×
19.06.2019
219.017.8538

Результат интеллектуальной деятельности: ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002251035
Дата охранного документа
27.04.2005
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования. Фрикционное изделие включает фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской. При этом красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами. В выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса. Техническим результатом является обеспечение необходимого шумоподавления без усложнения конструкции изделия и его изготовления. 2 ил.

Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования, например к колодкам дисковых тормозов легковых и грузовых автомобилей, содержащим специальные устройства для снижения шума (визга) при торможении.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас, фрикционный элемент (накладку) и прокладку с металлическим зажимом, которая расположена на стороне металлического каркаса, противоположной фрикционному элементу (см. патент GB №2 127 918, МПК F 16 D 65/02, 1984). Существенные признаки аналога “металлический каркас, фрикционный элемент” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность конструкции изделия, сложность его изготовления, необходимость изготовления специальной прокладки и зажима, их фиксации и т.д. для обеспечения необходимого шумоподавления.

Другим аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас, фрикционный элемент и прокладку из слоистого материала, расположенную на поверхности металлического каркаса, противоположной поверхности, на которой размещен фрикционный элемент (см. патент РФ №2 171 926, МПК7 F 16 D 65/02, 2001). Существенные признаки аналога “металлический каркас, фрикционный элемент” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является сложность конструкции и изготовления изделия, необходимость специальной прокладки, ее монтажа, фиксации и т.д. для обеспечения необходимого шумоподавления.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее фрикционный элемент и металлический каркас (опорную пластину), поверхность которого покрыта структурированной порошковой краской (см. рекламный лист ОАО “Дафми” 2003 года, открыто демонстрировавшийся и раздававшийся на 6-м Российском междунардном автосалоне 25-31 августа 2003 г., ЗАО “Экспоцентр” на Красной Пресне, Москва). Существенные признаки прототипа “фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа являются недостаточные шумопоглощающие свойства красящего покрытия, не обеспечивающего необходимого шумоподавления.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение работы тормозного узла путем обеспечения необходимого шумоподавления за счет красящего покрытия без усложнения конструкции изделия и его изготовления в результате применения специальных прокладок и средств их фиксации на каркасе.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, включающем фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской, красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами, при этом в выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса. Существенные признаки заявляемого изобретения “красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами, при этом в выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса” являются отличительными от признаков прототипа.

На фиг. 1 представлено сечение фрикционного изделия. На фиг. 2 - сечение красящего покрытия.

Фрикционное изделие содержит фрикционный элемент 1, выполненный, например, из полимерного фрикционного композита, включающего полимерную матрицу (вулканизат каучука, резит смолы и т.д.) и дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители (минеральные наполнители - барит, сурик и др., волокнистые наполнители - асбест, полиарамидные волокна, стеклянные волокна и др.). Фрикционный элемент зафиксирован на поверхности металлического каркаса 2, который выполнен, например, из стали в виде плоского листа определенной формы. Поверхность металлического каркаса 3, противоположная поверхности 4, на которой зафиксирован фрикционный элемент, покрыта твердым слоем 5 термоструктурированной краски. Также слой краски может покрывать и другие свободные от фрикционного элемента поверхности каркаса. Поверхность красящего слоя представляет собой чередование выступов 6 и впадин 7, при этом в основе выступов лежат частицы 8 металла, например меди, олова и т.д., твердость которого меньше твердости металла каркаса (стали).

Заявляемое изделие может быть изготовлено известными методами, например формованием в пресс-форме фрикционного элемента с металлическим каркасом, механической обработкой изделия, нанесением на каркас красящего покрытия и его отверждением.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля ВАЗ 2110, каркас которой окрашен порошковой краской ОХТЭК-2Т3 (бронза-антик). В состав краски входят полиэфирная смола, эпоксидная смола, технический углерод, мел, барит, воск и дополнительно бронзовая пудра с размером частиц 0,05-0,12 мм. Красящее покрытие текстурированное, т.е. имеет рельеф бугорков и впадин.

При изготовлении фрикционного изделия поверхность металлического каркаса, контактирующую с поршнем тормозного цилиндра, покрывают слоем краски, в результате термической обработки (термоструктурирования) которой образуется твердый слой, твердость которого, однако, значительно меньше твердости как металлического каркаса и металлических частиц, так и твердости воздействующего на каркас тормозного механизма. Выполнение этого слоя рельефным предотвращает распространение возникших в результате фрикционного контакта колебаний, не возникают зоны резонанса, выступы выступают как отдельные вибрирующие элементы. При этом наличие в выступах частиц металла сохраняет рельефную поверхность покрытия даже после многократных торможений, обеспечивает контакт каркаса и поршня в отдельных точках. В отсутствие этих частиц под воздействием тормозного механизма поверхность красящего покрытия быстро теряет рельефность. Поскольку твердость частиц металла в покрытии меньше твердости металла каркаса и тормозного поршня, отсутствуют как абразивное воздействие частиц на тормозной поршень, так и внедрение частиц в металлический каркас изделия. Если бы такое внедрение имело место, то рельефная структура поверхности была бы утрачена. Благодаря же указанной структуре красящего покрытия обеспечивается точечный контакт сопряженных поверхностей фрикционного изделия и тормозного поршня, способствующий снижению звукорезонансных явлений.

Фрикционноеизделие,включающеефрикционныйэлементиметаллическийкаркас,поверхностькоторогопокрытакраской,отличающеесятем,чтокрасящеепокрытиевыполненотвердымсрельефнойповерхностью,образованнойчередующимисявыступамиивпадинами,приэтомввыступахразмещенычастицыметалла,имеющегоменьшуютвердость,чемметаллкаркаса.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
01.03.2019
№219.016.caf0

Слоистый уплотнительный материал для прокладки

Изобретение относится к плоским слоистым уплотнительным материалам (паронитам) и различным прокладкам из них, предназначенным для эксплуатации в уплотнительных узлах с плоскими уплотняемыми поверхностями, в процессе эксплуатации которых материал подвергается переменным термическим и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02215015
Дата охранного документа: 27.10.2003
11.03.2019
№219.016.d767

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава и может быть использовано в железнодорожном транспорте. Тормозная колодка выполнена из двух продольных слоев, имеющих различную теплопроводность, при этом соотношение масс композитов по слоям выбрано из соотношения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236969
Дата охранного документа: 27.09.2004
11.03.2019
№219.016.d781

Фрикционное изделие для диссипационного элемента демпфера

Изобретение относится к изделиям, например фрикционным кольцам и шайбам, устанавливаемым в диссипационные элементы демпфера автомобиля. Фрикционное изделие для диссипационного элемента демпфера выполнено из материала, имеющего несколько плоских параллельных композиционных слоев с полимерной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238452
Дата охранного документа: 20.10.2004
11.03.2019
№219.016.d787

Ткань

Ткань относится к теплостойким тканям, преимущественно, для тепловой изоляции. Ткань выполнена из нитей, способных при механических воздействиях к частичному отщеплению с поверхности нитей отдельных волокон и свойлачиванию отщепленных волокон. Данная ткань отличается эффективной изоляцией.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237115
Дата охранного документа: 27.09.2004
11.03.2019
№219.016.d7a1

Слоистый уплотнительный материал и прокладка из него

Изобретение относится к плоским слоистым уплотнительным материалам и различным прокладкам из них. Слоистый уплотнительный материал включает несколько плоских композиционных слоев с матрицей из вулканизата каучука, при этом эластичность материала различная. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02227097
Дата охранного документа: 20.04.2004
11.03.2019
№219.016.d7a3

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава. Колодка имеет металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент. Металлический каркас выполнен в виде укороченной по отношению к длине тыльной части колодки рамки и укороченного перфорированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02229403
Дата охранного документа: 27.05.2004
11.03.2019
№219.016.d7a5

Мягкая набивка

Изобретение относится к мягким набивкам, предназначенным для эксплуатации в сальниках с аксиальным натяжением. Набивка выполнена с мягкостью, обеспечивающей полное заполнение сальниковой камеры за счет свободной деформации набивки при эксплуатационном натяжении.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02229645
Дата охранного документа: 27.05.2004
11.03.2019
№219.016.d7a6

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава. Колодка имеет металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент. Металлический каркас выполнен в виде соответствующей длине тыльной части колодки рамки и перфорированного тыльника, покрытого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02229402
Дата охранного документа: 27.05.2004
11.03.2019
№219.016.d7ac

Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава. Колодка имеет металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент. Металлический каркас выполнен в виде рамки и перфорированного тыльника, покрытого полимерным композитом. Технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02223882
Дата охранного документа: 20.02.2004
19.04.2019
№219.017.34e8

Фрикционное изделие

Изобретение относится к фрикционным изделиям, используемым в различных фрикционных узлах. Фрикционное изделие содержит фрикционный элемент с частицами из полимерных фрикционных композитов. При этом фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита, а полимерные фрикционные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002190788
Дата охранного документа: 10.10.2002
+ добавить свой РИД