×
31.05.2019
219.017.719e

Результат интеллектуальной деятельности: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002689642
Дата охранного документа
28.05.2019
Аннотация: Железнодорожное колесо состоит из ступицы (1) с осевым отверстием (1.1), обода (2), расположенного концентрично осевому отверстию (1.1) ступицы, и криволинейного диска (3), расположенного радиально от ступицы (1) к ободу (2) и сопряжённого внутренней и наружной поверхностями со ступицей (1) и с ободом (2) галтелями (4, 5, 6, 7). Диск (3) выполнен с увеличением толщины от наименьшего значения толщины Sср на своём среднем участке до наибольших значений толщины Sст и Sоб в местах сопряжения диска (3) со ступицей (1) и ободом (2), расположенных в наиболее напряжённых зонах на расстояниях Rст и Rоб относительно оси О-О колеса. Средний участок диска (3) выполнен с постоянной толщиной Sср и с расположением внутренней и наружной границ среднего участка на расстояниях Rср.в и Rср.н относительно оси колеса, составляющих 270 мм и 316 мм. Технический результат - повышение прочности железнодорожного колеса, увеличение изгибной жёсткости колеса в части диска при сохранении упругости колеса. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и, в частности, к конструкции стального железнодорожного колеса с криволинейным диском, полученного механической обработкой, ковкой, штамповкой или литьем.

Известно железнодорожное колесо, содержащее ступицу с осевым отверстием, обод, концентричный с осевым отверстием ступицы, и криволинейный диск, расположенный радиально от ступицы к ободу и выполненный с постоянной толщиной, диск сопряжён внутренней и наружной поверхностями со ступицей и с ободом галтелями, которые образованы с постепенно изменяющимся радиусом кривизны и в предпочтительной форме реализации являются параболическими кривыми (см. US 3038755, опубл. 12.06.1962).

Известно также железнодорожное колесо, содержащее ступицу с осевым отверстием, обод, концентричный с осевым отверстием ступицы, и криволинейный диск, расположенный радиально от ступицы к ободу и выполненный, в основном, с одинаковой толщиной, составляющей между ступицей и ободом от 1,59 от 2,86 см, диск сопряжён внутренней и наружной поверхностями со ступицей и с ободом галтелями, которые образованы радиусными кривыми разной величины (см. US 5333926 А, опубл. 02.08.1994; RU 2116204 С1, опубл. 27.07.1998). Данное техническое решение принято за наиболее близкий аналог.

Техническая проблема, которая не решается при использовании известных железнодорожных колёс, заключается в возникновении и накоплении остаточных напряжений и деформаций, которые могут приводить к усталостным трещинам, в зонах перехода диска в ступицу с одной стороны и в обод с другой стороны по причине наличия в этих зонах изменений радиуса кривизны. В конструкциях железнодорожных колёс по патентам-аналогам указанные изменения радиусов кривизны минимизированы за счёт криволинейной формы поперечного сечения диска и выполнения плавных переходных зон, в частности, в виде параболической кривой. Вместе с тем, при изготовлении диска в основном одинаковой толщины не удаётся избежать точек перехода прямых участков диска в криволинейные участки галтелей, где вследствие воздействия механических и термических нагрузок возникают повышенные остаточные напряжения.

Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является повышение прочности железнодорожного колеса, увеличение изгибной жёсткости колеса в части диска при сохранении упругости колеса.

Для достижения технического результата в железнодорожном колесе, состоящем из ступицы с осевым отверстием, обода, расположенного концентрично осевому отверстию ступицы, и криволинейного диска, расположенного радиально от ступицы к ободу и сопряжённого внутренней и наружной поверхностями со ступицей и с ободом галтелями, предлагается выполнять диск с увеличением толщины от наименьшего значения толщины Sср на среднем участке диска до наибольших значений толщины Sст и Sоб в местах сопряжения диска со ступицей и ободом, расположенных в наиболее напряжённых зонах на расстояниях Rст и Rоб относительно оси колеса, при этом средний участок диска выполнен с постоянной толщиной Sср и с расположением его внутренней и наружной границ на расстояниях Rср.в и Rср.н относительно оси колеса.

В конкретных формах реализации железнодорожное колесо имеет диаметр D круга катания колеса, равный 957±7 мм.

В конкретных формах реализации железнодорожного колеса средний участок диска выполнен толщиной Sср в пределах от 18 мм до 26 мм.

В конкретных формах реализации железнодорожного колеса внутренняя граница среднего участка диска расположена на расстоянии Rср.в. от оси колеса, составляющем 270 мм, наружная граница – на расстоянии Rср.н. от оси колеса, составляющем 316 мм.

В конкретных формах реализации железнодорожного колеса в месте сопряжения диска со ступицей, расположенном на расстоянии Rст, составляющем 190 мм, диск выполнен с наибольшим значением толщины Sст, составляющем от 26 мм до 46 мм.

В конкретных формах реализации железнодорожного колеса в месте сопряжения диска с ободом, расположенном на расстоянии Rоб, составляющем 360 мм, диск выполнен с наибольшим значением толщины Sоб, составляющем от 26 мм до 46 мм.

Изобретение поясняется графическими материалами, где представлено:

на фиг. 1 – железнодорожное колесо с предлагаемой конструкцией криволинейного диска переменной толщины, радиальное сечение, проходящее через ось вращения колеса;

на фиг. 2 – схема закрепления железнодорожного колеса и приложения нагрузки при определении предела усталости и выносливости диска, граничные условия;

на фиг. 3 – диаграмма распределения напряжений в железнодорожном колесе на фиг. 1 переменной толщины от 22 до 45 мм при граничных условиях на фиг. 2, радиальное сечение, проходящее через ось вращения колеса;

на фиг. 4 – то же самое, вид колеса справа;

на фиг. 5 – то же самое, вид колеса слева;

на фиг. 6 – диаграмма распределения напряжений в железнодорожном колесе с конструкцией диска постоянной толщины 22 мм при граничных условиях на фиг.2, поперечное сечение колеса;

на фиг. 7 – то же самое, вид колеса справа;

на фиг. 8 – то же самое, вид колеса слева;

на фиг. 9 – диаграмма распределения напряжений в деформированном состоянии железнодорожного колеса на фиг. 1 переменной толщины от 22 до 45 мм при граничных условиях на фиг.2, радиальное сечение, проходящее через ось вращения колеса;

на фиг. 10 – диаграмма распределения напряжений в деформированном состоянии железнодорожного колеса с конструкцией диска постоянной толщины 22 мм при граничных условиях на фиг.2, радиальное сечение, проходящее через ось вращения колеса.

Железнодорожное колесо (фиг. 1) имеет номинальный диаметр D круга катания колеса, равный 957 мм, и состоит из ступицы 1 с осевым отверстием 1.1 и осью О-О, обода 2, расположенного концентрично осевому отверстию 1.1 ступицы 1, и диска 3 криволинейного радиального поперечного сечения переменной толщины S, расположенного радиально от ступицы 1 к ободу 2. Диск 3 плавно сопряжён со ступицей 1 и ободом 2 внутренней 3.1 и наружной 3.2 поверхностями посредством внутренних галтелей 4, 5 и наружных галтелей 6, 7, описанных каждая по отдельности радиусами разной величины.

Диск 3 выполнен толщиной Sср на своём среднем участке, толщиной Sст в наиболее напряжённой зоне в месте сопряжения диска 3 со ступицей 1 и толщиной Sоб в наиболее напряжённой зоне в месте сопряжения диска 3 с ободом 2, при этом значение толщины Sср составляет от 18 мм до 26 мм, а значение толщины Sст и толщины Sоб – от 26 мм до 46 мм.

Средний участок диска 3 ограничен внутренней и наружной границами, расположенными, соответственно, на расстояниях Rср.в и Rср.н относительно оси О-О колеса, при этом значение расстояния Rср.в составляет 270 мм, значение расстояния Rср.н составляет 316 мм. Наиболее напряжённая зона железнодорожного колеса со стороны ступицы 1 находится в месте сопряжения диска 3 со ступицей 1 на расстоянии Rст, составляющем 190 мм. Наиболее напряжённая зона железнодорожного колеса со стороны обода 2 находится в месте сопряжения диска 3 с ободом 2 на расстоянии Rоб, составляющем 360 мм.

Для исследования предела усталости и выносливости диска железнодорожное колесо закрепляют (фиг. 2) и осуществляют приложение нагрузки в соответствии с типовой методикой испытаний ТМ 37-16-10 «Колеса цельнокатаные. Определение предела усталости выносливости диска».

Сравнение распределения напряжений в железнодорожном колесе предлагаемой конструкции с переменной толщиной диска (фиг. 3, 4, 5) и в железнодорожном колесе с постоянной толщиной диска (фиг. 6, 7, 8) показывает, что при увеличении толщины диска 3 в зонах перехода диска в ступицу и диска в обод снижается концентрация напряжений в указанных зонах. Напряжения в железнодорожном колесе предлагаемой конструкции более равномерно распределяются радиально по поверхности диска, в следствии чего снижается остаточная деформация диска.

Кроме того, в сравнении с железнодорожным колесом с постоянной толщиной диска в деформированном состоянии (фиг. 10) в железнодорожном колесе предлагаемой конструкции увеличилась изгибная жёсткость колеса как в радиальном, так и в осевом направлении, выражаемая в уменьшении возможности диска и колеса в целом испытывать деформацию изгиба (фиг. 9).

За счёт того, что диск предлагаемого железнодорожного колеса выполнен с криволинейным радиальным сечением, проходящим через ось вращения колеса, и с увеличенной толщиной в зонах соединения диска со ступицей и ободом, достигается повышение прочности железнодорожного колеса, увеличение его изгибной жёсткости в радиальном и осевом направлениях при сохранении достаточной упругости железнодорожного колеса.


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
25.08.2017
№217.015.c339

Сталь для изготовления железнодорожных колёс

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618033
Дата охранного документа: 02.05.2017
29.12.2017
№217.015.f1e2

Способ термической обработки железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес. Для улучшения механических и эксплуатационных свойств железнодорожное колесо нагревают до температуры аустенизации, погружают его в закалочный бак на глубину до точки начала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636777
Дата охранного документа: 28.11.2017
17.02.2018
№218.016.2cb2

Литое железнодорожное колесо с маркировочными знаками и способ литья железнодорожного колеса с маркировочными знаками

Изобретение относится к литейному производству. Отливку железнодорожного колеса изготавливают в формах из смесей холодного отверждения или полученных вакуумно-пленочным способом. Штампы с маркировочными знаками закрепляют на литейной модели низа или верха отливки в местах литейной модели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643537
Дата охранного документа: 02.02.2018
04.04.2018
№218.016.371d

Котел вагона-цистерны

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. Котел вагона-цистерны содержит обечайку (1) и люк с горловиной (3), закрепленной в обечайке котла. Место соединения горловины люка с обечайкой усилено накладкой (4), установленной на поверхности обечайки и охватывающей горловину люка. Накладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646709
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.40dd

Способ вакуумно-пленочной формовки и литейная форма

Изобретение относится к литейному производству. Собирают модельную оснастку. На подмодельную плиту устанавливают модели отливки. На поверхность модели отливки, на которой при формовке или заливке синтетическая плёнка подвержена разрушающим воздействиям, закрепляют усиливающие элементы для их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649192
Дата охранного документа: 30.03.2018
29.05.2018
№218.016.5513

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к надрессорным балкам. Надрессорная балка включает в себя верхний пояс, нижний пояс, содержащий в концевых частях опорные поверхности, сопряжённые с наклонными элементами, две вертикальные боковые стенки, соединённые с верхним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654233
Дата охранного документа: 17.05.2018
29.05.2018
№218.016.561c

Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к узлам соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой. Узел соединения упоров автосцепного устройства с хребтовой балкой содержит передний и задний упоры, выполненные раздельными, установленные в проемах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654458
Дата охранного документа: 17.05.2018
16.06.2018
№218.016.6217

Полувагон сочлененный

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, а именно к сочлененным полувагонам. В полувагоне сочленом использование одной общей тележки (7) для секций (2), (3) полувагона и выполнение в межтележечном пространстве каждой секции понижения пола с образованием дополнительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657712
Дата охранного документа: 14.06.2018
16.06.2018
№218.016.629e

Полувагон (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. В полувагоне пятниковые стойки боковых стенок (3.1) усилены дополнительными стойками (3.2.2), установленными вертикально. По первому варианту на концевых участках боковых стенок закреплены усиливающие концевые элементы (4). По второму...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657703
Дата охранного документа: 14.06.2018
20.06.2018
№218.016.6453

Выдвижная подножка транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к грузовым вагонам. Выдвижная подножка транспортного средства содержит подвижные стойки (1) со ступеньками (2), расположенный на раме (4) транспортного средства несущий кронштейн (3) с горизонтальной опорой-поперечиной (5) и ограничитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658237
Дата охранного документа: 19.06.2018
Showing 1-10 of 70 items.
27.04.2013
№216.012.3bd9

Устройство импульсной защиты от однофазных замыканий на землю воздушных и кабельных линий распределительных сетей 6-35 кв

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано для релейной защиты линий электропередачи распределительных сетей напряжением 6-35 кВ. Технический результат заключается в повышении надежности работы электрической сети и расширении функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480882
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.12.2013
№216.012.8e60

Способ автоматизированного управления проектированием бортовых интеллектуальных систем

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для многопараметрических объектов, в частности структуры системы управления (СУ) для проектирования бортовых интеллектуальных систем (БИС) обеспечения безопасности мореплавания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502131
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.05.2014
№216.012.c5b4

Способ определения поврежденного фидера при замыкании на землю в распределительной сети

Изобретение относится к области релейной защиты и автоматики. Сущность: фиксируют с заданной частотой дискретизации отсчеты напряжения нулевой последовательности на общих шинах и отсчеты токов нулевой последовательности в каждом фидере распределительной сети. Осуществляют цифро-аналоговое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516371
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.d102

Устройство защиты от однофазных замыканий на землю воздушных и кабельных линий распределенных сетей 6-35 кв

Изобретение может быть использовано для релейной защиты линий электропередачи распределительных сетей напряжением 6-35 кВ. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства при неисправности цепей напряжения нулевой последовательности или при отсутствии в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519277
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.05.2015
№216.013.4999

Устройство защиты от однофазных замыканий на землю воздушных и кабельных линий распределительных сетей 6-35 кв

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности и устойчивости функционирования устройства. Устройство содержит орган направления мощности, состоящий из согласующих преобразователей тока и напряжения трансформаторного типа, двух частотных фильтров, двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550348
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.05.2015
№216.013.4ae6

Состав для пропитки абразивного инструмента на керамической связке, предназначенного для шлифования плазменных покрытий на никелевой и железной основе

Изобретение относится к составам для пропитки абразивного инструмента на керамической связке, применяемым на операциях механической обработки деталей. Состав для пропитки абразивного инструмента на керамической связке содержит органическое вещество и воду. В качестве органического вещества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550681
Дата охранного документа: 10.05.2015
27.07.2015
№216.013.65f7

Способ получения сополимеров этилена с винилацетатом

Изобретение относится к области химической промышленности. Описан способ получения сополимеров этилена с винилацетатом методом радикальной сополимеризации при высоком давлении в одно- или многозонном трубчатом реакторе. Способ осуществляют при повышенных температуре и давлении. В начало каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557656
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.08.2015
№216.013.72b8

Вагон-цистерна и железнодорожный состав, сформированный из вагонов-цистерн

Изобретение относится к грузовым вагонам железнодорожного транспорта. Котел вагона-цистерны выполнен в виде емкости, состоящей из обечайки (5) и двух днищ (6), установлен на раму или полурамы и оборудован одним комплектом сливо-наливной арматуры, расположенным в концевой части обечайки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560938
Дата охранного документа: 20.08.2015
27.11.2015
№216.013.943d

Способ контроля чрезвычайных ситуаций на основе интеграции вычислительных и информационных компонент грид-системы

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для экстренных вычислений при контроле чрезвычайных ситуаций на основе динамической модели для широкого класса предметно-ориентированных приложений в сложной программно-аппаратной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569568
Дата охранного документа: 27.11.2015
27.02.2016
№216.014.beaf

Способ получения сополимеров этилена с винилацетатом в однозонном автоклавном реакторе

Изобретение относится к способу получения сополимера этилена с винилацетатом методом радикальной сополимеризации при высоком давлении. Описан способ получения сополимеров этилена с винилацетатом в однозонном автоклавном реакторе с быстроходной мешалкой. В реактор подают смесь указанных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576035
Дата охранного документа: 27.02.2016
+ добавить свой РИД