×
18.05.2019
219.017.57b9

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Для обеспечения устойчивости самолета по скорости помимо составляющей сигнала управления, сформированной в вычислителе статического автомата продольного управления на основе сигналов датчика положения ручки управления, нормальной перегрузки и угловой скорости тангажа и поступающей на первый вход аэродинамического руля, дополнительно формируют сигнал, соответствующий среднеарифметическому значению балансировки самолета, рассчитанному для предельных значений центровки и веса самолета, и подают его на второй вход привода. Формируют сигнал, соответствующий разбалансировке самолета, вызванной изменением центровки и веса самолета во время полета, и подают его на третий вход привода, формируют сигнал желаемого балансировочного перемещения ручки управления. Сигнал разбалансировки самолета формируют на основе сигнала нормальной перегрузки и сигнала разности между сигналами датчика положения ручки управления и желаемого балансировочного перемещения ручки управления с учетом режима управления или стабилизации, осуществляемого летчиком. Сигнал, соответствующий разбалансировке самолета, вызванной изменением центровки и веса самолета, обнуляют на режиме «ВЗЛЕТ» и запоминают последнее значение при включении режима «ПОСАДКА». Достигается обеспечение устойчивости по скорости. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления, в частности к способам, обеспечивающим устойчивость самолета по скорости.

Известны способы автоматического управления полетом самолета, при которых устойчивость по скорости самолета, использующего статический автомат продольного управления (АПУ), обеспечивается за счет соответствующего выбора коэффициентов по сигналам нормальной перегрузки (ny), угловой скорости тангажа (ωz) и датчика положения ручки (Кш). Данные способы описаны, например, в книгах: Михалев И.А. и др. Системы автоматического управления самолетом. Методы анализа и расчета. М.: Машиностроение, 1971, с.140-142; под ред. Федорова С.М. Автоматизированное управление самолетами и вертолетами. М.: Транспорт, 1977, с.76-77.

К недостаткам известных способов автоматического управления, предусматривающих использование статического АПУ, следует отнести тот факт, что применительно к высокоманевренному самолету типа МИГ-29КУБ, они не способны обеспечить устойчивость самолета по скорости во всем диапазоне рабочих высот и скоростей при его разбалансировке, вызванной изменением веса и центровки, только за счет сигналов датчиков обратных связей (ny, ωz) и положения ручки (Кш).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, предусматривающий использование статического АПУ, описанный в книге Оболенского Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. М.: филиал Воениздат, 2007, с.254.

Однако и данному способу присущи недостатки, описанные выше, не позволяющие обеспечить устойчивость высокоманевренного самолета по скорости во всем диапазоне его маневрирования.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение устойчивости по скорости высокоманевренного самолета, использующего статический АПУ, во всем диапазоне его маневрирования, независимо от величины разбалансировки, вызываемой изменением веса и центровки самолета.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, предусматривающему использование статического автомата продольного управления, при котором сигнал управления формируют на основе сигналов датчика положения ручки управления, нормальной перегрузки и угловой скорости тангажа, дополнительно для формирования сигнала управления формируют сигнал, соответствующий среднеарифметическому значению балансировки самолета, рассчитанному для предельных значений центровки и веса самолета, сигнал, соответствующий разбалансировке самолета, вызванной изменением центровки и веса самолета во время полета, и сигнал желаемого балансировочного перемещения ручки управления, при этом сигнал разбалансировки формируют на основе сигнала нормальной перегрузки и сигнала разности между сигналами датчика положения ручки управления и желаемого балансировочного перемещения ручки управления с учетом режима управления или стабилизации, осуществляемого летчиком, причем сигнал, соответствующий разбалансировке самолета, вызванной изменением центровки и веса самолета, обнуляют на режиме «ВЗЛЕТ» и запоминают последнее значение при включении режима «ПОСАДКА».

Для идентификации режима управления или стабилизации, осуществляемого летчиком, определяют знаки сигналов нормальной перегрузки и сигнала разности между сигналами датчика положения ручки управления и желаемого балансировочного перемещения ручки управления и идентифицируют режим, осуществляемый летчиком, как режим управления самолетом, если знаки сигналов противоположны, и как режим стабилизации, если знаки сигналов одинаковы.

При идентификации режима, осуществляемого летчиком, как режима управления самолетом, формируют сигнал разбалансировки, равный нулю, а при идентификации режима, осуществляемого летчиком, как режима стабилизации, формируют сигнал разбалансировки в виде постоянной скорости интегрирования, знак которой определяется знаком сигнала нормальной перегрузки, сигнал скорости интегрирования с временной задержкой интегрируют и с его учетом формируют сигнал управления приводом аэродинамического руля, при этом, если время интегрирования превышает заданное, обнуляют сигнал скорости интегрирования, причем величины временной задержки и времени непрерывного интегрирования выбирают из условия обеспечения требований к динамическим характеристикам управляемости при перебалансировке самолета.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена функциональная схема системы, реализующей заявляемый способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета.

Система содержит ручку 1 управления, датчик 2 положения ручки, вычислитель 3 статического автомата продольного управления, привод 4, аэродинамический руль 5, интегральный блок 6 датчиков, блок 7 среднеарифметического значения балансировки, сумматор 8, блок 9 управления интегралом, интегрирующее устройство 10, блок 11 желаемого балансировочного перемещения ручки управления и блок 12 разовых команд.

Летчик, управляя самолетом, отклоняет ручку 1 управления. На выходе датчика 2 положения ручки 1 управления формируют сигнал, пропорциональный данному отклонению, который подают на первый вход вычислителя 3 статического автомата продольного управления. На второй и третий входы вычислителя 3 подают сигналы нормальной перегрузки и угловой скорости тангажа с интегрального блока 6 датчиков.

Сигнал, сформированный в вычислителе 3 статического автомата продольного управления, подают на первый вход привода 4, с помощью которого отклоняют аэродинамический руль 5, осуществляя, таким образом, управление самолетом. При этом балансировка самолета, зависящая от центровки и веса самолета, в ряде случаев становится такой, что при разгонах самолета ручка 1 управления перемещается в направлении создания кабрирующих моментов, а при торможении - в направлении на пикирование, т.е. на самолете проявляется неустойчивость по скорости.

Для устранения данного недостатка сигнал с выхода блока 7 среднеарифметического значения балансировки, рассчитанного для предельных значений центровки и веса самолета, подают на второй вход привода 4.

Теперь необходимо сформировать сигнал разбалансировки самолета, связанной с изменением центровки и веса самолета, и подать его на третий вход привода 4. Для этого используют последовательно соединенные сумматор 8, на первый вход которого подают сигнал с датчика 2 положения ручки управления, блок 9 управления интегралом, на первый вход которого подают сигнал нормальной перегрузки с интегрального блока 6 датчиков, и интегрирующее устройство 10. Кроме того, используют блок 11 желаемого балансировочного перемещения ручки 1 управления, сигнал с выхода которого подают на второй вход сумматора 8. В блоке 9 управления интегралом производят сравнение знаков сигнала нормальной перегрузки и сигнала разности между сигналами датчика 2 положения ручки управления и блока 11 желаемого балансировочного перемещения ручки управления, и тем самым определяют, какой режим осуществляется летчиком: режим управления нормальной перегрузкой (при противоположных знаках) или режим стабилизации (при одинаковых знаках). В режиме управления на выходе блока 9 управления интегралом формируют нулевой сигнал. При стабилизации формируют сигнал разбалансировки в виде постоянной скорости интегрирования, знак которой определяется знаком сигнала нормальной перегрузки интегрального блока 6 датчиков. Сигнал скорости интегрирования поступает на вход интегрирующего устройства 10 с временным запаздыванием. Отметим, что, если время непрерывного интегрирования больше заданного, обнуляют сигнал скорости интегрирования, причем величины временной задержки и времени непрерывного интегрирования выбирают из условия обеспечения требований к динамическим характеристикам управляемости при перебалансировке самолета. Сигнал с выхода блока 9 управления интегралом через интегрирующее устройство 10 подают на третий вход привода 4.

Таким образом, в данной системе обеспечивается астатизм по сигналу сумматора 8, и при разгонах самолета ручка управления 1 по отношению к летчику будет перемещаться в направлении «от себя», а при торможении - «на себя», в полном соответствии с сигналом блока 11 желаемого балансировочного перемещения ручки управления, что соответствует устойчивому по скорости самолету.

Для исключения влияния интегральной части схемы на управляемость самолета на особо важных этапах полета (взлет, посадка) сигнал «ВЗЛЕТ» подают на третий вход блока 9 управления интегралом и осуществляют его обнуление, а сигнал «ПОСАДКА» подают на второй вход интегрирующего устройства 10 и запоминают его значение.

Для реализации заявленного способа автоматического управления высокоманевренным самолетом не требуется специального оборудования. Так в качестве интегрального блока датчиков может быть использован блок ИБД-51, а функции вычислителей и формирователя компенсационного сигнала могут быть реализованы с помощью бортовой вычислительной машины.

Как показали результаты моделирования комплексной системы управления КСУ-941, при использовании данного способа автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления, предоставляется возможность обеспечить устойчивость самолета по скорости.

Таким образом, предлагаемый способ реализуем и применим, в частности, для высокоманевренного самолета типа МИГ-29КУБ.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
01.03.2019
№219.016.cbd9

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим требуемые характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках. Система содержит блок 1 датчиков, автомат 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387578
Дата охранного документа: 27.04.2010
01.03.2019
№219.016.cc14

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002385823
Дата охранного документа: 10.04.2010
01.03.2019
№219.016.cca5

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета. Динамически ограничивают составляющую сигнала управления приводом аэродинамического руля, сформированную на основе сигнала с датчика положения ручки управления и сигнала с интегрального блока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372250
Дата охранного документа: 10.11.2009
01.03.2019
№219.016.cd59

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Данная система содержит ручку (1) управления летчика с датчиком (2) положения ручки управления, последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369524
Дата охранного документа: 10.10.2009
20.03.2019
№219.016.e67b

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к области автоматического управления пространственным маневрированием самолета. Способ предусматривает при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. В резервном контуре управления запоминают текущие значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339540
Дата охранного документа: 27.11.2008
29.04.2019
№219.017.4117

Система автоматического управления полетом самолета

Изобретение относится к авиационному пилотажному оборудованию с процессорными управляющими комплектами. Система содержит дублированный цифровой вычислитель, рулевые машины, включенные параллельно в систему ручного управления рулем высоты, элеронами и рулем направления, исполнительный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312793
Дата охранного документа: 20.12.2007
18.05.2019
№219.017.55dd

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к технике автоматического управления пространственным маневрированием самолета, в частности к системам управления самолетом, предусматривающим при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. На выходе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002340510
Дата охранного документа: 10.12.2008
18.05.2019
№219.017.56fe

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Данная система содержит последовательно соединенные ручку 1 управления, датчик 2 положения ручки управления, вычислитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380279
Дата охранного документа: 27.01.2010
29.06.2019
№219.017.9b31

Способ измерения угловых положений летательного аппарата

Изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА). Способ основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256154
Дата охранного документа: 10.07.2005
Показаны записи 1-10 из 19.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
25.08.2017
№217.015.ad8f

Способ автоматического управления избыточностью неоднородной вычислительной системы и устройство для его реализации

Изобретение относится к области вычислительной и контрольно-измерительной техники и может использоваться в системах цифровой обработки информации и управления технических объектов, обладающих избыточными аппаратными и программными средствами, разрабатываемыми и/или производимыми с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612569
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.c202

Способ управления полетом летательного аппарата

Изобретение относится к способу управления полетом летательного аппарата (ЛА). Для управления полетом ЛА выполняют вычислительные операции с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617869
Дата охранного документа: 28.04.2017
25.08.2017
№217.015.c855

Устройство формирования пространственной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, на которых в составе пилотажно-навигационного комплекса установлены многофункциональные индикаторы (МФК) отображения навигационной, пилотажной информации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619049
Дата охранного документа: 11.05.2017
19.01.2018
№218.015.ff45

Способ формирования отказоустойчивой комплексной системы управления (ксу) и отказоустойчивая ксу

Изобретение относится к бортовым вычислительным системам и может быть использовано для построения высоконадежных отказоустойчивых комплексных систем управления (КСУ) полетом летательных аппаратов (ЛА). Техническим результатом является повышение живучести, надежности и отказобезопасности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629454
Дата охранного документа: 29.08.2017
19.01.2018
№218.016.0235

Многофункциональный одноместный самолет с комплексной системой управления

Самолет содержит фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовую установку, комплексную систему управления. Комплексная система управления содержит вычислительный блок, приводы рулевых поверхностей и поворотных сопел силовой установки, датчики движения самолета, внутреннюю и внешнюю мультиплексные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630030
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.1982

Система дистанционного управления вертолетом

Система дистанционного управления вертолетом содержит два поста управления с органами управления и датчиками положения ручек управления (ДПР), четыре блока управления приводом (БУП), два интегрированных блока датчиков (ИБД), два блока преобразования сигналов (БПС), блок резервной навигации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636245
Дата охранного документа: 21.11.2017
10.05.2018
№218.016.3830

Способ автоматического управления неоднородной избыточностью комплекса оборудования и устройство для его реализации

Комплекс оборудования состоит из разнородных компонентов, из которых может быть образовано более одной конфигурации, обеспечивающей использование объекта управления по назначению. Каждая конфигурация поддерживается специально предназначенным для этого супервизором конфигурирования. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646769
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3aff

Способ управления избыточностью бортовой интегрированной вычислительной среды и устройство для его реализации

Все унифицированные по интерфейсам и программному обеспечению вычислители общего назначения, а также специализированные по назначению контроллеры периферийных устройств посредством управляемых сетевых контроллеров/концентраторов подключаются ко всем интерфейсным шинам и могут образовывать любую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647339
Дата охранного документа: 15.03.2018
29.08.2018
№218.016.806d

Архитектура системы отказоустойчивой коммутации информации

Изобретение относится к области систем обработки информации критических функций в бортовых средствах автоматизированного управления процессами авиационных, ракетно-технических, корабельных и других систем. Технический результат заключается в повышении надежности и отказоустойчивости коммутации....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665227
Дата охранного документа: 28.08.2018
+ добавить свой РИД