×
10.07.2018
218.016.6f35

КЛАПАН ОБРАТНЫЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002660745
Дата охранного документа
09.07.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к системам регулирования. Клапан обратный содержит корпус, выполненный в виде цилиндрической втулки, состоящей из двух ступеней различного диаметра, связанных между собой перемычками, седло клапана с рабочим выходным каналом, подпружиненный тарельчатый затвор конической формы с хвостовиком. Седло клапана находится в ступени большего диаметра. В ступени меньшего диаметра выполнена внутренняя цилиндрическая расточка, в которую запрессована направляющая втулка с внутренним направляющим отверстием, в поперечном сечении выполненным в форме «ромашки». На конце хвостовика установлен защитный стакан, на поверхности тарельчатого затвора со стороны седла клапана выполнена концентрическая канавка, в которую установлен уплотнительный элемент. В самом седле клапана со стороны тарельчатого затвора выполнена концентрическая канавка, в которую установлен уплотнительный элемент. По наружному краю тарельчатого затвора со стороны седла клапана выполнена острая кромка с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом седла клапана. По внутренней окружности седла клапана выполнена острая кромка с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом тарельчатого затвора. Изобретение направлено на повышение герметичности клапана обратного и магистрали наддува в целом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к системам регулирования, в частности к обратным клапанам, широко применяющимся в машиностроении и авиастроении, и может быть использовано в магистрали наддува топливных баков самолета.

Известен клапан обратный с плоским тарельчатым затвором модульной конструкции, содержащий корпус, седло, подпружиненный плоский тарельчатый затвор с возможностью осевого перемещения хвостовика в кольцевой расточке корпуса, седло клапана с рабочей уплотняемой поверхностью, выполненной в виде кольцевых концентричных притертых к рабочей поверхности тарельчатого затвора ножевых выступов (патент RU №2250405, опубл. 20.04.2005 г.).

Указанный клапан применяется в системах, в которых в качестве рабочего тела выступает жидкость. Однако конструкция клапана не исключает возможность применения его в системах, где в качестве рабочего тела выступает воздух.

В случае применения указанного клапана в качестве запорно-регулирующего элемента в системах с воздушной рабочей средой, например в магистрали наддува топливных баков самолета, конструкция клапана имеет ряд недостатков: поскольку воздух, отбираемый от компрессора двигателя, дополнительно не очищается, то со временем уплотнительные ножевые выступы могут получить износ от частиц, содержащихся в подаваемом на клапан воздухе, что может привести к образованию зазоров между рабочей поверхностью тарельчатого затвора и ножевыми выступами, и, как следствие, привести к ухудшению герметичности клапана. Кроме того, между кольцевой расточкой корпуса и хвостовиком тарельчатого затвора, согласно указанному изобретению, имеется гарантированный кольцевой зазор, который, в случае использования клапана данной конструкции в магистрали наддува топливных баков самолета, может со временем забиваться частицами, содержащимися в рабочем теле (воздухе), что отрицательно скажется на работе клапана и может привести к ухудшению движения хвостовика тарельчатого затвора в кольцевой расточке корпуса вплоть до его заклинивания.

Задачей настоящего изобретения является создание надежного обратного клапана для магистралей самолета, в которых в качестве рабочего тела выступает воздух, например магистрали наддува топливных баков. Технический результат, достигаемый настоящим изобретением, - повышение герметичности и надежности обратного клапана.

Указанный технический результат достигается тем, что клапан обратный содержит корпус, выполненный в виде цилиндрической втулки, состоящей из двух ступеней различного диаметра, связанных между собой перемычками, образующими между собой сквозные рабочие входные окна, седло клапана с рабочим выходным каналом, подпружиненный тарельчатый затвор конической формы с хвостовиком с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с седлом при обратном направлении потока, при этом седло клапана находится в ступени большего диаметра, а в ступени меньшего диаметра выполнена внутренняя цилиндрическая расточка, в которую запрессована направляющая втулка с внутренним направляющим отверстием, в поперечном сечении выполненным в форме «ромашки», для хвостовика тарельчатого затвора, а на конце хвостовика установлен защитный стакан, причем на поверхности тарельчатого затвора со стороны, обращенной к седлу клапана, выполнена концентрическая канавка, в которую установлен уплотнительный элемент, а в самом седле клапана со стороны тарельчатого затвора выполнена концентрическая канавка, в которую установлен уплотнительный элемент, при этом по наружному краю тарельчатого затвора со стороны седла клапана выполнена острая кромка с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом седла клапана, а по внутренней окружности седла клапана выполнена острая кромка с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом тарельчатого затвора.

В качестве уплотнительных элементов может быть использована, например, высокотемпературная резина.

Направляющая втулка, запрессовываемая в цилиндрическую расточку ступени корпуса меньшего диаметра, предпочтительно выполняется из материала, более мягкого по отношению к материалу ступени корпуса, для уменьшения трения в паре «хвостовик- втулка».

Наличие между ступенями цилиндрического корпуса перемычек позволяет в целом уменьшить вес клапана обратного, а пространство между перемычками образует сквозные рабочие входные окна большого проходного сечения, сообщенные с магистралью наддува.

Выполнение тарельчатого затвора конической формы улучшает ориентацию воздушного потока в магистрали после выхода из клапана.

Установка (запрессовка) во внутреннюю цилиндрическую расточку меньшей по диаметру ступени корпуса направляющей втулки с внутренним направляющим отверстием для хвостовика тарельчатого затвора формирует подвижную пару и обеспечивает точную установку хвостовика тарельчатого затвора в корпусе, а выполнение направляющего отверстия втулки с поперечным сечением в форме «ромашки» уменьшает трение и предотвращает возможное заклинивание хвостовика за счет меньшей поверхности его контакта в направляющей втулке.

Установка на конце хвостовика защитного стакана предотвращает попадание в подвижную пару втулка-хвостовик посторонних частиц из подаваемого на клапан воздуха.

Выполнение на поверхности тарельчатого затвора со стороны седла клапана концентрической канавки, в которую установлен уплотнительный элемент, и выполнение в седле клапана со стороны тарельчатого затвора концентрической канавки, в которую установлен уплотнительный элемент, создает два контура уплотнения, обеспечивающие герметичность клапана обратного в закрытом положении и магистрали наддува в целом.

Выполнение по наружному краю тарельчатого затвора со стороны седла клапана острой кромки с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом седла клапана, а по внутренней окружности седла клапана - острой кромки с возможностью взаимодействия с уплотнительным элементом тарельчатого затвора, повышает герметичность обоих контуров уплотнения.

Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, где представлен общий вид с разрезом корпуса клапана обратного в закрытом положении.

Клапан обратный содержит корпус, выполненный в виде цилиндрической втулки, состоящей из ступени 1 большего диаметра (ступень 1) и ступени 2 меньшего диаметра (ступень 2). Ступень 1 содержит седло 3 клапана с рабочим выходным каналом 4. Ступень 1 связана со ступенью 2 посредством перемычек 5, образующих между собой сквозные рабочие входные окна 6.

Во внутреннюю цилиндрическую расточку ступени 2 запрессована направляющая втулка 7 с внутренним направляющим отверстием для хвостовика 8 тарельчатого затвора 9. Направляющее отверстие втулки 7 выполнено в поперечном сечении в форме «ромашки» (как показано на изображении А-А фиг. 1). На конце хвостовика 8 установлен защитный стакан 10 с возможностью его осевого перемещения совместно с хвостовиком 8, ограничивая его ход, закрепленный на конце хвостовика 8 с помощью резьбового соединения 11 и законтренный проволокой 12. Между наружной цилиндрической поверхностью ступени 2 и внутренней цилиндрической поверхностью защитного стакана 10 установлена пружина 13, одним концом упирающаяся в ребра перемычек 5, а другим в дно защитного стакана 10, обеспечивающая надежное прижатие тарельчатого затвора 9 к седлу 3 клапана обратного.

На поверхности тарельчатого затвора 9, обращенной в сторону седла 3 клапана, выполнена кольцевая концентрическая канавка 14, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент 15. На поверхности седла 3 клапана со стороны тарельчатого затвора 9 выполнена кольцевая концентрическая канавка 16, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент 17. В качестве уплотнительных элементов 15 и 17 может быть использована, например, высокотемпературная резина, которая может быть установлена в канавки 14 и 16, например, методом вулканизации.

По периметру внешней поверхности тарельчатого затвора 9, обращенной в сторону седла 3 клапана, выполнена острая кромка 18, взаимодействующая с уплотнительным элементом 17 седла 3 клапана при закрытом положении клапана.

По периметру внутренней окружности седла 4 клапана выполнена острая кромка 19, взаимодействующая с уплотнительным элементом 15 тарельчатого затвора 9 при закрытом положении клапана.

Клапан обратный устанавливается в магистраль наддува топливных баков хвостовиком по направлению к входящему потоку воздуха. Пружина обратного клапана обеспечивает прижатие тарельчатого затвора к седлу клапана при отсутствии давления в магистрали и рассчитана на открытие клапана при достижении заданного давления. При подаче воздуха от компрессора двигателя и достижении необходимого для открытия клапана давления, тарельчатый затвор обратного клапана отходит от седла, сжимая пружину, и открывает выходной канал. Защитный стакан, установленный на хвостовике тарельчатого затвора, в момент максимального открытия клапана упирается своим краем в поверхности перемычек, соединяющих части корпуса клапана, ограничивая дальнейший ход тарельчатого затвора, обеспечивая необходимый расход воздуха для наддува топливных баков и препятствуя попаданию посторонних частиц из воздуха в подвижную пару хвостовик-втулка. Через рабочие входные окна между перемычками воздух проходит в выходной канал и далее в магистраль наддува. При прекращении подачи воздуха от компрессора двигателя давление в магистрали падает, и пружина возвращает тарельчатый затвор обратно на седло капана. За счет наличия двух контуров уплотнения седла клапана и тарельчатого затвора, состоящих из кольцевых уплотнительных элементов и острых кромок, с ними взаимодействующих, достигается полная герметичность обратного клапана в закрытом положении при отсутствии давления в магистрали наддува, что препятствует попаданию топлива в воздушный тракт двигателя.


КЛАПАН ОБРАТНЫЙ
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 20 items.
10.02.2015
№216.013.234b

Система объективного контроля

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может найти применение на летательных аппаратах (ЛА) для обработки, обобщения и хранения полетной информации (ПИ). Технический результат - повышение надежности. Для этого осуществляют запись ПИ в катапультируемый бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540488
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bdd

Система автоматического управления самолетом при снижении

Система автоматического управления самолетом при снижении содержит навигационно-измерительный комплекс, первый и второй масштабные блоки, четыре сумматора, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления (АПУ), руль высоты, рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542686
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.09.2015
№216.013.7863

Способ корректировки облика летательного аппарата по величине радиолокационной заметности

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для проведения мероприятий по скрытию летательных аппаратов (ЛА) военного назначения от средств радиолокационной разведки. Техническим результатом является снижение радиолокационной заметности ЛА при минимальном влиянии на массу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562408
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.10.2015
№216.013.888d

Универсальный имитатор авиационных средств поражения и способ проверки работы бортовых систем авиационного вооружения с помощью универсального имитатора авиационных средств поражения

Группа изобретений относится к области проверки работы бортовых систем авиационного вооружения при помощи имитаторов авиационных средств поражения (АСП). Универсальный имитатор АСП содержит передний обтекатель, балку с передним и задним узлами подвески, задний обтекатель в виде двух створок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566560
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.08.2016
№216.015.51bb

Электромагнитный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к электромагнитным клапанам управления выработкой топлива из баков летательных аппаратов. Электромагнитный клапан включает корпус, выполненный с электроразъемом и верхней крышкой. В корпусе расположены катушка, клапан-сердечник и пружина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596085
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.5369

Струйный датчик уровня

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593933
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.cce1

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета содержит датчики заданной и текущей скорости самолета, семь сумматоров, шесть масштабных блоков, интегратор, рулевой привод, руль высоты, датчик продольной перегрузки, датчик нормальной перегрузки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619793
Дата охранного документа: 18.05.2017
13.07.2018
№218.016.70dc

Сливной кран

Изобретение относится к топливной системе летательного аппарата. Сливной кран состоит из цилиндрического корпуса (1) с входным патрубком (2) с наружной резьбой и выходным патрубком (3), штока (7), клапана (4) с уплотнительным элементом (5). Входной (2) и выходной (3) патрубки выполнены на одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661188
Дата охранного документа: 12.07.2018
28.07.2018
№218.016.75f8

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку содержит датчик углового отклонения самолета от оси ВПП, датчик текущего курса самолета, датчик курсового угла ВПП, шесть масштабных блоков, четыре интегратора, девять сумматоров, комплексную систему управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662576
Дата охранного документа: 26.07.2018
01.11.2018
№218.016.986d

Система дистанционного управления самолетом в боковом движении

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам дистанционного управления самолетом в боковом движении. Применяют астатический (интегральный) контур отработки заданных значений угловой скорости крена и управляют сигналом с интегратора элеронами и рулем направления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671063
Дата охранного документа: 29.10.2018
Showing 1-8 of 8 items.
27.08.2016
№216.015.51bb

Электромагнитный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к электромагнитным клапанам управления выработкой топлива из баков летательных аппаратов. Электромагнитный клапан включает корпус, выполненный с электроразъемом и верхней крышкой. В корпусе расположены катушка, клапан-сердечник и пружина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596085
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.5369

Струйный датчик уровня

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593933
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.07.2018
№218.016.70dc

Сливной кран

Изобретение относится к топливной системе летательного аппарата. Сливной кран состоит из цилиндрического корпуса (1) с входным патрубком (2) с наружной резьбой и выходным патрубком (3), штока (7), клапана (4) с уплотнительным элементом (5). Входной (2) и выходной (3) патрубки выполнены на одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661188
Дата охранного документа: 12.07.2018
25.04.2020
№220.018.1998

Разгруженное телескопическое соединение для трубопровода

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединениям трубопроводов, и может быть использовано в топливных магистралях самолета. Разгруженное телескопическое соединение для трубопровода содержит корпус с рабочей полостью, состоящий из двух частей, имеющих внутренние...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719749
Дата охранного документа: 23.04.2020
15.07.2020
№220.018.3282

Воздушный фильтр

Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе наддува топливных баков летательных аппаратов. Заявленное изобретение, благодаря сохранению наддува топливных баков при промерзании сетчатых фильтрующих элементов, а также обеспечению их максимально быстрого оттаивания,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726386
Дата охранного документа: 13.07.2020
23.07.2020
№220.018.358f

Отсечной клапан

Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к отсечным клапанам, регулирующим выработку топлива из баков летательных аппаратов. Отсечной клапан содержит корпус, имеющий штуцер входного командного давления, штуцер входного давления управления и штуцер слива. Внутри корпуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727112
Дата охранного документа: 20.07.2020
24.05.2023
№223.018.6f4e

Отжимной топливный клапан

Изобретение относится к авиационной технике. Отжимной топливный клапан содержит полый цилиндрический корпус, в котором размещен подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий шток и тарелку, крышку с выполненной внутри нее втулкой, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец. Полый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796040
Дата охранного документа: 16.05.2023
24.05.2023
№223.018.6f91

Отжимной дренажный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для дренажа топливных систем летательных аппаратов (ЛА), в частности для подключения подвесного агрегата заправки (ПАЗ). Отжимной дренажный клапан содержит полый цилиндрический корпус, подпружиненный тарельчатый клапан,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796042
Дата охранного документа: 16.05.2023
+ добавить свой РИД