×
31.01.2020
220.017.fb4c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ НИТИ В ОТСУТСТВИЕ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО РАЗРЫВА В МЕСТЕ ИЗЛОМА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002712361
Дата охранного документа
28.01.2020
Аннотация: Изобретение относится к методам контроля целостности рельсовых нитей. В способе протекающий по рельсу ток наводит ЭДС в приемной катушке, питание рельсовой линии осуществляется от генератора тональной частоты, мобильный генератор устанавливается на подвижной единице и через низкоомные шины соединяется с угольными щетками, которые трутся о бандажи колесных пар разных тележек одной подвижной единицы, ток от генератора через низкоомные шины, щетки и бандажи колесных пар замыкается по рельсу между колесными парами, над которыми размещаются приемные катушки; над головкой рельса размещаются две пары приемных катушек, первая из которых размещается на одной координате, но разных частях головки рельса - левой и правой, вторая - на разных координатах на расстоянии 1-2 м, катушки каждой пары включены встречно; в случае повреждения рельса, которое создает асимметрию тока в рельсах, т.е. русло протекания тока смещается в левую или правую часть рельса - головки и подошвы, возникает результирующая ЭДС в первой паре катушек, которая, при превышении порогового значения, указывает на излом рельса в плоскости, перпендикулярной движению поезда; в случае повреждения рельса, которое создает асимметрию тока в рельсах, т.е. русло протекания тока смещается в верхнюю или нижнюю часть рельса, возникает результирующая ЭДС во второй паре приемных катушек, которая при превышении порогового значения указывает на излом рельса в плоскости, параллельной движению поезда, такая ситуация возникает, если одна из катушек находится над местом излома рельса, другая - над исправным рельсом. Достигается повышение достоверности контроля целостности рельсовой нити. 5 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для контроля целостности рельсовых нитей.

Уровень техники

Известен способ контроля целостности рельсовых нитей, заключающийся в измерении текущего тока (напряжения) приемного конца рельсовой цепи и сравнении его с пороговым значением. [Полевой Ю.И. Методы и устройства контроля местонахождения объекта в системе управления подвижным составом: дис....докт. техн. наук / Ю.И. Полевой. - Самара: СамГУПС, 2013. - 454 с] При превышении текущим током порогового значения рельсовая линия считается исправной.

Недостатком способа является то, что при изломе рельсовой нити и отсутствии устойчивого гальванического разрыва контролировать неисправность рельсовой цепи не представляется возможным.

Известен способ контроля целостности рельсовой нити, заключающийся в измерении величины тока в рельсовой нити, и при снижении этого тока ниже порогового значения путевой участок считается неисправным [Устройства автоматики телемеханики и связи. Часть I. Шаляпин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 314 - 322)]. Величина тока в рельсах определяется посредством наведенной ЭДС в локомотивных приемных катушках.

Недостатком способа является то, что при изломе рельсовой нити и отсутствии устойчивого гальванического разрыва контролировать неисправность рельсовой цепи не представляется возможным.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено техническое решение, является повышение достоверности контроля целостности рельсовой нити в отсутствие гальванического разрыва в месте излома.

Способ контроля целостности рельсовой нити в отсутствие гальванического разрыва в месте излома заключающийся в том, что ток, протекающий по рельсу, наводит ЭДС в приемной катушке, а питание рельсовой линии осуществляется от генератора тональной частоты, отличающийся тем,

что мобильный генератор устанавливается на подвижной единице, выход которого через низкоомные шины соединяется с угольными щетками (с большой площадью соприкосновения), которые трутся о бандажи колесных пар разных тележек одной подвижной единицы, ток от генератора через низкоомные шины, щетки и бандажи колесных пар замыкается по рельсу между колесными парами, над которыми размещаются приемные катушки;

над головкой рельса размещаются две пары приемных катушек, первая из которых размещается на одной координате, но разных частях головки рельса (левая и правая), вторая - на разных координатах на небольшом расстоянии (1-2 м), катушки каждой пары включены встречно;

в случае повреждения рельса, которое создает асимметрию тока в рельсах, т.е. русло протекания тока смещается в левую или правую часть рельса (головки и подошвы), то возникает результирующая ЭДС в первой паре катушек, которая, при превышении порогового значения, указывает на излом рельса в плоскости перпендикулярной движению поезда;

в случае повреждения рельса, которое создает асимметрию тока в рельсах, т.е. русло протекания тока смещается в верхнюю или нижнюю часть рельса то возникает результирующая ЭДС во второй паре приемных катушек, которая при превышении порогового значения указывает на излом рельса в плоскости параллельной движению поезда, такая ситуация возникает если одна из катушек находится над местом излома рельса, другая - над исправным рельсом;

русло протекание тока это линия, которая проходит через точки в сечениях рельса, через которые протекает сосредоточенный ток, величина которого соответствует току, протекающему по всей площади сечения рельса;

русло тока соответствует линии, протекание тока по которой вызывает такое же магнитное поле вокруг рельса, как и протекающий ток по всей площади поперечного сечения рельса.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлен вид рельса с торца и с боку, а также линия русла протекания тока при разрыве рельса снизу и точки смещения русла; на фиг. 2 - вид рельса с торца и сверху, а также линия русла течения тока при разрыве рельса слева (Л) и точки смещения русла; на фиг. 3 - размещение первой и второй пары приемных катушек над головкой рельса; на фиг. 4 - схема соединения элементов устройства контроля повреждения рельса; на фиг. 5 - схема подключения мобильного генератора к рельсам через колесные пары и щетки.

Осуществление изобретения

На фиг. 1, 2, 3, 4 и 5 приведены следующие обозначения:

1 - головка рельса;

2 - шейка рельса;

3 - подошва рельса;

4 - русло тока (точке 4 соответствует ток исправной части рельса);

5 - точка соответствующая смещению русла в головке рельса при повреждении рельса слева (Л);

6 - точка соответствующая смещению русла в головке рельса при повреждении рельса справа (П);

7 - точка соответствующая смещению русла в подошве рельса при повреждении рельса слева (Л);

8 - точка соответствующая смещению русла в подошве рельса при повреждении рельса справа (П);

9 - точка соответствующая смещению русла при повреждении рельса снизу;

10 - точка соответствующая смещению русла при повреждении рельса сверху;

11 - точка протекания тока при повреждении рельса снизу;

12 - излом рельса снизу;

13 - точка протекания тока при повреждении рельса слева;

14 - излом рельса слева;

15 и 16 - катушки первой пары;

17 и 18 - катушки второй пары;

19 и 20 - выводы соединенных последовательно встречно первой пары катушек;

21 и 22 - выводы соединенных последовательно встречно второй пары катушек;

23 и 24 - первая ПК1 и вторая ПК2 пары катушек;

25 и 26 - первый ФП1 и второй ФП2 полосовые фильтры;

27 и 28 - первый У1 и второй У2 усилители;

29 и 30 - первый В1 и второй В2 выпрямители (на выходе гладкий сигнал без пульсации);

31 и 32 - первый АЦП1 и второй АЦП2 аналого-цифровые преобразователи;

33 - электронно-вычислительная машина ЭВМ;

34 - приемник ГЛОНАСС ПГЛ;

35 - радиостанция PC;

36 - рельс;

37 и 38 - бандажи колесных пар;

39 - мобильный генератор МГ;

40 и 41 - угольные щетки с большой поверхностью соприкосновения для снижения переходного сопротивления;

42 и 43 - низкоомные шины.

Сущность способа контроля целостности рельсовой нити в отсутствие гальванического разрыва в месте излома заключается в том, что при изломе рельса смещается русло протекания тока. Русло протекания тока это линия, которая проходит через точки в сечениях рельса, через которые протекает сосредоточенный ток, величина которого соответствует току, протекающего по всей площади сечения рельса (ток рельса). Русло тока соответствует линии, протекание тока по которой вызывает такое же магнитное поле вокруг рельса, как и протекающий ток по всей площади поперечного сечения рельса.

На фиг. 1 представлен вид рельса с торца и сбоку, а также линия русла протекания тока при разрыве рельса снизу, и точки смещения русла тока при разных характерах излома (зазор снизу, сверху, слева и справа). При исправном рельсе ток протекает по всей площади поперечного сечения рельса. Наличие поверхностного эффекта не снижает эффективность предложенного способа. Величина и распределение магнитного поля вокруг рельса при исправном рельсе может быть определена по эквивалентной схеме, где ток протекает по проводнику (русло течения тока) в центре рельса (ориентировочно центр тяжести рельса). При неисправном рельсе (фиг. 1 и 2) русло течения тока смещается в сторону противоположную месту зазора при изломе, и протекает ток по точкам касания (11, 13 и др. на фиг не показаны) изломанных концов. Искривление русла течения тока влияет на расстояние между этим руслом и приемными катушками. В катушках 15 и 16 (фиг. 3), а также в катушках 17 и 18 наводятся разные ЭДС. Равнодействующие ЭДС этих пар катушек ПК1 23 или ПК2 24 (фиг. 4) через фильтры ФП1 25 и ФП2 26, усилители У1 27 и У2 28, выпрямители В1 29 и В2 30 прикладываются к аналоговым входам аналого-цифровых преобразователей АЦП1 31 и АЦП2 32, а затем цифровой сигнал поступает на входы ВхР1 и ВхР2 ЭВМ 33. При выявленном повреждении рельса, информация с выхода приемника ГЛОНАСС ПГЛ 34 поступает на вход ВхП ЭВМ 33 фиксируется в памяти ЭВМ, и через выход ВыхР ЭВМ 33 передается на радиостанцию PC, откуда транслируется на посты электрической централизации ближайших станций.

На фиг. 2 приведен вид рельса с торца и сверху, а также линия русла течения тока при разрыве рельса слева (Л) и точки смещения русла.

На фиг. 3 показано размещение первой (15 и 16) и второй (17 и 18) пары приемных катушек над головкой рельса 1. Катушки соединены последовательно встречно, выводы первой пары показаны пунктами 19 и 20, второй - 21 и 22.

На фиг. 4 представлена схема соединения элементов устройства контроля повреждения рельса.

На фиг. 5 изображена схема подключения мобильного генератора к рельсам через колесные пары и щетки. К бандажам колесных пар 37 и 38 посредством щеток 40 и 41, шин 42 и 43 подключены выводы выхода генератора 39. Ток от генератора протекает по рельсу 36, при этом наводится ЭДС в катушках первой ПК1 23 и второй ПК2 24 колесных пар. При исправном рельсе ток от наведенных ЭДС не возникает из-за встречного включения катушек. При поврежденной рельсовой нитке ток по рельсу 36 протекает несимметрично относительно центра (тяжести) рельса, при этом возникает ток в цепи первой 23 или/и второй пары 24 катушек, создает цифровой сигнал на входе ВхР1 или/и входе ВхР2, что фиксируется ЭВМ 33 как повреждение рельсовой нити (рельс 36). В это же время фиксируется координата приемника ГЛОНАСС ПГЛ 34 и с помощью радиостанции PC 35 передается информация о повреждении рельса 36 на две ближайшие станции.

Повреждение другого рельса фиксируется аналогично. Для исключения ложной информации о повреждениях рельсов в памяти ЭВМ (МПК) ближайших станций хранится информация о координатах изолирующих стыков, если они предусмотрены на перегоне.


СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ НИТИ В ОТСУТСТВИЕ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО РАЗРЫВА В МЕСТЕ ИЗЛОМА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ НИТИ В ОТСУТСТВИЕ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО РАЗРЫВА В МЕСТЕ ИЗЛОМА
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ НИТИ В ОТСУТСТВИЕ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО РАЗРЫВА В МЕСТЕ ИЗЛОМА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
20.02.2013
№216.012.2693

Устройство защиты работы устройств автоматической локомотивной сигнализации от помех линий электропередач

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике. Устройство защиты работы устройств автоматической локомотивной сигнализации от помех линий электропередач содержит плюсовой и минусовой полюса источника питания, реле соответствия, фронтовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475395
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4023

Устройство контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояний рельсовой линии содержит рельсовые линии, путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481989
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.5012

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на входном конце подают переменное напряжение,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486091
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.07.2013
№216.012.5965

Устройство контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояния рельсовой линии содержит первый путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, первый полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488506
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
01.11.2018
№218.016.98c1

Беспилотная боевая машина и система дистанционного управления движением и вооружением беспилотной боевой машиной

Дистанционное управление движением и вооружением беспилотной боевой машиной осуществляется за счет рычагов и механических устройств управления. Внутри броневого корпуса предусмотрены механические устройства, которые приводятся в действие электродвигателями, управление которыми осуществляется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671138
Дата охранного документа: 29.10.2018
17.07.2019
№219.017.b552

Способ и устройство исключения негативного влияния потери шунта

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике в составе средств контроля освобождения стрелочно-путевых участков. Устройство исключения негативного влияния потери шунта под хвостовой частью поезда содержит фронтовые контакты стрелочно-путевого и замыкающего реле в цепи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694677
Дата охранного документа: 16.07.2019
17.07.2019
№219.017.b5b5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования движения. В способе на каждой станции пост ЭЦ по радиоканалу связывается с локомотивными радиостанциями, с участием радиостанции, которая находится между осью предыдущей и осью последующей станции, каждый локомотив с участием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694679
Дата охранного документа: 16.07.2019
03.09.2019
№219.017.c67b

Двухканальный компаратор без опасных отказов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В двухканальный компараторе сравнивают попарно состояние всех выходов ЭВМ, причем выход одной ЭВМ соединяется с одними входами двух логических элементов И, а выходы другой ЭВМ - с другими входами этих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698965
Дата охранного документа: 02.09.2019
Showing 1-10 of 68 items.
10.01.2016
№216.013.9f74

Способ регулирования маневровых передвижений без маневровых светофоров

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для регулирования движения поездов. В способе проведения маневровых работ на локомотив поступает информация о готовности маневрового маршрута и отображается на локомотивном табло с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572457
Дата охранного документа: 10.01.2016
20.04.2016
№216.015.3553

Способ контроля свободности рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции. В способе в рельсовую линию на одном конце подают сигнал тональной частоты, а на другом конце контролируют изменение сигнала, предварительно определив пороговые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581277
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.05.2018
№218.016.40da

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе контроль свободности и исправности путевого участка, передача информации на подвижной состав и пропуск обратного тягового тока осуществляют посредством рельсовой цепи. Рельсовую цепь выполняют с тремя укороченными рельсовыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649107
Дата охранного документа: 29.03.2018
10.05.2018
№218.016.4973

Способ регулирования движения поездов на перегоне без напольных светофоров и рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе информацию о расстоянии до препятствия формируют за счет воздействия локомотивного и хвостового датчиков на приемники у правого и левого рельс, воздействие на датчик у правого рельса фиксируют как занятие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651333
Дата охранного документа: 19.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da5

Способ регулирования движения поездов на перегоне

Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на подвижной состав, ток сигнальной частоты от путевого генератора со станции приема пропускают по первой кабельной линии поочередно ко всем рельсовым цепям, посредством второй кабельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652319
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4da9

Способ обмена информацией между постами электрической централизации и линейными точками

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. В способе временной интервал, выделенный для обмена информацией, формируют состоящим из трех импульсов, первый из которых посылают с центрального поста для обеспечения включения/отключения линейной точки (ЛТ), второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652326
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4df4

Способ контроля местонахождения подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля местонахождения подвижного состава. Способ заключается в передаче сигналов с головного спутника в заданные моменты времени, приеме указанных сигналов приемником на подвижном составе на земле. Причем первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652316
Дата охранного документа: 25.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ed2

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей. Способ заключается в том, что к одному из концов рельсовой цепи посредством двухпроводной линии связи подключают генератор сигнальной частоты, установленный на станции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652756
Дата охранного документа: 28.04.2018
10.05.2018
№218.016.4ee3

Способ контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояний рельсовой линии. В способе сигнал в разветвленную рельсовую линию подают от середины, для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, входные сопротивления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652598
Дата охранного документа: 27.04.2018
10.05.2018
№218.016.4f1a

Способ интервального регулирования движения поездов

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. В способе в качестве основы интервального регулирования движения поездов используют контроль прохождения хвоста поезда посредством хвостового датчика и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652597
Дата охранного документа: 27.04.2018
+ добавить свой РИД