×
27.04.2014
216.012.bdcb

УПРАВЛЯЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании ракетных двигателей твердого топлива, их систем управления и стабилизации. Управляющий ракетный двигатель содержит корпус и расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы, имеющие сопло на одном конце и упор с торцом на другом. На каждом из газоходов выполнен паз с ответным ему выступом корпуса. Газоходы скреплены между собой разрывным элементом, а расстояние между их торцами определяется из соотношения, защищаемого настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить надежность ракетного двигателя за счет снижения вероятности заклинивания газоходов, а также снизить нагрузку на двигатель при запуске. 3 ил.
Основные результаты: Управляющий ракетный двигатель, содержащий корпус, расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы с соплом на одном конце и упором с торцом на другом, и выполненный на каждом из газоходов паз с ответным ему выступом корпуса, отличающийся тем, что в нем газоходы скреплены между собой разрывным элементом, а расстояние между их торцами l определяется из соотношения: , гдеS - суммарная площадь критического сечения сопел;r - радиус внутреннего канала газохода.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании РДТТ систем управления, стабилизации и др.

Известные двигатели раскрутки (например, патент США №3754725, 1973 г.) содержат, как правило, группу симметрично, перпендикулярно оси корпуса расположенных сопел.

Известен РДТТ стабилизации вращения комплекса со спутником «Навстар» (см. Ракетные двигатели твердого топлива. М.Ф.Дюнзе, В.Г.Жимолохин. - М.: «Машиностроение», 1982 г.) - прототип.

Вращающий момент в этом двигателе создается с помощью газоходов с соплами, вынесенными за периметр корпуса РДТТ.

Особенностью двигателей такого типа является то, что поперечный размер двигателя по соплам значительно превышает диаметр корпуса двигателя.

Это вызывает целый ряд сложностей при проектировании особенно космических систем, где требования надежности и компактности оборудования и агрегатов один из основных.

Здесь же следует учитывать влияние динамического фактора, который проявляется в период запуска двигателя.

Действительно, в момент запуска РДТТ особенно с постоянной поверхностью горения заряда возрастание тяги от нуля до номинального значения происходит за сравнительно короткий промежуток времени ≈ 0,1 с.

Наличие такого «удара» требует увеличения прочности и соответственно массы газохода и корпуса двигателя для обеспечения заданной надежности, а также ограничивает применение компактных телескопических газовых систем (например, по патенту RU №2109160) в качестве выдвижных газоходов из-за высокой вероятности их заклинивания.

Это является недостатком двигателя.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков путем снижения влияния динамического фактора.

Технический результат достигается тем, что в управляющем РДТТ, содержащем корпус, расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы с соплом на одном конце и упором с торцом на другом и выполненный на каждом из газоходов паз с ответным ему выступом корпуса, газоходы скреплены между собой разрывным элементом, а расстояние между их торцами l определяется из соотношения:

,

где

Sкр - суммарная площадь критического сечения сопел;

r - радиус внутреннего канала газохода.

Выбор расстояния l между газоходами обусловлен следующими соображениями. Как отмечалось ранее, вероятность заклинивания телескопического механизма имеется. Очевидно, она будет тем больше, чем больше будет сила выталкивания газохода, особенно в начальный период движения газохода.

Приведенное соотношение обеспечивает условие, при котором между торцами газоходов образуется критическое сечение. Тогда давление в этом сечении в начальный период работы (определяющее силу выталкивающую газоход) будет меньше давления в камере сгорания.

При увеличении расстояния между газоходами от предложенной величины очевидно, что на торцы газоходов будет действовать давление, равное давлению в камере сгорания.

При уменьшении расстояния между газоходами от предложенной величины давление в камере сгорания превысит допустимое и может произойти разрушение двигателя.

Дополнительным устройством, повышающим надежность двигателя, является наличие разрывных элементов, скрепляющих газоходы.

Скрепление газоходов производится с целью их фиксации в расчетном положении до момента начала движения газоходов.

Изобретение поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показан общий вид двигателя с газоходами в исходном и выдвинутом положениях (показано пунктиром);

- на фиг.2 показано расположение стяжного элемента 7, фиксирующего газоходы в исходном положении;

- на фиг.3 показан поперечный разрез двигателя.

На корпусе двигателя 1 установлены стаканы 2 с упорами 3 и пазами Б. В стаканах герметично установлены газоходы 4 с упорами 5 и пазами В. В газоходах установлены сопла 6.

Двигатель работает следующим образом. После включения двигателя 1 начинается истечение газа через критическую «щель» между торцами газоходов l в газоходы и сопла. Появляется тяга. При достижении в щели l заданного расчетного значения нарушается связь 7 между газоходами 4 и они начинают движение. Упоры 3, 5 в пазах Б, В ориентируют газоходы 4 при их движении в стакане 2, препятствуют перекосу газоходов 4 от действия тяги, снижая из-за их малой поверхности контакта вероятность заклинивания.

При раздвижении газоходов 4 критическое сечение «переходит» из «щели» в сопло, а также происходит увеличение вращающего момента, создаваемого двигателем, за счет увеличения плеча, на котором действует тяга. Таким образом, повышается надежность работы двигателя.

Применение предложенного РДТТ в качестве двигателя раскрутки космического объекта упрощает компоновку объекта. Кроме того, снижается нагрузка на объект при запуске двигателя из-за того, что максимальный крутящий момент достигается (за счет выдвижения сопел) за время, большее в сравнении с РДТТ с фиксированным креплением газоходов, как у прототипа.

Управляющий ракетный двигатель, содержащий корпус, расположенные с возможностью осевого перемещения газоходы с соплом на одном конце и упором с торцом на другом, и выполненный на каждом из газоходов паз с ответным ему выступом корпуса, отличающийся тем, что в нем газоходы скреплены между собой разрывным элементом, а расстояние между их торцами l определяется из соотношения: , гдеS - суммарная площадь критического сечения сопел;r - радиус внутреннего канала газохода.
УПРАВЛЯЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
УПРАВЛЯЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
УПРАВЛЯЮЩИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
29.04.2019
№219.017.434f

Пневмопривод для управления регулирующим органом

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем размещен с возможностью возвратно-поступательного движения подпружиненный поршень. Поршень установлен с возможностью взаимодействия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328647
Дата охранного документа: 10.07.2008
09.05.2019
№219.017.4c47

Устройство для испытаний ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытании ракетных двигателей внутренним давлением. Устройство для испытаний ракетного двигателя включает корпус двигателя и расположенные на его днище шток с проушиной и сопловые горловины. Шток установлен соосно корпусу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391547
Дата охранного документа: 10.06.2010
09.05.2019
№219.017.4cde

Пневмопривод для управления регулирующим органом поворотного типа

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем соосно напротив друг друга размещены два поршня. Поршни выполнены в виде стакана с днищем и цилиндром. Поршни установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002384784
Дата охранного документа: 20.03.2010
18.05.2019
№219.017.5b41

Пирозамок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разделении ступеней летательного аппарата. Пирозамок содержит цилиндрический корпус, крышку, стяжной элемент, рабочий поршень в виде стакана с днищем, соосно с ним расположенный ступенчатый валик с хвостовиком. Стяжной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467933
Дата охранного документа: 27.11.2012
24.05.2019
№219.017.6091

Устройство соединения газоводов реактивных двигателей

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов. Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей содержит муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446340
Дата охранного документа: 27.03.2012
Показаны записи 1-10 из 14.
27.01.2013
№216.012.207e

Двигательная установка системы аварийного спасения

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к твердотопливным двигательным установкам системы аварийного спасения. Двигательная установка содержит основной и разделительный двигатели, расположенные соосно один над другим и соединенные на переднем днище основного двигателя. Основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473819
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.03.2019
№219.016.e935

Двухрежимная двигательная установка

Двухрежимная двигательная установка содержит переднюю крышку, заднее днище, последовательно расположенные заряды твердого топлива стартового и маршевого двигателя, а также центральную перегородку. Передняя крышка выполнена с воспламенителем стартового двигателя, а заднее днище - с расположенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002445492
Дата охранного документа: 20.03.2012
29.04.2019
№219.017.434f

Пневмопривод для управления регулирующим органом

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем размещен с возможностью возвратно-поступательного движения подпружиненный поршень. Поршень установлен с возможностью взаимодействия с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328647
Дата охранного документа: 10.07.2008
09.05.2019
№219.017.4c47

Устройство для испытаний ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытании ракетных двигателей внутренним давлением. Устройство для испытаний ракетного двигателя включает корпус двигателя и расположенные на его днище шток с проушиной и сопловые горловины. Шток установлен соосно корпусу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391547
Дата охранного документа: 10.06.2010
09.05.2019
№219.017.4ca2

Ракетный двигатель твердого топлива

Ракетный двигатель твердого топлива содержит сопловой блок, воспламенитель и прочно скрепленный с корпусом заряд твердого топлива с центральным каналом звездообразного сечения и нависающим незабронированным задним торцом. Канал заряда имеет со стороны заднего торца местное коническое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317433
Дата охранного документа: 20.02.2008
09.05.2019
№219.017.4cde

Пневмопривод для управления регулирующим органом поворотного типа

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для управления регулирующим органом поворотного типа. Пневмопривод содержит корпус. В нем соосно напротив друг друга размещены два поршня. Поршни выполнены в виде стакана с днищем и цилиндром. Поршни установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002384784
Дата охранного документа: 20.03.2010
18.05.2019
№219.017.5b41

Пирозамок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разделении ступеней летательного аппарата. Пирозамок содержит цилиндрический корпус, крышку, стяжной элемент, рабочий поршень в виде стакана с днищем, соосно с ним расположенный ступенчатый валик с хвостовиком. Стяжной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002467933
Дата охранного документа: 27.11.2012
24.05.2019
№219.017.6091

Устройство соединения газоводов реактивных двигателей

Изобретение относится к устройствам соединения газоводов. Устройство для соединения газоводов реактивных двигателей содержит муфту с выполненными на внутренней поверхности соосными сферическими поверхностями, контактирующими со сферическими буртиками газоводов с выполненными в них проточками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002446340
Дата охранного документа: 27.03.2012
19.06.2019
№219.017.8862

Интегральный ракетно-прямоточный двигатель (ирпдт)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к интегральным ракетно-прямоточным двигателям. Интегральный ракетно-прямоточный двигатель содержит газогенератор с твердотопливным зарядом, камеру сгорания, снабженную, по меньшей мере, одним патрубком, несбрасываемую крышку, размещенную на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002325544
Дата охранного документа: 27.05.2008
24.10.2019
№219.017.da77

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя на твердом топливе

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704058
Дата охранного документа: 23.10.2019
+ добавить свой РИД