×
19.04.2019
219.017.2d4b

КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02238222
Дата охранного документа
20.10.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Кресло имеет сиденье, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель с двумя поворотными соплами и устройством изменения величины его результирующей тяги и систему автоматического управления элементами кресла. Оси поворота сопел порохового реактивного двигателя лежат в плоскостях, перпендикулярных векторам тяг, соответствующих среднему поддиапазону масс пилота, и образуют угол А с перпендикуляром к плоскости расположения тяг для среднего поддиапазона масс пилота. При реализации максимальной или минимальной результирующей тяги путем поворота сопел от положения, соответствующего среднему поддиапазону масс, одновременно происходит изменение направления результирующей тяги, исключающей появления значительных крутящих моментов при работе порохового реактивного двигателя. Технический результат - обеспечение приемлемых значений эксцентриситетов результирующей тяги путем изменения угла результирующего вектора тяги, что позволяет уменьшить возмущающие крутящие моменты от тяги двигателя. 7 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата.

Известно катапультное кресло, обеспечивающее спасение экипажа самолета в случае его аварии, содержащее сиденье, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель с двумя поворотными соплами и устройством изменения величины его результирующего вектора тяги и систему автоматического управления элементами кресла (см. описание к патенту РФ №2119878).

Это катапультное кресло рассчитано на применение его пилотами трех весовых поддиапазонов - поддиапазона минимальных масс, поддиапазона средних масс, поддиапазона больших масс. Выбор поддиапазона осуществляется самим пилотом с помощью трехпозиционного переключателя. Изменение тяги двухсоплового двигателя осуществляется за счет изменения угла установки сопел в процессе катапультирования с помощью устройства изменения величины результирующего вектора тяги.

В исходном состоянии сопла двигателя установлены под углом αср. (см. фиг.1), при котором обеспечивается необходимое значение результирующего вектора тяги Rрез.ср. для среднего поддиапазона масс летчиков.

При катапультировании летчика максимального поддиапазона масс устройство изменения величины результирующего вектора тяги уменьшает угол установки сопел до αmin, увеличивая при этом величину результирующей тяги, а при катапультировании летчика минимального поддиапазона масс увеличивает угол установки сопел до αmax, уменьшая при этом величину результирующей тяги.

Угол между вектором результирующей тяги и осью стреляющего механизма β (см. фиг.2) выбирается таким образом, чтобы возмущающий крутящий момент результирующей тяги относительно центра масс системы был минимальным для большинства летчиков.

Однако эллипсы рассеивания центра масс системы “кресло-летчик” различны для среднего, минимального и максимального поддиапазонов масс летчиков.

Недостатком описанного кресла является невозможность изменять угол β направления результирующего вектора тяги двигателя относительно оси стреляющего механизма для уменьшения возмущающего крутящего момента при работе двигателя.

Технической задачей изобретения является обеспечение приемлемых значений эксцентриситетов результирующей тяги двигателя путем изменения угла β результирующего вектора тяги двигателя относительно оси стреляющего механизма для трех поддиапазонов масс летчиков для уменьшения крутящего момента, возникающего при работе порохового реактивного двигателя.

Задача достигается тем, что известное катапультное кресло, содержащее сиденье, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель с двумя поворотными соплами и устройством изменения величины его результирующей тяги и систему автоматического управления элементами кресла, отличается тем, что оси поворота сопел порохового ракетного двигателя OS (см. фиг.3) лежат в плоскостях ПS, перпендикулярных векторам тяг, соответствующих среднему поддиалазону масс пилота, и образуют угол А с перпендикуляром к плоскости расположения тяг для среднего поддиапазона масс пилота так, что при реализации максимальной или минимальной результирующей тяги путем поворота сопел от положения, соответствующего среднему поддиапазону масс пилота соответственно на угол (αсрmin) и (αmaxcp), одновременно происходит изменение направление результирующей тяги на угол βmax и βmin, исключающее появление значительных крутящих моментов, причем величина А при заданных значениях углов положения сопел для среднего, максимального и минимального поддиапазонов масс пилотов определяется потребным значением изменения направления результирующей тяги для максимального и минимального поддиапазона масс.

На фиг.1 показаны положения сопел для среднего, максимального и минимального поддиапазонов масс летчика, положения плоскостей IIS расположения осей поворотных сопел, система координат ОХ2Y2Z2, связанная с положением сопел для среднего поддиапазона масс.

На фиг.2 - расположение вектора результирующей тяги порохового реактивного двигателя для различных поддиапазонов масс; О X1 Y1 Z1 - система координат, связанная с креслом, ось OY1 параллельна оси стреляющего механизма.

На фиг.3 - вид В; L - линия пересечения плоскости расположения оси поворота правого сопла с плоскостью ОХ2Z2.

На фиг.4 изображен вид кресла сбоку.

На фиг.5 - устройство изменения величины результирующей тяги порохового реактивного двигателя.

На фиг.6 - сечение А-А.

На фиг.7 - сечение Б-Б.

Катапультное кресло (см. фиг.4) имеет сиденье 1, заголовник 2 с размещенным в нем спасательным парашютом, систему автоматики 3, переключатель 4, стреляющий механизм 5, пороховой реактивный двигатель 6 с двумя установленными на осях 7 поворотными соплами 8 и устройством изменения величины результирующей тяги.

Устройство изменения величины результирующей тяги порохового реактивного двигателя (см. фиг.5, 6, 7) выполнено из силового цилиндра 9 с двусторонним поршнем 10, имеющим в средней части профилированный паз 11 (в силовом цилиндре перпендикулярно его продольной оси установлен шток 12 с закрепленным на нем и расположенным в профилированном пазу пальцем 13), двух двуплечих рычагов 14, одни концы плеч которых соединены со штоком посредством пальца, а другие посредством регулируемых тяг 15 - с поворотными соплами порохового реактивного двигателя, двух электрически связанных с системой автоматического управления элементами кресла электропиропатронов 16, рабочие полости которых соединены с рабочими полостями силового цилиндра.

Заявляемое катапультное кресло рассчитано на три весовые категории пилотов и работает следующим образом.

При посадке в кресло пилот устанавливает переключатель 4 в одно из трех положений в зависимости от своей массы.

Рассмотрим вариант, когда переключатель установлен в среднем положении из расчета на поддиапазон средних масс пилотов.

В случае аварийной ситуации, т.е. при подаче пилотом команды на катапультирование, срабатывает пирозаряд стреляющего механизма 5, и давление газа из рабочей полости пирозаряда поступает в полость стреляющего механизма 5. При этом, поскольку переключатель 4 установлен в положение поддиапазона средних масс пилотов, команда от переключателя в систему автоматического управления элементами кресла на изменение режима работы порохового реактивного двигателя 6 не поступает и электропиропатроны 16 не срабатывают.

Затем, после срабатывания стреляющего механизма, включается пороховой реактивный двигатель 6, и газ, выходя из его рабочей полости через сопла 8, обеспечивает увеличение скорости отброса кресла от аварийного летательного аппарата.

Если переключатель 4 установить в положение, соответствующее максимальному весу пилота (поддиапазон максимальных масс пилотов), то это будет соответствовать максимальной величине нагрузки, действующей на кресло при катапультировании, и кресло работает следующим образом.

При подаче команды на включение стреляющего механизма срабатывает первый электропиропатрон 16 устройства изменения величины результирующей тяги порохового реактивного двигателя (см. фиг.6) и давление его газа, поступая в правую рабочую полость цилиндра 9, перемещает поршень 10 в крайнее положение, при этом палец 13, скользя по пазу 11, переводит шток 12 в верхнее положение. Поднимаясь, шток 12 посредством рычагов 14 и тяг 15 поворачивает сопла на угол (αсрmin), что увеличивает до максимальной величины результирующую тягу порохового реактивного двигателя. В этом случае за счет того, что оси сопел расположены под углом А к нормали к плоскости средних тяг, при уменьшении угла αср на αmin происходит одновременное изменение направления вектора результирующей тяги вниз на угол βmax, что уменьшает крутящий момент от тяги двигателя при его максимальной тяге.

При установке переключателя 4 в положение, соответствующее минимальному весу пилота (поддиапазон минимальных масс пилотов), величина нагрузки, действующая на кресло, при катапультировании будет минимальной, и кресло будет работать следующим образом.

Команда на катапультирование вызывает срабатывание левого электропиропатрона 16 (см. фиг.6) и давление его газа, поступая в левую рабочую полость цилиндра 9, перемещает поршень 10 в крайнее правое положение, при этом палец 13, скользя по пазу 11, переводит шток 12 в нижнее положение. Опускаясь, шток 12 посредством рычагов 14 и тяг 15 раздвигает сопла на угол αmaxср, что уменьшает до минимума величину результирующей тяги порохового двигателя 6.

В этом случае направление вектора тяги поворачивается вверх на угол βmin, что уменьшает крутящий момент при минимальной массе.

Предлагаемое техническое решение позволяет решить поставленную задачу, т.е. уменьшить возмущающие крутящие моменты от тяги двигателя.

Катапультноекресло,содержащеесиденье,заголовниксразмещеннымвнемспасательнымпарашютом,стреляющиймеханизм,пороховойреактивныйдвигательсдвумяповоротнымисопламииустройствомизменениявеличиныегорезультирующейтягиисистемуавтоматическогоуправленияэлементамикресла,отличающеесятем,чтоосиповоротасопелпороховогореактивногодвигателялежатвплоскостях,перпендикулярныхвекторамтяг,соответствующихсреднемуподдиапазонумасспилота,иобразуютуголАсперпендикуляромкплоскостирасположениятягдлясреднегоподдиапазонамасстак,чтоприреализациимаксимальнойилиминимальнойрезультирующейтягипутемповоротасопелотположения,соответствующегосреднемуподдиапазонумасс,одновременнопроисходитизменениенаправлениярезультирующейтяги,исключающейпоявлениезначительныхкрутящихмоментов,причемвеличинауглаАпризаданныхзначенияхугловположениясопелдлясреднего,максимальногоиминимальногоподдиапазоновмасспилотовопределяетсяпотребнымзначениемизменениянаправлениярезультирующейтягидлямаксимальногоиминимальногоподдиапазоновмасс.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
19.04.2019
№219.017.2ba9

Спасательный парашют катапультного кресла

Изобретение относится к парашютам, применяемым в составе катапультного кресла. Парашют содержит купол, стропы, свободные концы с узлами крепления их к подвесной системе, устройство для снижения скорости приземления, закрепленное на свободных концах. Устройство для снижения скорости приземления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275313
Дата охранного документа: 27.04.2006
19.04.2019
№219.017.2bd8

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266239
Дата охранного документа: 20.12.2005
19.04.2019
№219.017.2c1f

Устройство парного катапультирования

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам. Способ парного катапультирования осуществляется за счет системы обеспечения заданной последовательности катапультирования, состоящей из установленных на одном из кресел трех пиромеханизмов, один из которых через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286288
Дата охранного документа: 27.10.2006
19.04.2019
№219.017.2c2d

Способ выработки команды на ввод парашюта катапультного кресла

Группа изобретений относится к авиационной технике, в частности к технике управления катапультным креслом (КК), и предназначено для выработки команд на включение в определенной последовательности систем КК, в том числе и парашюта спасения, при покидании летчиком самолета в аварийных ситуациях....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280592
Дата охранного документа: 27.07.2006
19.04.2019
№219.017.2c62

Безбалонная кислородная система самолета

Изобретение относится к системам жизнеобеспечения экипажей высотных летательных аппаратов или к кислородным системам. Безбалонная кислородная система самолета, оборудованного гермокабиной с катапультируемыми креслами для членов экипажа и высотно-компенсирующими костюмами, содержит бортовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287455
Дата охранного документа: 20.11.2006
19.04.2019
№219.017.2c6e

Устройство регулировки сиденья летчика

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. Регулируемое сиденье летчика содержит каркас сиденья, закрепленный на самолете, бобышки, приводное устройство регулировки сиденья с ходовым винтом. На перемещаемом сиденьи слева и справа в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247061
Дата охранного документа: 27.02.2005
19.04.2019
№219.017.2d01

Сиденье летчика с узлами крепления к самолету

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. Сиденье летчика с узлами крепления к самолету содержит шарнирно установленную на сиденье отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки. Указанный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255870
Дата охранного документа: 10.07.2005
19.04.2019
№219.017.2d3c

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236990
Дата охранного документа: 27.09.2004
19.04.2019
№219.017.2d48

Амортизатор-подъемник регулируемый

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок. Сущность изобретения заключается в том, что амортизатор-подъемник регулируемый содержит направляющую с кольцевым поршнем, цилиндр с закрепленным на его верхнем торце замком, а на нижнем торце обойму с шариками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233393
Дата охранного документа: 27.07.2004
19.04.2019
№219.017.2d4d

Амортизатор

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для гашения энергии движущихся тел. Амортизатор содержит шток, сепаратор с отверстиями и размещенные в них шарики, взаимодействующие с деформируемым элементом, выполненным в виде трубы. Шарики размещены в отверстиях сепаратора с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238453
Дата охранного документа: 20.10.2004
Показаны записи 1-10 из 11.
11.03.2019
№219.016.de28

Система управления катапультируемым креслом спасения экипажа

Изобретение относится к области оборудования авиационных катапультируемых кресел. В систему управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащую блок датчиков параметров состояния, блок управления, контур стабилизации катапультируемого кресла, дополнительно введен контур компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02149804
Дата охранного документа: 27.05.2000
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000071785
Дата охранного документа: 31.03.1948
19.04.2019
№219.017.2bd8

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266239
Дата охранного документа: 20.12.2005
19.04.2019
№219.017.2c6e

Устройство регулировки сиденья летчика

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. Регулируемое сиденье летчика содержит каркас сиденья, закрепленный на самолете, бобышки, приводное устройство регулировки сиденья с ходовым винтом. На перемещаемом сиденьи слева и справа в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247061
Дата охранного документа: 27.02.2005
19.04.2019
№219.017.2d01

Сиденье летчика с узлами крепления к самолету

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. Сиденье летчика с узлами крепления к самолету содержит шарнирно установленную на сиденье отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки. Указанный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255870
Дата охранного документа: 10.07.2005
19.04.2019
№219.017.2d3c

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236990
Дата охранного документа: 27.09.2004
19.04.2019
№219.017.34db

Амортизационное кресло

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке. Амортизационное кресло, содержащее сиденье со спинкой, привязную систему, механизм регулировки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02198827
Дата охранного документа: 20.02.2003
09.06.2019
№219.017.76cf

Вакцинная композиция для профилактики и лечения туберкулезной инфекции и генетические конструкции для получения действующих компонентов этой композиции

Изобретение относится к области медицины и иммунологии. Предложена вакцинная композиция для профилактики и лечения туберкулезной инфекции. Композиция содержит смесь гибридного рекомбинантного белка ESAT-HSP70 M.tuberculosis и белка HSP65 М.tuberculosis и инертный носитель. Кроме того,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002262351
Дата охранного документа: 20.10.2005
09.06.2019
№219.017.789f

Композиция рекомбинантных белков, способ получения такой композиции, фармацевтический набор реагентов для иммунотерапии и профилактической вакцинации опухолевых заболеваний аногенитальной сферы, способ иммунотерапии и профилактической вакцинации на его основе

Изобретение относится к области медицины и касается композиции рекомбинантных белков, способа получения композиции, фармацевтического набора реагентов для иммунотерапии и профилактической вакцинации опухолевых заболеваний аногенитальной сферы и способа иммунотерапии и профилактической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002229307
Дата охранного документа: 27.05.2004
09.06.2019
№219.017.8065

Фармацевтическая композиция для профилактики и лечения дисплазий и рака шейки матки и папилломатоза гортани, а также способ профилактики и лечения этих заболеваний на ее основе

Изобретение относится к области медицины и фармакологии и касается фармацевтической композиции для профилактики и лечения опухолей, ассоциированных с вирусами папилломы человека, а именно дисплазии и рака шейки матки и папилломатоза гортани. Изобретение заключается в том, что предлагается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002196568
Дата охранного документа: 20.01.2003
+ добавить свой РИД