×
12.06.2020
220.018.2690

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ УСКОРЕНИЙ ОТ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002723349
Дата охранного документа
10.06.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ относится к области космической техники и может быть использован для повышения точности коррекции орбитального движения космического аппарата (КА), оборудованного автономной аппаратурой радионавигации и работающего на прием радиосигналов от глобальных навигационных систем в режиме ежесуточных траекторных измерений и определений. При отнесении определения контрольного параметра на максимально возможное удаление от точки приложения импульса скорости (один из узлов орбиты КА), то есть в точку, где аргумент широты КА равен π/2, фактически обнуляют погрешность определения контрольного параметра, выводя на первый план инструментальную составляющую погрешности определения ускорений (или тяг двигателей). Боковой импульс скорости на активном участке, симметричном относительно одного из узлов является для способа рабочим. Способ направлен на обеспечение приемлемой точности определения и уточнения проекций управляющих ускорений на опорные направления движения при проведении единичных коррекций на витке.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для повышения точности коррекции орбитального движения космических аппаратов (КА), оборудованных автономной аппаратурой радионавигации (АРН) и работающих на прием радиосигналов от глобальных навигационных систем в режиме ежесуточных траекторных измерений и определений (ЕТИО) либо в режиме ЕТИО с помощью наземных средств.

Технической проблемой при эксплуатации КА в условиях практически ежесуточных включений двигателей коррекции (ДК) является низкая точность определения управляющих ускорений (управляющие ускорения – это проекции aX, aY, aZ общего ускорения или просто ускорения на оси связанной с КА системы координат) или тяг от работы ДК, не позволяющая по разовым определениям составлять план коррекций на средствах наземного комплекса управления (НКУ) на срок более двух недель в режиме функционирования КА без ЕТИО.

За одну коррекцию наклонения орбиты геостационарного КА массой 3 т отрабатывается приращение боковой скорости не более (0,125 – 0,3) м/с и приращение боковой составляющей коррекции соответственно не более (281 – 675) м. Погрешность определения положения КА по данным траекторных измерений АРН колеблется в пределах (1-10) м по всем направлениям, то есть может составлять до 3,5%. Результат неплохой, тем более, что ускорения от работы ДК ищут, как правило, по изменению скорости вдоль орбиты, а она в разы, если не на порядок меньше боковой скорости и является сопутствующей ей при проведении удержания КА в заданной области в основном двигателями коррекции наклонения. Но и нестабильность ускорений оценивается техническими условиями на двигательную установку в 3%. Значит, необходимо определять контрольные орбитальные параметры с погрешностью максимум в 1%.

На практике в отсутствие бортовой АРН используется способ определения управляющих ускорений, основанный на эвристическом подходе: есть начальные условия (НУ) движения по предыдущим траекторным измерениям, есть текущие НУ движения, есть отработанный план коррекций, включающий в себя до двух условных номеров ДК, решается задача прогнозирования движения - прихода в текущие НУ. В способе-аналоге выполняется следующая последовательность операций (несущественные детали опускаются):

1. Отрабатывают план коррекций ЦМ КА.

План состоит из включений двух ДК. Изначально план, рассчитанный программой, может быть другим, но его корректируют, не в ущерб результату, чтобы в нем было не более двух ДК.

2. Проводят траекторные измерения.

Траекторные измерения проводят с использованием средств НКУ, взаимно разнесенных по территории РФ на значительные расстояния. Траекторные измерения могут проводиться как радиотехническими, так и оптическими средствами, при этом измеряемыми параметрами могут быть наклонная дальность (пункт измерения – КА), скорость изменения наклонной дальности, а также экваториальные координаты – прямое восхождение и склонение КА.

Измерительная информация передается по каналам связи с измерительных пунктов НКУ в баллистические центры, в которых производится обработка этой информации и определение фактических элементов орбиты КА.

3. Выполняют программу определения параметров движения ЦМ КА.

4. Определяют управляющие ускорения aY, aZ по изменению периода обращения и вектора наклонения. По необходимости определяют и aX через углы установки ДК.

5. Выполняют программу расчета (составления) плана коррекций орбитального движения КА парой ДК.

6. На борт КА заносят план коррекций и управляющие ускорения.

Далее п.п.1 - 6 повторяются в течение всего времени работы КА по целевому назначению.

Погрешность такого способа составляет единицы процентов. Но и такая погрешность, в отсутствие знания на каждых сутках фактических орбитальных параметров, не гарантирует успешное сопровождение полета КА: КА и трасса КА от суток к суткам начинают показывать все более грубые отклонения от ожидаемых положений в фазовых плоскостях, и зависимость эта имеет нелинейный характер. В этом случае гарантированный интервал между траекторными измерениями для геостационарного КА в области удержания по долготе 0,1° не может превышать полутора недель. Задача определения управляющих ускорений сразу трех и более ДК вообще решения не имеет. Увеличить гарантированный интервал между траекторными измерениями можно при условии, что погрешность определения контрольного параметра явно меньше физической нестабильности тяги ДК.

Известен «Способ тестирования двигателей коррекции космического аппарата» (RU №2535352 С2), который взят за прототип. Согласно данному способу прилагают корректирующее воздействие путем включения ДК, проводят ЕТИО (если точно, то ЕТИ, однако здесь подразумевается, что наряду с измерениями проводят и неотложенные определения), определяют параметры движения ЦМ КА, на выбранном, по соображениям стабильности систематической составляющей погрешности тяг ДК, интервале времени набирают статистику по наработкам ДК: фактические длительности работы и условные номера ДК, а также изменения периода обращения КА, из имеющегося набора данных выбирают те, которые удовлетворяют условию следования одного за другим включений одного и того же ДК, данные суммируют и рассчитывают средние тяги по каждому работавшему ДК, прикладывают тестовое воздействие к корпусу КА последовательными включениями двух ДК противоположного направления тяги равными импульсами, отличие от нуля реализованного приращения периода переводят в невязку по суммарному импульсу тяги, которую вносят поровну с противоположным знаком в реализованные импульсы и получают достоверные уровни тяг работавших ДК.

Суть прототипа сводится к следующему. При непрерывном процессе баллистического обеспечения полетом КА всегда имеются данные предыдущих траекторных измерений. Интервал N накопления данных выбирается по соображениям стабильности систематической составляющей погрешности тяг ДК. Из имеющегося набора данных выбирают те, которые удовлетворяют условию следования одного за другим включений одного и того же ДК. В выборку не принимаются включения ДК, между которыми произошла уточняющая смена уровня тяги. Данные суммируют и рассчитывают средние тяги по каждому работавшему ДК.

Тягу по результатам траекторных измерений рассчитывают по известным методикам, например, по формуле ([1] П.Е. Эльясберг Введение в теорию полета ИСЗ, М.: Изд. Наука, 1965г.) с учетом определения среднего значения:

, (1)

где FУН тяга ДК, Н;

ΔTУНi, τУНi – соответственно приращение периода обращения и длительность работы ДК с условным номером (УН) i-й строки данных, с;

m КА масса КА, кг;

- гравитационный параметр Земли, м32;

R радиус круговой орбиты, м.

Подход к определению тяги по изменению периода обращения заключается в том, что, если коррекции на N-суточном интервале проводятся регулярно (ежесуточно) примерно в одно и то же время, одним и тем же ДК и имеют одинаковую длительность, на изменение периода обращения влияет только работа ДК, разность ошибок прогнозирования положения КА при ЕТИО на длительном интервале набора данных по наработкам ДК равна нулю.

Задачей изобретения является удовлетворительные определения управляющих ускорений в условиях ЕТИО и их уточнение при реализации плана коррекций орбитального движения на интервале более суток.

Поставленная задача решается исполнением коррекции орбитального движения КА путем включения ДК с условным номером УН, проведением ЕТИО, определением параметров движения ЦМ КА, набором статистики по наработкам ДК на выбранном интервале накопления данных, суммированием данных и расчетом средних управляющих ускорений по каждому работавшему ДК, проведением коррекции наклонения орбиты КА на активном участке (АУ) с центром в одном из узлов орбиты, прогнозированием пассивного движения ЦМ КА вперед от фактических НУ, предшествующих АУ, до «пассивной» точки вертекса ([2] В.А. Одинцов, В.М. Анучин Маневрирование в космосе, М.: Воениздат, 1974, стр.31), прогнозированием движения ЦМ КА с учетом АУ назад от фактических НУ после АУ - к «активной» точке вертекса, определения расстояния между двумя точками вертекса, определения текущего достоверного значения боковой составляющей ускорения (аZi, м/с2) по каждому работавшему ДК по формуле:

, (2)

где S – расстояния между точками вертекса, м;

индекс «0» относится к номинальным значениям;

k= 1, 2,…, n,… – порядковый номер тестирования ДК с УН i;

i = 1, 2,…, m – порядковый УН,

определением проекций ускорения на трансверсальное (aYi) и радиальное (aXi) направления через известные углы установки ДК, составления следующих один за другим планов коррекций, включающих работу в каждом из планов только двух ДК, исключенных из остальных планов, определением накопленной невязки по долготе положения КА после отработки каждого из планов (не менее двух) и проведением соответствующего каждому из планов заключительного цикла траекторных измерений; при превышении модуля невязки заданного допуска - уточнения достоверных ускорений путем исключения невязки итерационным адекватным изменением (уменьшением, увеличением) модулей ускорений от выбранной пары ДК. Уточненные таким образом управляющие ускорения по каждому ДК считают актуальными и используют при составлении планов коррекций с задействованием по оптимальному сценарию всех необходимых ДК без изъятия.

Изобретение направлено на технический результат – повышение точности определения и уточнения управляющих ускорений по данным единичных относительно кратких по длительности рабочих включений ДК.

Технический результат достигается за счет того, что выбирают коррекции наклонения в узлах орбиты как наиболее эффективные в отношении величины отрабатываемого импульса скорости, и результаты в общем небольшой коррекции наклонения на витке, при ничтожной погрешности прогнозирования движения ЦМ КА на витке, масштабируются на максимальном удалении от узлов и становятся фактическими (измеренными), что в значительной степени уменьшает погрешность определения ускорения, составляющей которой является погрешность определения контрольного баллистического параметра, в частности – НУ движения.

Данное изобретение использует следующий общий подход.

1. Невысокую точность единичного измерения чего-либо чем-либо можно компенсировать пропорциональным увеличением объекта наблюдения, как правило, посредством оптических приборов до размеров, позволяющих с помощью имеющихся в составе оптических приборов измерительных приспособлений, таких как нониус, по предварительно выверенному масштабу увеличения проводить точные измерения с помощью обычной «линейки», которые через коэффициент масштабирования останутся такими же точными и в микромире данного объекта наблюдения. При этом не важно: является ли наблюдаемый объект нам естественным образом или мы видим его через некую систему масштабирования. Можно недопустимо грубым инструментом точно измерять реальные расстояния. На этом принципе основана практика измерений при наблюдении объекта под микроскопом. Своеобразным микроскопом в данном изобретении становится пропорциональное увеличение результатов (приращение по боку) коррекции наклонения в районе одного из узлов орбиты КА при рассмотрении этих результатов на максимальном удалении от линии узлов орбиты, то есть в районах точек вертекса. Расстояние между «активной» и «пассивной» точками вертекса – подобие приращения расстояния в районе узла за счет выдачи бокового импульса скорости за коррекцию, составляет порядка 1900 м, а погрешность определения этого расстояния (предельная аппаратурная погрешность измерения псевдодальности) такая же, что и погрешность определения приращения расстояния в районе узла орбиты – до 10 м. Относительная погрешность определения расстояния падает. Это потому, что НУ, включающие вектор [X,Y,Z] в инерциальной геоцентрической экваториальной системе координат, ЕТИО определяются одинаково точно вне зависимости, где и на каком расстоянии друг от друга находятся наблюдаемые объекты.

2. Ускорение как физическая величина находится из отношения: а = 2S / τ2, где τ - длительность работы ДК, с. Поскольку длительности τ работы ДК для номинала и фактического значений управляющего ускорения равны, в уравнении (2) время отсутствует.

3. Данный способ позволяет довольно точно, в пределах стабильности уровней управляющих ускорений определять последние. К тому же, практика баллистического обеспечения полета стационарных КА показывает, что на фазовой плоскости [период обращения; гринвичская долгота] за пару недель работы без ЕТИО период обращения в конце удержания ЦМ КА в заданной области по долготе в данном режиме по данным траекторных измерений с НКУ или АРН практически (на уровне интересов удержания) совпадает с прогнозируемым, а вот текущая гринвичская долгота становится критичной и даже выходит за границу области. Потому из двух вариантов уточнения ускорений двух ДК из плана коррекций: итерационного, адекватного результатам по исключению невязки по контрольному параметру равнознакового изменения (увеличения или уменьшения) модулей ускорений, либо итерационного разнознакового изменения (увеличения и уменьшения) модулей ускорений (в котором ошибки удержания ЦМ КА по периоду растут в арифметической прогрессии, а по долготе – в геометрической прогрессии), надо, исходя из точного определения управляющих ускорений согласно первой части формулы изобретения, выбирать первый вариант.

Данное изобретение можно использовать только при наличии ЕТИО, включенных в регламент штатной работы КА. Найденные согласно изобретения управляющие ускорения позволяют в длительных перерывах ЕТИО, привлекая измерительные средства НКУ, осуществлять эффективное баллистическое обеспечение полета КА на заданном интервале времени. В штатной работе, когда на борту КА имеется аппаратура АРН, включающей приемники навигационных радиосигналов от глобальных навигационных систем, или, когда ЕТИО проводят ежесуточно с помощью наземных средств, при расчетах параметров коррекции используют номинальные или какие-либо формулярные значения управляющих ускорений, определения и (или) уточнения управляющих ускорений не требуется, поскольку каждые сутки рассчитывается новый план из одной-двух коррекций. Тем не менее, не занимаясь определением и уточнением управляющих ускорений, невозможно гарантировать нахождение КА на заданных орбитальных позициях в течение всего срока активного существования.

Данное изобретение является наиболее эффективным способом определения тяги из всех имеющихся и возможных способов. Ограничением является условие проведения ЕТИО. Однако однажды определенные и уточненные тяги ДК могут длительный период активного существования КА считаться актуальными. Скажем, для повторного использования набора ускорений в отсутствие ЕТИО геостационарный КА коррекциями удержания приводят в центр области удержания, после чего начинают новый этап функционирования бортового навигационного обеспечения геостационарного КА, с составлением плана коррекций в НКУ.

Предлагаемый способ универсален, предлагает системный подход и позволяет:

1) организовать режим автономного от НКУ функционирования бортовой системы навигации и управления движением на срок, оговоренный требованиями к конкретной космической системе;

2) набирать статистику по каждому из рабочих ДК с присвоенным ему УН и уточнять ускорения в любое актуальное время;

3) довести качество определения ускорений от работы ДК до максимума.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ УСКОРЕНИЙ ОТ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ УСКОРЕНИЙ ОТ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
08.02.2020
№220.018.0052

Способ контроля геометрии крупногабаритных объектов

Изобретение относится к области радионавигации и может быть использовано для контроля геометрии крупногабаритных объектов при их эксплуатации. Способ включает измерение пространственных координат узловых точек с помощьюнавигационных радиосигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713633
Дата охранного документа: 05.02.2020
13.03.2020
№220.018.0b8e

Способ автономной коллокации на околостационарной орбите

Изобретение относится к управлению движением космических аппаратов (КА) вблизи точек стояния на стационарной орбите. КА с самоколлокацией (КАСК) постоянно удерживают в заданной области удержания (ОУ) по долготе. Внутри этой ОУ находятся смежные КА, для которых определяют, по траекторным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716394
Дата охранного документа: 11.03.2020
21.05.2020
№220.018.1e63

Поворотное устройство с трособлочной системой для обезвешивания раскрываемых конструкций космического аппарата

Изобретение относится к испытательной технике, а более конкретно к наземной экспериментальной отработке для обезвешивания раскрываемых конструкций космического аппарата. Поворотное устройство с трособлочной системой для обезвешивания раскрываемых конструкций космического аппарата содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721448
Дата охранного документа: 19.05.2020
21.05.2020
№220.018.1e97

Телескопическая упругая опора

Изобретение относится к космической технике, в частности к устройствам контроля раскрытия конструкций. Телескопическая упругая опора содержит корпус, пружину сжатия, опорную площадку, грузонесущую трубу и направляющую, расположенную внутри грузонесущей трубы. Через отверстие, выполненное на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721449
Дата охранного документа: 19.05.2020
21.05.2020
№220.018.1ed2

Резервированный релейный коммутатор

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики и может найти применение в ответственной аппаратуре, имеющей повышенные требования к надежности, например в устройствах управлениях ракетно-космической техники (РКТ). Резервируемый релейный коммутатор содержит три электромагнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721328
Дата охранного документа: 19.05.2020
21.05.2020
№220.018.1f6a

Контроллер сетевого транспортного протокола

Изобретение относится к устройствам аппаратной реализации сетевого транспортного протокола (СТП), используемого при передаче и приеме информационных данных. Технический результат - реализация механизма транспортных соединений, представляющего собой виртуальное однонаправленное соединение между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721230
Дата охранного документа: 18.05.2020
22.05.2020
№220.018.1fd5

Акселерометр космический

Изобретение относится к области космической техники. Акселерометр содержит корпус, физический маятник в виде осесимметричного стержня, измеритель периода колебаний, включающий электрическую схему со встроенным в маятник вдоль его оси светодиодом, в месте, смещенном от середины рабочего цикла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721589
Дата охранного документа: 20.05.2020
23.05.2020
№220.018.209b

Способ изготовления отражательной сетчатой поверхности антенны и сетчатое полотно для его осуществления

Изобретение относится к области технологии изготовления отражательных поверхностей параболических антенн. При изготовлении отражательной сетчатой поверхности антенны сетчатую поверхность выполняют основовязаным переплетением из металлической нити толщиной не более 30 мкм, наносят на поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721766
Дата охранного документа: 22.05.2020
23.05.2020
№220.018.20b6

Способ мониторинговой коллокации на геостационарной орбите

Изобретение относится к удержанию геостационарного космического аппарата (КА) в рабочей позиции при мониторинге смежного с ним КА (СКА). Способ осуществляют с помощью двух радиальных двигателей коррекции (РДК) мониторингового КА (МКА), ориентированных в надир так, чтобы векторы малой тяги РДК...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002721812
Дата охранного документа: 22.05.2020
03.06.2020
№220.018.2364

Способ изготовления сетчатой поверхности антенны

Изобретение относится к изготовлению отражательных сетчатых поверхностей параболических антенн и может быть использовано для комплектации крупногабаритных трансформируемых антенн космических аппаратов. Способ изготовления сетчатой поверхности антенны включает вязание сетчатого полотна из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722500
Дата охранного документа: 01.06.2020
Показаны записи 1-10 из 33.
10.03.2013
№216.012.2dc2

Способ регулирования и стабилизации давления в рабочих установках сильфонного типа

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для стабилизации заданного уровня тяги двигателей коррекций движения космического аппарата. Бак с рабочим телом (БРТ) имеет три емкости. Весь газ наддува (ГН) в начале находится в дополнительной емкости постоянного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477245
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.05.2013
№216.012.3d42

Способ удержания геостационарного космического аппарата на заданной орбитальной позиции

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для удержания геостационарного космического аппарата (КА) в заданном диапазоне долгот и широт рабочей позиции на орбите. Ошибка управления движением центра масс КА комплексно устраняется с использованием коэффициента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481249
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.06.2013
№216.012.5026

Способ удержания геостационарного космического аппарата на заданной орбитальной позиции

Изобретение относится к области космической техники и предназначено для удержания на заданной геостационарной орбитальной позиции космического аппарата (КА). После увеличения срока управления центром масс КА без привлечения наземных средств измерения навигационных параметров рассчитывают план...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486111
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.07.2013
№216.012.56c7

Способ адаптивного управления движением центра масс космического аппарата

Изобретение относится к управлению движением группы космических аппаратов (КА) и м.б. использовано при сопровождении одним КА другого КА на заданном расстоянии. Способ включает проведение траекторных измерений и коррекций, с минимизацией эксцентриситета орбиты и определением положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487823
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.10.2013
№216.012.7932

Способ коррекции орбитального движения космического аппарата

Изобретение относится к области космической техники и предназначено для высокоточного определения ускорения поступательного движения космического аппарата (КА). Проводят коррекции параметров орбитального движения КА и засылают на борт КА. Параллельно слежению за работой двигателя коррекции на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496688
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7933

Способ коррекции орбитального движения космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для коррекции орбитального движения космического аппарата (КА). На КА прикладывают тестовое и корректирующее воздействие путем включения двигателей коррекции (ДК), проводят траекторные изменения, определяют параметры движения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496689
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.05.2014
№216.012.c826

Циклотронный плазменный двигатель

Изобретение относится к космической технике, к классу электрореактивных двигателей и предназначено для управления движением космических аппаратов малой (до 5 Н) тягой. Циклотронный плазменный двигатель содержит корпус плазменного ускорителя, соленоиды (катушки индуктивности), электрическую цепь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517004
Дата охранного документа: 27.05.2014
10.08.2014
№216.012.e60e

Космический измеритель приращения скорости

Изобретение относится к измерительным приборам космического аппарата (КА) и может использоваться для высокоточного определения малого приращения скорости поступательного движения КА. Измеритель имеет полый шарообразный корпус (1), на внешней поверхности которого находятся электромагниты (2). На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524687
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.12.2014
№216.013.0f5f

Способ тестирования двигателей коррекции космического аппарата

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА). Согласно предложенному способу определяют тяги двигателей коррекции (ДК)(управляющих ускорений) по суммарным изменениям периода обращения КА от коррекции к коррекции. Последние проводят одними и теми же ДК и судят об...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535352
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0f60

Способ удержания космического аппарата на геосинхронной 24-часовой орбите

Изобретение относится к управлению движением космического аппарата (КА) и, конкретно, к удержанию геосинхронного КА в заданной области стояния и коллокации с другими геостационарными КА. Способ включает определение и коррекцию начальных наклонений и долготы восходящего узла орбиты выведения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535353
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД