×
09.05.2019
219.017.4ca2

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002317433
Дата охранного документа
20.02.2008
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Ракетный двигатель твердого топлива содержит сопловой блок, воспламенитель и прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с центральным каналом звездообразного сечения и нависающим незабронированным задним торцом. Канал заряда имеет со стороны заднего торца местное коническое расширение, основание которого совпадает с плоскостью, ограничивающей заряд. Длина конического участка составляет 1,5-2,2 от длины нависающей части заряда. Диаметр основания конического участка составляет 1,8-2,2 от диаметра канала. Между торцом заряда и сопловым днищем предусмотрен зазор, равный 0,1-0,2 от длины нависающей части заряда со стороны заднего торца. Изобретение позволяет повысить надежность ракетного двигателя твердого топлива путем снижения пика давления и тяги в условиях высокого объемного заполнения за счет выбора оптимального соотношения основных конструктивных параметров. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники, и может быть использовано в ракетах, ракетных снарядах с твердотопливными двигателями.

Объект изобретения представляет собой ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ), содержащий корпус, заряд твердого топлива, прочно скрепленный с корпусом двигателя, имеющий внутреннюю камеру горения, образованную центральным перфорированным каналом звездообразной конфигурации и нависающий незабронированный задний торец, сопловой блок, воспламенитель.

Данный объект характеризуется высоким коэффициентом объемного заполнения (не менее 0,85) и относительным удлинением (не менее 6 калибров).

Необходимые параметры: - тяга двигателя и расход продуктов сгорания в значительной степени определяются размерами и конфигурацией звездообразного профиля канала заряда.

При создании современных РДТТ с высокой тяговооруженностью осуществляются мероприятия, обеспечивающие при работе двигателя требуемую организацию внутрикамерных процессов горения топлива, при которых параметры двигателя - давление, тяга находились бы в заданных границах.

Известен ряд конструкций РДТТ, обеспечивающих уменьшение или полное устранение пиков давления, тяги в момент выхода двигателя на режим (патент Р.Ф. №2248458, публикация "Эрозионное горение в РДТТ" в экспресс информации "Астронавтика и ракетодинамика", №38, 1991 г., ВИНИТИ, г.Москва, стр.19, патент Р.Ф. №2125175).

Известные конструкции РДТТ содержат корпус, прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с прорезанными радиально идущими пазами, сопловой блок, воспламенитель.

Наиболее близкой к предполагаемому изобретению является конструкция, представленная в патенте Р.Ф. №2248458, принятая авторами за прототип.

Существенными признаками прототипа являются:

- звездообразный профиль канала заряда, в котором вершины каждой пары соседних щелей канала сопряжены дугой окружности, вогнутой внутрь этого канала;

- отношение суммарной длины дуг окружностей (Lд), вогнутых внутрь канала к периметру канала (Пк), составляет

0,5<Lдк<1,0.

Конструкция РДТТ, принятая за прототип, работает следующим образом:

- при срабатывании воспламенителя и воспламенении заряда образующийся поток продуктов сгорания движется, ускоряясь в направлении сопла по каналу звездообразного сечения, обтекая поверхности, образованные лучами звезды и переходными участками между лучами.

Технической задачей, решаемой прототипом, является уменьшение воздействия на горящую поверхность заряда скоростного потока газов.

Эта задача решается в прототипе путем изменения традиционной конфигурации звездообразного канала за счет исключения участков поверхности горения с повышенной крутизной, а также за счет отнесения поверхности горения на большее расстояние от центра оси канала.

Меры, предусмотренные в прототипе, действительно решают проблему исключения пиков давления и тяги в условиях ярко выраженного эрозионного горения топлива (горения с повышенной скоростью), поскольку они направлены на снижение воздействия температуры и скорости газового потока на поверхность топлива.

Недостатком данной конструкции является то, что она не обеспечивает в полной мере стабильную работу двигателя (без пиков на начальном участке) в условиях увеличенного объемного заполнения, например, в условиях, когда зазоры между зарядом и днищем двигателя принимаются минимальными исходя из обеспечения максимальной тяговооруженности.

Исследованиями установлено, что при действии на заряд (при старте ракеты) массовых сил, также давления на его передний торец (из-за разности давлений у переднего и заднего торцов), и сил, возникающих от трения движущегося газа о поверхности канала, заряд деформируется, а нависающая часть заряда (нескрепленная с корпусом по боковой части) получает удлинение.

При этом происходит изменение величины зазоров между элементами внутри двигателя.

Недооценка этого явления, особенно в условиях высокого объемного заполнения, может приводить к дестабилизации внутрикамерных процессов, например к резким взмывам (пикам) давления (тяги) при выходе двигателя на режим, являющегося наиболее напряженным моментом в газовой динамике двигателя.

Так, если зазор между зарядом и сопловым днищем назначается минимальным исходя из обеспечения требования по коэффициенту объемного заполнения, и без учета фактора удлинения заряда, в момент старта происходит следующее: заряд удлиняется, при этом зазор "выбирается" и торец заряда упирается в сопловое днище.

При этом в образовавшейся замкнутой зоне вокруг нависающего незабронированного участка, который успевает воспламениться, возникает давление, радиальная составляющая которого деформирует этот участок, перемещая его в свободное пространство, т.е. в канал, что приводит к нерасчетному перекрытию части сечения канала, результатом чего и является всплеск (пик) давления (тяги) в момент старта.

При увеличенном зазоре между зарядом и сопловым днищем (превышающем величину удлинения заряда), увеличивается пассивный вес и, соответственно, снижаются энергомассовые характеристики двигателя.

Таким образом, в рассматриваемом двигателе-прототипе не использованы все возможности для реализации в нем высоких энергомассовых характеристик без возникновения пиков давления и тяги.

Указанные недостатки двигателя-прототипа снижают функциональную надежность двигателя и ограничивают область его применения.

Общими признаками прототипа и предлагаемого авторами РДТТ является наличие в них корпуса, прочно скрепленного с корпусом заряда твердого топлива с центральным каналом звездообразного сечения, сопла и воспламенителя.

В отличие от прототипа в предлагаемом авторами РДТТ:

- канал заряда имеет местное коническое расширение со стороны заднего торца, основание которого совпадает с плоскостью, ограничивающей заряд;

- длина конического расширения (Lк) составляет 1,5-2,2 от длины нависающей части заряда (Lн) со стороны заднего торца;

- диаметр основания конического расширения (Дк) определен как 1,8-2,2 от диаметра канала (dк).

- между торцом заряда и сопловым днищем предусмотрен зазор δ, разный 0,1-0,2 от длины нависающей части заряда.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение функциональной надежности РДТТ в результате снижения пика давления и тяги в условиях высокого объемного заполнения за счет выбора оптимального соотношения основных конструктивных параметров, влияющих на газодинамический процесс в двигателе.

Технический результат достигается за счет того, что двигатель, содержащий известные признаки: корпус, сопловой блок, воспламенитель и прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с центральным каналом звездообразной конструкции и нависающим незабронированным задним торцом, имеет особенность согласно изобретению, которая заключается в следующем:

- канал заряда имеет со стороны заднего торца местное коническое расширение, основание которого совпадает с плоскостью, ограничивающей заряд;

- длина конического расширения составляет 1,5-2,2 от длины нависающей части заряда Lн;

- диаметр основания конического расширения определен как 1,8-2,2 от диаметра канала;

- между торцом заряда и сопловым днищем предусмотрен зазор, равный 0,1-0,2 от длины нависающей части заряда.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид предлагаемого РДТТ.

Двигатель состоит из корпуса 1, заряда 2, соплового блока 3 и воспламенителя 4.

На фиг.2 показан вариант двигателя, в котором внутренний контур днища сопла и задний торец заряда - конгруэнтные поверхности, располагаемые с зазором δ.

На фиг.3 показана диаграмма изменения давления и тяги по времени при стендовых испытаниях двигателя, изготовленного без использования мер, предусмотренных настоящим изобретением.

На фиг.4 показана диаграмма изменения давления и тяги по времени при стендовых испытаниях двигателя, изготовленного с использованием мер, предусмотренных настоящим изобретением.

Предлагаемый РДТТ работает следующим образом.

При подаче электроимпульса на воспламенитель заряд воспламеняется, и двигатель в доли секунды выходит на режим.

При этом консольный участок заряда (нависающая часть заднего торца) под действием возникающих сил получает удлинение.

Поскольку зазор между торцом заряда и сопловым днищем, принимаемый из условия обеспечения максимальных энергомассовых характеристик, меньше по величине, чем удлинение заряда, то при выходе двигателя на режим этот зазор "выбирается" и заряд упирается торцом в днище сопла.

Пространство вокруг нависающего торца оказывается замкнутым и в нем возникает давление, радиальная составляющая которого деформирует нависающий торец в свободное пространство по направлению к центру канала.

Коническое расширение заданных размеров, выполненное в заряде со стороны заднего торца, во взаимодействии с принятым зазором δ между зарядом и сопловым днищем решает задачу по снижению пиков давления, тяги, поскольку такое устройство заряда выполняет роль компенсатора, позволяющее локализовать в конической полости сдеформированную нависающую часть заряда, не занимая при этом пространство канала.

При уменьшении длины конического участка менее 1,5 от длины нависающей части заряда Lн и уменьшении диаметра основания конического участка менее 2,2 от диаметра канала возникает сужение канала.

При длине конического участка более 2,2 от длины нависающей части заряда Lн и диаметра основания конического участка более 2,2 от диаметра канала снижается коэффициент заполнения.

При уменьшении величины зазора δ между зарядом и сопловым днищем менее 0,1 от длины нависающей части заряда возникает радиальное давление, которое деформирует нависающий торец так, что возникает сужение канала.

При увеличении зазора более 0,2 от длины нависающей части заряда увеличивается свободный объем камеры двигателя, что сводит на нет возможность достижения высокого коэффициента объемного заполнения.

Выполнение РДТТ в соответствии с предлагаемым изобретением позволило обеспечить высокие энергомассовые характеристики двигателя, поскольку и размеры зазора δ и размеры конического расширения в заряде минимизированы исходя из реализации максимального коэффициента объемного заполнения.

Изобретение может быть использовано при разработке РДТТ с высоким коэффициентом объемного заполнения.

Указанный положительный эффект подтвержден огневыми стендовыми испытаниями опытных образцов, выполненных в соответствии с предлагаемым изобретением.

На фиг.3 и фиг.4 представлены изменения во времени диаграммы давления и тяги при стендовых испытаниях двигателей, изготовленных, соответственно, без мер, предусмотренных предлагаемым изобретением и с мерами по предлагаемому изобретению. Как видно из фиг.4, на диаграммах изменения давления и тяги пики этих параметров практически отсутствуют.

В настоящее время разработана конструкторская документация на двигатель и проведена опытная отработка.

Ракетныйдвигательтвердоготоплива,содержащийсопловойблок,воспламенительипрочноскрепленныйскорпусомзарядтвердоготопливасцентральнымканаломзвездообразногосеченияинависающимнезабронированнымзаднимторцем,отличающийсятем,чтоканалзарядаимеетсосторонызаднеготорцаместноеконическоерасширение,основаниекоторогосовпадаетсплоскостью,ограничивающейзаряд,приэтомдлинаконическогоучасткасоставляет1,5-2,2отдлинынависающейчастизаряда,адиаметроснованияэтогоконическогоучасткаопределен,равным1,8-2,2отдиаметраканала,причеммеждуторцемзарядаисопловымднищемпредусмотрензазор,равный0,1-0,2отдлинынависающейчастизарядасосторонызаднеготорца.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 164.
27.05.2013
№216.012.43c8

Способ чистки оборудования от порошкообразного взрывчатого вещества

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к разработке процесса безопасной чистки оборудования на линии загрузки порошкообразного взрывчатого вещества (ВВ) в смесительное оборудование. Способ чистки оборудования на линии подачи ВВ в смеситель включает подачу воды с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482929
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.44ed

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов твердого ракетного топлива для газогенераторов и ракетных двигателей твердого топлива. Заряд твердого ракетного топлива содержит канальную шашку твердого ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483222
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.12.2013
№216.012.8e08

Способ поражения цели

Изобретение относится к способу поражения наземных и воздушных целей. Способ поражения цели заключается в запуске группы, состоящей из двух функционально связанных между собой ракет, запускаемых одна за другой по цели со сдвигом во времени и доставке боевого снаряжения в зону поражения цели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502043
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.01.2015
№216.013.2045

Управляемая ракета

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к управляемым ракетам. Управляемая ракета содержит корпус с симметрично размещенными на нем основными органами управления - аэродинамическими поверхностями и рулями, а также гаргрот. Гаргрот размещен вдоль корпуса в развале рулей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539709
Дата охранного документа: 27.01.2015
10.04.2015
№216.013.3b94

Управляемая ракета

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в управляемых ракетах. Управляемая ракета содержит корпус, аэродинамические крылья и рули, гаргрот, размещенный вдоль корпуса в развале рулей и крыльев. Размах крыльев, в развале которых размещен гаргрот, меньше размаха остальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546740
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.10.2015
№216.013.817c

Твердотопливный заряд для ракетного двигателя авиационной ракеты и устройство для его формования

Твердотопливный заряд ракетного двигателя авиационной ракеты включает канальную шашку, обеспечивает форсированную тягу при стартовом режиме, последующий спад и прогрессивное нарастание тяги на маршевом режиме. Заряд выполнен из смесевого твердого топлива и прочно скреплен с корпусом ракетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564745
Дата охранного документа: 10.10.2015
20.06.2016
№217.015.03ca

Устройство углового сопровождения

Изобретение относится к области радиолокационной техники и представляет собой устройство углового сопровождения, предназначенное для применения в составе активных радиолокационных головок самонаведения управляемых ракет класса «воздух-воздух» или «земля-воздух». Достигаемый технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587466
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.06.2016
№216.015.447d

Способ поражения цели-постановщика когерентных помех ракетами с активными радиолокационными головками самонаведения

Изобретение относится к области авиационной техники и может использоваться при разработке авиационных и зенитных управляемых ракет. Предложенный способ поражения цели-постановщика когерентных помех заключается в пространственном разнесении излучателя зондирующего сигнала и приемника отраженного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586819
Дата охранного документа: 10.06.2016
20.02.2019
№219.016.bc92

Способ определения параметров формования монолитного изделия из высоконаполненной полимерной композиции

Использование: для изготовления изделия из высоконаполненной полимерной композиции. Сущность: способ предусматривает приготовление модельного состава, заполнение геометрически подобной с изделием прозрачной модельной пресс-формы модельным составом и определение параметров формования натурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260180
Дата охранного документа: 10.09.2005
20.02.2019
№219.016.bc99

Заряд ракетного твердого топлива

Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, жесткоскрепленный с корпусом топливный заряд и защитно-крепящий слой. Защитно-крепящий слой представляет собой листовой каландрованный материал и изготовлен на основе высокопрочного этиленпропилендиенового каучука с порошкообразными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262612
Дата охранного документа: 20.10.2005
Показаны записи 1-10 из 134.
10.01.2013
№216.012.1879

Способ модификации октогена

Изобретение относится к модификации октогена эпоксидным соединением с отвердителем, которое способно изменять физико-механические характеристики взрывчатых веществ (ВВ). Способ модификации октогена заключается в том, что готовят раствор эпоксидной смолы Э-44 во фреоне, перемешивают при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471757
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.187a

Способ модификации октогена

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к получению компонентов для смесевого ракетного твердого топлива с высокими энергетическими характеристиками. Способ модификации октогена включает высаживание компонента, характеризующийся тем, что в бутадиенстирольный латекс с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471758
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18b2

Способ получения высокодисперсного диметилового эфира полиоксиметиленгликоля

Изобретение относится к способу получения высокодисперсного диметилового эфира полиоксиметиленгликоля - компонента низкотемпературных баллиститных порохов. Способ получения высокодисперсных диметиловых эфиров полиоксиметиленгликолей осуществляют полимеризацией триоксана в среде тетрахлорметана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471814
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1ca4

Термопластичный бронесостав для покрытия вкладного заряда смесевого медленногорящего твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к разработке бронирующего состава для вкладного заряда смесевого медленногорящего твердого ракетного топлива. Бронесостав содержит, мас.%: ацетилцеллюлозу 44-50, триэтил-о-ацетилцитрат 46-52, бета-(2,4 динитрофенокси)этанол 3,0-3,7 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472826
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.1edc

Установка для удаления смесевого твердого топлива из корпуса малогабаритного ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к разработке установки для очистки металлических корпусов малогабаритных ракетных двигателей от смесевого твердого топлива на основе синтетических каучуков, перхлората аммония и алюминиевого порошка. Установка для удаления смесевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473401
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.02.2013
№216.012.2bb0

Воспламенитель заряда твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при изготовлении заряда твердого ракетного топлива к ракетному двигателю или газогенератору. Воспламенитель заряда твердого ракетного топлива выполнен в виде навески воспламенительного состава, размещенной в корпусе из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476711
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.04.2013
№216.012.365a

Балочный держатель

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Балочный держатель для подвески груза с электрическим взведением содержит корпус, замок для подвески груза, задний обтекатель с механизмом подачи импульса, контактирующим с шариковой вилкой электрожгута механизма взведения груза. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479467
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ac4

Заряд твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к заряду твердого ракетного топлива для сбрасываемого стартового двигателя, располагаемого внутри камеры сгорания маршевого ракетно-прямоточного двигателя. Заряд с щелевыми вырезами в задней части содержит органопластиковый корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480605
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.4440

Способ изготовления партии многошашечных зарядов твердого ракетного топлива

Изобретение относится к области ракетной техники. Заявлен способ изготовления партии многошашечных зарядов твердого ракетного топлива к газогенератору (катапультного) минометного старта ракеты, включающий смешение компонентов топлива и формование прессованием партии зарядов. Перед комплектацией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483049
Дата охранного документа: 27.05.2013
+ добавить свой РИД