×
18.05.2019
219.017.55dd

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к технике автоматического управления пространственным маневрированием самолета, в частности к системам управления самолетом, предусматривающим при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. На выходе информационной системы формируются сигналы высотно-скоростных параметров, таких как статическое давление, динамический скоростной напор, число Маха. На выходе интегрального блока датчиков формируются сигналы нормальной перегрузки, угловой скорости тангажа и положения ручки. Имеются вычислители основного и резервного контуров управления, коммутатор, привод и аэродинамический руль. В резервный контур управления дополнительно введены запоминающее устройство, два пороговых устройства, логическое устройство и интегрирующее устройство. При отказе информационной системы в системе автоматического управления происходит отключение привода от вычислителя основного контура управления и подключение его к вычислителю резервного контура управления. При этом в резервном контуре управления запоминаются высотно-скоростные параметры полета на момент отказа информационной системы и определяется пространственное положение самолета. В соответствии с пространственным положением, занимаемым самолетом в момент отказа информационной системы, выбираются фиксированные значения высотно-скоростных параметров и время, за которое их необходимо изменить от значений в момент отказа информационной системы до выбранных значений. Изобретение позволяет осуществить «безударный» (без динамических ошибок по управляющим сигналам перегрузки, угловой скорости) переход на резервный контур управления и повысить безопасность полета. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к системам автоматического управления самолетом, в частности к системам, обеспечивающим управление самолетом при отказе информационной системы.

Известны системы автоматического управления полетом самолета, в которых в случае отказа информационной системы основного контура управления управление полетом осуществляют посредством резервного (аварийного) контура. Подобные системы управления описаны, в частности, в патентах на изобретения RU 2235042, В64С 13/00, G06F 13/00; RU 2235043, B64C 13/00, G06F 13/00; RU 2235044, B64C 13/00, G06F 13/00; в книге Автоматизированное управление полетом воздушных судов/ Под ред. С.М.Федорова. М.: Транспорт, 1992, с.165-167 и в Руководстве по летной эксплуатации самолета А-320.

К недостаткам известных систем автоматического управления, использующих основной и резервный контуры управления, следует отнести тот факт, что в случае отказа информационной системы и переключения на резервный контур управления не представляется возможным обеспечить требования к качеству переходных процессов в контуре управления во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей, в частности, применительно к высокоманевренным самолетам.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой системе является система автоматического управления полетом самолета, представленная в Руководстве по летной эксплуатации самолета А-320. Данная система управления также предусматривает в случае отказа информационной системы переключение с основного контура управления на резервный ("direct law"). При этом формирование управляющего сигнала осуществляется в соответствии с алгоритмом, согласно которому передаточные числа по сигналам угловых скоростей, перегрузок и сигналов датчиков отклонения органов управления имеют постоянные наперед заданные значения и не зависят от высотно-скоростных параметров в момент отказа информационной системы.

Недостатком известной системы автоматического управления является то, что для высокоманевренного самолета, например, типа Миг-29 КУБ не удается обеспечить приемлемые характеристики управляемости во всем диапазоне высот и скоростей полета при постоянных передаточных числах сигналов управления. Причем передаточные числа в основном и резервном контурах управления, как правило, отличаются минимум в 3 раза, в результате чего при переключении режимов происходит существенное изменение параметров движения самолета, таких как нормальная и боковая перегрузка, углы тангажа, крена и рыскания, что, в свою очередь, существенно снижает безопасность полета

Целью изобретения является обеспечение требуемых характеристик управляемости самолета и безопасности полета при отказе информационной системы.

Поставленная цель достигается за счет того, что в систему автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, содержащую информационную систему, на выходе которой формируются сигналы, соответствующие высотно-скоростным параметрам полета, интегральный блок датчиков, вычислитель основного контура управления, вычислитель резервного контура управления, последовательно соединенные коммутатор, привод и аэродинамический руль, причем выход информационной системы по сигналу признака исправности подключен к управляющему входу коммутатора, выходы информационной системы по сигналам статического давления, динамического скоростного напора и числа Маха подключены соответственно к первому, второму и третьему входам вычислителя основного контура управления, выходы интегрального блока датчиков по сигналам нормальной перегрузки, угловой скорости тангажа и датчика положения ручки подключены соответственно к четвертому, пятому и шестому входам вычислителя основного контура управления и к первому, второму и третьему входам вычислителя резервного контура управления, а выходы вычислителей подключены соответственно к нормально замкнутому и к нормально разомкнутому контактам коммутатора, дополнительно введены запоминающее устройство, два пороговых устройства, логическое устройство и интегрирующее устройство, первый, второй, третий и четвертый входы запоминающего устройства соединены соответственно с выходами информационной системы по сигналам признака исправности, статического давления, динамического скоростного напора и числа Маха, выход запоминающего устройства по сигналу статического давления подключен к входу первого порогового устройства и к первому входу интегрирующего устройства, выход по сигналу динамического скоростного напора подключен к второму входу интегрирующего устройства, выход по сигналу числа Маха подключен к входу второго порогового устройства и к третьему входу интегрирующего устройства, выходы пороговых устройств подключены к соответствующим входам логического устройства, выходы которого по сигналам выбранных значений статического давления, динамического скоростного напора, числа Маха и времени их изменения подключены соответственно к четвертому, пятому, шестому и седьмому входам интегрирующего устройства, выходы интегрирующего устройства по сигналам статического давления, динамического скоростного напора и числа Маха подключены к соответствующим входам вычислителя резервного контура управления.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена функциональная схема заявляемой системы автоматического управления полетом высокоманевренного самолета.

Система содержит информационную систему 1, интегральный блок 2 датчиков, вычислитель 3 основного контура управления, вычислитель 4 резервного контура управления, коммутатор 5, привод 6, аэродинамический руль 7, запоминающее устройство 8, пороговые устройства 9 и 10, логическое устройство 11 и интегрирующее устройство 12.

При полете самолета происходит изменение его высотно-скоростных параметров, таких как, например, статическое давление, динамический скоростной напор, число Маха и др. Соответствующие им сигналы формируются на втором, третьем и четвертом выходах информационной системы 1. Данные сигналы поступают соответственно на первый, второй и третий входы вычислителя 3 основного контура управления. С помощью этих сигналов осуществляется изменение значений передаточных чисел управляющих сигналов (нормальной перегрузки, угловой скорости тангажа, датчика положения ручки), поступающих с выхода интегрального блока 2 датчиков соответственно на четвертый, пятый и шестой входы вычислителя 3 основного контура управления и на первый, второй и третий входы вычислителя 4 резервного контура управления. При этом в вычислителях 3 и 4 основного и резервного контуров управления реализованы одинаковые законы изменения передаточных чисел. В случае исправной работы информационной системы 1 сигнал признака ее исправности поступает на управляющий вход коммутатора 5, при этом управляющий сигнал, сформированный в вычислителе 3 основного контура управления, через нормально замкнутый контакт коммутатора 5 поступает на привод 6, под воздействием которого происходит отклонение аэродинамического руля 7 и автоматическое управление самолетом. В случае отказа информационной системы 1 и отсутствия в результате этого сигнала признака исправности данной системы на управляющем входе коммутатора 5 и на первом входе запоминающего устройства 8 происходит отключение привода 6 от выхода вычислителя 3 основного контура управления и подключение его к выходу вычислителя 4 резервного контура управления. Одновременно происходит запоминание сигналов высотно-скоростных параметров полета, таких как статическое давление, динамический скоростной напор и число Маха, имеющих место в момент отказа системы 1 и поступающих соответственно на второй, третий и четвертый входы запоминающего устройства 8. Запомненные сигналы с выходов устройства 8 поступают соответственно: сигнал статического давления - на вход порогового устройства 9 и первый вход интегрирующего устройства 12, на второй вход которого поступает сигнал динамического скоростного напора, а на третий вход - сигнал числа Маха, поступающий также на вход порогового устройства 10. С выходов пороговых устройств 9 и 10 сигналы статического давления и числа Маха поступают на соответствующие входы логического устройства 11, при этом, если величины запомненных значений сигналов статического давления (Рст.) и числа Маха (М) равны или больше порогового значения (Рпор., Мпор.), на выходе соответствующего порогового устройства формируется сигнал логической «1», если Рст. и М меньше Рпор. и Мпор. - сигнал логического «0». В логическом устройстве 11 формируются четыре массива выбранных значений высотно-скоростных параметров полета, в частности статического давления, динамического скоростного напора, числа Маха и времени их изменения в зависимости от значений сигналов на выходе пороговых устройств 9 и 10, например:

Рст.>Рпор. и М>Мпор. - полет на малых высотах и больших М,

Рст.<Рпор. и М>Мпор. - полет на больших высотах и больших М,

Рст.>Рпор. и М<Мпор. - полет на малых высотах и малых М,

Рст.<Рпор. и М<Мпор. - полет на больших высотах и малых М.

Для каждого из этих пространственных положений самолета выбираются с учетом траектории возврата самолета на аэродром фиксированные значения высотно-скоростных параметров и время, за которое их необходимо изменить от значений в момент отказа до выбранных значений. Данные сигналы статического давления, динамического скоростного напора, числа Маха и времени поступают с выходов логического устройства 11 соответственно на четвертый, пятый, шестой и седьмой входы интегрирующего устройства 12.

Таким образом, в интегрирующем устройстве 12 по каждому параметру осуществляют изменение его значений от величин, поступающих на первые три входа, до величин, поступающих соответственно на четвертый, пятый и шестой входы, за время, пропорциональное сигналу, поступающему на седьмой вход данного устройства. Сигналы статического давления, динамического скоростного напора и числа Маха с выходов интегрирующего устройства 12 подают соответственно на четвертый, пятый и шестой входы вычислителя 4 резервного контура управления, осуществляя изменение передаточных чисел по сигналам управления «безударно», обеспечивая требования к характеристикам устойчивости и управляемости.

Как показали результаты моделирования комплексной системы управления КСУ-941, при использовании данной системы автоматического управления высокоманевренным самолетом представляется возможность при отказе информационной системы «безударно» (без динамических ошибок по сигналам перегрузки и угловой скорости) перейти на резервный контур управления и обеспечить приемлемые характеристики устойчивости и управляемости в системе и, тем самым, повысить безопасность полета. Из вышеизложенного следует, что предлагаемая система реализуема и применима, в частности, для высокоманевренного самолета типа МИГ-29 КУБ.

Системаавтоматическогоуправленияполетомвысокоманевренногосамолета,содержащаяинформационнуюсистему,интегральныйблокдатчиков,вычислительосновногоконтурауправления,вычислительрезервногоконтурауправления,последовательносоединенныекоммутатор,приводиаэродинамическийруль,причемвыходинформационнойсистемыпосигналупризнакаисправностиподключенкуправляющемувходукоммутатора,выходыинформационнойсистемыпосигналамстатическогодавления,динамическогоскоростногонапораичислаМахаподключенысоответственнокпервому,второмуитретьемувходамвычислителяосновногоконтурауправления,выходыинтегральногоблокадатчиковпосигналамнормальнойперегрузки,угловойскороститангажаидатчикаположенияручкиподключенысоответственнокчетвертому,пятомуишестомувходамвычислителяосновногоконтурауправленияикпервому,второмуитретьемувходамвычислителярезервногоконтурауправления,авыходывычислителейподключенысоответственнокнормальнозамкнутомуикнормальноразомкнутомуконтактамкоммутатора,отличающаясятем,чтовнеедополнительновведенызапоминающееустройство,двапороговыхустройства,логическоеустройствоиинтегрирующееустройство,причемпервый,второй,третийичетвертыйвходызапоминающегоустройствасоединенысоответственносвыходамиинформационнойсистемыпосигналампризнакаисправности,статическогодавления,динамическогоскоростногонапораичислаМаха,выходзапоминающегоустройствапосигналустатическогодавленияподключенквходупервогопороговогоустройстваикпервомувходуинтегрирующегоустройства,выходпосигналудинамическогоскоростногонапораподключенквторомувходуинтегрирующегоустройства,выходпосигналучислаМахаподключенквходувторогопороговогоустройстваиктретьемувходуинтегрирующегоустройства,выходыпороговыхустройствподключеныксоответствующимвходамлогическогоустройства,выходыкоторогопосигналамвыбранныхзначенийстатическогодавления,динамическогоскоростногонапора,числаМахаивремениихизмененияподключенысоответственнокчетвертому,пятому,шестомуиседьмомувходаминтегрирующегоустройства,выходыинтегрирующегоустройствапосигналамстатическогодавления,динамическогоскоростногонапораичислаМахаподключеныксоответствующимвходамвычислителярезервногоконтурауправления.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
01.03.2019
№219.016.cbd9

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим требуемые характеристики продольной устойчивости и управляемости при пилотировании самолета на предельных углах атаки и перегрузках. Система содержит блок 1 датчиков, автомат 2...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387578
Дата охранного документа: 27.04.2010
01.03.2019
№219.016.cc14

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способу автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего статический автомат продольного управления с ограничителем предельных углов атаки (перегрузок). Для формирования сигнала допустимого угла атаки в диапазоне его предельных значений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002385823
Дата охранного документа: 10.04.2010
01.03.2019
№219.016.cca5

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета. Динамически ограничивают составляющую сигнала управления приводом аэродинамического руля, сформированную на основе сигнала с датчика положения ручки управления и сигнала с интегрального блока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372250
Дата охранного документа: 10.11.2009
01.03.2019
№219.016.cd59

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, обеспечивающим характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета. Данная система содержит ручку (1) управления летчика с датчиком (2) положения ручки управления, последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369524
Дата охранного документа: 10.10.2009
20.03.2019
№219.016.e67b

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к области автоматического управления пространственным маневрированием самолета. Способ предусматривает при отказе информационной системы переключение с основного контура управления на резервный контур управления. В резервном контуре управления запоминают текущие значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339540
Дата охранного документа: 27.11.2008
29.04.2019
№219.017.4117

Система автоматического управления полетом самолета

Изобретение относится к авиационному пилотажному оборудованию с процессорными управляющими комплектами. Система содержит дублированный цифровой вычислитель, рулевые машины, включенные параллельно в систему ручного управления рулем высоты, элеронами и рулем направления, исполнительный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312793
Дата охранного документа: 20.12.2007
18.05.2019
№219.017.56fe

Система автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к системам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Данная система содержит последовательно соединенные ручку 1 управления, датчик 2 положения ручки управления, вычислитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380279
Дата охранного документа: 27.01.2010
18.05.2019
№219.017.57b9

Способ автоматического управления полетом высокоманевренного самолета

Изобретение относится к способам автоматического управления полетом высокоманевренного самолета, использующего в продольном канале статический автомат продольного управления. Для обеспечения устойчивости самолета по скорости помимо составляющей сигнала управления, сформированной в вычислителе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373111
Дата охранного документа: 20.11.2009
29.06.2019
№219.017.9b31

Способ измерения угловых положений летательного аппарата

Изобретение относится к технике косвенных измерений угловых положений летательных аппаратов (ЛА). Способ основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы (СНС), измеряющего составляющие скорости ЛА на север, восток и по высоте, и от трехкоординатных датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256154
Дата охранного документа: 10.07.2005
Показаны записи 1-10 из 19.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
25.08.2017
№217.015.ad8f

Способ автоматического управления избыточностью неоднородной вычислительной системы и устройство для его реализации

Изобретение относится к области вычислительной и контрольно-измерительной техники и может использоваться в системах цифровой обработки информации и управления технических объектов, обладающих избыточными аппаратными и программными средствами, разрабатываемыми и/или производимыми с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612569
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.c202

Способ управления полетом летательного аппарата

Изобретение относится к способу управления полетом летательного аппарата (ЛА). Для управления полетом ЛА выполняют вычислительные операции с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617869
Дата охранного документа: 28.04.2017
25.08.2017
№217.015.c855

Устройство формирования пространственной информации

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, на которых в составе пилотажно-навигационного комплекса установлены многофункциональные индикаторы (МФК) отображения навигационной, пилотажной информации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619049
Дата охранного документа: 11.05.2017
19.01.2018
№218.015.ff45

Способ формирования отказоустойчивой комплексной системы управления (ксу) и отказоустойчивая ксу

Изобретение относится к бортовым вычислительным системам и может быть использовано для построения высоконадежных отказоустойчивых комплексных систем управления (КСУ) полетом летательных аппаратов (ЛА). Техническим результатом является повышение живучести, надежности и отказобезопасности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629454
Дата охранного документа: 29.08.2017
19.01.2018
№218.016.0235

Многофункциональный одноместный самолет с комплексной системой управления

Самолет содержит фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовую установку, комплексную систему управления. Комплексная система управления содержит вычислительный блок, приводы рулевых поверхностей и поворотных сопел силовой установки, датчики движения самолета, внутреннюю и внешнюю мультиплексные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630030
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.1982

Система дистанционного управления вертолетом

Система дистанционного управления вертолетом содержит два поста управления с органами управления и датчиками положения ручек управления (ДПР), четыре блока управления приводом (БУП), два интегрированных блока датчиков (ИБД), два блока преобразования сигналов (БПС), блок резервной навигации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636245
Дата охранного документа: 21.11.2017
10.05.2018
№218.016.3830

Способ автоматического управления неоднородной избыточностью комплекса оборудования и устройство для его реализации

Комплекс оборудования состоит из разнородных компонентов, из которых может быть образовано более одной конфигурации, обеспечивающей использование объекта управления по назначению. Каждая конфигурация поддерживается специально предназначенным для этого супервизором конфигурирования. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646769
Дата охранного документа: 07.03.2018
10.05.2018
№218.016.3aff

Способ управления избыточностью бортовой интегрированной вычислительной среды и устройство для его реализации

Все унифицированные по интерфейсам и программному обеспечению вычислители общего назначения, а также специализированные по назначению контроллеры периферийных устройств посредством управляемых сетевых контроллеров/концентраторов подключаются ко всем интерфейсным шинам и могут образовывать любую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647339
Дата охранного документа: 15.03.2018
29.08.2018
№218.016.806d

Архитектура системы отказоустойчивой коммутации информации

Изобретение относится к области систем обработки информации критических функций в бортовых средствах автоматизированного управления процессами авиационных, ракетно-технических, корабельных и других систем. Технический результат заключается в повышении надежности и отказоустойчивости коммутации....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665227
Дата охранного документа: 28.08.2018
+ добавить свой РИД