×
02.03.2020
220.018.0808

Результат интеллектуальной деятельности: МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на стартовую и маршевую камеры сгорания, заряды твердого топлива, воспламенительные устройства и выходное сопло. Промежуточное днище выполнено из выгнутой в сторону маршевой камеры полусферической перфорированной оболочки, выполненной из высокопрочной легированной стали и имеющей переменную толщину, увеличивающуюся от центра к внешнему краю. Со стороны стартовой камеры сгорания промежуточное днище прикрыто металлической фольгой и резиновой мембраной. В теплозащитном покрытии стартовой камеры сгорания имеется кольцевой выступ, который при сборке двигателя вдавливается и зажимает внешний край резиновой мембраны. Изобретение позволяет повысить надежность работы ракетного двигателя, а также повысить технологичность изготовления и сборки такого двигателя. 3 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет.

Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры сгорания с твердотопливными зарядами соответственно. Камеры разделяет промежуточное днище с теплозащитным покрытием. К передней части маршевой камеры пристыкована крышка с воспламенительным устройством, а к задней части стартовой камеры - сопло с воспламенительным устройством и заглушкой.

Известен двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива (патент России №2390646, МПК F02K 9/28 от 29.12.2008 г.), содержащий цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми зарядами, разделительное днище, устройство вскрытия днища и сопло. Устройство вскрытия днища выполнено в виде симметрично расположенных относительно продольной оси двигателя на разделительном днище сферических перфорированных заглушек, выгнутых в сторону маршевой камеры. Со стороны стартовой камеры заглушка взаимодействует с тонкостенной мембраной, повторяющей ее форму, герметично закрепленной по периферии на заглушке и имеющей теплозащитное покрытие (ТЗП).

Основными недостатками прототипа является большое количество конструктивных элементов, сложность сборки ракетного двигателя (РД) и газодинамические потери в маршевом режиме, до 4%, из-за необходимости перетекать газам через четыре отверстия разделительного днища. Кроме того, в ракетных двигателях, где относительно большой диаметр критического сечения сопла, необходимо производить большее количество отверстий перфорации для достижения соотношения 2,5:1, и как следствие - уменьшение размера перегородок между отверстием, а это приводит, по результатам испытаний, к снижению прочности этих заглушек и возможному их разрушению с последующим взрывом ракетного двигателя.

Настоящее изобретение ставит целью повышение надежности, технологичности изготовления ракетного двигателя, а также повышение его тяговых характеристик.

Поставленная цель достигается за счет отказа от сферических перфорированных заглушек и устройства отверстий перфорации непосредственно в промежуточном днище. Для обеспечения прочностных характеристик, промежуточное днище из высокопрочной легированной стали имеет переменную толщину: минимальную в центре и увеличивающуюся к внешнему краю. Днище прикрыто со стороны стартовой камеры металлической фольгой и резиновой мембраной. В теплозащитном покрытии стартовой камеры сгорания имеется кольцевой выступ, который при сборке РД вдавливается и зажимает внешний край резиновой мембраны, тем самым обеспечивается герметичность стартовой камеры.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 - изображен общий вид устройства, на фиг. 2 - конструкция днища с фольгой и мембраной, на фиг. 3 - конструкция соединения выступа ТЗП стартовой камеры сгорания с резиновой мембраной.

Двигатель (фиг. 1) содержит цилиндрический корпус 1, стартовую камеру сгорания 2 с твердотопливным зарядом 3, маршевую камеру сгорания 4 с твердотопливным зарядом 5. Для истечения продуктов сгорания стартовой и маршевой ступени используется одно сопло 6. Камеры 2, 4 стартового и маршевого режимов разделены полусферическим металлическим промежуточным днищем 7, в котором имеются отверстия перфорации 8 (фиг. 2). Промежуточное днище 7 изготавливается из высокопрочной легированной стали, например, 26Х2НВМБР (КВК-26), характеризующейся высокой прочностью на излом и растяжение, при этом - относительно низкой жаропрочностью. Толщина днища 7 переменная: в центре h1=1,5-2,5 мм и плавно увеличивается к внешнему краю до h2=3-4 мм. Количество и размер отверстий перфорации подбирается с учетом, что их суммарная площадь превышает площадь критического сечения сопла более чем в 2,5 раза. Со стороны стартовой камеры 2 на промежуточном днище 7, повторяя ее форму, расположена металлическая фольга 9 толщиной 0,5-1 мм и резиновая мембрана 10. В теплозащитном покрытии 11 стартовой камеры сгорания формируется кольцевой выступ 12 гребнеобразной формы (фиг. 3). При сборке РД кольцевой выступ 12 вдавливается и зажимает внешний край резиновой мембраны 10 и металлической фольги 9 к промежуточному днищу 7, тем самым обеспечивается герметичность стартовой камеры.

Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива работает следующим образом. Включение стартовой и маршевой ступени производится последовательно, возможно, с паузой. При работе стартовой камеры давление продуктов сгорания заряда воздействует через резиновую мембрану и фольгу на полусферическое металлическое промежуточное днище, при этом его центральная часть работает на растяжение, а внешние края - на изгиб. Продавливание металлической фольги с резиновой мембраной не происходит по причине того, что давление в стартовой камере не превышает предельно допустимого для локального участка фольги с мембраной, соответствующей площади одной перфорации.

При включении маршевой камеры продукты сгорания, проникая через отверстия перфорации, воздействуют на фольгу с мембраной по всей ее площади, вскрывают ее и, проникая в стартовую камеру, истекают через сопло.

Через 0,1-0,2 с после вскрытия фольги с мембраной, из-за относительно низкой жаропрочности промежуточного днища, перемычки между отверстиями перфорации прогорают, и продукты сгорания начинают исходить через всю его площадь с минимальными газодинамическими потерями, которые по итогам испытаний составляют 2,5%.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет достичь поставленных целей, а именно: повышение надежности работы РД за счет увеличения размеров перемычек между отверстиями перфорации и предотвращения их разрушения; повышение технологичности его изготовления и сборки за счет снижения количества сборочных единиц и применения простых и более технологичных технических решений, а также повышение его тяговых характеристик в маршевом режиме за счет снижения газодинамических потерь истекания газов.

Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива, состоящий из цилиндрического корпуса, промежуточного днища, разделяющего его на стартовую и маршевую камеры сгорания, зарядов твердого топлива, воспламенительных устройств и выходного сопла, отличающийся тем, что промежуточное днище выполнено из выгнутой в сторону маршевой камеры полусферической перфорированной оболочки, выполненной из высокопрочной легированной стали и имеющей переменную толщину, увеличивающуюся от центра к внешнему краю, прикрытой со стороны стартовой камеры сгорания металлической фольгой и резиновой мембраной, при этом в теплозащитном покрытии стартовой камеры сгорания имеется кольцевой выступ, который при сборке двигателя вдавливается и зажимает внешний край резиновой мембраны.
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
24.10.2019
№219.017.da77

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя на твердом топливе

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704058
Дата охранного документа: 23.10.2019
25.01.2020
№220.017.f9e6

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетным двигательным установкам, а именно к ракетным двигателям на твердом топливе с зарядами из смесевых твердых топлив с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы, прочноскрепленными с нанесенным на внутреннюю поверхность корпуса теплозащитным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711892
Дата охранного документа: 23.01.2020
02.03.2020
№220.018.07c9

Отражатель газового потока продуктов сгорания ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715447
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.07e0

Многорежимный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным ракетным двигателям на твердом топливе, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на камеры сгорания, зарядов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715450
Дата охранного документа: 28.02.2020
12.05.2023
№223.018.5458

Регулятор расхода маршевого топлива ракетно-прямоточного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к устройствам, предназначенным для регулирования расхода продуктов газогенерации маршевого топлива в ракетно-прямоточных двигателях (РПД). Регулятор расхода маршевого топлива РПД содержит переднюю и заднюю крышки с теплозащитным покрытием,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795530
Дата охранного документа: 04.05.2023
14.05.2023
№223.018.5536

Двухрежимный сопловой блок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002736089
Дата охранного документа: 11.11.2020
Показаны записи 1-10 из 17.
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.04.2014
№216.012.bdcb

Управляющий ракетный двигатель

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании ракетных двигателей твердого топлива, их систем управления и стабилизации. Управляющий ракетный двигатель содержит корпус и расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы, имеющие сопло на одном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514327
Дата охранного документа: 27.04.2014
20.04.2016
№216.015.362c

Экраноплан

Изобретение относится воздушному и амфибийному транспорту и касается судов на динамической воздушной подушке. Экраноплан содержит крыло малого удлинения, над которым установлены двигатели с воздушными винтами, сопряженными с воздушными каналами гибкого ограждения. Задняя кромка крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581511
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.4795

Широкодиапазонный нанопозиционер сфокусированного электромагнитного излучения

Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для точного позиционирования сфокусированного излучения на поверхности оптического волокна. В представленном техническом решении для точного перемещения сфокусированного луча электромагнитного излучения в устройстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585928
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.03.2019
№219.016.e935

Двухрежимная двигательная установка

Двухрежимная двигательная установка содержит переднюю крышку, заднее днище, последовательно расположенные заряды твердого топлива стартового и маршевого двигателя, а также центральную перегородку. Передняя крышка выполнена с воспламенителем стартового двигателя, а заднее днище - с расположенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445492
Дата охранного документа: 20.03.2012
29.04.2019
№219.017.434f

Пневмопривод для управления регулирующим органом

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем размещен с возможностью возвратно-поступательного движения подпружиненный поршень. Поршень установлен с возможностью взаимодействия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328647
Дата охранного документа: 10.07.2008
09.05.2019
№219.017.4c47

Устройство для испытаний ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытании ракетных двигателей внутренним давлением. Устройство для испытаний ракетного двигателя включает корпус двигателя и расположенные на его днище шток с проушиной и сопловые горловины. Шток установлен соосно корпусу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391547
Дата охранного документа: 10.06.2010
09.05.2019
№219.017.4ca2

Ракетный двигатель твердого топлива

Ракетный двигатель твердого топлива содержит сопловой блок, воспламенитель и прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с центральным каналом звездообразного сечения и нависающим незабронированным задним торцом. Канал заряда имеет со стороны заднего торца местное коническое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317433
Дата охранного документа: 20.02.2008
09.05.2019
№219.017.4cde

Пневмопривод для управления регулирующим органом поворотного типа

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем соосно напротив друг друга размещены два поршня. Поршни выполнены в виде стакана с днищем и цилиндром. Поршни установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002384784
Дата охранного документа: 20.03.2010
18.05.2019
№219.017.5b41

Пирозамок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разделении ступеней летательного аппарата. Пирозамок содержит цилиндрический корпус, крышку, стяжной элемент, рабочий поршень в виде стакана с днищем, соосно с ним расположенный ступенчатый валик с хвостовиком. Стяжной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467933
Дата охранного документа: 27.11.2012
+ добавить свой РИД