагогов и родителей к функционализации изучения родного языка и культуры в т.ч. с историко-культурной доминантой и с позиции сравнительного языкознания и кросс-культурного диалога.
Новизна: Принципиально новый результат
Развернутое описание Свернуть Развернуть
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ: Живые системы
Область применения РИД:
Все ступени регулярного образования (от дошкольного до андрагогики, ССУЗ, вуз) в онлайн- и оффлайн-формате реализации, семейное обучение, дополнительное образование; олимпиадное движение.
Марафон-гид может использоваться при промежуточном и итоговом контроле вместо тестов или иных видов контрольных работ. Также возможно применение марафона-гида для выявления компетентности (hard skills +) soft skills обучающихся и преподавательского состава в дисциплинах обязательного цикла (так как формат вопросов в марафоне-гиде носит кейсовый, логико-, а не сугубо знание-ориентированный характер, они помогут выявить уровень осознания предметов в связи с практикой использования результатов обучения в жизни - у педагогов и у детей).
Особые свойства / Отличительные характеристики: - может иметь как узко-дисциплинарный и даже сюжетный (по произведению литературы, по фильму, по стране и пр.), так и междисциплинарный (тематический или политематический) характер; - основан не на ЗУН-ориентированных, а на компетентностно-ориентированных (логическое, критическое мышление, креативности, лингвистическая компетенция и др.) вопросах, давая равные возможности участникам разного возраста и разных систем образования; - доступен для разновозрастной аудитории (апробирован на группах 6-16 лет в онлайн-формате); - способствует реализации индивидуального подхода (от входа в марафон-гид до получения КомПаса по его итогам) при групповой работе международных разновозрастных групп; - реализует принципы смешанного и открытого образования, проектного обучения (для ассистентов организатора) и самообразования длиною в жизнь (вкл. выдачу по итогам формирующей обратной связи участникам, ассистентам организатора, родителям и педагогам участников); - реализует компетентностный подход (позволяет сформировать и проверить сформированность 11 soft skills - перечень см. выше; а также по результатам дать в КомПасе рекомендации по компетенциям, нуждающимся в развитии); - способствует самомотивации к практикоориентированному самообразованию и применению ЗУНов на практике жизни - не только непосредственных участников, но и сопровождающих их взрослых (педагогов и родителей); - развивает функциональное восприятие текста (и окружающего мира как контекста), а также показывает важность (в практике жизни) более глубокого, междисциплинарного, культурогенезного (семантизированного) подхода к знаку/слову/тексту; - способствует популяризации языка и культуры, а также иных предметных областей, лежащих в основе марафона-гида.
Этап жизненного цикла объекта учета: Эксплуатация (применение)
Перспективные направления применения для дальнейших исследований и разработок: - Разработка вопросов для марафона-гида и ее результаты могут стать основой нового типа компетентностных олимпиад по любым языкам и иным образовательным предметам. - Вопросы марафона-гида и ответы на них могут быть изданы как карточки для использования на занятиях по соответствующей тематике или в качестве переключателей внимания на уроках (мотивационный потенциал самих задач и переключения внимания обучающихся). - Вопросы марафона-гида могут стать основой нового компетентностного формата контрольных и экзаменационных работ с выходом на формирующее оценивание компетенций обучающихся (с выдачей им кроме типового оценочного, также компетентностного аттестата, например, в системе КомПас e-kompas.net) - На основе результатов местных, онгиональных, федеральных и международных марафонов-гидов возможно определения специфических лакун в этнолингвокультурном развитии детей и подростков для валидации предложений систем образования на местах.
Подтверждение мирового уровня технологий: Марафон-гид разработан международной командой специалистов по педагогике, филологии, геймификации (ФРГ - РФ). Пилот проводился Международным методсоветом по многоязычию и межкультурной коммуникации (представители в 47 странах мира) для участников из 17 стран мира и ассистентов из 5 стран мира.
Форма представления сведений об объекте учета: Модели, макеты и дизайн, экспериментальные образцы изделий
Реферат Свернуть Развернуть
По всем вопросам внедрения, тиражирования, валидации для иных областией образования и т.д. - Кудрявцева Е.Л. Телеграмм @Kudrjavtseva
Оригинал произведения Свернуть Развернуть
Содержательная часть РИД:
Фотографии, рисунки, чертежи Свернуть Развернуть
Форма представления сведений об объекте учета:
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Показаны записи 1-10 из 12.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
05.09.2017
№217.015.eec6

Метод "история в 6 словах" (технология перспективного чтения)

Метод «История в 6 словах», входящий в состав как индивидуального модульного тренажера творческого мышления «Креативатор» (Kreativ@TOR), так и технологии перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой, - направлен на развитие и отработку ускоренного восприятия и передачи...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...
01.12.2021
№221.018.4016

Международный (всемирный) конкурс (проект-конкурс) "елочная игрушка ххi (21) века" ("елка (елки) мира")

1.1. Целью конкурса является предложение детям, подросткам, молодежи и их родителям интересного и практикоориентированного проекта, направленного на создание елочной игрушки XXI века для интернациональной новогодней елки. 1.2. Задачи конкурса – создание атмосферы подготовки к праздникам мира и...
Показаны записи 1-10 из 12.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
05.09.2017
№217.015.eec6

Метод "история в 6 словах" (технология перспективного чтения)

Метод «История в 6 словах», входящий в состав как индивидуального модульного тренажера творческого мышления «Креативатор» (Kreativ@TOR), так и технологии перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой, - направлен на развитие и отработку ускоренного восприятия и передачи...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...
01.12.2021
№221.018.4016

Международный (всемирный) конкурс (проект-конкурс) "елочная игрушка ххi (21) века" ("елка (елки) мира")

1.1. Целью конкурса является предложение детям, подросткам, молодежи и их родителям интересного и практикоориентированного проекта, направленного на создание елочной игрушки XXI века для интернациональной новогодней елки. 1.2. Задачи конкурса – создание атмосферы подготовки к праздникам мира и...

Похожие РИД в системе

+ добавить свой РИД