×
14.05.2023
223.018.5536

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХРЕЖИМНЫЙ СОПЛОВОЙ БЛОК

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Д. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, снижение массы РДТТ и повышение массы его заряда при сохранении требуемых габаритных размеров, повышение тяги за счет отказа от центрального тела и снижения аэродинамического сопротивления газовому потоку. 3 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ).

Отличительной чертой многорежимных РДТТ является возможность последовательной работы на 2-х и более режимах: стартово-разгонном, маршевом, доразгонном и т.д.

Каждый режим работы РДТТ характеризуется своими, присущими только ему, внутребаллистическими характеристиками (ВБХ): давлением газов в камере сгорания, скоростью и площадью горения топлива, временем работы и т.д. Самой важной ВБХ РДТТ является давление газов в камере сгорания, которое зависит, в том числе, и от диаметра критического сечения сопла (Дк). В различных режимах, давление может отличаться в 10-15 раз, при этом, в последующем режиме требуется уменьшение Дк2, по сравнению с Дк1 первого, стартово-разгонного, режима. Соответственно, для достижения оптимальных ВБХ возникает техническая задача уменьшения Дк при переходе с первого режима на последующий.

Для достижения такой возможности предлагается использовать кольцевые сопла, в виде обечайки и расположенного внутри нее центрального тела, при продольном перемещении которого, изменяется площадь критического сечения сопла.

Известен ракетный двигатель твердого топлива (патент РФ №2018704, F02K 9/08 (1990.01) от 15.11.1990 г.) содержащий камеру сгорания и кольцевое сопло в виде обечайки и расположенного на стержне центрального тела, отличающийся тем, что, с целью повышения удельного импульса, в нем профиль обечайки и центрального тела выполнен из низкотеплопроводного материала, образованного слоями ткани с взаимно перпендикулярными нитями, имеющими структуру разной плотности, уменьшающейся по длине сопла, а на стержне центрального тела установлены фиксирующие слои ткани диски. Данное техническое решение выбрано прототипом.

Анализ конструкции прототипа выявил следующие недостатки, мешающие его практическому применению: усложнение конструкции, увеличение массы РДТТ с одновременным уменьшением массы заряда из-за включения в камеру сгорания привода перемещения центрального тела, снижение тяги РДТТ из-за создания аэродинамического мешка за центральным телом, и соответственно нарушения ламинарности течения и снижения скорости газового потока.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков прототипа: упрощение конструкции, снижение массы РДТТ и повышение массы его заряда при сохранении требуемых габаритных размеров, повышение тяги за счет отказа от центрального тела и снижения аэродинамического сопротивления газовому потоку.

Поставленная цель достигается за счет того, что двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, в соответствии с изобретением в докритическую часть сопла РДТТ устанавливается лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания фиксатора и кольца монтажного лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Дк.

Изобретение поясняется фигурами, где на фиг. 1 - вид соплового блока на первом режиме работы, на фиг. 2 - вид соплового блока на последующем режиме работы после смыкания лепестков подвижного вкладыша, на фиг. 3 - взаимное расположение лепесткового подвижного вкладыша и фиксатора.

Сопловой блок 1 ракетного двигателя твердого топлива (фиг. 1) содержит вкладыш стационарный 2, выполненный из тугоплавкого сплава, лепестковый подвижной вкладыш 3, фиксатор 4 и кольцо монтажное 5.

Подвижной вкладыш 3 состоит из не менее 3-х лепестков, выполненных из тугоплавкого сплава, при этом их точное количество определяется суммарным значением зазоров между ними по окружности, обеспечивающим полное смыкание при продольном перемещении.

Фиксатор 4 из высокоуглеродистой стали и имеет форму конусного кольца с выступами, по количеству лепестков подвижного вкладыша 3. Взаимное расположение лепестков подвижного вкладыша 3 и фиксатора 4 таково (фиг. 3), что выступы разделяют лепестки вкладыша подвижного 3 на ширину требуемого зазора и исключают их смыкания в процессе сборки и наземной эксплуатации РДТТ.

Кольцо монтажное 5 из высокоуглеродистой стали имеет форму конусного кольца, предназначено для предотвращения смещения лепестков подвижного вкладыша 3 в процессе сборки и наземной эксплуатации двигателя.

При сборке РДТТ в вертикально расположенный сопловой блок устанавливается фиксатор 4, затем укладываются лепестки подвижного вкладыша 3 и затем они прижимаются к вкладышу стационарному 2 кольцом монтажным 5.

РДТТ с двухрежимный сопловым блоком работает следующим образом.

На первом, стартово-разгонном режиме, истечение рабочего тела происходит через диаметр критического сечения Дк1 В процессе работы двигателя на этом режиме происходит расчетное выгорание кольца монтажного 5 и фиксатора 4, размеры и материалы которых рассчитываются таким образом, чтобы их выгорание завершалось к концу работы этого режима. После чего, освободившиеся лепестки подвижного вкладыша 3 выбирая зазоры, заданные выступами фиксатора 4, под действием давления потока газов смещаются в продольном направлении в сторону критического сечения сопла до смыкания (фиг. 2), формируя диаметр критического сечения Дк2. В дальнейшем, включение и работа последующих режимов РДТТ осуществляется при постоянном Дк2.

Таким образом, использование совокупности предлагаемых технических решений позволяет упростить и снизить массу конструкции РДТТ с одновременным повышением массы его заряда, повысить тягу за счет отказа от центрального тела и снижения аэродинамического сопротивления газовому потоку.

Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, отличающийся тем, что в докритической части сопла установлен лепестковый подвижной вкладыш, лепестки которого удерживаются фиксатором и кольцом монтажным, после расчетного выгорания которых, лепестки подвижного вкладыша под действием давления газов смещаются в продольном направлении до смыкания и уменьшают диаметр критического сечения Д.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
24.10.2019
№219.017.da77

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя на твердом топливе

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704058
Дата охранного документа: 23.10.2019
25.01.2020
№220.017.f9e6

Ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к ракетным двигательным установкам, а именно к ракетным двигателям на твердом топливе с зарядами из смесевых твердых топлив с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы, прочноскрепленными с нанесенным на внутреннюю поверхность корпуса теплозащитным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711892
Дата охранного документа: 23.01.2020
02.03.2020
№220.018.07c9

Отражатель газового потока продуктов сгорания ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715447
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.07e0

Многорежимный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным ракетным двигателям на твердом топливе, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на камеры сгорания, зарядов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715450
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.0808

Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на стартовую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715453
Дата охранного документа: 28.02.2020
12.05.2023
№223.018.5458

Регулятор расхода маршевого топлива ракетно-прямоточного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к устройствам, предназначенным для регулирования расхода продуктов газогенерации маршевого топлива в ракетно-прямоточных двигателях (РПД). Регулятор расхода маршевого топлива РПД содержит переднюю и заднюю крышки с теплозащитным покрытием,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795530
Дата охранного документа: 04.05.2023
Показаны записи 1-10 из 11.
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.04.2016
№216.015.362c

Экраноплан

Изобретение относится воздушному и амфибийному транспорту и касается судов на динамической воздушной подушке. Экраноплан содержит крыло малого удлинения, над которым установлены двигатели с воздушными винтами, сопряженными с воздушными каналами гибкого ограждения. Задняя кромка крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581511
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.4795

Широкодиапазонный нанопозиционер сфокусированного электромагнитного излучения

Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для точного позиционирования сфокусированного излучения на поверхности оптического волокна. В представленном техническом решении для точного перемещения сфокусированного луча электромагнитного излучения в устройстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585928
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.03.2019
№219.016.e935

Двухрежимная двигательная установка

Двухрежимная двигательная установка содержит переднюю крышку, заднее днище, последовательно расположенные заряды твердого топлива стартового и маршевого двигателя, а также центральную перегородку. Передняя крышка выполнена с воспламенителем стартового двигателя, а заднее днище - с расположенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445492
Дата охранного документа: 20.03.2012
09.05.2019
№219.017.4cde

Пневмопривод для управления регулирующим органом поворотного типа

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем соосно напротив друг друга размещены два поршня. Поршни выполнены в виде стакана с днищем и цилиндром. Поршни установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002384784
Дата охранного документа: 20.03.2010
18.05.2019
№219.017.5b41

Пирозамок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разделении ступеней летательного аппарата. Пирозамок содержит цилиндрический корпус, крышку, стяжной элемент, рабочий поршень в виде стакана с днищем, соосно с ним расположенный ступенчатый валик с хвостовиком. Стяжной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467933
Дата охранного документа: 27.11.2012
24.05.2019
№219.017.6091

Устройство соединения газоводов реактивных двигателей

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов. Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей содержит муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446340
Дата охранного документа: 27.03.2012
19.06.2019
№219.017.8862

Интегральный ракетно-прямоточный двигатель (ирпдт)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к интегральным ракетно-прямоточным двигателям. Интегральный ракетно-прямоточный двигатель содержит газогенератор с твердотопливным зарядом, камеру сгорания, снабженную, по меньшей мере, одним патрубком, несбрасываемую крышку, размещенную на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002325544
Дата охранного документа: 27.05.2008
02.03.2020
№220.018.07e0

Многорежимный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным ракетным двигателям на твердом топливе, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на камеры сгорания, зарядов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715450
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.0808

Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на стартовую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715453
Дата охранного документа: 28.02.2020
+ добавить свой РИД