×
25.01.2020
220.017.f9e6

Результат интеллектуальной деятельности: РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетным двигательным установкам, а именно к ракетным двигателям на твердом топливе с зарядами из смесевых твердых топлив с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы, прочноскрепленными с нанесенным на внутреннюю поверхность корпуса теплозащитным покрытием через защитно-крепящий слой. Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, выложенное по его внутренней поверхности теплозащитное покрытие, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой и заряд твердого топлива. По всей длине заряда между теплозащитным покрытием и защитно-крепящим слоем размещен промежуточный слой из металлической фольги, равнопрочно скрепленный клеевым соединением с теплозащитным покрытием и защитно-крепящим слоем. Слой металлической фольги препятствует проникновению газообразных компонентов (аммиака), выделяющихся в заряд твердого топлива из теплозащитного покрытия через защитно-крепящий слой в процессе хранения и эксплуатации, что предотвращает разрушение уретановых и сложноэфирных связей полидиенуретанэпоксидного каучука, являющегося основой заряда твердого топлива, обеспечивает расчетные тяговые характеристики в течение всего времени работы РДТТ и повышает надежность работы двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к ракетным двигательным установкам, а именно к ракетным двигателям на твердом топливе (РДТТ) с зарядами из смесевых твердых топлив с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы, прочноскрепленными с нанесенным на внутреннюю поверхность корпуса теплозащитным покрытием через защитно-крепящий слой.

Форма прочноскрепленного заряда твердого топлива и его физико-механические характеристики формируются непосредственно в процессе затвердевания топливной массы корпусом РДТТ с теплозащитным покрытием, защитно-крепящим слоем, торцевыми манжетами, армирующими компонентами и формообразующими дополнительными элементами.

Одним из наиболее сложных вопросов разработки зарядов твердого топлива является обеспечение его физико-механических характеристик за весь период эксплуатации и прочное скрепление заряда с корпусом ракетного двигателя, предназначенного для использования в широком диапазоне температур, от минус 60°С до плюс 60°С. Применяемые материалы должны обеспечить достаточно высокую адгезию, как к корпусу ракетного двигателя, так и к поверхности заряда твердого ракетного топлива.

В мировой зарубежной и отечественной практике широко используются заряды твердого ракетного топлива, содержащие корпус, прочноскрепленный с ним заряд, торцевые манжеты и защитно-крепящий слой.

Наиболее близким по технической сущности является патент США №3578520 B32b 5/20 1971.

В нем заряд твердого топлива крепится к корпусу ракетного двигателя посредством двух слоев - это теплозащитное покрытие (ТЗП) требуемой толщины, которым выложена внутренняя поверхность корпуса и нанесенный на ТЗП адгезионный защитно-крепящий слой, предназначенный непосредственно для скрепления заряда твердого топлива с ТЗП.

Задача адгезионного защитно-крепящего слоя - эффективно связать корпус РДТТ с зарядом и одновременно теплоизолировать заряд от корпуса. В качестве такого материала используется изоляционная липкая пена - вулканизирующий силикон.

Недостатком данной схемы крепления заряда твердого топлива к корпусу является то, что для обеспечения однородного слоя изоляционной силиконовой пены используется испаряющийся материал (фреон), а сама пена, имеющая пористую структуру, не обеспечивает должной изоляции (герметичности) соединяемых элементов конструкции. Проведенными исследованиями установлено негативное влияние газообразных компонентов (в частности аммиака), выделяющихся из теплозащитного покрытия в процессе длительного хранения РДТТ, на состояние приграничного слоя заряда твердого топлива.

При изготовлении, хранении и эксплуатации ракетных двигателей газообразные компоненты (аммиак), выделяющиеся из ТЗП, проникают через защитно-крепящий слой и разрушают уретановые и сложноэфирные связи полидиенуретанэпоксидного каучука, являющегося основой заряда твердого топлива, что приводит к снижению уровня механических характеристик топлива на границе контакта с ТЗП и приводит к падению прочности адгезионного соединения.

Кроме того, ухудшение механических характеристик приводит к кратковременному резкому повышению давления в РДТТ в конце его работы, т.е. когда поверхность горения достигает пристеночного «рыхлого» слоя, что имело место при проведении стендовых испытаний ряда изделий и в некоторых случаях привело к разрушению корпуса РДТТ.

Предлагаемое изобретение предназначено для обеспечения стабильности физико-механических характеристик топлива в течение всего срока хранения и эксплуатации, обеспечения расчетных тяговых характеристик в течение всего времени работы РДТТ и повышения надежности работы двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива, содержащем корпус, уложенное на его внутренней поверхности теплозащитное покрытие, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой и заряд твердого топлива, между теплозащитным покрытием и защитно-крепящим слоем расположен слой металлической, например, алюминиевой фольги, равнопрочно скрепленный с ними клеевым соединением. Слой металлической фольги препятствует проникновению газообразных компонентов (аммиака), выделяющихся в заряд твердого топлива из ТЗП через защитно-крепящий слой в процессе хранения и эксплуатации, что предотвращает разрушение уретановых и сложноэфирных связей полидиенуретанэпоксидного каучука.

Изобретение поясняется изображением (фиг. 1), где представлен разрез ракетного двигателя твердого топлива. Предлагаемый РДТТ состоит из корпуса 1, теплозащитного покрытия 2, нанесенного на внутреннюю поверхность ТЗП слоя металлической фольги 3 (фиг. 2), защитно-крепящего слоя 4, вклеенных в корпус торцевых манжет 5 и 6, заряда твердого топлива 7 и сопла 8.

Вышеописанное устройство работает следующим образом. Слой металлической фольги 3 в течение всего срока хранения и эксплуатации, т.е. до начала работы РДТТ, препятствует миграции продуктов газовой среды (аммиака), выделяющихся из теплозащиты в твердое топливо. После включения ракетного двигателя, в процессе работы теплозащитное покрытие 2, вклеенные в корпус манжеты 5 и 6, а также защитно-крепящий слой 4 обеспечивают требуемые динамические и тепловые характеристики в течение всего времени работы, при этом металлическая фольга выгорает вместе с топливом и защитно-крепящим слоем. Истечение газов происходит через сопло 8.

Таким образом, применение металлической фольги, разделяющей теплозащиту и защитно-крепящий слой с зарядом твердого топлива, обеспечивает стабильность физико-механических характеристик топлива в течение всего срока хранения и эксплуатации, обеспечивает расчетные тяговые характеристики в течение всего времени работы РДТТ и повышает надежность работы двигателя.

Указанный положительный эффект подтвержден испытанием опытных образцов, выполненных в соответствии с предполагаемым изобретением.

Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, выложенное по его внутренней поверхности теплозащитное покрытие, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой и заряд твердого топлива, отличающийся тем, что по всей длине заряда между теплозащитным покрытием и защитно-крепящим слоем размещен промежуточный слой из металлической фольги, равнопрочно скрепленный с теплозащитным покрытием и защитно-крепящим слоем клеевым соединением.
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
24.10.2019
№219.017.da77

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя на твердом топливе

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704058
Дата охранного документа: 23.10.2019
02.03.2020
№220.018.07c9

Отражатель газового потока продуктов сгорания ракетного двигателя твердого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715447
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.07e0

Многорежимный ракетный двигатель

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным ракетным двигателям на твердом топливе, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на камеры сгорания, зарядов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715450
Дата охранного документа: 28.02.2020
02.03.2020
№220.018.0808

Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многорежимным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет. Многорежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит цилиндрический корпус, промежуточное днище, разделяющее его на стартовую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715453
Дата охранного документа: 28.02.2020
12.05.2023
№223.018.5458

Регулятор расхода маршевого топлива ракетно-прямоточного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к устройствам, предназначенным для регулирования расхода продуктов газогенерации маршевого топлива в ракетно-прямоточных двигателях (РПД). Регулятор расхода маршевого топлива РПД содержит переднюю и заднюю крышки с теплозащитным покрытием,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795530
Дата охранного документа: 04.05.2023
14.05.2023
№223.018.5536

Двухрежимный сопловой блок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании сопла переменной степени расширения в многорежимном ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). Двухрежимный сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива содержит раструб и вкладыш стационарный, при этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002736089
Дата охранного документа: 11.11.2020
Показаны записи 1-10 из 13.
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.04.2014
№216.012.bdcb

Управляющий ракетный двигатель

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании ракетных двигателей твердого топлива, их систем управления и стабилизации. Управляющий ракетный двигатель содержит корпус и расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы, имеющие сопло на одном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514327
Дата охранного документа: 27.04.2014
20.03.2019
№219.016.e935

Двухрежимная двигательная установка

Двухрежимная двигательная установка содержит переднюю крышку, заднее днище, последовательно расположенные заряды твердого топлива стартового и маршевого двигателя, а также центральную перегородку. Передняя крышка выполнена с воспламенителем стартового двигателя, а заднее днище - с расположенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445492
Дата охранного документа: 20.03.2012
29.04.2019
№219.017.434f

Пневмопривод для управления регулирующим органом

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем размещен с возможностью возвратно-поступательного движения подпружиненный поршень. Поршень установлен с возможностью взаимодействия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328647
Дата охранного документа: 10.07.2008
09.05.2019
№219.017.4c47

Устройство для испытаний ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытании ракетных двигателей внутренним давлением. Устройство для испытаний ракетного двигателя включает корпус двигателя и расположенные на его днище шток с проушиной и сопловые горловины. Шток установлен соосно корпусу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391547
Дата охранного документа: 10.06.2010
09.05.2019
№219.017.4ca2

Ракетный двигатель твердого топлива

Ракетный двигатель твердого топлива содержит сопловой блок, воспламенитель и прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с центральным каналом звездообразного сечения и нависающим незабронированным задним торцом. Канал заряда имеет со стороны заднего торца местное коническое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317433
Дата охранного документа: 20.02.2008
09.05.2019
№219.017.4cde

Пневмопривод для управления регулирующим органом поворотного типа

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем соосно напротив друг друга размещены два поршня. Поршни выполнены в виде стакана с днищем и цилиндром. Поршни установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002384784
Дата охранного документа: 20.03.2010
18.05.2019
№219.017.5b41

Пирозамок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разделении ступеней летательного аппарата. Пирозамок содержит цилиндрический корпус, крышку, стяжной элемент, рабочий поршень в виде стакана с днищем, соосно с ним расположенный ступенчатый валик с хвостовиком. Стяжной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467933
Дата охранного документа: 27.11.2012
24.05.2019
№219.017.6091

Устройство соединения газоводов реактивных двигателей

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов. Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей содержит муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446340
Дата охранного документа: 27.03.2012
19.06.2019
№219.017.8862

Интегральный ракетно-прямоточный двигатель (ирпдт)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к интегральным ракетно-прямоточным двигателям. Интегральный ракетно-прямоточный двигатель содержит газогенератор с твердотопливным зарядом, камеру сгорания, снабженную, по меньшей мере, одним патрубком, несбрасываемую крышку, размещенную на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002325544
Дата охранного документа: 27.05.2008
+ добавить свой РИД