×
25.08.2017
217.015.b57d

Результат интеллектуальной деятельности: Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002614268
Дата охранного документа
24.03.2017
Аннотация: Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам форсажных камер турбореактивных двухконтурных двигателей, в частности к узлам подачи топлива в форсажную камеру. Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя содержит топливные коллекторы со штуцерами подвода топлива. Топливные коллекторы выполнены за одно целое с корпусом, который посредством элементов крепления соединен с верхней обечайкой диффузора и с креплением верхнего кольцевого стабилизатора пламени. При этом указанный корпус в плоскости поперечного сечения имеет прямоугольную форму, а топливные коллекторы выполнены кольцевыми. Достигается уменьшение потери полного давления в проточной части форсажной камеры, увеличение тяги и уменьшение коксообразования в топливных коллекторах. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройству форсажных камер турбореактивных двухконтурных двигателей, в частности к узлам подачи топлива в форсажную камеру.

Из уровня техники известно устройство для подачи топлива в форсажную камеру по патенту RU 2358139, который выбран в качестве наиболее близкого аналога (прототипа). Устройство содержит топливные коллекторы со штуцерами подвода топлива. Узел подачи топлива выполнен для стабилизатора пламени, который присоединен к обечайке и к корпусу наружного контура. Недостаток устройства заключается в том, что крепление данного узла к наружному корпусу утяжеляет конструкцию в целом и увеличивает потери полного давления в проточной части форсажной камеры. Кроме того, устройство предназначено для подачи топлива только для стабилизатора пламени и не затрагивает вариант отдельного размещения топливных коллекторов с распылителями топлива.

Технический результат заявленного изобретения заключается в уменьшении потерь полного давления в проточной части форсажной камеры, увеличение тяги и уменьшении коксообразования в топливных коллекторах.

Технический результат достигается тем, что узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя содержит топливные коллекторы со штуцерами подвода топлива. Топливные коллекторы выполнены за одно целое с корпусом, корпус посредством элементов крепления соединен с верхней обечайкой диффузора и с креплением верхнего кольцевого стабилизатора пламени. При этом корпус в плоскости поперечного сечения имеет прямоугольную форму, а топливные коллекторы выполнены кольцевыми.

Изобретение поясняется следующими иллюстрациями:

На фиг. 1 - общий вид на узел подачи топлива в форсажную камеру.

На фиг. 2 - вид на корпус с коллекторами подачи топлива и штуцерами подвода топлива.

На фиг. 3 - сечение А-А (вид на карбюраторные стабилизаторы).

Узел подачи топлива в форсажную камеру содержит: верхнюю обечайку диффузора 1; корпус с коллекторами подачи топлива 2; корпус наружного контура 3, штуцеры подвода топлива 4, карбюраторные стабилизаторы 5.

Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя содержит топливные коллекторы со штуцерами подвода топлива. Штуцеры подвода топлива размещены во внешнем контуре. К штуцерам присоединяются трубопроводы подвода топлива, имеющие элементы крепления с корпусом наружного контура (на фигурах не показаны). Топливные коллекторы выполнены за одно целое с корпусом, имеющим в плоскости поперечного сечения, преимущественно, прямоугольную форму, выбранную из расчета обеспечения беспрепятственного тока газа в проточной части форсажной камеры. Выполнение топливных коллекторов за одно целое с корпусом может быть осуществлено, например, следующим образом. В корпусе кольцевой детали, имеющей в плоскости поперечного сечения прямоугольную форму, выполняются пазы. Далее, на пазы, выполненные в корпусе детали, устанавливаются металлические ленты и свариваются с корпусом с образованием неразъемной конструкции в виде единого неразъемного корпуса с кольцевыми каналами внутри, выполняющими функцию топливных коллекторов. Топливные коллекторы, выполненные за одно целое с корпусом, скомпонованы последовательно друг за другом. Корпус, посредством элементов крепления, соединен с одной стороны с верхней обечайкой диффузора, а с другой - с креплением верхнего кольцевого стабилизатора пламени. Указанное соединение, образует непрерывный разделитель потоков вплоть до теплозащитного экрана форсажной камеры. Помимо этого, верхний кольцевой и радиальные карбюраторные стабилизаторы объединены в узел, имеющий крепление только к корпусу, который выполнен за одно целое с топливными коллекторами.

Расположение узла подачи топлива в форсажную камеру позволяет избежать загромождения внутреннего контура (горячей части) и внешнего контура форсажной камеры (холодной части) за счет того, что топливные коллекторы выполнены за одно целое с корпусом. Выполнение топливных коллекторов за одно целое с корпусом и соединение данного корпуса с верхней обечайкой диффузора и с креплением верхнего кольцевого стабилизатора пламени приводят к существенному уменьшению потерь полного давления в проточной части форсажной камеры. Уменьшение потерь полного давления достигается за счет перемещения коллекторов с проточной части внутреннего контура на границу внутреннего и внешнего контура и исключения необходимости использовать громоздкую систему креплений и подвесов для их монтажа в форсажной камере. Предлагаемое расположение узла подачи топлива в форсажную камеру позволяет применить в конструкции корпуса наружного контура титановые сплавы, например, ВТ20, что приведет к снижению массы форсажной камеры. В предложенной конструкции существенно упрощается подвод топлива к топливным коллекторам по сравнению с топливными коллекторами в виде кольцевых трубок. Кроме того, топливные коллекторы граничат с внутренним контуром форсажной камеры, что оптимизирует температуру топлива в коллекторах и дает возможность снизить вероятность коксообразования, особенно для двигателей с малой степенью двухконтурности. Учитывая, что температура горячего газа, например, на «земном» режиме, может составлять до 1000°C, температура стенки коллекторов становится существенно выше температуры стенки (370°C), приводящей к коксообразованию.

Работа устройства заключается в следующем. При включении форсажной камеры через подвижное соединение в корпусе наружного контура и штуцеры подвода топлива 4 осуществляется подача топлива в кольцевые топливные коллекторы. На внутренней стенке топливных коллекторов при помощи сварных соединений смонтированы топливные распылители, например, радиально направленные под определенным углом к оси двигателя. Через форсунки в распылителях топливо попадает в проточную часть форсажной камеры.

Топливо из пускового коллектора (ближний к стабилизатору), расположенного рядом с верхним стабилизатором пламени, подается в карбюраторы стабилизаторов. Обогащенная топливовоздушная смесь из карбюраторов попадает в зону обратных токов, располагающуюся за стабилизаторами по потоку газа, где она смешивается с газом и образует смесь, близкую к стехиометрической. В зоне обратных токов происходит воспламенение смеси от запального устройства, например от свечи. Далее происходит розжиг форсажной камеры. По мере увеличения степени форсирования двигателя, например при перемещении ручки управления двигателем, топливо подается в остальные топливные коллекторы. Далее происходит распыление топлива через распылители с форсунками. Топливо, попадая за стабилизаторы, обеспечивает его сжигание и получение дополнительной тяги двигателя. Учитывая, что корпус с топливными коллекторами 2 располагается на границе внешнего и внутреннего контура, он выполняет также роль разделителя потока, который может быть характерен, например, для двигателя с малой степенью двухконтурности. При этом, в отличие от подачи топлива через трубчатые коллекторы, из-за отсутствия подвесов и других элементов крепления коллекторов, практически отсутствует загромождение проточной части как внешнего, так и внутреннего контура, что уменьшает потери полного давления газа, и, следовательно, двигатель имеет большую тягу.


Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя
Узел подачи топлива в форсажную камеру турбореактивного двухконтурного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
27.08.2015
№216.013.7524

Способ получения жаростойкого покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов покрытий с барьерным слоем для защиты от газовой коррозии в условиях температур выше 900°C, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561563
Дата охранного документа: 27.08.2015
20.09.2015
№216.013.7bb0

Шихта для керамического материала

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шихте для изготовления керамического материала на основе оксида алюминия, и может быть использовано при изготовлении деталей тепловых агрегатов, например изоляторов для нагревателей печи газостата, устойчивых к воздействию рабочих температур...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563261
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.11.2015
№216.013.9467

Состав для получения карбидного барьерного покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам для получения карбидного барьерного слоя в алюминийсодержащем покрытии, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и других отраслях промышленности, где используют детали из безуглеродистых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569610
Дата охранного документа: 27.11.2015
27.12.2015
№216.013.9e28

Способ изготовления комбинированных оболочковых форм по выплавляемым моделям для получения отливок из жаропрочных сплавов с направленной и монокристаллической структурами

Изобретение относится к области литейного производства. Изготавливают модель. Послойно наносят на модель огнеупорную суспензию на основе пылевидного электрокорунда. Первые два слоя наносят с использованием в огнеупорной суспензии алюмоорганического связующего, содержащего хелатированный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572118
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.02.2016
№216.014.c57b

Способ черновой обработки деталей в виде тел вращения

Способ включает внедрение режущего инструмента в поверхность обрабатываемой детали на заданную ширину резания, резание и удаление отходов обработки. Для упрощения, снижения трудоемкости и расширения области применения внедрение в поверхность обрабатываемой детали резание и отделение отходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574570
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.06.2016
№217.015.0494

Способ отладки ограничителя температуры газа за турбиной газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ограничителям температуры газа перед турбиной, может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов и позволяет обеспечить возможность настройки ограничителя с учетом полетных условий. Способ отладки ограничителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587514
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.04.2016
№216.015.32b2

Способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ремонту дефектов, возникающих в парах трения из-за попадания на детали двигателя частиц пыли, грязи, примесей, насекомых и иных инородных частиц, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях при устранении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581010
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.05.2016
№216.015.3c14

Способ шаржирования металлорежущего инструмента

Способ включает внедрение абразивного материала в поверхность металлорежущего инструмента под действием нагрузки. При этом внедрение абразивного материала в тело осуществляют путем подачи режущего инструмента в емкость с незакрепленным абразивным материалом, последующего перемещения емкости с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583565
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.06.2016
№216.015.46eb

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из титановых сплавов

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586191
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.470e

Способ определения коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к определению при испытаниях коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях. Способ позволяет повысить достоверность определения величины коэффициента расхода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586792
Дата охранного документа: 10.06.2016
Показаны записи 1-10 из 24.
27.08.2015
№216.013.7524

Способ получения жаростойкого покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению на деталях из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов покрытий с барьерным слоем для защиты от газовой коррозии в условиях температур выше 900°C, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561563
Дата охранного документа: 27.08.2015
20.09.2015
№216.013.7bb0

Шихта для керамического материала

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шихте для изготовления керамического материала на основе оксида алюминия, и может быть использовано при изготовлении деталей тепловых агрегатов, например изоляторов для нагревателей печи газостата, устойчивых к воздействию рабочих температур...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563261
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.11.2015
№216.013.9467

Состав для получения карбидного барьерного покрытия на детали из безуглеродистого жаропрочного никелевого сплава

Изобретение относится к металлургии, в частности к составам для получения карбидного барьерного слоя в алюминийсодержащем покрытии, и может быть использовано в авиадвигателестроении, судостроении, танкостроении и других отраслях промышленности, где используют детали из безуглеродистых сплавов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569610
Дата охранного документа: 27.11.2015
27.12.2015
№216.013.9e28

Способ изготовления комбинированных оболочковых форм по выплавляемым моделям для получения отливок из жаропрочных сплавов с направленной и монокристаллической структурами

Изобретение относится к области литейного производства. Изготавливают модель. Послойно наносят на модель огнеупорную суспензию на основе пылевидного электрокорунда. Первые два слоя наносят с использованием в огнеупорной суспензии алюмоорганического связующего, содержащего хелатированный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572118
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.02.2016
№216.014.c57b

Способ черновой обработки деталей в виде тел вращения

Способ включает внедрение режущего инструмента в поверхность обрабатываемой детали на заданную ширину резания, резание и удаление отходов обработки. Для упрощения, снижения трудоемкости и расширения области применения внедрение в поверхность обрабатываемой детали резание и отделение отходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574570
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.06.2016
№217.015.0494

Способ отладки ограничителя температуры газа за турбиной газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ограничителям температуры газа перед турбиной, может быть использовано в газотурбинных двигателях летательных аппаратов и позволяет обеспечить возможность настройки ограничителя с учетом полетных условий. Способ отладки ограничителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587514
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.04.2016
№216.015.32b2

Способ ремонта механизма управления направляющим аппаратом компрессора двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ремонту дефектов, возникающих в парах трения из-за попадания на детали двигателя частиц пыли, грязи, примесей, насекомых и иных инородных частиц, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях при устранении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581010
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.05.2016
№216.015.3c14

Способ шаржирования металлорежущего инструмента

Способ включает внедрение абразивного материала в поверхность металлорежущего инструмента под действием нагрузки. При этом внедрение абразивного материала в тело осуществляют путем подачи режущего инструмента в емкость с незакрепленным абразивным материалом, последующего перемещения емкости с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583565
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.06.2016
№216.015.46eb

Способ восстановления бандажных полок лопаток турбомашин из титановых сплавов

Изобретение может быть использовано при ремонте изношенных или поврежденных бандажных полок лопаток турбомашин, выполненных из титановых сплавов. С поврежденных участков удаляют покрытие и поверхностный слой металла, например, алмазным шлифованием. Осуществляют наплавку поврежденных участков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586191
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.06.2016
№216.015.470e

Способ определения коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к определению при испытаниях коэффициента расхода газа через сопловой аппарат турбины, и может быть использовано в двухконтурных газотурбинных двигателях. Способ позволяет повысить достоверность определения величины коэффициента расхода газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586792
Дата охранного документа: 10.06.2016
+ добавить свой РИД