×
23.04.2020
220.018.17fd

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области систем управления самолетом и предназначено для обеспечения работы механизма триммерного эффекта (МТЭ) при взаимодействии ручного и автоматического управления. Изобретение позволяет повысить надежность механизма триммерного эффекта маневренного самолета за счет увеличения срока службы вследствие сокращения частоты коммутации исполнительного электродвигателя, обеспечить устойчивую работу при работе в следящем контуре при одновременном обеспечении приемлемых точностных характеристик. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области систем управления самолетом и предназначено для обеспечения работы механизма триммерного эффекта (МТЭ) при взаимодействии ручного и автоматического управления.

Известно, что «при работе автоматического управления необходимо согласование ручки управления с сигналом системы дистанционного управления, идущим на рулевой привод совместно с сигналом автоматического управления, т.к. в противном случае при отключении автоматики получится заброс по перегрузке» (Оболенский Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. М., филиал Воениздат, 2007 г., 480 с.. с. 327). В этой же работе с учетом этого обстоятельства подробно рассмотрены особенности взаимодействия ручного и автоматического управления самолетом при их чередовании (с. 325÷333, рис. 6.10, 6.11, 6.12, 6.13). Во всех указанных вариантах перехода управления самолетом из режима ручного управления в автоматический режим МТЭ оказывается включенным в следящий контур регулирования так, как это показано на фиг. 2.

Работа МТЭ в следящем режиме сопряжена с рядом особенностей:

- основным узлом МТЭ является электродвигатель постоянного тока, перемещающий через редуктор и выходной шток пружину загрузочного механизма (ЗМ) и ручку управления самолетом (РУС);

- управление электродвигателем осуществляется реверсивно с постоянной (фиксированной) скоростью перемещения штока МТЭ с помощью блока усилителя мощности (БУМ);

- в редукторе МТЭ, в узлах крепления МТЭ с корпусом самолета, в местах стыковки МТЭ с ЗМ и соединения ЗМ с РУС имеются люфты, увеличивающиеся по мере эксплуатации;

- электродвигатель МТЭ должен включаться в работу как можно реже исходя из необходимости экономии рабочего ресурса;

- электродвигатель обладает определенными динамическими характеристиками, влияющими на устойчивость и динамику следящего контура управления МТЭ в целом.

С учетом этих особенностей устройство управления (УУ) механизмом триммерного эффекта должно обеспечивать как устойчивость, так и приемлемые статические и динамические характеристики следящего контура в условиях действия люфтов, наличия релейной скоростной характеристики электродвигателя и его динамических свойств.

Известные и распространенные на практике устройства управления электродвигателями постоянного тока используют схемы импульсного регулирования (Крымов Б.Г., Рабинович Л.В., Стеблецов В.Г. Исполнительные устройства систем управления летательными аппаратами, М.: Машиностроение, 1987, 264 с., с. 166÷171, рис. 4.4, рис. 4.5, рис. 4.7). Их реализация достаточно сложна, а принципиально свойственный им непрерывный импульсный режим включения/выключения электродвигателя снижает ресурс его работы.

Пониженной частотой включения/выключения отличается устройство управления исполнительным блоком интегрального типа (аналог МТЭ), представленная в патенте RU 2380279. Данное устройство управления МТЭ используется на самолетах «МиГ», но схема его излишне усложнена и обладает, как будет показано ниже, невысокой точностью слежения за входным сигналом автоматического управления.

Целью изобретения является упрощение структуры УУ при одновременном обеспечении приемлемой точности отслеживания входного сигнала в следящем контуре и экономии располагаемого ресурса работы МТЭ за счет снижения частоты коммутации напряжения на электродвигатель.

Техническим результатом заявляемого устройства управления механизмом триммерного эффекта маневренного самолета является его упрощение, повышение надежности за счет увеличения срока службы вследствие сокращения частоты коммутации исполнительного электродвигателя, обеспечение устойчивой работы при работе в следящем контуре при одновременном обеспечении приемлемых точностных характеристик.

Технический эффект достигается тем, что заявляемое устройство управления механизмом триммерного эффекта содержит нелинейный блок с зоной нечувствительности и ограничением сигнала по величине, вход которого является входом устройства, блок временного запаздывания, блок логики и двухпозиционный ключ, выход которого является выходом устройства, при этом выход нелинейного блока соединен со входами блока временного запаздывания, блока логики и с нормально-разомкнутым контактом ключа, нормально-замкнутый контакт ключа подключен к выходу блока временного запаздывания, а управляющий вход ключа соединен с выходом блока логики. Блок логики при нахождении сигнала на выходе нелинейного блока в зоне нечувствительности коммутирует выход ключа с нормально-разомкнутым контактом, а при выходе сигнала на выходе нелинейного блока из зоны нечувствительности - с нормально-замкнутым контактом.

Сущность изобретения поясняется графическими изображениями:

на фиг. 1 представлена блок-схема заявляемого устройства;

на фиг. 2 изображена блок-схема образования следящего контура управления МТЭ;

на фиг. 3 показана блок-схема включения заявляемого устройства в следящий контур управления МТЭ;

на фиг. 4 представлены графики процессов отработки синусоидального входного сигнала с устройством, использующим принцип импульсного регулирования (график а)), с заявляемым устройством (график б)) и с устройством, представленным в патенте RU 2380279 (график в)).

На фиг. 1÷4 использованы следующие обозначения:

1 - нелинейный блок с зоной нечувствительности и ограничением сигнала по величине;

2 - блок логики;

3 - блок временного запаздывания;

4 - двухпозиционный ключ,

Δ - величина зоны нечувствительности нелинейного блока 1;

U1 - уровень ограничения сигнала на выходе нелинейного блока 1;

УУ - устройство управления МТЭ;

БУМ - блок усиления мощности;

МТЭ - механизм триммерного эффекта с электродвигателем постоянного тока, редуктором и линейно перемещающимся выходным штоком;

ϕавт - сигнал автоматики, подлежащий отслеживанию перемещения РУС с помощью МТЭ;

РУС - ручка управления самолетом;

ХРУС - перемещение ручки управления самолетом;

Uвх=(ϕавтРУС) - сигнал на входе в УУ механизмом триммерного эффекта;

ЗМ - загрузочный механизм ручки управления самолетом;

ХМТ - перемещение штока МТЭ;

ΔХЛ - перемещение ручки управления самолетом летчиком;

РП - рулевой привод;

ϕст - отклонение стабилизатора (руля высоты).

Работу заявляемого устройства управления механизмом триммерного эффекта маневренного самолета рассмотрим при «наиболее характерном для электропривода синусоидальном входном воздействии» (Крымов Б.Г., Рабинович Л.В., Стеблецов В.Г. Исполнительные устройства систем управления летательными аппаратами, М.: Машиностроение, 1987, 264 с, с. 166). При наличии управляющего сигнала на входе нелинейного блока 1, когда |Uвх|>Δ блок логики 2 формирует на своем выходе сигнал, переводящий ключ 4 в нижнее замкнутое положение. Благодаря этому на выход УУ поступает сигнал с выхода блока временного запаздывания 3, представляющий собой сигнал U1 с выхода нелинейного блока с определенной задержкой по времени. Сигнал U1 поступает далее в БУМ, с его помощью далее включается в работу электродвигатель и выходной шток МТЭ перемещается с постоянной скоростью. Направление перемещения штока МТЭ зависит от знака сигнала U1, т.е. от знака сигнала Uвх. В том случае, когда |Uвх|≤Δ блок логики 2 формирует на своем выходе сигнал, переводящий контакты ключа 4 в верхнее замкнутое положение. Сигнал на выходе УУ становится в этом случае равным нулю и перемещение штока МТЭ прекращается. Таким образом, шток МТЭ перемещается в случае превышения величины сигнала на входе УУ назначенной зоны нечувствительности Δ и останавливается в противном случае. Величина зоны нечувствительности Δ в нелинейном блоке 1 и время задержки прохождения сигнала в блоке 3 определяются из условия обеспечения устойчивости следящего контура управления МТЭ в целом с учетом наличия люфтов в механических узлах крепления МТЭ с загрузочным механизмом и ручкой управления самолетом, релейного управления скоростью вращения вала электродвигателя и особенностей динамических свойств конкретного типа электродвигателя.

На фиг. 4 представлен анализ процессов в следящем контуре управления МТЭ с различными вариантами реализации УУ при синусоидальном входном сигнале вида ϕавт=5 Sin (0,628t):

- на фиг. 4а) - с УУ, использующим принцип импульсного регулирования;

- фиг. 4б) - с использованием заявляемого к патентованию УУ;

- фиг. 4в) - с УУ, выполненным в соответствии с патентом RU 2380279.

Анализ процессов, представленных на фиг. 4а) свидетельствует, что сигнал ХРУС отслеживает входной сигнал ϕавт с приемлемой точностью, но с достаточно высокой частотой включений/выключений в работу электродвигателя МТЭ, что снижает срок его эксплуатации при назначенном производителем ресурсе.

Процессы в следящем контуре управления МТЭ с УУ, выполненным в соответствии с патентом RU 2380279 (фиг. 4в), наоборот, отличаются низкой частотой включений/выключений в работу электродвигателя, но ХРУС отслеживает входной сигнал ϕавт с недостаточной точностью.

Характер процессов в следящем контуре управления МТЭ с использованием заявляемого к патентованию УУ свидетельствует, что ХРУС отслеживает входной сигнал ϕавт с приемлемой точностью и с низкой частотой включений/выключений в работу электродвигателя МТЭ, т.е. УУ удовлетворяет предъявляемым требованиям к работе МТЭ в следящем контуре управления..

Следящий контур управления МТЭ с использованием заявляемого к патентованию УУ прошел проверку в летных испытаниях с положительной оценкой и принят к использованию на самолетах МиГ.


УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ТРИММЕРНОГО ЭФФЕКТА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 20 items.
10.02.2015
№216.013.234b

Система объективного контроля

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может найти применение на летательных аппаратах (ЛА) для обработки, обобщения и хранения полетной информации (ПИ). Технический результат - повышение надежности. Для этого осуществляют запись ПИ в катапультируемый бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540488
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bdd

Система автоматического управления самолетом при снижении

Система автоматического управления самолетом при снижении содержит навигационно-измерительный комплекс, первый и второй масштабные блоки, четыре сумматора, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления (АПУ), руль высоты, рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542686
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.09.2015
№216.013.7863

Способ корректировки облика летательного аппарата по величине радиолокационной заметности

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для проведения мероприятий по скрытию летательных аппаратов (ЛА) военного назначения от средств радиолокационной разведки. Техническим результатом является снижение радиолокационной заметности ЛА при минимальном влиянии на массу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562408
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.10.2015
№216.013.888d

Универсальный имитатор авиационных средств поражения и способ проверки работы бортовых систем авиационного вооружения с помощью универсального имитатора авиационных средств поражения

Группа изобретений относится к области проверки работы бортовых систем авиационного вооружения при помощи имитаторов авиационных средств поражения (АСП). Универсальный имитатор АСП содержит передний обтекатель, балку с передним и задним узлами подвески, задний обтекатель в виде двух створок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566560
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.08.2016
№216.015.51bb

Электромагнитный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к электромагнитным клапанам управления выработкой топлива из баков летательных аппаратов. Электромагнитный клапан включает корпус, выполненный с электроразъемом и верхней крышкой. В корпусе расположены катушка, клапан-сердечник и пружина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596085
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.5369

Струйный датчик уровня

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593933
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.cce1

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета содержит датчики заданной и текущей скорости самолета, семь сумматоров, шесть масштабных блоков, интегратор, рулевой привод, руль высоты, датчик продольной перегрузки, датчик нормальной перегрузки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619793
Дата охранного документа: 18.05.2017
10.07.2018
№218.016.6f35

Клапан обратный

Изобретение относится к системам регулирования. Клапан обратный содержит корпус, выполненный в виде цилиндрической втулки, состоящей из двух ступеней различного диаметра, связанных между собой перемычками, седло клапана с рабочим выходным каналом, подпружиненный тарельчатый затвор конической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660745
Дата охранного документа: 09.07.2018
13.07.2018
№218.016.70dc

Сливной кран

Изобретение относится к топливной системе летательного аппарата. Сливной кран состоит из цилиндрического корпуса (1) с входным патрубком (2) с наружной резьбой и выходным патрубком (3), штока (7), клапана (4) с уплотнительным элементом (5). Входной (2) и выходной (3) патрубки выполнены на одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661188
Дата охранного документа: 12.07.2018
28.07.2018
№218.016.75f8

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку содержит датчик углового отклонения самолета от оси ВПП, датчик текущего курса самолета, датчик курсового угла ВПП, шесть масштабных блоков, четыре интегратора, девять сумматоров, комплексную систему управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662576
Дата охранного документа: 26.07.2018
Showing 1-10 of 37 items.
27.11.2013
№216.012.860c

Способ определения чувствительности опухоли легкого к терапии ингибиторами тирозинкиназ

Изобретение относится к области медицины, в частности к молекулярной диагностике. Предложен способ определения чувствительности опухоли легкого к терапии ингибиторами тирозинкиназ у пациентов с раком легкого в цитологическом опухолевом материале методом полимеразной цепной реакции в режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499994
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.03.2014
№216.012.ab2c

Способ вертебропластики

Изобретение относится к медицине, а именно нейрохирургии и травматологии. До операции проводят спиральную компьютерную томографию. В аксиальной плоскости измеряют наибольший d и наименьший d диаметры позвонка выше, а также наибольший d и наименьший d диаметры позвонка ниже поврежденного....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509535
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.aede

Устройство обнаружения факта наведения самонаводящегося по радиоизлучению оружия на радиоэлектронное средство, защищенное отвлекающим устройством

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в системах управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство обнаружения содержит последовательно соединенные антенну (А),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510481
Дата охранного документа: 27.03.2014
27.06.2014
№216.012.d736

Комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к комплексной системе управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку. Система включает инерциальную навигационную систему, систему воздушных сигналов, индикатор посадочных сигналов (ИПС), блок комплексной обработки информации (КОИ), спутниковую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520872
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.08.2014
№216.012.ec8e

Электромеханический мини-привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для преобразования вращательного движения управляющего двигателя в поступательное движение выходного звена. Электромеханический силовой мини-привод состоит из электродвигателя и корпуса, внутри которого расположены последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526366
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f6dd

Модульный молекулярный конъюгат для направленной доставки генетических конструкций и способ его получения

Изобретение относится к области медицины и ветеринарии и может быть использовано как эффективное средство адресной доставки комплексов ДНК с молекулярными конъюгатами в определенные органы и ткани млекопитающих. В заявляемом изобретении значительно повышается эффективность доставки ДНК в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529034
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.12.2014
№216.013.1691

Система автоматического управления самолетом при заходе на посадку

Изобретение относится к авиационной технике. Система автоматического управления самолетом при заходе на посадку содержит посадочную радиотехническую систему, включающую в себя связанные через радиоканал наземный глиссадный радиомаяк, бортовой глиссадный радиоприемник и дальномер. Также в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537201
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.16ce

Молекулярные конъюгаты с поликатионным участком и лигандом для доставки в клетку и ядро клетки днк и рнк

Настоящее изобретение относится к биотехнологии и представляет собой молекулярные конъюгаты, способные связываться с нуклеиновыми кислотами (ДНК или РНК) для доставки их в клетки млекопитающего, экспрессирующие рецепторы трансферрина. Указанные молекулярные конъюгаты состоят из поликатионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537262
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.01.2015
№216.013.21c5

Способ вертебропластики

Изобретение относится к медицине, а именно к нейрохирургии и травматологии. До операции получают изображение компрессионного позвонка, выше и ниже расположенных позвонков. Измеряют по полученному изображению по переднему контуру позвонков в сагиттальной плоскости высоту тела позвонка,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540093
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2bdd

Система автоматического управления самолетом при снижении

Система автоматического управления самолетом при снижении содержит навигационно-измерительный комплекс, первый и второй масштабные блоки, четыре сумматора, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления (АПУ), руль высоты, рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542686
Дата охранного документа: 20.02.2015
+ добавить свой РИД