×
11.03.2019
219.016.de28

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАТАПУЛЬТИРУЕМЫМ КРЕСЛОМ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области оборудования авиационных катапультируемых кресел. В систему управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащую блок датчиков параметров состояния, блок управления, контур стабилизации катапультируемого кресла, дополнительно введен контур компенсации ветровых возмущений в составе датчика составляющих скорости ветра, блока формирования сигнала компенсации, блока подключения сигналов компенсации. Предложенное техническое решение эффективно на начальном этапе катапультирования для быстрого пространственного разведения катапультируемого кресла и носителя. При использовании изобретения повышается безопасность спасения в процессе катапультирования. 2 ил.

Изобретение относится к авиационным катапультируемым креслам, особенно в опасных режимах их применения.

Известны системы управления катапультируемыми креслами, описания которых приведены в сборнике: [1] "Новости зарубежной науки и техники", и серия "Авиационная и ракетная техника", ЦАГИ, N 20, 1986 г., стр. 3 - 21; [2] патент США НКИ 224/122 N 4846421, МПК B 64 D 25/10. В качестве прототипа выбирается система, заявленная в вышеупомянутом патенте [2], структурно содержащая (см. фиг. 1):
блок управления БУ, контур стабилизации катапультируемого кресла КСКК,
блок датчиков параметров состояния БДПС.

По измеренным БДПС параметрам движения катапультируемого кресла с учетом движения носителя в БУ формируется сигнал управления x0, поступающий на первый вход КСКК, на второй вход которого поступает сигнал текущего состояния x•r (здесь r=r(p) - степенной полином оператора дифференцирования p).

Управление и включение органов стабилизации и управления катапультируемого кресла (стабилизирующие и маршевые двигатели, средства механизации), осуществляется по командам, поступающим со второго выхода БУ на третий вход КСКК, имеющего, например, по координате передаточную функцию ([3], Ю.П.Доброленский "Динамика полета в неспокойной атмосфере", Москва, Машиностроение, 1969, стр. 76 - 155):

(здесь r0, r1, r2 - степенные полиномы оператора p, u - составляющая скорости ветра), откуда следует что, например, при
заданная траектория движения во времени возмущена действиями составляющих скорости ветра
которые могут привести к опасной ситуации столкновения катапультируемого кресла и носителя.

Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является компенсация составляющих движения катапультируемого кресла от ветровых возмущений и как следствие этого повышение безопасности спасения членов экипажа в процессе катапультирования кресла.

Обеспечивается технический результат тем, что в систему управления катапультируемым креслом, содержащую последовательно соединенные блок управления и контур стабилизации катапультируемого кресла, а также блок датчиков параметров состояния, выход которого подключен ко входу блока управления и второму входу контура стабилизации катапультируемого кресла, на третий вход которого подключен второй выход блока управления, дополнительно введены последовательно соединенные датчик составляющих скорости ветра, блок формирования сигналов компенсации и блок подключения сигналов компенсации, выход которого подключен к четвертому входу контура стабилизации катапультируемого кресла, а второй вход блока подключения сигнала компенсации соединен со вторым выходом блока управления.

На фиг. 1 представлена блок-схема системы-прототипа, обозначения блоков приведено выше.

На фиг. 2 представлена блок схема предлагаемой системы, содержащей:
1 - блок управления БУ,
2 - контур стабилизации катапультируемого кресла КСКК,
3 - блок датчиков параметров состояния БДПС,
4 - блок формирования сигналов компенсации БФСК,
5 - блок подключения сигналов компенсации БПСК,
6 - датчик составляющих скорости ветра ДССВ.

Система работает следующим образом.

БДПС3 измеряет параметры состояния (например, координаты, составляющие скорости и ускорения движения, углы и угловые скорости эволюций), поступающие на вход БУ1 и на второй вход КСКК2.

Параметры состояния в БДПС3 формируются по данным навигационной системы носителя и(или) датчиков, установленных непосредственно в катапультируемом кресле. Примеры технического выполнения БДПС3 приведены, например, в [1] стр. 9, в книге [3] Помыкаева И.И. и др. "Навигационные приборы и системы", Москва, Машиностроение, 1983 г., стр. 401.

В БУ1 ([1], стр. 8; [2]) по поступившим на вход данным параметров состояния формируется сигнал управления x0, поступающий с первого выхода БУ1 на первый вход КСКСС2, и логические разовые команды ai, которые с второго выхода БУ1 поступают на третий вход КСКК2 и на второй вход БПСК5.

ДССВ6 является датчиком составляющих скорости ветра (см. например, [3], стр. 387), сигналы которых u с выхода ДССВ6 поступают на вход БФСК 4, по техническому исполнению являющегося линейным операционным блоком с передаточной функцией R(p)=R (см., например, книгу [4] Тетельбаума И.М. "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г., стр. 25).

Сформированный в БФСК4 сигнал u•R поступает на первый вход БПСК5.

БСПК5 является стандартным релейным элементом, на выходе которого сигнал y=u•R при ak=a(i=k) и сигнал y=o при ak=o. С выхода БПСК5 сигнал y поступает на четвертый вход КСКК2.

КСКК2 является катапультным креслом с двигательной установкой, включаемой и выключаемой по командам ai, при этом стабилизация осуществляется по углам и угловым скоростям эволюций, и(или) специальных стабилизирующих устройств ([1], стр. 16).

Движение КСКК2 по координате x имеет вид:

где r0, r1, r2 - степенные полиномы оператора дифференцирования p.

На начальной стадии катапультирования, например при перевернутом полете носителя и нисходящем ветровом потоке, когда действие ветра способствует разведению катапультируемогоо кресла и носителя, формируется ak=o, y=o и движение по координате x осуществляется с учетом действия ветра. После разведения катапультируемого кресла и носителя и начальной стадии катапультирования, когда компенсация ветра способствует разведению катапультируемого кресла и носителя (например, при пикирующем полете носителя и нисходящем ветровом потоке) по сигналу ak=a формируется y=u•R, R=r0/r1, тогда при заданном во времени сигнале управления

x= x3(t), т.е. движение катапультируемого кресла осуществляется с точным отслеживаем во времени заданного сигнала управления, соответствующего заданной траектории движения, что свидетельствует о достижении технического результата.

Системауправлениякатапультируемымкресломспасенияэкипажа,содержащаяпоследовательносоединенныеблокуправленияиконтурстабилизациикатапультируемогокресла,атакжеблокдатчиковпараметровсостояния,выходкоторогоподключенквходублокауправленияиквторомувходуконтурастабилизациикатапультируемогокресла,натретийвходкоторогоподключенвторойвыходблокауправления,отличающаясятем,чтовнеедополнительновведеныпоследовательносоединенныедатчиксоставляющихскоростиветра,блокформированиясигналовкомпенсациииблокподключениясигналовкомпенсации,выходкоторогоподключенкчетвертомувходуконтурастабилизациикатапультируемогокресла,авторойвыходблокауправлениясоединенсвторымвходомблокаподключениясигналакомпенсации.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
23.02.2019
№219.016.c7c6

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов предназначена для использования в составе наземных комплексов планирования боевых действий самолетов ударной авиации. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02147141
Дата охранного документа: 27.03.2000
08.03.2019
№219.016.d466

Функциональный преобразователь кода угла в синусно-косинусные напряжения

Устройство относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является повышение глубины контроля и достоверности выдаваемой преобразователем информации. Технический результат достигается за счет того,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002246175
Дата охранного документа: 10.02.2005
08.03.2019
№219.016.d482

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к преобразователям угла поворота вала в код, и может быть использовано в системах обработки данных. Техническим результатом является повышение быстродействия преобразователя. Технический результат достигается за счет того, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254672
Дата охранного документа: 20.06.2005
15.03.2019
№219.016.e01e

Преобразователь угла поворота вала в код

Устройство относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является повышение автономности, глубины контроля и достоверности выдаваемой информации. Устройство содержит синусно-косинусные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265954
Дата охранного документа: 10.12.2005
17.04.2019
№219.017.159b

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Технический результат заключается в повышении надежности и достоверности. Преобразователь угла поворота вала в код содержит синусно-косинусные трансформаторные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210184
Дата охранного документа: 10.08.2003
17.04.2019
№219.017.166d

Функциональный преобразователь кода угла в синусно-косинусные напряжения

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является повышение точности преобразования и расширение функциональных возможностей преобразователя. Устройство содержит два цифроаналоговых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02196383
Дата охранного документа: 10.01.2003
19.04.2019
№219.017.34a4

Способ лазерной сварки тонких проводников

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано в электронике, приборостроении и машиностроении. Свариваемые проводники перемещают в оснастке до касания цилиндрическими поверхностями. Соприкасающиеся цилиндрические поверхности сжимают в радиальном направлении. Пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02164848
Дата охранного документа: 10.04.2001
29.04.2019
№219.017.3fb5

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к преобразователям угла поворота вала в код, и может быть использовано в системах обработки данных. Техническим результатом является повышение точностных характеристик преобразователя. Технический результат достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250561
Дата охранного документа: 20.04.2005
29.04.2019
№219.017.46fd

Система навигации

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их управление и наведение. Предлагаемая система содержит инерциальный датчик скорости и курса, спутниковый датчик скорости, блок алгебраического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168703
Дата охранного документа: 10.06.2001
09.05.2019
№219.017.50fe

Способ термической обработки деталей из стали хвг

Изобретение относится к области металлургии и может быть применено при термической обработке деталей, от которых требуется высокая точность размеров, высокие механические свойства, надежность и долговечность. Технический результат от изобретения - снижение деформации более чем в два раза,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02184156
Дата охранного документа: 27.06.2002
Показаны записи 1-10 из 19.
23.02.2019
№219.016.c7c6

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов

Система планирования и подготовки полетных заданий тактической группы самолетов предназначена для использования в составе наземных комплексов планирования боевых действий самолетов ударной авиации. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и достигается за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02147141
Дата охранного документа: 27.03.2000
08.03.2019
№219.016.d448

Преобразователь угла поворота вала в код

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к преобразователям угла поворота вала в код, и может быть использовано в системах обработки данных. Техническим результатом является повышение быстродействия преобразователя. Технический результат достигается за счет того, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260906
Дата охранного документа: 20.09.2005
15.03.2019
№219.016.e01e

Преобразователь угла поворота вала в код

Устройство относится к области вычислительной техники и может быть использовано в автоматике и информационно-измерительной технике. Техническим результатом является повышение автономности, глубины контроля и достоверности выдаваемой информации. Устройство содержит синусно-косинусные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265954
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.03.2019
№219.016.eece

Комплексная навигационная система

Изобретение относится к технике приборостроения, а именно к навигационным приборам для контроля и управления летательными аппаратами. Технический результат - повышение точности навигационных систем. Для достижения данного результата в систему дополнительно введен блок формирования свободной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260177
Дата охранного документа: 10.09.2005
04.04.2019
№219.016.fbd8

Способ определения деформаций сварных швов при изгибе

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в приборо- и машиностроении. Способ определения деформаций сварных швов при изгибе прецизионных сварных конструкций по базовым размерам между контрольными опечатками на кольцевых образцах заключается в импульсной лазерной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02201586
Дата охранного документа: 27.03.2003
04.04.2019
№219.016.fd27

Авиационный многофункциональный индикатор

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенный индикатор предназначен для отображения экипажу параметров состояния летательного аппарата, окружающей среды и бортового оборудования. В состав устройства входят жидкокристаллический экран, блок управления режимами работы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02181093
Дата охранного документа: 10.04.2002
19.04.2019
№219.017.2bd8

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит кислородную систему с аварийным источником кислорода и механизм ее включения. Аварийный источник кислорода представляет собой, например,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002266239
Дата охранного документа: 20.12.2005
19.04.2019
№219.017.2c6e

Устройство регулировки сиденья летчика

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к устройствам регулировки сидений летчиков. Регулируемое сиденье летчика содержит каркас сиденья, закрепленный на самолете, бобышки, приводное устройство регулировки сиденья с ходовым винтом. На перемещаемом сиденьи слева и справа в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247061
Дата охранного документа: 27.02.2005
19.04.2019
№219.017.2d01

Сиденье летчика с узлами крепления к самолету

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах. Сиденье летчика с узлами крепления к самолету содержит шарнирно установленную на сиденье отклоняемую спинку и механизм управления и фиксации отклоняемой спинки. Указанный механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255870
Дата охранного документа: 10.07.2005
19.04.2019
№219.017.2d3c

Катапультное кресло

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236990
Дата охранного документа: 27.09.2004
+ добавить свой РИД