×
03.11.2018
218.016.9a31

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА ДВУХЧАСТОТНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПЬЮ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют состояния путевого участка, пороговые значения определяют на основании текущих значений сигнала, в рельсовые линии в смежных циклах опроса подают разные частоты для контроля целостности рельс и свободности путевого участка, при исправных и свободных впереди лежащих рельсовых линиях на локомотив по цифровому радиоканалу передают сигнал, разрешающий движение со скоростью, соответствующей количеству свободных участков. Достигается повышение надежности контроля путевых участков. 3 ил.

«Область техники, к которой относится изобретение»

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

«Уровень техники»

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих участках, а затем находят среднее арифметическое напряжений. Текущее значение напряжение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения напряжения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МКП В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при значительной продольной асимметрии изоляции рельсовой линии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения порогового значения занятия текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, в момент вступления поезда на смежный путевой участок при свободном другом смежном путевом участке фиксируют напряжение приемного конца рассматриваемого путевого участка, являющееся опорным напряжением, и токи питающих концов при попеременном подключении источника питания к каждому из концов рельсовой линии, затем определяют коэффициент снижения напряжения и значение порогового напряжения освобождения путем умножения порогового напряжения занятия на коэффициент запаса, далее пороговые напряжения занятия и освобождения до занятия рельсовой линии непрерывно корректируют с учетом изменения тока дальнего от шунта питающего конца, при этом пороговые напряжения изменяют пропорционально, а после освобождения рельсовой линии пороговые напряжения корректируют с учетом изменения тока другого конца рельсовой линии для достоверного контроля состояния путевого участка при интервале попутного следования менее трех блок-участков, при этом коррекцию пороговых напряжений производят пропорционально изменению тока питающих концов [Патент RU №2268185, МКП В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Трошина М.В. БИ №02, 2006 г.].

Недостатком этого способа является то, что используется многожильный кабель, при электротяге - дроссель-трансформаторы, полосовые и сглаживающие фильтры, два канала приема сигналов.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

«Раскрытие изобретения»

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояний путевых участков, снижения металлоемкости и энергоемкости системы контроля путевых участков, повышения пропускной способности.

Технический результат достигается за счет способа контроля состояний путевого участка двухчастотной рельсовой цепи, заключающегося в том, что в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют состояния путевого участка, пороговые значения определяют на основании текущих значений сигнала, в рельсовые линии в смежных циклах опроса, подают разные частоты для контроля целостности рельсов и свободности путевого участка, что позволяет параллельным колебательным контуром, расположенным по концам рельсовой линии, переключаться с режима КЗ (короткого замыкания) на режим XX (холостого хода), на каждой из двух частот при свободной и исправной рельсовой линии фиксируют текущее значение сигнала (тока питающего конца), которое позволяет определить пороговые значения токов контрольного и шунтового режимов, пороговое значение контрольного режима определяют умножением значения текущего тока на коэффициент Кк (Кк - коэффициент контрольного режима), который меньше единицы, а пороговое значение шунтового режима определяют умножением значения текущего тока на коэффициент Кш (Кш - коэффициент шунтового режима), который больше единицы, если текущее значение тока питающего конца в режиме контроля целостности рельсов меньше порогового значения, то рельсовая линия неисправна, если текущее значение тока питающего конца в режиме контроля свободности рельсовой линии больше порогового значения, то рельсовая линия занята, пороговые значения сохраняют в памяти при занятой или неисправной рельсовой линии, а при свободной и исправной рельсовой линии их постепенно корректируют с учетом значения тока питающего конца, т.е. с учетом значения сопротивления изоляции, при исправных и свободных впереди лежащих рельсовых линиях на локомотив по цифровому радиоканалу передают сигнал, разрешающий движение со скоростью, соответствующей количеству свободных участков.

«Краткое описание чертежей»

На фиг. 1 изображена схема контроля путевого участка, на фиг. 2 - схема, поясняющую работу способа в контрольном режиме, на фиг. 3 - схема, поясняющую работу способа в шунтовом режиме. На фиг. 1, 2 и 3 представлены следующие обозначения:

1 - станционные устройства;

2 и 3 - первая и вторая линейные установки;

4 - блок синхронизации;

5 - генератор сигнальных частот fk и fш;

6 - резистор;

7 - аналого-цифровой преобразователь;

8 - электронная вычислительная машина;

9 - цифровая радиостанция;

10 - антенна;

11 - первый распределитель;

12 - первый ключ;

13 - первый путевой трансформатор;

14 - второй распределитель;

15 - второй ключ;

16 - второй путевой трансформатор;

17 и 18 - линия синхронизации;

19, 20 и 21 - линия питания рельсовых цепей;

22, 23, 24 и 25 - линии связи станционных устройств;

26, 27, 28, 29 и 30 - линии связи первой линейной установки;

31,32, 33, 34 и 35 - линии связи второй линейной установки;

36 и 37 - первый и второй рельсы;

38 и 39 - первая и вторая межрельсовые перемычки;

40, 41, 42 и 43 - путевые конденсаторы;

44 - место повреждения;

45 - поездной шунт.

«Осуществление изобретения» Действие способа осуществляется следующим образом. Импульсы переменного тока (частотой 50 Гц) со станции 1 с блока синхронизации 4 по проводам 17 и 18 передаются на первую линейную установку 2, вторую - 3 и т.д., где с их участием (во время передачи импульса) работают счетчики 11, 14 и т.д. На линиях 26, 31 и т.д., появляются кратковременные импульсы в соответствии с настройкой, т.е. на линии 26 появляется импульс во время первого такта счетчика 11, на линии 31 появляется импульс во время второго такта счетчика 14. Интервал между импульсами в проводах 17 и 18 используется в качестве сигнала цикловой синхронизации (см. систему диспетчерской централизации «ЛУЧ»), сами импульсы могут использоваться для питания микросхем (на фиг. 1 не показаны) линейных установок 2 и 3. Информация о прохождении сигналов цикловой синхронизации (ЦС) с блока синхронизации 4 поступает на ЭВМ 8 по проводу 22. С учетом сигналов ЦС ЭВМ 8 с участием провода 23 управляет генератором сигнальной частоты 5, переключая его с частоты контрольного режима fк (780 Гц) на частоту шунтового режима fш (480 Гц).

Генератор 5 обеспечивает передачу в линию с проводами 19, 20 частоты fк или fш, которая поступает на входы 1, 2 первого ключа 12, второго ключа 15 и т.д., открытие ключей 12 и 15 осуществляется по проводам 26 и 31 соответственно. При этом с выходов 3 и 4 ключа 13 питание подается на входы 1 и 2 первого путевого трансформатора 13, а с выходов 3 и 4 второго ключа 15 по проводам 32 и 33 - на входы 1 и 2 второго путевого трансформатора 16. С выходов 3 и 4 путевого трансформатора 13 по проводам 29 и 30 питание подается в первую рельсовую линию с рельсами 36 и 37, а с выходов 3 и 4 путевого трансформатора 16 по проводам 34 и 35 питание подается в другую рельсовую цепь.

Ток проводов 29 и 30 зависит от частоты сигнального тока, целостности рельсовых нитей 36 и 37, а также наличия подвижного состава на рельсовой линии. При частоте сигнального тока fк в колебательном контуре состоящем из конденсаторов С2 41, отрезков рельсов между перемычкой 38 и конденсатором 41 и самой перемычкой 38 (фиг. 1 и 2) не наступает резонанс токов, входное сопротивление конца (перемычка 38) маленькое. То же происходит и на другом конце рельсовой линии, где установлена перемычка 39 и конденсатор 42. Ток в проводах 29 и 30 достаточно большой, а, следовательно, и по резистору 6. Падение напряжения на резисторе 6 также большое. При частоте сигнального тока fш в колебательном контуре состоящем из конденсаторов С2 41, отрезов рельс между перемычкой 38 и конденсатором 41 и самой перемычкой 38 (фиг. 1 и 3) наступает резонанс токов, входное сопротивление конца большое. То же происходит и на другом конце рельсовой линии, где установлена перемычка 39 и конденсатор 42. Ток в проводах 29 и 30 достаточно маленький, а, следовательно, и по резистору 6. Падение напряжения на резисторе 6 также маленькое. При повреждении рельсовой линии 44 (фиг. 2), падение напряжения на резисторе 6 существенно ниже порогового. При наложении шунта 45 (фиг. 3), падение напряжения на резисторе 6 существенно выше порогового. В соответствии с падением напряжения на резисторе 6 меняется напряжение и на входах 1 и 2 АЦП 7, а, следовательно, и на цифровом выходе 3 и входе 4 ЭВМ 8.

На вход 4 (провод 24) ЭВМ 8 поступает информация о токах на входах каждой рельсовой цепи (на фиг. 1 показана одна), на вход 1 (провод 22) о моменте формирования сигнала ЦС, на выходе 2 ЭВМ 8 (провод 23) присутствует информация о частоте сигнального тока, которая позволяет определить пороговые напряжения и сравнить их с текущими напряжениями, т.е. имеется вся информация, которая позволяет определить целостность рельсов и свободность каждой рельсовой линии. Упомянутая информация позволяет определить посредством ЭВМ 8 количество исправных и свободных рельсовых линий перед поездом. Эта информация появляется на цифровом выходе 3 и по проводу 25 поступает на цифровую радиостанцию 9 и посредством антенны 10 - на локомотивы. Количество радиостанций должно соответствовать количеству локомотивов (на фиг. 1 не показаны).

Наложение шунта в зоне колебательного контура опасных последствий не вызывает, т.к. меняется резонансная частота контура.

Заявленный технический результат достигается за счет использования межрельсовых перемычек вместо дроссель-трансформаторов (снижаются капитальные затраты, способствуют сокращению длин путевых участков и тем самым увеличить пропускную способность), повысить надежность контроля путевых участков и действия системы контроля за счет сокращения количества приборов (в т.ч. фильтров, каналов приема информации).

Способ контроля состояний путевого участка двухчастотной рельсовой цепи, заключающийся в том, что в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты, и текущее значение сигнала сравнивают с пороговыми значениями, по результатам сравнения определяют состояния путевого участка, пороговые значения определяют на основании текущих значений сигнала, отличающийся тем, что в рельсовые линии в смежных циклах опроса подают разные частоты для контроля целостности рельсов и свободности путевого участка, что позволяет параллельным колебательным контуром, расположенным по концам рельсовой линии, переключаться с режима КЗ на режим XX, на каждой из двух частот при свободной и исправной рельсовой линии фиксируют текущее значение сигнала (тока питающего конца), которое позволяет определить пороговые значения токов контрольного и шунтового режимов, пороговое значение контрольного режима определяют умножением значения текущего тока на коэффициент Кк, который меньше единицы, а пороговое значение шунтового режима определяют умножением значения текущего тока на коэффициент Кш, который больше единицы, если текущее значение тока питающего конца в режиме контроля целостности рельс меньше порогового значения, то рельсовая линия неисправна, если текущее значение тока питающего конца в режиме контроля свободности рельсовой линии больше порогового значения, то рельсовая линия занята, пороговые значения сохраняют в памяти при занятой или неисправной рельсовой линии, а при свободной и исправной рельсовой линии их постепенно корректируют с учетом значения тока питающего конца, т.е. с учетом значения сопротивления изоляции, при исправных и свободных впереди лежащих рельсовых линиях на локомотив по цифровому радиоканалу передают сигнал, разрешающий движение со скоростью, соответствующей количеству свободных участков.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА ДВУХЧАСТОТНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПЬЮ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА ДВУХЧАСТОТНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПЬЮ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА ДВУХЧАСТОТНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПЬЮ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 44.
29.08.2018
№218.016.80ad

Аналогово-цифровой преобразователь сигналов

Изобретение относится к области передачи цифровых сигналов и может быть использовано для аналогово-цифрового преобразования. Техническим результатом является увеличение частотной эффективности цифрового сигнала, уменьшение шумов квантования, упрощение структуры АЦП. Устройство содержит источник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665245
Дата охранного документа: 28.08.2018
22.09.2018
№218.016.8947

Дополнительная тормозная система длительного действия

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Дополнительная тормозная система длительного действия содержит специальное устройство для замедления вагонов, которое при взаимодействии с нажимными колесами рычагов Г-образной формы приводит в действие механическую часть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667431
Дата охранного документа: 19.09.2018
26.09.2018
№218.016.8c02

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668007
Дата охранного документа: 25.09.2018
01.11.2018
№218.016.985f

Способ контроля состояний разветвленых рельсовых цепей без дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний разветвленной рельсовой цепи без дроссель-трансформаторов. Способ основан на протекании и контроле сигнального тока, не препятствующем протеканию тягового тока, при этом крестовину изолируют от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671113
Дата охранного документа: 29.10.2018
03.11.2018
№218.016.9a0a

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671590
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a0d

Способ контроля состояний рельсовой линии с перемычками по концам

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний рельсовой цепи. В способе задействуют рельсовую линию, приборы питающего и приемного концов, конденсатор, подсоединенный посредством трансформатора к рельсовым нитям, в котором исправность и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671591
Дата охранного документа: 02.11.2018
03.11.2018
№218.016.9a27

Универсальный способ контроля состояний рельсовых линий

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля путевых участков двухчастотных рельсовых цепей. В способе в рельсовую линию подают сигнал тональной частоты и текущее значение сигнала сравнивают с пороговым значением, при этом по результатам сравнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671604
Дата охранного документа: 02.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d01

Способ регулирования маневровых передвижений

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе управление стрелками маневровых маршрутов осуществляют устройствами ЭЦ, передачу команд управления стрелками и скоростью движения состава осуществляют по радиоканалу машинистом-составителем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672348
Дата охранного документа: 13.11.2018
14.11.2018
№218.016.9d0b

Устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов

Предложено устройство для определения физико-механических характеристик строительных материалов, содержащее датчики для измерения деформирования образца строительного материала, струбцины, рамку и нагружающее устройство. Рамка выполнена в виде жесткого короба с окнами для оптического доступа к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672192
Дата охранного документа: 12.11.2018
24.11.2018
№218.016.a096

Способ регулирования движения поездов и маневровых составов с помощью эвм без опасных отказов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе в памяти ЭВМ содержится информация о путевом развитии станции, плане и профиле пути, циклически вводится информация о состоянии напольных перегонных и станционных устройств, о параметрах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673315
Дата охранного документа: 23.11.2018
Показаны записи 1-10 из 68.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД