×
29.06.2019
219.017.9b31

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002256154
Дата охранного документа
10.07.2005
Аннотация: Изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА). Способ основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков угловых скоростей (ДУС) и линейных ускорений (ДЛУ), установленных на борту ЛА. Измерение угловых положений ЛА производят в соответствии с алгоритмом оценивания, реализуемым в вычислительном устройстве, на скользящем интервале времени. Техническим результатом является повышение точности измерения углов крена, тангажа и курса ЛА в условиях маневрирования.

Заявляемое изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА).

Известен способ измерения угловых положений самолета [Джанджгава Г.И., Чернодаров А.В. Интегрированная первичная обработка информации в бесплатформенных инерциально-спутниковых системах ориентации и навигации. Материалы 4-й Международной конференции по интегрированным навигационным системам. С-Петербург, 1997, с.52-58], согласно которому измерение углов крена, тангажа и курса осуществляют в соответствии с трехуровневым алгоритмом, выполняющим комплексирование информации от бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) и от спутниковой навигационной системы (СНС).

На первом уровне выполняют прогнозирование проекций угловой скорости на связанные оси самолета на один шаг дискретизации по времени с помощью прогнозирующих фильтров Левинсона.

На втором уровне выполняют сглаживание оценок угловых скоростей, получаемых на первом уровне, с помощью фильтра Калмана, используя в качестве измерений разности между прогнозируемыми значениями угловой скорости и значениями угловой скорости, измеряемыми с помощью датчиков угловых скоростей.

На третьем уровне с помощью фильтра Калмана выполняется уточнение оценок угловых положений, получаемых на втором уровне по информации от бортовых приемников спутниковой навигации, используя в качестве измерений разности первого и второго порядков матриц направляющих косинусов, определяемых с помощью алгоритма БИНС и с помощью информации от бортовых приемников СНС.

Недостатком данного способа является его невысокая точность при маневрировании ЛА, что обусловлено:

- возрастанием ошибок прогноза угловых скоростей на первом уровне алгоритма при маневрировании ЛА;

- возрастанием статистической неопределенности фильтра Калмана на втором уровне алгоритма за счет неточности задания постоянной времени корреляции и среднеквадратического значения гироскопического дрейфа в условиях маневрирования ЛА;

- неточностью оценки матрицы направляющих косинусов, рассчитываемой в бесплатформенной инерциальной системе, которая используется на третьем уровне алгоритма и ошибки оценивания которой возрастают при маневрировании ЛА;

- накоплением ошибок фильтрации, которое имеет место на втором и третьем уровнях за счет рекуррентной обработки сигналов измерений при неточном учете статистических характеристик используемых измерений в условиях маневрирования ЛА.

Цель изобретения - повышение точности измерения углов крена, тангажа и курса ЛА в условиях маневрирования.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу измерения угловых положений ЛА, основанному на использовании информации от спутниковой навигационной системы и от датчиков угловых скоростей, измерение угловых положений ЛА производят в соответствии с алгоритмом оценивания, реализуемым в вычислительном устройстве, по информации от приемника СНС, измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков угловых скоростей (ДУС) и датчиков линейных ускорений (ДЛУ), установленных на борту ЛА, на скользящем интервале времени наблюдения [t0, t0+T+τ], где:

t0 - начальное время измерений;

Т - длина отрезка времени однократного наблюдения имерений приемника СНС;

τ - длина отрезка времени прогноза угловых положений ЛА по отношению к последнему измерению СНС на скользящем интервале времени;

t0+T+τ=t - текущий момент реального времени,

причем сначала для момента времени t0 по измерениям ДУС, ДЛУ и СНС на отрезке времени [t0, t0+T] производят оценку трех проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат и оценку углов тангажа, крена и рысканья путем итерационного решения системы алгебраических уравнений, составляемых по методу функций чувствительности, при решении которой минимизируется среднеквадратическое значение невязки между измерениями скоростей с помощью СНС и оценками скоростей с помощью ДУС И ДЛУ, которые рассчитываются путем решения системы дифференциальных уравнений для производных проекций скорости ЛА на оси связанной системы координат с пересчетом связанных скоростей на оси местной плановой прямоугольной земной системы координат и дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, а затем для момента времени t по измерениям ДУС и ДЛУ на скользящем интервале времени производят оценку углов тангажа, крена и рысканья путем решения дифференциальных уравнений для производных углов тангажа, крена и рысканья, после чего угол рысканья пересчитывают в угол курса, при сдвиге скользящего интервала в сторону увеличения времени на величину τ измерения угловых положений ЛА в соответствии с алгоритмом оценивания повторяют, оценку углов тангажа, крена и курса производят в каждый дискретный момент реального времени, отличающийся от предыдущего на величину τ.

При реализации предлагаемого способа косвенного измерения угловых положений ЛА измерения ДУС и ДЛУ выполняются в связанной системе координат ЛА OX1Y1Z1. Приемник СНС принимает сигналы спутников и вычисляет составляющие вектора скорости VN, VE, VH по направлениям на север, на восток и по высоте [Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. - М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2000, с.56, с.59].

Для всех измерений СНС для одного положения скользящего интервала принимается, что скорости VN, VE, VH приближенно равны скоростям , , в местной плановой прямоугольной системе координат OXYZ, в которой ось ОХ направлена на север, ось OZ направлена на восток, а ось OY направлена по местной вертикали вверх. Ошибками приближения можно пренебречь при относительно небольших величинах Т и τ, при которых траекторию полета ЛА можно достаточно точно рассматривать в местной плановой прямоугольной системе координат.

Обозначим а - вектор, содержащий три составляющих скорости ЛА в связанной системе координат и три угла ориентации ЛА:

здесь индексом Т обозначена операция транспонирования;

Vx,Vy,Vz - проекции скорости ЛА на оси связанной системы координат;

ϑ, γ, ψ - углы тангажа, крена и рысканья соответственно.

Алгоритм оценивания является итерационным и имеет вид:

Шаг 1. Задается начальный номер итераций k=1 и начальное приближение вектора ak-1(t0)=a0(t0), в котором используется одно условие, заключающееся в том, что скорость ЛА по продольной оси связанной системы координат не равна нулю:

здесь Vx0 - априорное значение оценки составляющей скорости Vx в связанной системе координат, которое определяется типом ЛА.

Шаг 2. Начало цикла из N итераций, в котором решаются шаги 2-7 алгоритма. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений 6-го порядка на отрезке времени [t0, t0+T], которая состоит из двух систем уравнений 3-го порядка:

В правые части систем уравнений (1), (2) подставляются измерения перегрузок nх, nу, nz, которые являются сигналами ДЛУ в единицах g, и измерения угловых скоростей, которые являются сигналами ДУС. Система уравнений (1) следует из известного факта о том, что сигнал ДЛУ равен проекции на его измерительную ось разности абсолютного ускорения точки установки датчика и ускорения земного притяжения [Белоцерковский С.М. и др. Введение в аэроавтоупругость. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980, с.109].

В системе уравнений (1) имеем:

- проекции вектора абсолютной скорости на связанные оси OX1, OY1, OZ1;

(-g sinϑ), (-g cosϑ cosγ), (g cosϑ sinγ) - проекции ускорения земного притяжения на связанные оси OX1, OY1, OZ1.

Система уравнений (2) содержит известные уравнения для производных углов тангажа, крена и рысканья [Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1973, с.27].

Решение дифференциальных уравнений (1), (2) выполняется с начальными условиями:

Шаг 3. Вычисляется вектор-столбец оценок измерений СНС по измерениям ДУС, ДЛУ

где VNT, VET, VHT - векторы-строки оценок составляющих земной скорости на север, восток и по высоте.

где:

Размерность векторов-строк VNT, VET, VHT равна числу NCHC измерений СНС на отрезке времени [t0, t0+T].

Здесь ТCHC - дискретность измерений СНС;

NCHC - число отсчетов измерений СНС на отрезке времени [t0, t0+T];

A=[e]ij - матрица направляющих косинусов, размерности (3,3), описывающая переход от связанной к местной плановой земной системе координат, элементы которой вычисляются с помощью оценок углов тангажа, крена и рысканья, полученных при решении системы уравнений (1), (2) с помощью известных соотношений [Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1973, с.26]:

Шаг 4. Вычисляется матрица F размерности (3·NCHC, 6) функций чувствительности измерений СНС к приращениям компонент вектора ak-1(t0).

Для этого система уравнений (1) решается 6 раз, с разными начальными условиями, равными:

Здесь ΔVx, ΔVу, ΔVz, Δυ, Δγ, Δψ - задаваемые фиксированные малые приращения.

Из полученных 6 решений системы (1) формируется 6 векторов-столбцов вида:

где векторы-столбцы: zT1,k-1, zT2,k-1, zT3,k-1, zT4,k-1, zT5,k-1, zT6,k-1 формируются аналогично тому, как это описано соотношениями (4), (5), (6).

Формируется матрица функций чувствительности F, которая является матрицей частных производных, которые приближенно заменяются отношением приращений:

Здесь Δa(t0) - вектор фиксированных малых приращений, задаваемых для приближенного вычисления частных производных. Подробнее:

Матрица F содержит 6 столбцов, каждый из которых имеет (3·NCHC) строк.

Шаг 5. Составляется и решается переопределенная система линейных алгебраических уравнений вида:

которая следует из метода параметрической идентификации на основе функций чувствительности [Справочник по теории автоматического управления. Под ред. А.А.Красовского. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987].

Здесь Δak(t0) - вектор искомых приращений относительно приближения ak-1(t0);

zT - вектор измерений земной скорости ЛА с помощью СНС;

ZT,k-1 - вектор оценок измерений земной скорости, вычисленный на шаге 3;

F - матрица функций чувствительности.

Разность ZT - ZT,k-1 является вектором невязок между измерениями скоростей с помощью СНС и оценками этих измерений, получаемыми с помощью ДУС и ДЛУ.

Система уравнений (9) состоит из 3·NCHC уравнений и имеет 6 неизвестных, которыми являются приращения компонент вектора Δak(t0).

Система линейных алгебраических уравнений (9) решается методом наименьших квадратов

либо решается любым другим известным методом решения алгебраических уравнений, что не является принципиальным. Решение существует, если матрица (FТF) не вырождена. Число уравнений в системе уравнений (9) должно быть не менее шести. При решении определяются приращения Δak(t0), которые минимизируют среднеквадратическое значение невязки.

Шаг 6. Выполняется замена значений вектора начальных условий на его очередное приближение в указанном соответствии с методом функций чувствительности:

Шаг 7. Выполняется проверка числа выполненных итераций. Если оно меньше N, то выполняется увеличение счетчика числа итераций k:=k+1 и переход к шагу 2. Если число итераций равно N, то принимается, что найдена оценка вектора а для момента t0, запаздывающего относительно реального времени t на величину Т+τ.

Шаг 8. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений (2) 3-го порядка на отрезке времени [t0, t0+T+τ] с начальными условиями

при подстановке в нее измерений nх, nу, nz, ωх, ωу, ωz от датчиков ДУС и ДЛУ.

В результате производится оценка углов крена, тангажа и рысканья для момента реального времени t=t0+T+τ.

Шаг 9. Вычисляется угол курса, который однозначно связан с рысканьем и с учетом принятого направления оси ОХ земной системы координат на север равен 2π-ψ.

Условием решения алгоритма является обеспечение не вырожденности системы уравнений (9), для чего требуется не менее двух отсчетов измерений СНС за время Т.

Так как каждое измерение СНС содержит 3 составляющих скорости VN, VE, VH, то при двух отсчетах измерений СНС имеется 6 скалярных измерений составляющих скорости, равное числу неизвестных в системе уравнений (9).

Конкретные значения параметров Т, τ, N определяются путем моделирования ошибок и проверяются по экспериментальным данным.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет осуществить косвенное измерение угловых положений ЛА с повышенной точностью в условиях маневрирования.

Повышение точности оценивания угловых положений ЛА достигается за счет:

- согласования совокупности измерений проекций скорости ЛА с помощью СНС на скользящем интервале времени с совокупностью проекций скорости ЛА, которые рассчитываются по измерениям ДУС и ДЛУ;

- исключения накапливания ошибок оценивания за счет использования конечной совокупности измерений для однократного определения углов ориентации и отказа от процедур рекуррентной обработки типа фильтра Калмана, обладающих этим недостатком;

- применения вычислительных процедур, не использующих статистические характеристики измерений, и, таким образом, исключения влияния ошибок задания априорных статистик ошибок измерений.

Способизмеренияугловыхположенийлетательногоаппарата(ЛА),основанныйнаиспользованииинформацииотспутниковойнавигационнойсистемы(СНС)иотдатчиковугловыхскоростей,отличающийсятем,чтоизмерениеугловыхположенийЛАпроизводятвсоответствиисалгоритмомоценивания,реализуемымввычислительномустройстве,поинформацииотприемникаСНС,измеряющегосоставляющиескоростиЛАнасевер,востокиповысоте,иоттрехкоординатныхдатчиковугловыхскоростей(ДУС)идатчиковлинейныхускорений(ДЛУ),установленныхнабортуЛА,наскользящеминтервалевременинаблюдения[t,t+Т+τ],гдеt-начальноевремяизмерений;Т-длинаотрезкавремениоднократногонаблюденияизмеренийприемникаСНС;τ-длинаотрезкавременипрогнозаугловыхположенийЛАпоотношениюкпоследнемуизмерениюСНСнаскользящеминтервалевремени;t+T+τ=t-текущиймоментреальноговремени,причемдлямоментавремениtпоизмерениямДУС,ДЛУиСНСнаотрезкевремени[t,t+Т]производятоценкутрехпроекцийскоростиЛАнаосисвязаннойсистемыкоординатиоценкуугловтангажа,кренаирысканьяпутемитерационногорешениясистемыалгебраическихуравнений,составляемыхпометодуфункцийчувствительности,прирешениикоторойминимизируетсясреднеквадратическоезначениеневязкимеждуизмерениямискоростейспомощьюСНСиоценкамискоростейспомощьюДУСиДЛУ,которыерассчитываютсяпутемрешениясистемыдифференциальныхуравненийдляпроизводныхпроекцийскоростиЛАнаосисвязаннойсистемыкоординатспересчетомсвязанныхскоростейнаосиместнойплановойпрямоугольнойземнойсистемыкоординатидифференциальныхуравненийдляпроизводныхугловтангажа,кренаирысканья,азатемдлямоментавремениtпоизмерениямДУСиДЛУнаскользящеминтервалевременипроизводятоценкуугловтангажа,кренаирысканьяпутемрешениядифференциальныхуравненийдляпроизводныхугловтангажа,кренаирысканья,послечегоуголрысканьяпересчитываютвуголкурса,присдвигескользящегоинтервалавсторонуувеличениявременинавеличинуτизмеренияугловыхположенийЛАвсоответствиисалгоритмомоцениванияповторяют,оценкуугловтангажа,кренаикурсапроизводятвкаждыйдискретныймоментреальноговремени,отличающийсяотпредыдущегонавеличинуτ.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
01.03.2019
№219.016.cbd9

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим требуемые характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках. Система содержит блок 1 датчиков, автомат 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387578
Дата охранного документа: 27.04.2010
01.03.2019
№219.016.cc14

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002385823
Дата охранного документа: 10.04.2010
01.03.2019
№219.016.cca5

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета. Динамически ограничивают составляющую сигнала управления приводом аэродинамического руля, сформированную на основе сигнала с датчика положения ручки управления и сигнала с интегрального блока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372250
Дата охранного документа: 10.11.2009
01.03.2019
№219.016.cd59

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Данная система содержит ручку (1) управления летчика с датчиком (2) положения ручки управления, последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369524
Дата охранного документа: 10.10.2009
20.03.2019
№219.016.e67b

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к области автоматического управления пространственным маневрированием самолета. Способ предусматривает при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. В резервном контуре управления запоминают текущие значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339540
Дата охранного документа: 27.11.2008
29.04.2019
№219.017.4117

Система автоматического управления полетом самолета

Изобретение относится к авиационному пилотажному оборудованию с процессорными управляющими комплектами. Система содержит дублированный цифровой вычислитель, рулевые машины, включенные параллельно в систему ручного управления рулем высоты, элеронами и рулем направления, исполнительный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312793
Дата охранного документа: 20.12.2007
18.05.2019
№219.017.55dd

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к технике автоматического управления пространственным маневрированием самолета, в частности к системам управления самолетом, предусматривающим при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. На выходе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002340510
Дата охранного документа: 10.12.2008
18.05.2019
№219.017.56fe

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Данная система содержит последовательно соединенные ручку 1 управления, датчик 2 положения ручки управления, вычислитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380279
Дата охранного документа: 27.01.2010
18.05.2019
№219.017.57b9

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Для обеспечения устойчивости самолета по скорости помимо составляющей сигнала управления, сформированной в вычислителе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373111
Дата охранного документа: 20.11.2009
Показаны записи 1-3 из 3.
11.03.2019
№219.016.d6bd

Бортовая система контроля авиадвигателя с ограничением частоты вращения, температуры, топливных параметров и давления

Изобретение относится к авиаприборостроению и может быть использовано для бортового контроля авиадвигателя, преимущественно газотурбинного. Для проведения контроля используется информация, поступающая от датчиков контролируемых параметров авиадвигателя на входы блока мультиплексирования и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247844
Дата охранного документа: 10.03.2005
10.04.2019
№219.017.00f5

Система автоматического управления полетом самолета

Изобретение относится к технике автоматического управления полетом самолета при его пространственном маневрировании. Система содержит контур управления скоростью полета посредством автомата тяги и контур управления углом наклона траектории, связанные между собой с помощью блока коррекции угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255024
Дата охранного документа: 27.06.2005
29.04.2019
№219.017.4780

Пихтово-репейный бальзам "раритет"

Изобретение относится к медицине, а именно к получению лечебно-косметических средств на основе растительного сырья. Сущность изобретения состоит в том, что предложен пихтово-репейный бальзам, представляющий собой экстракт, полученный путем экстрагирования корня лопуха пихтовым маслом при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002155057
Дата охранного документа: 27.08.2000
+ добавить свой РИД