×
20.03.2019
219.016.e67b

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области автоматического управления пространственным маневрированием самолета. Способ предусматривает при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. В резервном контуре управления запоминают текущие значения высотно-скоростных параметров полета. Устанавливают передаточные числа по сигналам с интегрального блока датчиков равными в основном и резервном контурах управления и соответствующими сигналам с информационной системы о текущих высотно-скоростных параметрах. Это позволяет осуществить «безударное» переключение с основного контура управления на резервный контур управления в случае отказа информационной системы. При отказе информационной системы формируют управляющий сигнал резервного контура. При этом передаточные числа по сигналам с интегрального блока датчиков изменяют во времени в зависимости от запомненных величин высотно-скоростных параметров в момент отказа информационной системы таким образом, чтобы обеспечить требуемые характеристики устойчивости и управляемости при полете самолета по траектории возврата на аэродром. Изобретение позволяет повысить безопасность полета высокоманевренного самолета при отказе информационной системы. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к способам автоматического управления самолетом, в частности к способам управления самолетом при отказе информационной системы.

Известны способы автоматического управления полетом самолета, при которых в случае отказа информационной системы основного контура управления управление полетом осуществляют посредством резервного (аварийного) контура. Подобные способы управления описаны, в частности, в патентах на изобретения RU 2235042, В64С 13/00, G06F 13/00; RU 2235043, B64C 13/00, G06F 13/00; RU 2235044, B64C 13/00, G06F 13/00; в книге Автоматизированное управление полетом воздушных судов. / Под ред. С.М.Федорова. М.: Транспорт, 1992, с.165-167 и в Руководстве по летной эксплуатации самолета А-320.

К недостаткам известных способов автоматического управления, использующих основной и резервный контуры управления, следует отнести тот факт, что в случае отказа информационной системы и переключения на резервный контур управления не представляется возможным обеспечить требования к качеству переходных процессов в контуре управления во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей, в частности, применительно к высокоманевренным самолетам.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ автоматического управления полетом самолета, представленный в Руководстве по летной эксплуатации самолета А-320. Данный способ управления также предусматривает в случае отказа информационной системы переключение с основного контура управления на резервный ("direct law"). При этом формирование управляющего сигнала осуществляют в соответствии с алгоритмом, согласно которому передаточные числа по сигналам угловых скоростей, перегрузок и сигналов датчиков отклонения органов управления имеют постоянные наперед заданные значения и не зависят от высотно-скоростных параметров в момент отказа информационной системы.

Недостатком известного способа управления является то, что для высокоманевренного самолета, например, типа Миг-29 КУБ не удается обеспечить приемлемые характеристики управляемости во всем диапазоне высот и скоростей полета при постоянных передаточных числах сигналов управления. Причем передаточные числа в основном и резервном контурах управления, как правило, отличаются минимум в 3 раза, в результате чего при переключении режимов происходит существенное изменение параметров движения самолета, таких как нормальная и боковая перегрузки, углы тангажа, крена и рыскания, что в свою очередь существенно снижает безопасность полета.

Целью изобретения является обеспечение требуемых характеристик управляемости самолета и безопасности полета при отказе информационной системы.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу управления полетом самолета, предусматривающему переключение с основного контура управления на резервный контур управления в случае отказа информационной системы, на выходе которой формируются сигналы, соответствующие высотно-скоростным параметрам полета, в резервном контуре управления запоминают текущие значения высотно-скоростных параметров, устанавливают передаточные числа по сигналам с интегрального блока датчиков равными в основном и резервных контурах управления и соответствующими сигналам с информационной системы о текущих высотно-скоростных параметрах, а при отказе информационной системы формируют управляющий сигнал резервного контура в соответствии с алгоритмом, согласно которому передаточные числа по сигналам с интегрального блока датчиков изменяют во времени в зависимости от запомненных величин высотно-скоростных параметров в момент отказа информационной системы таким образом, чтобы обеспечить требуемые характеристики устойчивости и управляемости при полете самолета по траектории возврата на аэродром.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема системы, реализующей заявляемый способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета при отказе информационной системы и переключении управления с основного контура на резервный.

Система содержит информационную систему 1, интегральный блок 2 датчиков, вычислитель 3 основного контура управления, вычислитель 4 резервного контура управления, коммутатор 5, привод 6 и аэродинамический руль 7.

При полете самолета происходит изменение его высотно-скоростных параметров, таких как, например, статическое давление, динамический скоростной напор, приборная скорость и др., которые формируются на выходе информационной системы 1. Данные сигналы подают на первые входы вычислителей 3 и 4 основного и резервного контуров управления и с их помощью осуществляют изменение значений передаточных чисел управляющих сигналов, поступающих с выхода интегрального блока 2 датчиков на вторые входы вычислителей 3 и 4 основного и резервного контуров управления. В вычислителе 4 резервного контура постоянно запоминают значения высотно-скоростных параметров и устанавливают значения передаточных чисел по сигналам управления равными значениям в основном контуре управления до момента отказа информационной системы 1.

Таким образом, при отказе информационной системы 1 передаточные числа в вычислителе 4 резервного контура управления равны передаточным числам в вычислителе 3 основного контура управления и соответствуют запомненным значениям высотно-скоростных параметров на момент отказа системы 1. Тем самым обеспечивается «безударное» переключение системы управления с основного контура управления на резервный контур управления. В случае отсутствия сигнала об исправности информационной системы 1 на управляющем входе коммутатора 5 происходит отключение вычислителя 3 основного контура управления и подключение вычислителя 4 резервного контура управления к приводу 6, посредством которого осуществляют отклонение аэродинамического руля 7 и управление самолетом. При этом в вычислителе 4 резервного контура управления изменение передаточных чисел по сигналам от интегрального блока 2 датчиков осуществляют в функции времени с учетом запомненных значений высотно-скоростных параметров на момент отказа информационной системы 1 и выбранных значений передаточных чисел, обеспечивающих удовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости при полете самолета по траектории возврата на аэродром.

Например, если отказ происходит на дозвуковых режимах полета, то передаточные числа по сигналам управления могут быть выбраны только для дозвуковых режимов полета (без учета полета на сверхзвуковых режимах полета) и плавно в зависимости от времени изменены от значений в момент отказа до выбранных значений.

Если отказ информационной системы происходит на сверхзвуковых режимах полета, летчик вручную или с помощью автомата тяги может установить рычаги управления тягой двигателя в положение, соответствующее торможению самолета, и в течение ˜1,5 мин изменять передаточные числа от значений, соответствующих моменту отказа информационной системы 1, до значений, выбранных для дозвуковых режимов полета.

Для реализации заявленного способа автоматического управления высокоманевренным самолетом не требуется специального оборудования. Так, в качестве информационной системы могут быть использованы выпускаемые промышленностью датчики давления типа ДДАД-1-1, в качестве интегрального блока датчиков - ИБД-51, а функции вычислителей могут быть реализованы с помощью бортовой вычислительной машины.

Как показали результаты моделирования комплексной системы управления КСУ-941 и проверка ее на стенде, при использовании данного способа автоматического управления высокоманевренным самолетом предоставляется возможность при отказе информационной системы «безударно» (без динамических ошибок по сигналам перегрузок и угловых скоростей) перейти на резервный контур управления и, изменяя в нем передаточные числа в функции времени, обеспечить удовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости в системе.

Таким образом, предлагаемый способ реализуем и применим, в частности, для высокоманевренного самолета типа МИГ-29 КУБ.

Способавтоматическогоуправленияполетомвысокоманевренногосамолета,предусматривающийпереключениесосновногоконтурауправлениянарезервныйконтуруправлениявслучаеотказаинформационнойсистемы,навыходекоторойформируютсясигналы,соответствующиевысотно-скоростнымпараметрамполета,отличающийсятем,чтоврезервномконтуреуправлениязапоминаюттекущиезначениявысотно-скоростныхпараметров,устанавливаютпередаточныечислапосигналамсинтегральногоблокадатчиковравнымивосновномирезервномконтурахуправленияисоответствующимисигналамсинформационнойсистемыотекущихвысотно-скоростныхпараметрах,априотказеинформационнойсистемыформируютуправляющийсигналрезервногоконтуравсоответствиисалгоритмом,согласнокоторомупередаточныечислапосигналамсинтегральногоблокадатчиковизменяютвовременивзависимостиотзапомненныхвеличинвысотно-скоростныхпараметроввмоментотказаинформационнойсистемытакимобразом,чтобыобеспечитьтребуемыехарактеристикиустойчивостииуправляемостиприполетесамолетапотраекториивозвратанааэродром.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
01.03.2019
№219.016.cbd9

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим требуемые характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках. Система содержит блок 1 датчиков, автомат 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387578
Дата охранного документа: 27.04.2010
01.03.2019
№219.016.cc14

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002385823
Дата охранного документа: 10.04.2010
01.03.2019
№219.016.cca5

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета. Динамически ограничивают составляющую сигнала управления приводом аэродинамического руля, сформированную на основе сигнала с датчика положения ручки управления и сигнала с интегрального блока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372250
Дата охранного документа: 10.11.2009
01.03.2019
№219.016.cd59

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Данная система содержит ручку (1) управления летчика с датчиком (2) положения ручки управления, последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369524
Дата охранного документа: 10.10.2009
29.04.2019
№219.017.4117

Система автоматического управления полетом самолета

Изобретение относится к авиационному пилотажному оборудованию с процессорными управляющими комплектами. Система содержит дублированный цифровой вычислитель, рулевые машины, включенные параллельно в систему ручного управления рулем высоты, элеронами и рулем направления, исполнительный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312793
Дата охранного документа: 20.12.2007
18.05.2019
№219.017.55dd

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к технике автоматического управления пространственным маневрированием самолета, в частности к системам управления самолетом, предусматривающим при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. На выходе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002340510
Дата охранного документа: 10.12.2008
18.05.2019
№219.017.56fe

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Данная система содержит последовательно соединенные ручку 1 управления, датчик 2 положения ручки управления, вычислитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380279
Дата охранного документа: 27.01.2010
18.05.2019
№219.017.57b9

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Для обеспечения устойчивости самолета по скорости помимо составляющей сигнала управления, сформированной в вычислителе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373111
Дата охранного документа: 20.11.2009
29.06.2019
№219.017.9b31

Способ измерения угловых положений летательного аппарата

Изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА). Способ основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256154
Дата охранного документа: 10.07.2005
Показаны записи 1-10 из 19.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
25.08.2017
№217.015.ad8f

Способ автоматического управления избыточностью неоднородной вычислительной системы и устройство для его реализации

Изобретение относится к области вычислительной и контрольно-измерительной техники и может использоваться в системах цифровой обработки информации и управления технических объектов, обладающих избыточными аппаратными и программными средствами, разрабатываемыми и/или производимыми с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612569
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.c202

Способ управления полетом летательного аппарата

Изобретение относится к способу управления полетом летательного аппарата (ЛА). Для управления полетом ЛА выполняют вычислительные операции с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617869
Дата охранного документа: 28.04.2017
25.08.2017
№217.015.c855

Устройство формирования пространственной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, на которых в составе пилотажно-навигационного комплекса установлены многофункциональные индикаторы (МФК) отображения навигационной, пилотажной информации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619049
Дата охранного документа: 11.05.2017
19.01.2018
№218.015.ff45

Способ формирования отказоустойчивой комплексной системы управления (ксу) и отказоустойчивая ксу

Изобретение относится к бортовым вычислительным системам и может быть использовано для построения высоконадежных отказоустойчивых комплексных систем управления (КСУ) полетом летательных аппаратов (ЛА). Техническим результатом является повышение живучести, надежности и отказобезопасности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629454
Дата охранного документа: 29.08.2017
19.01.2018
№218.016.0235

Многофункциональный одноместный самолет с комплексной системой управления

Самолет содержит фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовую установку, комплексную систему управления. Комплексная система управления содержит вычислительный блок, приводы рулевых поверхностей и поворотных сопел силовой установки, датчики движения самолета, внутреннюю и внешнюю мультиплексные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630030
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.1982

Система дистанционного управления вертолетом

Система дистанционного управления вертолетом содержит два поста управления с органами управления и датчиками положения ручек управления (ДПР), четыре блока управления приводом (БУП), два интегрированных блока датчиков (ИБД), два блока преобразования сигналов (БПС), блок резервной навигации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636245
Дата охранного документа: 21.11.2017
10.05.2018
№218.016.3830

Способ автоматического управления неоднородной избыточностью комплекса оборудования и устройство для его реализации

Комплекс оборудования состоит из разнородных компонентов, из которых может быть образовано более одной конфигурации, обеспечивающей использование объекта управления по назначению. Каждая конфигурация поддерживается специально предназначенным для этого супервизором конфигурирования. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646769
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3aff

Способ управления избыточностью бортовой интегрированной вычислительной среды и устройство для его реализации

Все унифицированные по интерфейсам и программному обеспечению вычислители общего назначения, а также специализированные по назначению контроллеры периферийных устройств посредством управляемых сетевых контроллеров/концентраторов подключаются ко всем интерфейсным шинам и могут образовывать любую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647339
Дата охранного документа: 15.03.2018
29.08.2018
№218.016.806d

Архитектура системы отказоустойчивой коммутации информации

Изобретение относится к области систем обработки информации критических функций в бортовых средствах автоматизированного управления процессами авиационных, ракетно-технических, корабельных и других систем. Технический результат заключается в повышении надежности и отказоустойчивости коммутации....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665227
Дата охранного документа: 28.08.2018
+ добавить свой РИД