×
10.04.2014
216.012.af8c

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Устройство относится к электроизмерительной технике, в частности к измерению износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, и может быть использовано в народном хозяйстве для бесперебойного водоснабжения. Технический результат заключается в обеспечении возможности осуществлять ступенчатый контроль износа подшипниковых узлов при работающем и отключенном электродвигателе, а также в возможности автоматического отключения насосной установки в момент наступления предельного износа подшипникового узла. Устройство для контроля степени износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей содержит соединенные соединительной муфтой электродвигатель и насос, датчик состояния подшипниковых узлов с электрическими подводящими проводами, блок управления и сигнализации. Для осуществления ступенчатого контроля подшипниковых узлов электродвигателя путем контроля осевых и радиальных смещений оси вала электродвигателя дополнительно установлена система управления, включающая закрепленную соосно на соединительной муфте с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях дисковую муфту, не менее пяти датчиков состояния подшипниковых узлов и не менее пяти изолированных электродов. Электроды электрически связаны с соответствующими датчиками состояния подшипниковых узлов электродвигателя, которые другим концом подключены через регулятор чувствительности и пороговое устройство к блоку управления с сигнальными лампами. 2 ил.
Основные результаты: Устройство для контроля степени износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, содержащее обсадную трубу скважины, в которой размещены соединенные соединительной муфтой электродвигатель и насос, датчик состояния подшипниковых узлов с электрическими подводящими проводами, блок управления и сигнализации, отличающееся тем, что, для осуществления ступенчатого контроля подшипниковых узлов электродвигателя путем контроля осевых и радиальных смещений оси его вала, на соединительной муфте соосно закреплена с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях дисковая муфта с заостренным торцом, дополнительно установлена система управления, расположенная в обсадной трубе, служащей в качестве общего электрода, состоящая из не менее пяти датчиков состояния подшипниковых узлов и не менее пяти изолированных электродов, установленных параллельно оси двигателя, из которых три имеют вид крючковых, они одним концом жестко закреплены на корпусе насоса, а другим расположены с осевыми зазорами к нижней поверхности дисковой муфты, равными по величине L, L, L,остальные два электрода -прямолинейные, закреплены жестко одним концом на корпусе электродвигателя, а другим - на корпусе насоса и расположены с радиальными зазорами от заостренного торца дисковой муфты, равными по величине R, R; все электроды одним концом электрически связаны с соответствующими датчиками состояния подшипниковых узлов электродвигателя, которые другим концом подключены через регулятор чувствительности и пороговое устройство к блоку управления и сигнализации.

Устройство относится к электроизмерительной технике, в частности к измерению износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, и может быть использовано в народном хозяйстве для бесперебойного водоснабжения.

Известен аналог: «Система контроля за состоянием погружного электродвигателя» (RU 45871 U1, МПК7 Н02Н 7/08, опубл. 27.05.2005), содержащая датчик давления, датчик температуры, датчик вибрации, станцию управления, предназначенную для измерения параметров работы погружного электродвигателя, источник переменного напряжения, трансформаторы постоянного тока и снабжено процессором. Недостатками аналога являются: сложность и высокая стоимость оборудования, в связи с использованием дополнительного источника питания в виде постоянного тока.

Известно принятое за прототип устройство для контроля технического состояния погружных электродвигателей (SU 314158 А1, МПК7 G01R 31/06, опубл. 01.01.1971), которое состоит: из корпуса, сигнальной лампы, кнопки контроля, сальника, кабеля с проводами, зажима заземления и предохранителя. Недостатками прототипа являются: схема устройства работает только при отключенном положении электродвигателя; если электродвигатель не приспособлен к диагностированию, то устройство контролирует только техническое состояние изоляции обмоток; также износ подшипниковых узлов контролируется не ступенчато, а только определяет предельное значение.

Технической задачей устройства является обеспечение возможности осуществлять ступенчатый контроль износа подшипниковых узлов при работающем и отключенном электродвигателе, а также автоматическое отключение насосной установки в момент наступления предельного износа подшипникового узла.

Технический результат достигается за счет того, что устройство для контроля степени износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, содержащее соединенные соединительной муфтой электродвигатель и насос, датчик состояния подшипниковых узлов с электрическими подводящими проводами, блок управления и сигнализации, в отличии от прототипа для осуществления ступенчатого контроля подшипниковых узлов электродвигателя путем контроля осевых и радиальных смещений оси его вала, на соединительной муфте соосно закреплена с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях дисковая муфта с заостренным торцом, дополнительно установлена система управления, расположенная в обсадной трубе, служащей в качестве общего электрода, состоящая из не менее пяти датчиков состояния подшипниковых узлов и не менее пяти изолированных электродов, установленных параллельно оси электродвигателя, из которых три имеют вид крючковых, они одним концом жестко закреплены на корпусе насоса, а другим расположены с осевыми зазорами к нижней поверхности дисковой муфты, равными по величине Lmin; Lcp; Lmax износа упорного подшипника электродвигателя, остальные два электрода - прямолинейные - закреплены жестко одним концом на корпусе электродвигателя, а другим - на корпусе насоса и расположены с радиальными зазорами от заостренного торца дисковой муфты, равными по величине Rmin, Rmax износа радиальных подшипников электродвигателя, электроды одним концом электрически связаны с соответствующими датчиками состояния подшипниковых узлов электродвигателя, которые другим концом подключены через регулятор чувствительности и пороговое устройство к блоку управления и сигнализации.

При износе упорного подшипника вал с ротором смешается вниз относительно корпуса электродвигателя на величину износа. Таким образом износ упорного подшипника контролируют по перемещению ротора электродвигателя. Допустимое значение износа радиальных подшипников контролируют по радиальному смещению дисковой муфты.

На схемах фиг.1, фиг.2 представлено схематичное изображение предлагаемого устройства. В качестве датчиков контроля технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей применены кондуктометрические датчики.

Перед началом эксплуатации устройства необходимо задать величину осевых зазоров между нижней поверхностью дисковой муфты и крючковыми электродами (L), а также величину радиальных зазоров (R) между прямолинейными электродами и торцевой поверхностью дисковой муфты. Они определяются следующим образом. Для радиального подшипника внутренний диаметр 40 мм размер зазора (R) составляет R=0-5 мм для электродвигателя ПЭДВ-114 (Рекомендации по восстановлению изношенных деталей погружных электродвигателей. М.: 1987 г., ГОСНИТИ, стр.51). В соответствии с этим минимальный зазор Rmin=1 мм между прямолинейными электродами и дисковой муфтой выбираем равным 1 мм, а максимальный - 2 мм, Rmax=2 мм. Зазор (L) от нижней поверхности дисковой муфты до крючковых электродов определяем по максимально допустимому износу упорного подшипника электродвигателя, т.е. по осевому смещению вала электродвигателя. Так для электродвигателя ПЭДВ-114 максимально допустимый износ составляет L=0-12 мм (Рекомендации по восстановлению изношенных деталей погружных электродвигателей. М., 1987 г., ГОСНИТИ, стр.54, таблица 23). Исходя из этого, выбираем Lmin=1 мм; Lср=2,5 мм; Lmax=3,5 мм.

Устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей без подъема из скважин (фиг.1) содержит боковой прямолинейный электрод 1, боковой прямолинейный электрод 2, боковой кондуктометрический датчик 3, связанный с электродом 1, боковой кондуктометрический датчик 4, связанный с электродом 2 и три нижних кондуктометрических датчика с изогнутыми электродами в виде крючка, нижний крючковой электрод 5, нижний крючковой электрод 6, нижний крючковой электрод 7, связанные с ними кондуктометрические датчики 8, 9, 10. Все электроды 1, 2, 5, 6, 7 закреплены при помощи хомутов 34 на корпусе насоса. Дисковая муфта с заостренной торцевой частью 11 (фиг.1, вид А-А)установлена на соединительной муфте электродвигателя и насоса 12. На соединительной муфте выполнена прорезь для обеспечения ступенчатого хода дисковой муфты, которая при помощи болта 13 крепится на валу электродвигателя 14. На схеме управления (фиг.2) представлена схема соединения подводящими проводами в кабеле кондуктометрических датчиков 15; блока светодиодных индикаторов сигнализации: 16-20; регуляторов чувствительности 21-25; пороговых устройств: ПУ 1, ПУ 2, ПУ 3, ПУ 4 ПУ 5; двух коммутаторов: 26, 27, логических элементов: И-НЕ 28, 29, двух промежуточных реле для обрыва подводящего провода: 30, 31 к катушке магнитного пускателя, корпуса блока управления и сигнализации устройства 32 и обсадной трубы 33, играющей роль общего электрода для всех изолированных электродов.

Устройство работает следующим образом.

При износе радиальных подшипников возникает асимметрия вала относительно расточки корпуса электродвигателя, что приводит к радиальному смещению вала ротора электродвигателя 14. На этот вал крепится дисковая муфта с заостренным торцом 11, при смещении вала ротора электродвигателя из-за износа Rmin, дисковая муфта 11 своим торцом начнет постепенно истирать изоляцию электрода 1, возникает соприкосновение с водой, замыкается цепь электрод 1 и обсадная труба или насос с водоподъемной трубой 33 (они будут играть роль общего электрода для всех остальных электродов с изоляцией), сигнал пойдет на кондуктометрический датчик 3, на клемму 1, далее на регулятор чувствительности 24 и на пороговое устройство ПУ 4 со светодиодом 19, светодиодный индикатор сигнализации загорится. По мере дальнейшего износа наступает крайний износ Rmax, при этом дисковая муфта 11 своим торцом начнет интенсивно истирать изоляцию второго бокового электрода 2 и обсадной трубы 33, возникает соприкосновение с водой, сигнал поступает на кондуктометрический датчик 4, на клемму 2, далее на регулятор чувствительности 25 и на пороговое устройство ПУ 5 со светодиодом 20, который загорится. Это является сигналом предельного состояния подшипника, то есть о задевании ротора за активную сталь статора электродвигателя. При этом состоянии электродвигателя сигнал через светодиод 20 и логический элемент 29 поступает через коммутатор (2) 27 на реле 31, размыкает свой контакт в цепи катушки магнитного пускателя и соответственно отключается электродвигатель.

При износе упорного подшипника оседает вал ротора электродвигателя, происходит смещение его вниз на значение осевого износа подшипникового узла упорного подшипника. Контроль износа в пределах величин Lmin-Lmax также определяется при помощи дисковой муфты 11 и нижних крючковых электродов. Закрепленная на валу 14 дисковая муфта 11 своей нижней поверхностью постепенно начнет истирать изоляцию верхнего крючкового электрода 5, при величине смещения вала 14 на значение Lmin, на электрод поступит вода, замкнется цепь электрод 5 и обсадная труба 33, пойдет сигнал на кондуктометрический датчик 8, далее на клемму 1, регулятор чувствительности 21 и на пороговое устройство ПУ 1 со светодиодом 16, загорится светодиодный индикатор сигнализации на панели устройства, которая покажет минимальный износ, при возникновении среднего износа при величине смещения вала 14 на значение Lcp дисковая муфта 11 опустится еще ниже, что приведет к износу изоляции среднего крючкового электрода 6, поступит вода на электрод 6, замкнется цепь электрод 6 и обсадная труба 33, так же как и в верхнем электроде, сигнал поступит на кондуктометрический датчик 9, далее на клемму 2, регулятор чувствительности 22 и на пороговое устройство ПУ 2 со светодиодом 17, загорится светодиодный индикатор сигнализации на панели устройства, который укажет на наступление среднего износа. Далее наступает износ нижнего крючкового электрода 7, максимальный износ Lmax или предельный, так же как и в среднем электроде, возникнет соприкосновение с водой, замкнется цепь электрод 7 и обсадная труба, 33 сигнал поступит на кондуктометрический датчик 10, далее на клемму 3, регулятор чувствительности 23 и на пороговое устройство ПУ 3 со светодиодом 18, загорится светодиодный индикатор сигнализации, сигнал через светодиод 18 и логический элемент 28 поступает через коммутатор (1) 26 на реле 30, который разомкнет свой контакт в цепи катушки магнитного пускателя, и соответственно отключится электродвигатель

Использование данного устройства позволяет обеспечить ступенчатый контроль износа подшипниковых узлов, автоматически отключить насосную установку во избежание поломки электродвигателя или более серьезного ремонта. Установка устройства осуществляется без разбора электродвигателя и позволяет осуществлять контроль технического состояния подшипниковых узлов электродвигателя без подъема из скважины.

Устройство для контроля степени износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, содержащее обсадную трубу скважины, в которой размещены соединенные соединительной муфтой электродвигатель и насос, датчик состояния подшипниковых узлов с электрическими подводящими проводами, блок управления и сигнализации, отличающееся тем, что, для осуществления ступенчатого контроля подшипниковых узлов электродвигателя путем контроля осевых и радиальных смещений оси его вала, на соединительной муфте соосно закреплена с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях дисковая муфта с заостренным торцом, дополнительно установлена система управления, расположенная в обсадной трубе, служащей в качестве общего электрода, состоящая из не менее пяти датчиков состояния подшипниковых узлов и не менее пяти изолированных электродов, установленных параллельно оси двигателя, из которых три имеют вид крючковых, они одним концом жестко закреплены на корпусе насоса, а другим расположены с осевыми зазорами к нижней поверхности дисковой муфты, равными по величине L, L, L,остальные два электрода -прямолинейные, закреплены жестко одним концом на корпусе электродвигателя, а другим - на корпусе насоса и расположены с радиальными зазорами от заостренного торца дисковой муфты, равными по величине R, R; все электроды одним концом электрически связаны с соответствующими датчиками состояния подшипниковых узлов электродвигателя, которые другим концом подключены через регулятор чувствительности и пороговое устройство к блоку управления и сигнализации.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
10.02.2013
№216.012.23fd

Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания и электронное устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации, контроле, испытании и диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ определения технического состояния ДВС заключается в измерении амплитуды пульсаций величины давления в центральной масляной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474715
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2457

Способ диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования выпускного тракта ДВС заключается в задании номинальной частоты вращения коленчатого вала ДВС, выключении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474805
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c39

Способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха на автомобиле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) на автомобилях, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДМРВ автомобилей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476848
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e4d

Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля. Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля, заключается в измерении уменьшения частоты вращения коленчатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477384
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.05.2013
№216.012.4073

Установка для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей

Изобретение относится к установкам для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей и может быть использовано на предприятиях нефтехимической, металлургической промышленности, топливно-энергетического комплекса, а также для очистки промышленных стоков инженерных сооружений и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482069
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.49ac

Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания заключается в измерении углового перемещения коленчатого вала двигателя с момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484440
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ec

Установка микробиологической очистки сточных вод

Изобретение относится к экологии и может использоваться для очистки промышленных и сточных вод мясо-молочных, масложировых, рыбоконсервных и кожевенных предприятий от органических и неорганических соединений, нефтепродуктов, ПАВ, а также для дезактивации воды от вирусов, бактерий, микробов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487087
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.08.2013
№216.012.63f9

Электрофлотатор

Изобретение относится к устройствам для физико-химической очистки сточных вод, в частности, от эмульгированных жировых загрязнений, нефтепродуктов и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей, машиностроительной и пищевой промышленности. Электрофлотатор содержит корпус с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491230
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.7149

Устройство для приготовления многокомпонентных смесей

Изобретение относится к сельскому хозяйству. В частности, к автоматизации технологических процессов по приготовлению многокомпонентных кормовых смесей. Устройство содержит бункера компонентов с питателями, связанными с управляющими выходами компьютера, сборный бункер, весовые устройства и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494658
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.727f

Способ очистки природных и сточных вод и устройство для его осуществления

Изобретение относится к оборудованию для очистки природных и сточных вод и может применяться для очистки от органических и неорганических загрязнений на предприятиях водоочистки питьевых вод, коммунального хозяйства и ТЭЦ. Способ включает разделение природных и сточных вод на очищенную жидкость...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494968
Дата охранного документа: 10.10.2013
+ добавить свой РИД