×
10.02.2013
216.012.23fd

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации, контроле, испытании и диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ определения технического состояния ДВС заключается в измерении амплитуды пульсаций величины давления в центральной масляной магистрали, сравнении измеренной амплитуды с эталонной и установке частоты вращения коленчатого вала ДВС, обеспечивающей его безаварийную работу. Измерение амплитуды пульсаций производится в центральной масляной магистрали на участке от фильтра до подшипников коленчатого вала. Эталонной амплитудой является амплитуда пульсаций величины давления, определенная для нового двигателя. Измерение амплитуды пульсаций величины давления осуществляют на движущемся транспортном средстве с помощью электронного устройства. Электронное устройство также замеряет уровень масла в картере ДВС. Установка частоты вращения коленчатого вала ДВС производится с учетом результатов сравнения, а также исходя из уровня масла в картере ДВС. Также представлено электронное устройство, содержащее датчик давления (1), усилитель сигнала (5), датчик уровня масла, электронный блок управления (7) ДВС, указатель давления (3) и сигнальную лампу (12). Датчик давления (1) является датчиком тензометрического или пьезоэлектрического типа. Усилитель сигнала (5) встроен в один корпус с датчиком давления (1) и соединен с контроллером (8). Контроллер (8) установлен в электронном блоке (7). Технический результат заключается в повышении достоверности оценки действительного технического состояния и надежности используемых элементов в эксплуатации. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области эксплуатации машин и машиностроению и может быть использовано при эксплуатации, контроле, испытании и диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен ряд способов и устройств для определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания.

Известен эксплуатационный способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в использовании стандартного (штатного) датчика давления в центральной масляной магистрали и стрелочного указателя в салоне автомобиля (Литвиненко А.П., Майструк А.П. Автомобильные датчики, реле и переключатели. Краткий справочник. М.: ЗАО «КЖИ за рулем», 2004). Измерение давления осуществляется в процессе работы двигателя на различных режимах. Главным образом контролируется давление на холостом ходу, при снижении которого ниже минимально возможного прекращается эксплуатация двигателя.

Недостаток способа заключается в низкой достоверности и точности оценки технического состояния двигателя.

Самым известным и повсеместно распространенным является способ определения технического состояния двигателя по измерению среднего давления масла в центральной масляной магистрали (Боровских Ю.И., Кленников В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для средн. проф.-техн. училищ. - 2-е изд., стер. М.: Высш. школа, 1979). Сущность способа заключается в том, что к главной масляной магистрали диагностируемого двигателя подсоединяют приспособление КИ-4940, представляющее собой манометр класса точности 1,6 с пределами измерения 0-1,0 МПа. При этом запускают и прогревают двигатель до рабочей температуры, после чего проверяют давление масла в магистрали сначала при номинальной, а затем при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Сравнивают измеренное давление с эталонным, установленным для нового двигателя, и по полученным данным делают заключение о действительном износе двигателя.

Недостатком способа является вывод двигателя из эксплуатации, низкая достоверность оценки технического состояния двигателя, невозможность определения технического состояния двигателя в процессе эксплуатации.

Принятый в качестве прототипа способ по патенту №2344400 (кл. G01M 15/00) используют при безразборной диагностике степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания на неподвижном автомобиле. Способ заключается в измерении в центральной масляной магистрали на участке от фильтра до подшипников коленчатого вала амплитуды пульсаций величины давления при работе диагностируемых подшипников в течение цикла под максимальной нагрузкой, а в последующем цикле без нагрузки, поочередно от цикла к циклу измеряют амплитуду пульсаций величины давления для каждой группы подшипников, для которых формируется нагрузка, вычисляют отношение амплитуд пульсаций величин давлений под нагрузкой и без нагрузки для каждой группы подшипников, полученное значение отношения амплитуд сравнивают с эталонным, определенным для нового двигателя, и по сравнению определяют степень износа любого из диагностируемых подшипников.

Однако этот способ также имеет ряд недостатков: для возможности диагностирования необходимо выводить двигатель из эксплуатации, использовать при диагностировании дорогостоящее оборудование, невозможность определения технического состояния двигателя в процессе эксплуатации.

Известен индикатор неразрывности потока жидкости по патенту №2221964 (кл. F16N 29/00, F01M 11/10), используемый для определения технического состояния ДВС, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала. Заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.

Однако недостатком является низкая достоверность оценки действительного технического состояния двигателя, невозможность адаптивного регулирования оборотов коленчатого вала при недопустимом снижении давления.

Используют известное приспособление КИ-4940, представляющее собой манометр класса точности 1,6 с пределами измерения 0-1,0 МПа (Боровских Ю.И., Кленников В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для средн. проф.-техн. училищ. - 2-е изд., стер. М.: Высш. школа, 1979).

Недостатками является необходимость выведения из эксплуатации автомобиля, низкая достоверность определения технического состояния двигателя.

Наиболее близким к заявляемому устройству по совокупности существенных признаков является принятый за прототип стандартный (штатный) датчик давления, соединенный штуцером с центральной масляной магистралью двигателя, датчик уровня масла и расположенные в салоне транспортного средства электронный блок управления двигателем, указатель давления и сигнальную лампу CHECK ENGINE (Литвиненко А.П., Майструк А.П. Автомобильные датчики, реле и переключатели. Краткий справочник. М.: ЗАО «КЖИ за рулем», 2004). Данный набор элементов устанавливают практически все автотракторные заводы.

Однако недостатком является низкая надежность стандартных датчиков давления в эксплуатации, низкая достоверность оценки действительного технического состояния двигателя, невозможность адаптивного регулирования оборотов коленчатого вала при недопустимом снижении давления.

Целью изобретения является повышение надежности в эксплуатации используемых датчиков давления, повышение достоверности оценки действительного технического состояния двигателя, обеспечение адаптивного регулирования оборотов коленчатого вала при недопустимом снижении давления.

Эта цель достигается тем, что в предлагаемом способе для определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что измеряют амплитуду пульсаций величины давления в центральной масляной магистрали на участке от фильтра до подшипников коленчатого вала при работе под нагрузкой, сравнивают измеренную амплитуду пульсаций величины давления с эталонной, определенной для нового двигателя, в отличие от прототипа измерение амплитуды пульсаций величины давления осуществляют на движущемся транспортном средстве с помощью электронного устройства, которое замеряет также уровень масла в картере двигателя и, учитывая результаты сравнения амплитуды пульсаций величины давления с эталонными значениями, а также исходя из уровня масла в картере двигателя, задает частоту вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивая его безаварийную работу.

Для осуществления заявленного способа используется электронное устройство для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания, содержащее датчик давления, соединенный штуцером с центральной масляной магистралью, датчик уровня масла и расположенные в салоне транспортного средства электронный блок управления двигателем, указатель давления и сигнальную лампу, в отличие от прототипа в качестве датчика давления установлен датчик тензометрического или пьезоэлектрического типа, а электронное устройство дополнительно содержит усилитель сигнала, встроенный в один корпус с датчиком давления и соединенный с контроллером, установленным в электронном блоке управления и измеряющим и запоминающим сигналы с усилителя.

По имеющимся у авторов сведениям, новая совокупность признаков как в способе, так и в устройстве для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания, позволяющая повысить надежность используемых элементов в эксплуатации, повысить достоверность оценки действительного технического состояния двигателя, обеспечить адаптивность регулирования оборотов коленчатого вала при недопустимом снижении давления, не известна и не следует явным образом из существующего уровня техники, т.е. соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».

На фиг.1 представлена принципиальная схема электронного устройства для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

На фиг.2 представлен тензометрический датчик давления, соединенный при помощи штуцера с центральной масляной магистралью, и усилитель сигнала, встроенный в один корпус с датчиком давления.

Электронное устройство для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания (фиг.1) содержит датчик давления тензометрического (пьезоэлектрического) типа 1, штуцером 2 соединенный с центральной масляной магистралью, указатель давления 3 (или индикаторную лампу), расположенный в салоне транспортного средства и соединенный с датчиком давления 1 проводкой 4, усилитель сигнала 5, встроенный в один корпус с датчиком давления 1 (фиг.2) и соединенный с ним проводкой 6, электронный блок управления двигателем 7, расположенный в салоне транспортного средства и содержащий контроллер 8, усилитель сигнала 5, при помощи проводки 9 соединенный с контроллером 8, датчик уровня масла 10, посредством проводки 11 соединенный с электронным блоком управления двигателем 7, сигнальную лампу CHECK ENGINE 12, соединенную при помощи проводки 13 с электронным блоком управления двигателем 7.

Способ осуществляется следующим образом. Подсоединяют электронное устройство для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Запускают двигатель, при этом масляный насос начинает подавать масло в центральную масляную магистраль и в магистрали формируются пульсации давления. Начинают движение транспортного средства. Датчик давления 1 измеряет амплитуду пульсаций величины давления в центральной масляной магистрали на участке от фильтра до подшипников коленчатого вала при работе под нагрузкой. Усилитель сигнала 5 пропорционально пульсациям давления усиливает сигнал. Усиленный сигнал поступает к контроллеру 8, а далее к электронному блоку управления двигателем 7 и к штатному указателю давления 3 (или индикаторной лампе), расположенным в салоне транспортного средства. Указатель давления 3 отображает усредненное давление в центральной масляной магистрали.

Датчик давления тензометрического (пьезоэлектрического) типа 1 осуществляет измерение амплитуды пульсаций величины давления для множества скоростных и нагрузочных режимов двигателя (например, для 10 табличных значений амплитуд давлений), которые заложены в память электронного блока управления двигателем 7.

Электронный блок управления двигателем 7 сравнивает измеренную амплитуду пульсаций величины давления с эталонной, определенной для нового двигателя. Измерение амплитуды пульсаций величины давления осуществляют на движущемся транспортном средстве с помощью электронного устройства, которое замеряет уровень масла в картере двигателя и, учитывая результаты сравнения амплитуды пульсаций величины давления с эталонными значениями, а также исходя из уровня масла в картере двигателя, задает частоту вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивая его безаварийную работу.

При недопустимом снижении величины пульсаций давления в магистрали электронный блок управления двигателем 7 обеспечивает адаптивность регулирования оборотов коленчатого вала в сторону их увеличения для обеспечения безаварийной работы двигателя. При этом электронным устройством постоянно измеряется уровень масла в картере двигателя для исключения аварии двигателя, так как снижение амплитуды пульсаций величины давления возможно из-за нарушения уровня масла в картере двигателя. Результаты измерения амплитуды пульсаций величины давления в эксплуатации сохраняются в памяти электронного блока управления двигателем 7 и выводятся в виде кодов неисправности на панель приборов через сигнальную лампу CHECK ENGINE 12. При восстановлении нормальной величины амплитуды пульсаций давления код ошибки устраняется и двигатель работает в нормальном режиме, а обороты коленчатого вала двигателя понижаются до минимально устойчивых оборотов холостого хода. Если амплитуда пульсаций величины давления и уровень масла в картере двигателя понижаются ниже аварийного уровня, то электронный блок управления двигателем 7 отключает подачу топлива и двигатель останавливается.

Таким образом, установка электронного устройства и использование заявляемого способа позволяют определять техническое состояние двигателя внутреннего сгорания в процессе эксплуатации, исключить использование при диагностировании дорогостоящего оборудования.

Технический результат заключается в повышении надежности используемых элементов в эксплуатации, повышении достоверности оценки действительного технического состояния двигателя, обеспечении адаптивности регулирования оборотов коленчатого вала.


СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
10.02.2013
№216.012.244a

Способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха автомобилей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха автомобилей, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания. Сущность: стенд для испытаний датчиков содержит станину с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474792
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2457

Способ диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования выпускного тракта ДВС заключается в задании номинальной частоты вращения коленчатого вала ДВС, выключении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474805
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c39

Способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха на автомобиле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) на автомобилях, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДМРВ автомобилей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476848
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e4d

Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля. Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля, заключается в измерении уменьшения частоты вращения коленчатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477384
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.11.2013
№216.012.7c14

Способ оценки риска беременности в пренатальном периоде по результатам массового мониторинга беременных женщин на региональном уровне

Изобретение относится к области медицины, а именно к акушерству и гинекологии. Определяют в баллах возраст, наличие вредных привычек и факторов труда и быта, семейное положение, соматические показатели, индекс массы тела, размеры таза и степень его сужения, срок взятия под наблюдение женской...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497437
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.01.2015
№216.013.19af

Способ для комплексного и поэлементного диагностирования двигателей внутреннего сгорания и установка для его осуществления

Изобретение может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ осуществляется путем контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя при отключении части цилиндров и одновременном воздействии на топливоподачу. Неисправные элементы локализируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538003
Дата охранного документа: 10.01.2015
13.01.2017
№217.015.66ae

Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам смазки машин и двигателей, в частности к системам смазки под давлением, и предназначено для смазки турбокомпрессора дизельных двигателей внутреннего сгорания. Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащая главную масляную магистраль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592091
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.66b0

Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам смазки двигателей. Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащая главную масляную магистраль, напорный трубопровод, связывающий магистраль с подшипником турбокомпрессора, гидроаккумулятор с подпружиненным при помощи пружины поршнем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592092
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.66e6

Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам смазки двигателей, в частности к системам смазки под давлением, и предназначено для смазки элементов турбокомпрессора дизельных двигателей внутреннего сгорания. Система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащая главную масляную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592090
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.882f

Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания .

Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее гидроаккумулятор, гидростартер с напорным и сливным трубопроводами, на валу которого установлена муфта свободного хода, кинематически связанная с коленчатым валом двигателя, емкость с рабочей жидкостью и поршневой гидронасос,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602706
Дата охранного документа: 20.11.2016
Показаны записи 1-10 из 66.
10.02.2013
№216.012.2457

Способ диагностирования выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании выпускного тракта поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования выпускного тракта ДВС заключается в задании номинальной частоты вращения коленчатого вала ДВС, выключении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474805
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c39

Способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха на автомобиле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) на автомобилях, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДМРВ автомобилей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476848
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e4d

Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля. Способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля, заключается в измерении уменьшения частоты вращения коленчатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477384
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.05.2013
№216.012.4073

Установка для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей

Изобретение относится к установкам для очистки сточных вод от нефтесодержащих и механических примесей и может быть использовано на предприятиях нефтехимической, металлургической промышленности, топливно-энергетического комплекса, а также для очистки промышленных стоков инженерных сооружений и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482069
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.49ac

Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания заключается в измерении углового перемещения коленчатого вала двигателя с момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484440
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ec

Установка микробиологической очистки сточных вод

Изобретение относится к экологии и может использоваться для очистки промышленных и сточных вод мясо-молочных, масложировых, рыбоконсервных и кожевенных предприятий от органических и неорганических соединений, нефтепродуктов, ПАВ, а также для дезактивации воды от вирусов, бактерий, микробов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487087
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.08.2013
№216.012.63f9

Электрофлотатор

Изобретение относится к устройствам для физико-химической очистки сточных вод, в частности, от эмульгированных жировых загрязнений, нефтепродуктов и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей, машиностроительной и пищевой промышленности. Электрофлотатор содержит корпус с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491230
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.7149

Устройство для приготовления многокомпонентных смесей

Изобретение относится к сельскому хозяйству. В частности, к автоматизации технологических процессов по приготовлению многокомпонентных кормовых смесей. Устройство содержит бункера компонентов с питателями, связанными с управляющими выходами компьютера, сборный бункер, весовые устройства и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494658
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.727f

Способ очистки природных и сточных вод и устройство для его осуществления

Изобретение относится к оборудованию для очистки природных и сточных вод и может применяться для очистки от органических и неорганических загрязнений на предприятиях водоочистки питьевых вод, коммунального хозяйства и ТЭЦ. Способ включает разделение природных и сточных вод на очищенную жидкость...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494968
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7280

Устройство для очистки сточных вод и питьевой воды от радионуклидов и вредных химических элементов

Изобретение относится к очистке сточных вод и питьевой воды от радионуклидов и вредных химических элементов и может использоваться для очистки жидких радиоактивных отходов атомных электростанций (АЭС), дезактивации грунтовых вод и водоемов питьевой воды, очистке технологических растворов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494969
Дата охранного документа: 10.10.2013
+ добавить свой РИД