23.07.2022
222.018.40bd

Рунические прописи. Подготовка дошкольников к письму (двуполушарный подход) и развитие функционального восприятия и экологичного действия.

Вид РИД

Изобретение

Хеш-код депонирования: fe34bc1509dff0b7227447f675f03aaf4f6d5717e0b2c74136d6e0c7d927fe7f
Юридическая информация Свернуть Развернуть
Наименование РИД на английском: Runic prescriptions. Preparing preschoolers for writing (two-brain approach) and developing functional perception and eco-friendly action
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: "Рунические прописи" созданы на стыке: - педагогики - психологии - культуроведения - истории - языкознания и др. "Рунические прописи" представляют собой первую часть многоуровневого, междисциплинарного и полифункционального комплекта развивающих материалов для детей, подростков и взрослых "Школы компетенций для жизни "СоКоЛ"". В состав комплекса входят сегодня: - Формирующей-диагностический "Календарь-портфолио дошкольника" (3-7 лет) - Модульная игротека "Дети мира" (3-99 лет) - "Речевая палитра" - погружение в язык и речь для билингвов (4-8 лет) - Интегративные рабочие тетради "Сказкотека" и "Идите к лешему!" (3-12 лет) - Тренажер "КреативаТОР" (14+) - мультимедиа кейсы "Шоколад", "Кружка", "Мяч" и др. для дошкольников и начальной школы (3+) и др. В основе системы лежит "Пирамида самоактуализации личности" (циклично реализуемая пирамида выхода на осознанное действие на каждом этапе становления индивидуума в социо-культурном окружении - в преемственной последовательности определенных проектно реализуемых/деятельностных шагов самой познающей личности: Я вижу/слышу, Я чувствую, Я понимаю, Я хочу, Я знаю, Я умею, Я могу, Я делаю). Для простоты и визуальности внутренних связей в системе Пирамиды мы предлагаем рассматривать их как “Октализ осознанности”: Прочтение октализа: - Человек видит и слышит только то, что знает (осмыслил и присвоил). А знает только то, что может увидеть и услышать САМ (из даваемого окружением). - Человек умеет то, что он чувствует (все каналы восприятия и эмоциональность). И чувствует, что умеет (внутренняя потребность самореализации). - Человек может то, что понимает (выполнить непонятный приказ извне человек не может, поэтому не может реализовать чужой план, составленный без его участия, достичь чужих целей; это имитаты!). И понимает, что может (внешние ограничители и внутренние барьеры). - Человек делает то, что хочет (в чем видит себя). И хочет то, что сам делает (эффект IKEA – чем больше я инвестирую в объект, тем больше его люблю/отождествление себя). Любой неимитативный процесс- индивидуален и начинается с видения себя и своего "вызова" в окружающем мире самим человеком (Я вижу что-то, что притягивает мое внимание, удерживает его без усилий со стороны других людей. Мне это интересно и хочется). Затем человек "пропускает" увиденное через себя (я чувствую свои отношения с увиденным) и осознает его (я понимаю). “Рунические прописи” запускают данный процесс и поддерживают его на основе естественной мотивации ребенка (любопытство к новому в реальном окружении, к отражению живого мира в неживом/на бумаге - все дети “рисуют” доступным им способом свое представление о мире; игра - в поиске и сравнении, но не на скорость, не на победителя, без проигравших). Во многих исследованиях (1) описан процесс обучения и самообразования через наблюдение в т.ч. за действиями других и их осознание как доступных/интересных или недоступных для наблюдателя (в октализе "Я вижу/слышу" - “Я знаю”). Для расширения диапазона доступности важно сопровождение увиденного - речью (самостоятельное комментирование ребенком при поддержке взрослого), чтобы из просто восприятия ребенок перешел к функциональному восприятию, ведущему к самостоятельному осознанному действию (сначала рече-мыслительному, а затем физическому). Причем, данное действие - созидательно-экологичное: работая с рунами и их отражением (реализацией) в мире вокруг, ребенок познает через узнавание уже существующего в природе и его систематизацию, - но ничего не меняет. То есть взаимодействует, не воздействуя физически, не вызывая противодействия и не ощущая его. Ребенок проживает открытость мира своим рече-мыслительным, образным, формирующим экспериментам. (1) Ученые Пармского Университета выделили в коре головного мозга приматов нейроны, которые становились активными не только при совершении подопытными животными заданных действий, но и при наблюдении, как эти действия выполняет другая особь.Эти нейроны назвали — зеркальные (также их назвали «нейронами Далай-ламы» или «нейронами Ганди»). Подобные клетки были обнаружены и у человека (Rizzolatti, G., Sinigaglia, C. 2008 Mirrors in the Brain: How Our Minds Share Actions, Emotions, and Experience. Oxford University Press, USA.). Зеркальные нейроны можно рассматривать, как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы. Таким образом, нейрофизиологический уровень подражания — это группа клеток в нескольких областях коры мозга, развивающихся, по-видимому, с рождения. Рунические прописи помогают в добукварный период: - соотнести точки, линии, формы на бумаге с реалиями в окружающем мире (прописи как фрагмент, отражение реального в идеальном); - пройти путь наших далеких предков (от графической пиктограммированной передачи увиденного до рисуночного письма и, только затем, до буквенного/звуко-буквенного письма). То, что в устной форме происходит через потешку, прибаутку, пословицы и поговорки и сказки (фиксация и передача многовекового опыта предков внутри определенной культуры), в письменной форме позволяют закрепить рунические прописи. Мы не видим вокруг готовых решений (их могут нам навязать, но как чужие, следовательно лишь имитирующие некую реальность для нас). Как не видим А, Б, В... Руны же окружают нас повсеместно, значит, могут быть как выделены из реальности, так и интегрированы (включены) в нее. Когда ребенок научится "переключаться" между реальным (данным в системе ощущений) и идеальным (фиксируемым на бумаге, уже осмымленным и субъективированным ребенком) миром, - он сможет перейти к более высоким формам самореализации в этом мире. В т.ч. к письму (см. наши "Азбучные истины" как помощь при переходе к "Речевой палитре"). Важно - не торопить ребенка, позволить ему идти в своем темпе через восприятие и осознание к действию на основе воспринятого. Искусственное ускорение любого процесса может привести к благоприобретенным дисграфии, дислексии, дизорфографии. Идея рунических прописей - отражение окружающего мира в знаке и возвращение знака в мир. Можно начать с концентрации внимания на “простейших” формах в окружающей нас реальности: от точки (например, на что похож камень, лежащий на дороге? нарисуй его - где на листе ты его разместишь? что ты чувствуешь - он мешает, помогает, ждет…?), и многоточия (например, капли воды от дождя как хаос и от лейки по одной “линеечке” - всегда ли в природе хаос, а в мире людей гармония? есть ли вообще гармония и хаос?) до линий и разных форм из точек. Потом - зигзаги округлые, более и менее “интенсивные” (нарисуй волну, но сначала внимательно ее рассмотри! похожа ли она на вот такую линию? а если шторм, что изменится? - видео волн есть в Тик-токе и в youtube) и заостренные (нарисуй горы, только рассмотри их сначала очень внимательно! похожи ли они на вот такую линию? а если одна гора?) Затем перейти к придумыванию самим ребенком знаков (пиктограмм) для воды, гор, огня, дерева, камня... во всех их проявлениях, а потом сравнить детский рисунок с рунами - что в них общего и откуда эта общность появилась (как нам кажется, все объединяющее - из природы). На третьем шаге - предложить ребенку обвести руну, рассмотреть ее и назвать: где он встречал подобное в окружающем мире. Порядок обводки, определяемый последовательностью “превращения” “пятна внимания” в форму: - "обводим" глазами (отмечаем особенности начинающей складываться формы и вспоминаем, где видели похожее прежде); - обводим пальцем (и уточняем свои воспоминания о ранее встречавшихся похожих по форме контура объектах); - выбираем мягкий карандаш, мелок или уголь и обводим им (здесь важен именно мягкий и одновременно дающий яркий и четкий контур "инструмент", так как ребенку нужно ощутить тактильное “проникновение” в форму); - обводка пластилином (форма становится объемной, оставаясь податливой; оиния оживает); - размещение на пластилине (можно в дальнейшем, при повторном обращении к руне на клеевой основе) подходящего по структуре для данной обводки (опора на тактильность) материала (как ребенок всеми органами чувств, всем “мыслящим” и погруженным в осваиваемую руну телом, - воспринимает то, что видит; закрепление визуального в тактильном) - назвать - что это и чем еще может быть ,например, если заменить материал, который презентирует руну на данном этапе (отработка вариативности и понимания того, что чем больше каналов восприятия актуализируется по отдельности, тем больше вариантов "прочтений" появляется; при совмещении каналов восприятия - происходит сужение вариантов "прочтений"); - нарисовать объект, который ребенок "рассмотрел" в обводке руны и вклеить рисунок на оборот листа с руной; - перенести обводку/руну на объемный объект - кубик, мяч, стакан или кружку… (что изменилось, на что теперь стало похоже); - раскрасить руну при желании ребенка (прокомментировав выбор цвета) или оставить ч/б. Помните, что, в отличие от обводки, превращающей пятно внимания в структуру объекта, раскраска снова “размывает” внимание, рассредотачивает его, - делая объект теперь уже цветовым пятном; - повторить руну телесно, показать, изобразить руну своим телом (руническая гимнастика - пальчиковая для развития мелкой и полного тела для развития крупной моторики, концентрации внимания на частях тела и передаче ими компонентов руны); какое настроение после принятия позы той или иной руны (физико-эмоциональная компетенция) - соотнести со значениями рун. Данный этап можно реализовать как сценическое действие (постановка сценографии в соответствии с последовательным усложнением рун на рабочих листах или после прохождения всех рун - в соответствии с эмоциями и явлениями, отражёнными рунами). Музыка - звуки живой природы (шум моря, листвы - подбор музыкального сопровождения акцентуализирует значения рун). В процессе обращения к рунам: - идем от простейших элементов (стихии огня, воды, земли, энергии - Солнца и Луны) - к рунам с повторяющимися зеркальными элементами (кстати, тут можно выявить и отзеркаливание у детей с ОВЗ, дисграфия), их обнаружения детьми в природе и нерукотворных объектах вокруг. - Далее усложненные обереги, содержащие руны для дорисовки и понимания - где они в рукотворных объектах. - И потом совсем сложные элементы рисуночные оберегов для осмысленного раскрашивания и размещения в пространстве вокруг себя, тоже функционального. Человек всему учится у природы, и пока он так поступает и живет в согласии с природой - он в безопасности. Опасность в мир несут сами люди своей неосознанностью, начинающейся с неспособности видеть.
Ключевые слова: дошкольное образование, семейное обучение, пирамида самоактуализации личности, кейс-метод, функциональное восприятие, рунические прописи, двуполушарность, двуполушарный подход, концентрация внимания, октализ осознанности, междисциплинарный подход, интегрированное обучение, case-study

Характеристика результата

Экспериментальный образец

Основные результаты: Рунические прописи помогают в добукварный период: - соотнести точки, линии, формы на бумаге с реалиями в окружающем мире (прописи как фрагмент, отражение реального в идеальном); - пройти путь наших далеких предков (от графической пиктограммированной передачи увиденного до рисуночного письма и, только затем, до буквенного/звуко-буквенного письма). То, что в устной форме происходит через потешку, прибаутку, пословицы и поговорки и сказки (фиксация и передача многовекового опыта предков внутри определенной культуры), в письменной форме позволяют закрепить рунические прописи. Мы не видим вокруг готовых решений (их могут нам навязать, но как чужие, следовательно лишь имитирующие некую реальность для нас). Как не видим А, Б, В... Руны же окружают нас повсеместно, значит, могут быть как выделены из реальности, так и интегрированы (включены) в нее. Когда ребенок научится "переключаться" между реальным (данным в системе ощущений) и идеальным (фиксируемым на бумаге, уже осмымленным и субъективированным ребенком) миром, - он сможет перейти к более высоким формам самореализации в этом мире. В т.ч. к письму (см. наши "Азбучные истины" как помощь при переходе к "Речевой палитре"). Важно - не торопить ребенка, позволить ему идти в своем темпе через восприятие и осознание к действию на основе воспринятого. Искусственное ускорение любого процесса может привести к благоприобретенным дисграфии, дислексии, дизорфографии. Идея рунических прописей - отражение окружающего мира в знаке и возвращение знака в мир. При обращении к руническим прописям: - развивается мелкая моторика - формируется осознанное (ответственное) отношение к окружающему миру - развивается способность к удержанию направленного внимания/концентрации внимания - формируется и развивается осознанное восприятие (многоуровневое: зрительное, тактильное, аудиальное) - развивается логическое, превентивное и дизайнерское мышление - ребенок осознает связь формы, цвета, размера и смыслов, отражаемых ими - формируется вариативность мышления как основа осознанности (ответственности) - развивается творческий и креативный потенциал дошкольника - реализуется комплексное (двуполушарное) развитие дошкольника
Новизна: Принципиально новый результат
Развернутое описание Свернуть Развернуть
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ: Рациональное природопользование, Живые системы
Область применения РИД:
Дошкольное и начальное образование, семейное обучение, дополнительное образование дошкольников и учеников начальной школы
Особые свойства / Отличительные характеристики: - реализован междисциплинарный подход - реализована преемственность от дошкольного до начального школьного возраста - реализован двуполушарный подход - реализован интегрированный подход - реализован инклюзивный подход - реализован кейс-метод (в т.ч. вариативность решений) - реализован мультимедийный подход (инструментально и содержательно)
Этап жизненного цикла объекта учета: Эксплуатация (применение)
Перспективные направления применения для дальнейших исследований и разработок: "Рунические прописи" могут быть в дальнейшем объединены с: - нейрогимнастикой - комплексами по развитию функционального восприятия и общей функциональной грамотности - комплексами по развитию экологии мышления и действия - комплексами общего развития детей, в т.ч. с ОВЗ - реабилитационными (восстановительными) комплексами для взрослых (например, после инсульта, нарушения мозгового кровообращения, в начальной стадии деменции и др.)
Подтверждение мирового уровня технологий: В команде разработчиков сотрудники российского вуза (Елабужский институт ФГАОУ ВО КФУ), российской школы и зарубежные эксперты. Апробация "Рунических прописей" проходит как в РФ, так и за рубежом, в системе частного, дополнительного и семейного образования.
Форма представления сведений об объекте учета: Модели, макеты и дизайн, экспериментальные образцы изделий
Реферат Свернуть Развернуть
В приложении образцы "Рунических прописей". Контактное лицо по внедрению Е.Л. Кудрявцева (Телеграмм @Kudrjavtseva)
Оригинал произведения Свернуть Развернуть
Содержательная часть РИД:
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Показаны записи 1-10 из 13.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
05.09.2017
№217.015.eec6

Метод "история в 6 словах" (технология перспективного чтения)

Метод «История в 6 словах», входящий в состав как индивидуального модульного тренажера творческого мышления «Креативатор» (Kreativ@TOR), так и технологии перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой, - направлен на развитие и отработку ускоренного восприятия и передачи...
14.02.2019
№219.016.ba76

Компетентностное портфолио xxi века (компетентностное поле, компетентностное меню, компетентностный профиль)

Многие взрослые, не говоря уже о детях и подростках, активно используя понятия, связанные с компетенциями личности ХХI века, не всегда подразумевают под ними то, что заложено создавшим их международным консорциумом. Причин тому несколько: начиная от разницы в понимании одного и того же слова,...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...
Показаны записи 1-10 из 13.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
05.09.2017
№217.015.eec6

Метод "история в 6 словах" (технология перспективного чтения)

Метод «История в 6 словах», входящий в состав как индивидуального модульного тренажера творческого мышления «Креативатор» (Kreativ@TOR), так и технологии перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой, - направлен на развитие и отработку ускоренного восприятия и передачи...
14.02.2019
№219.016.ba76

Компетентностное портфолио xxi века (компетентностное поле, компетентностное меню, компетентностный профиль)

Многие взрослые, не говоря уже о детях и подростках, активно используя понятия, связанные с компетенциями личности ХХI века, не всегда подразумевают под ними то, что заложено создавшим их международным консорциумом. Причин тому несколько: начиная от разницы в понимании одного и того же слова,...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...

Похожие РИД в системе