Описание произведения:
"Лайфхаки билингвизма" включают концепцию и первичные созданные в ней материалы, предназначенные для реализации как онлайн-блога (видео-, аудио-форматы и презентационный материал), так и последующей разработки функциональной грамматики русского языка для билингвов с различными языковыми комбинациями.
Ограничений целевой аудитории по возрасту, уровню владения языком (естественный билингвизм), языковым комбинациям и профессиональной принадлежности нет. Блог и последующий проект не имеют ограничений ЦА.
Основой блога и последующего проекта являются опросы ЦА (родители, педагоги и сами естественные билингвы) и анализ открытых источников (научных, публицистических и др.) для выявления наиболее частотных проблем в овладении русским литературным/разговорным языком детьми и подростками, проживающими вне РФ и являющихся носителями иных родных языков.
По результатам опросов формируются 5-минутные выпуски блога, дающие конкретные практикоориентированные (функциональные) решения для не-специалистов в области педагогики, филологии и лингвистики, помогающие решить поставленную в каждом выпуске блога задачу (вопрос ЦА). Выпуски включают как теоретическое обоснование (с позиции лингвистики, культуроведения, истории и др.), так и решения с использованием ноу-хау в области психологии, игропедагогики, культуроведения и др.
Выпуски тиражируются путем размещения на канале youtube, рассылок и публикации в соцсетях, что должно вызвать общественный резонанс и привлечь внимание к блогу, позволив реализовать апробацию решений, расширить вариативность решений (комментарии зрителей и подписчиков блога) и выявить наиболее острые проблемы и вопросы диаспоры с учетом конкретных языковых комбинаций.
На основе апробированного в сети материала блога будет реализован проект по созданию функциональной грамматики русского языка для билингвов с различными возрастными (возраст, для коего актуальна указанная проблема) и этнолингвокультурными (комбинации, для коих актуальна проблема) маркерами. Также материал можно будет применять для монолингвов, требующих не грамматикализованного, а функционально-ориентированного подхода к освоению речевых и языковых единиц и их самостоятельному использованию при коммуникации (письменная и устная форма общения). Рекомендовано также при работе с детьми и подростками с ОВЗ (дисграфия, дислексия, СДВГ, аутистический спектр и др.), поскольку объяснение идет от практики к теории, теоретический материал минимализируется до прямо-функционального и закрепляется при помощи игры и мнемотехники (выбор конкретного инструмента и способа фиксации - за обучающимся).
Проект может быть реализован не только с привязкой к youtube, но и как самостоятельная группа/страница в любой соцсети, онлайн-справочная служба и др.
Все материалы, как и концепция созданы самостоятельно, на общественных началах в свободное от работы время.
Ключевые слова:
билингв, кризис билингвизма, русский как неродной, русский как один из родных, лайфхаки билингвизма, блог, функциональная грамматика, языковая комбинация, онлайн-блог, естественный билингвизм, лингвистика, культуроведение, игропедагогика, русскоязычная диаспора, историческая грамматика, сравнительное языкознание