×
19.04.2019
219.017.2c2d

СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОМАНДЫ НА ВВОД ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002280592
Дата охранного документа
27.07.2006
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к авиационной технике, в частности к технике управления катапультным креслом (КК), и предназначено для выработки команд на включение в определенной последовательности систем КК, в том числе и парашюта спасения, при покидании летчиком самолета в аварийных ситуациях. Для случаев, когда отсутствует информационная связь КК с бортом самолета, команду на ввод парашюта предлагается вырабатывать не по времени, а используя данные о перегрузке торможения КК, полученные с помощью датчика перегрузки, установленного на КК. В одном из вариантов способа команда на ввод парашюта вырабатывается на основании сравнения реальной перегрузки торможения с одним из шести возможных допустимых значений, которые зависят от высоты, определяемой с помощью двух барореле, настроенных на высоту 2 и 6 км, и от поддиапазона массы летчика в снаряжении, задаваемого перед полетом летчиком с помощью трехпозиционного тумблера, установленного на КК. В другом варианте способа команда на ввод парашюта вырабатывается на основании анализа изменения перегрузки торможения КК на ряде временных интервалов и аналитического определения скорости движения КК. Когда эта скорость оказывается меньше или равна допустимой скорости ввода спасательного парашюта, подается команда на его ввод с временным запаздыванием, кратным временному интервалу определения скорости движения кресла. Группа изобретений обеспечивает уменьшение минимально безопасной высоты катапультирования в условиях отсутствия информационных сигналов с борта самолета о режимах полета. 2 н.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета.

Известен способ управления режимом работы катапультного кресла К-36Д-3,5 (см. Руководство по технической эксплуатации 903-9200-1000.0-02РЭ-ЛУ, Издание ОАО "НИИ Звезда" 1999 г., и заявка №97112580/28 (013156) от 22.07.1997 г.), в котором информация, получаемая с борта самолета о скорости и высоте полета, вертикальной скорости снижения, вертикальной перегрузке, угле и угловой скорости крена и факте обжатия шасси самолета в момент катапультирования, используется для изменения функциональной конфигурации кресла. При этом команда на ввод парашюта спасения летчика вырабатывается с использованием бортовых данных о режиме полета и датчиков ускорения торможения катапультного кресла, размещаемых на кресле.

При отсутствии на борту электропитания или выхода из строя по различным причинам информационных систем самолета реализуется строго определенная функциональная схема кресла. При этом команда на ввод парашюта спасения летчика вырабатывается через строго определенное время с помощью электронного таймера, запускаемого в момент отделения кресла от самолета. Это время обеспечивает торможение кресла до допустимой скорости и, соответственно, безопасный ввод парашюта при самом неблагоприятном сочетании параметров - максимально возможной массе летчика, максимально допустимой для ввода парашюта высоте полета, "горячей" атмосфере, максимально возможной скорости полета самолета и угле пикирования самолета минус 90°. Если реальные условия полета, состояние атмосферы и массовые характеристики летчика отличаются от предельных значений, то ввод парашюта в этих случаях осуществляется с чрезмерной задержкой. В силу этого неоправданно увеличивается минимально безопасная высота катапультирования.

Наиболее близким техническим решением задачи по выработке команды на ввод парашюта при отсутствии информации с борта о режиме полета самолета и наличии на кресле датчиков ускорения является способ использования значения перегрузки торможения кресла n. Перегрузка торможения кресла в момент, когда скорость становится допустимой для ввода парашюта спасения [V]n.c., определяется соотношением:

где CxS - коэффициент аэродинамического сопротивления кресла;

ρ - плотность атмосферы;

m - масса катапультного кресла с летчиком;

g - ускорение свободного падения.

Одной и той же скорости катапультного кресла, допустимой для ввода парашюта [V]п.c., но различной массе летчика, высоте катапультирования и состоянии атмосферы, определяющих величину плотности атмосферы ρ, коэффициента аэродинамического сопротивления CxS, зависящего от антропометрических размеров летчика в снаряжении, соответствуют различные значения перегрузки торможения, отличающиеся более чем в 2 раза.

Поэтому, если в качестве определяющего значения перегрузки торможения в момент ввода парашюта выбрать значение, реализующееся при максимальной катапультной массе, на максимально разрешенной для ввода парашюта высоте, в условиях "горячей" атмосферы, то в других условиях, в частности, при малой массе, при катапультировании у земли в условиях "холодной" атмосферы, скорость катапультного кресла в момент реализации этого значения перегрузки будет существенно меньше допустимой [V]п.c., парашют будет вводиться с чрезмерной задержкой, из-за чего для этого случая величина минимально безопасной высоты будет неоправданно завышена.

Именно поэтому метод выработки управляющей команды на ввод парашюта спасения при отсутствии информационной связи с бортом непосредственно по величине перегрузки, определенной для крайних значений определяющих параметров - максимальной катапультной массы, максимально разрешенной высоты ввода парашюта и "горячей" атмосферы, практически мало отличается от метода с постоянной задержкой.

Технической задачей изобретения является в случае отсутствия информационных сигналов с борта самолета о режимах полета самолета, а также при состоянии атмосферы и массовых характеристиках летчика, отличных от предельных, обеспечение уменьшения минимально безопасной высоты катапультирования с использованием датчиков ускорений, расположенных в катапультном кресле и измеряющих перегрузку его торможения по времени.

Для этого предлагается использовать два взаимодублирующих способа выработки управляющей на ввод парашюта:

1. По величине перегрузки торможения, допустимая величина которой [n] задается

- в зависимости от высоты катапультирования, определяемой с помощью двух барореле, имеющих настройку на высоту Н=2 км и Н=6 км;

- в зависимости от катапультируемой массы, поддиапазон которой устанавливается на катапультном кресле с помощью трехпозиционного тумблера (поддиапазоны малой, средней и большой массы - ПМ, ПС и ПБ соответственно).

Поэтому измеренные значения перегрузки n могут сравниваться с шестью допустимыми значениями [n], задаваемыми в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1
Высота катапультированияЗначения [n]
Поддиапазон массы
ПМПСПБ
Н≤ 2км[n][n]2c[n]
2 км<Н≤6 км[n][n]6c[n]

И при

вырабатывается команда на ввод парашюта.

2. По величине скорости движения КК, определяемой на основании полученной с помощью датчика перегрузки информации о величине перегрузки торможения и изменении этой перегрузки по времени, при этом никакая другая информация не используется.

Изменение скорости V катапультного кресла по времени τ при V>[V]п.c. после окончания работы ракетного двигателя кресла с достаточной степенью точности описывается следующим дифференциальным уравнением:

где m - суммарная катапультируемая масса;

CxS - коэффициент аэродинамического сопротивления;

ρ - плотность атмосферы.

Параметры CxS, ρ и m являются неопределенными, при этом параметр m является постоянным, но неизвестным, а параметры CxS и ρ являются переменными по времени и тоже неизвестными. Однако, в течение небольшого времени порядка Т=0,1-0,15с параметры CxS и ρ можно тоже считать хотя и неизвестными, но постоянными.

Тогда решение указанного дифференциального уравнения имеет вид:

где Vo - начальная скорость кресла;

V - текущая скорость кресла;

nо - перегрузка торможения кресла в начальный момент рассматриваемого временного интервала.

С другой стороны, значение V может быть определено следующим образом:

где n - текущее измеренное значение перегрузки торможения кресла. Подставляя (5) в (4), окончательно получаем:

Анализируя в процессе движения катапультного кресла в свободном полете изменение измеренного значения перегрузки торможения на последовательном ряде временных интервалов Т, с использованием соотношения (6) определяется скорость движения кресла на начальный момент каждого временного интервала. И в том случае, когда эта скорость оказывается меньше или равна [V]п.c., вырабатывается с временным запаздыванием, равным Т, команда на ввод парашюта спасения.

Предложенный способ может быть реализован следующим образом.

В аварийной ситуации, после поступления команды на катапультирование, включается система автоматики катапультного кресла и вырабатываются управляющие команды на срабатывание систем кресла. При этом команда на ввод парашюта спасения вырабатывается по двум независимым линиям - по основной линии с использованием бортовой информации о режиме полета самолета и информации от кресельных датчиков ускорения и по двум взаимно дублирующим линиям с использованием данных только от кресельных датчиков ускорения в соответствии с соотношениями (2) и (6).

При отсутствии информации с борта о режиме полета самолета в момент катапультирования вырабатываются только дублирующие команды.

Данный способ реализуется известной конструкцией катапультного кресла, содержащей сиденье, заголовник со стабилизирующими штангами и размещенным в нем спасательным парашютом, систему автоматического управления креслом и автономный источник питания, в систему автоматического управления которым дополнительно введено второе барореле, настроенное на высоту 2 км, а трехпозиционный тумблер, с помощью которого на КК задается масса пилота в снаряжении, связан с электронным вычислителем КК, реализующим вышеописанный алгоритм выработки управляющей команды на ввод парашюта.

Пример осуществления способа при следующем режиме катапультирования:

скорость самолета Vo=1244 км/час

(индикаторная скорость Vi=1100 км/час);

высота барометрическая Н=1,5 км;

атмосфера "горячая";

масса пилота соответствует поддиапазону средних масс.

На чертеже приведено расчетное изменение перегрузки орможения кресла n по времени, там же указаны моменты выработки управляющей команды на ввод парашюта спасения по основной линии (момент времени τ1), а также моменты выработки управляющих команд, которые были бы реализованы при использовании постоянной временной задержки τ4 и предлагаемого способа с использованием допустимого значения перегрузки (момент времени τ3) и определения скорости КК (момент времени τ2), τ=0 соответствует моменту отделения КК от самолета.

314500000009.tiftifdrawing59гдеn-значениеперегрузкивначалекаждоговременногоинтервала,g-ускорениесвободногопадения,ивслучае,когдаскоростьVменьшеилиравнадопустимойскоростивводаспасательногопарашюта,подаюткомандунаеговводсвременнымзапаздыванием,кратнымвременномуинтервалуопределенияскоростидвижениякресла,причемвеличинуТвременногоинтервалаустанавливаютравной0,1-0,15с.1.Способвыработкикомандынавводпарашютакатапультногокресла(КК)приотсутствииинформационнойсвязикатапультногокресласбортом,заключающийсявизмеренииперегрузкиторможенияККповремениипоследующейподачепродублированнойкомандынавводспасательногопарашюта,отличающийсятем,чтоизмеренноезначениеперегрузкиторможенияККnсравниваютсоднимизшестивозможныхдопустимыхзначений[n],которыезависятотвысоты,накоторойпроизошлокатапультирование,определяемойспомощьюдвухбарореле,настроенныхнавысоту2и6км,иотподдиапазонамассылетчикавснаряжении,задаваемогопередполетомлетчикомввидеподдиапазоновмалой,среднейибольшоймассспомощьютрехпозиционноготумблера,установленногонаКК,ипривыполненииусловияn<[n]вырабатываюткомандунавводспасательногопарашюта.12.Способвыработкикомандынавводпарашютакатапультногокресла(КК)приотсутствииинформационнойсвязиККсбортом,заключающийсявизмеренииперегрузкиторможенияККповремениипоследующейподачепродублированнойкомандынавводспасательногопарашюта,отличающийсятем,чтонарядевременныхинтерваловТпоизменениютекущегозначенияизмереннойперегрузкиторможенияККповремениопределяютскоростьVдвиженияККнаначальныймоменткаждоговременногоинтервалаТповыражению2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
19.04.2019
№219.017.2ba9

Спасательный парашют катапультного кресла

Изобретение относится к парашютам, применяемым в составе катапультного кресла. Парашют содержит купол, стропы, свободные концы с узлами крепления их к подвесной системе, устройство для снижения скорости приземления, закрепленное на свободных концах. Устройство для снижения скорости приземления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275313
Дата охранного документа: 27.04.2006
19.04.2019
№219.017.2bd8

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266239
Дата охранного документа: 20.12.2005
19.04.2019
№219.017.2c1f

Устройство парного катапультирования

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к катапультным системам. Способ парного катапультирования осуществляется за счет системы обеспечения заданной последовательности катапультирования, состоящей из установленных на одном из кресел трех пиромеханизмов, один из которых через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286288
Дата охранного документа: 27.10.2006
19.04.2019
№219.017.2c62

Безбалонная кислородная система самолета

Изобретение относится к системам жизнеобеспечения экипажей высотных летательных аппаратов или к кислородным системам. Безбалонная кислородная система самолета, оборудованного гермокабиной с катапультируемыми креслами для членов экипажа и высотно-компенсирующими костюмами, содержит бортовую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287455
Дата охранного документа: 20.11.2006
19.04.2019
№219.017.2c6e

Устройство регулировки сиденья летчика

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. Регулируемое сиденье летчика содержит каркас сиденья, закрепленный на самолете, бобышки, приводное устройство регулировки сиденья с ходовым винтом. На перемещаемом сиденьи слева и справа в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247061
Дата охранного документа: 27.02.2005
19.04.2019
№219.017.2d01

Сиденье летчика с узлами крепления к самолету

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. Сиденье летчика с узлами крепления к самолету содержит шарнирно установленную на сиденье отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки. Указанный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255870
Дата охранного документа: 10.07.2005
19.04.2019
№219.017.2d3c

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236990
Дата охранного документа: 27.09.2004
19.04.2019
№219.017.2d48

Амортизатор-подъемник регулируемый

Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок. Сущность изобретения заключается в том, что амортизатор-подъемник регулируемый содержит направляющую с кольцевым поршнем, цилиндр с закрепленным на его верхнем торце замком, а на нижнем торце обойму с шариками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233393
Дата охранного документа: 27.07.2004
19.04.2019
№219.017.2d4b

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Кресло имеет сиденье, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель с двумя поворотными соплами и устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238222
Дата охранного документа: 20.10.2004
19.04.2019
№219.017.2d4d

Амортизатор

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для гашения энергии движущихся тел. Амортизатор содержит шток, сепаратор с отверстиями и размещенные в них шарики, взаимодействующие с деформируемым элементом, выполненным в виде трубы. Шарики размещены в отверстиях сепаратора с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238453
Дата охранного документа: 20.10.2004
Показаны записи 1-10 из 37.
27.02.2013
№216.012.2990

Способ формирования межкишечного резервуарного анастомоза

Изобретение относится к хирургии и может быть применимо для формирования межкишечного резервуарного анастомоза после гастрэктомии. Проводят сшивание отводящего и приводящего колен тощей кишки на протяжении 5-7 см. В отводящем колене тощей кишки формируют пищеводно-кишечный анастомоз непрерывным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476167
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.07.2013
№216.012.5479

Секция теплоизолированной колонны

Изобретение относится к добыче нефти и газа и может быть использовано при строительстве колонн для нагнетания теплоносителя в пласт при добыче тяжелой нефти. Секция содержит внутреннюю трубу, выполненную с усилениями на концах, расположенные на ней центраторы, изоляцию и газопоглотители. Также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487228
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.10.2013
№216.012.79f1

Способ получения этанола 95% из пищевого сырья, установка для получения этанола 95% и колонна окончательной очистки этанола

Группа изобретений относится к получению этанола. Согласно способу вторичные потоки спиртосодержащих жидкостей подвергают разгонке и ректификации в дополнительной ректификационной колонне, окончательную очистку этанола с обеих ректификационных колонн осуществляют с использованием режима...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496879
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8978

Способ изготовления секции теплоизолированной колонны

Изобретение относится к добыче нефти и может быть использовано при изготовлении колонн для нагнетания теплоносителя в нефтяной пласт. Способ включает коаксиальное размещение внутренней трубы с изоляцией, газопоглотителями и центраторами в наружной трубе. Наружная труба снабжена герметичным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500874
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.8fb0

Способ удаления злокачественной опухоли левого надпочечника

Способ относится к медицине, а именно к онкохирургии. Из срединного лапаротомного доступа рассекают брюшину от левого бокового канала и от уровня левой наружной подвздошной артерии с пересечением ободочно-диафрагмальной и селезеночно-диафрагмальной связок. Выделенный комплекс мобилизуют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502477
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.01.2014
№216.012.9aeb

Способ изготовления горячекатаных бесшовных труб

Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу изготовления горячекатаных бесшовных труб с использованием материалов, предназначенных для обработки внутренней поверхности гильз. Способ включает обработку внутренней поверхности гильзы путем вдувания смазочного материала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505365
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.06.2014
№216.012.d4e8

Трубное резьбовое соединение и способ его выполнения

Изобретение относится к трубному резьбовому соединению с покрытием и может быть использовано для защиты резьб резьбовых элементов, применяемых для соединения труб при добыче и транспортировании углеводородов. Трубное резьбовое соединение состоит из элементов с наружной и внутренней резьбой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520275
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d8eb

Приспособление для переноски скатки пожарного рукава

Изобретение относится к противопожарной технике и предназначено для повышения мобильности, эффективности и удобства в работе по прокладке рукавных линий в условиях пожара, а также повышения мер безопасности работников пожарной охраны. Приспособление для переноски скатки пожарного рукава...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521309
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.08.2014
№216.012.e6ee

Устройство для переноски напорных пожарных рукавов и прокладки рукавных линий

Изобретение относится к области пожарного оборудования. Устройство для переноски рукавов пожарных напорных и прокладки рукавных линий состоит из вертикально подвешиваемой на плече с помощью ремня продолговатой рамки, на нижней перекладине которой имеется свободно вращающаяся втулка, на которую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524911
Дата охранного документа: 10.08.2014
+ добавить свой РИД