×
26.10.2018
218.016.9658

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к области диагностики напряженно-деформированного состояния упругих объектов, в частности рельсовых плетей бесстыкового пути. При реализации способа создают конечно-элементную модель упругого объекта, определяют формы и частоты собственных колебаний конечно-элементной модели упругого объекта при различном напряженно-деформированном состоянии, измеряют собственные частоты колебаний исследуемого упругого объекта вне зависимости от направления и способа их возбуждения, определяют идентичные формы колебаний конечно-элементной модели упругого объекта и исследуемого упругого объекта, сравнивают значения частот соответствующих форм колебаний, на основании сравнения делают выводы о напряженно-деформированном состоянии исследуемого упругого объекта. Технический результат заключается в повышении точности определения нагруженности упругих объектов, а также упрощении способа регистрации и анализа форм собственных колебаний. 3 ил.

Изобретение относится к области диагностики напряженно-деформированного состояния упругих объектов, в частности рельсовых плетей бесстыкового пути.

Известен способ вибрационной диагностики динамической нагруженности элементов машин в рабочих условиях, по которому снимают спектр вибраций в точках машины в доступных для установки в рабочих условиях измерительных вибропреобразователей, выделяют информативные составляющие спектра вибраций, определяют их статистические характеристики и судят по ним о динамической нагруженности диагностируемого элемента (Способ вибрационной диагностики динамической нагруженности элементов машин в рабочих условиях. (А.с. №714269, G01N 29/00, G01M 15/00 опубл. 05.02.80 г.)).

Недостатком указанного известного способа является его базирование на методах статистического анализа, а также диагностирование только динамической нагруженности, и только у машин.

Известен также способ контроля продольно-напряженного состояния рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути, выбранный в качестве прототипа, в котором определение продольных напряжений осуществляют непрерывно в движении железнодорожного подвижного состава при механическом взаимодействии катящегося железнодорожного колеса и рельса при возбуждении механических колебаний на контролируемых участках рельсовых плетей с регистрацией, преобразованием полученных колебаний в акустические и усилением сигнала, и при анализе спектра возбуждаемых колебаний по частоте и амплитуде, зависящих от величины продольных механических напряжений участков рельсовых плетей. По результатам обработки информации анализируют изменение спектра возбуждаемых колебаний и оперативно выделяют участки железнодорожного пути с отклонениями амплитудно-частотной характеристики. (Патент РФ №2555070, МПК B61K 9/08, G01L 1/100, опубл. 10.07.2015).

Недостатком указанного способа является сложность системы измерения, что снижает точность измерения, а также необходимость непрерывного определения напряжений, что увеличивает затраты на обработку полученной информации.

Техническим результатом изобретения является повышение точности определения нагруженности упругих объектов, что достигается путем измерения собственных колебаний исследуемых упругих объектов в соответствии с изменением напряженно-деформированного состояния и идентификации форм колебаний с помощью конечно-элементной модели, а также упрощение способа регистрации и анализа форм собственных колебаний.

Указанный технический результат достигается тем, что создают конечно-элементную модель упругого объекта, определяют формы и частоты собственных колебаний конечно-элементной модели упруго объекта при различном напряженно-деформированном состоянии, измеряют собственные частоты колебаний исследуемого упругого объекта вне зависимости от направления и способа их возбуждения, определяют идентичные формы колебаний конечно-элементной модели упругого объекта и исследуемого упругого объекта, сравнивают значения частот соответствующих форм колебаний, на основании сравнения делают выводы о напряжено-деформированном состоянии исследуемого упруго объекта.

Предлагаемый способ рассмотрен на примере определения напряженно-деформированного состояния реализуемого в виде продольного усилия, приложенного к рельсу марки P65 длиной 800 мм при возбуждении собственных колебаний рельса ударом молотком по головке рельса в поперечном направлении и измерения собственных колебаний головки рельса вибропреобразователями. Сущность способа поясняются следующими фигурами.

На фиг. 1 представлена конечно-элементная модель исследуемого рельса марки P65 длиной 800 мм.

На фиг. 2 показаны зависимости ускорений в продольном направлении головки конечно-элементной модели рельса от частоты изменения силы, приложенной к головке рельса в поперечном направлении в свободном состоянии (фиг. 2, а), при продольном усилии растяжения 10 тонн (фиг. 2, б), при продольном усилии сжатия 15 тонн (фиг. 2, в), а также зависимость собственной частоты колебаний от величины продольного усилия при выбранной форме колебаний (фиг.2, г).

На фиг. 3 представлены зависимости виброускорений от частоты собственных колебаний головки рельса в поперечном направлении во времени при растяжении с усилием до 15 тонн (фиг. 3, а) и сжатии усилием до 20 тонн (фиг. 3, б).

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом: создают конечно-элементную модель исследуемого рельса (см. фиг. 1). Определяют формы и частоты собственных колебаний головки конечно-элементной модели рельса в поперечном направлении, например, методами гармонического анализа конечно-элементной модели рельса. На фиг. 2 показаны результаты проведенного гармонического анализа в виде зависимостей ускорений головки конечно-элементной модели рельса в поперечном направлении от частоты изменения силы, приложенной к головке рельса в поперечном направлении в свободном состоянии (фиг. 2, а), при усилии растяжения 15 тонн (фиг. 2, б), при усилии сжатия 20 тонн (фиг. 2, в) и зависимость частоты собственных колебаний, при выбранной форме колебаний головки конечно-элементной модели рельса от продольного усилия (фиг. 2, г). Проводят измерения собственных колебаний головки исследуемого рельса в поперечном направлении при различных продольных усилиях, затем определяют формы и частоты этих колебаний, полученные результаты показаны на фиг. 3 при растяжении (фиг. 3, а) и сжатии (фиг. 3, б). Сравнивают значения частот для выбранной формы собственных колебаний в поперечном направлении головки конечно-элементной модели рельса и головки исследуемого рельса, делают вывод о величине продольного усилия.

Указанный способ также позволит определять напряженно-деформированное состояние рельсового пути при регистрации акустического давления собственных колебаний рельса, возбужденных проходящим подвижным составом или иным способом.

Способ определения напряженно-деформированного состояния различных упругих объектов, заключающийся в том, что напряженно-деформированное состояние определяют по изменению значений частот соответствующих форм собственных колебаний упругого объекта, отличающийся тем, что создают конечно-элементную модель упругого объекта, определяют формы и частоты собственных колебаний конечно-элементной модели упругого объекта при различном напряженно-деформированном состоянии, измеряют собственные частоты колебаний исследуемого упругого объекта вне зависимости от направления и способа их возбуждения, определяют идентичные формы колебаний конечно-элементной модели упругого объекта и исследуемого упругого объекта, сравнивают значения частот соответствующих форм колебаний, на основании сравнения делают выводы о напряженно-деформированном состоянии исследуемого упругого объекта.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 39 items.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652426
Дата охранного документа: 26.04.2018
Showing 1-10 of 48 items.
20.01.2013
№216.012.1bfe

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом относится к испытанию железнодорожных средств, в частности к устройствам для определения сил трения и коэффициента трения между колесом и рельсом. Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом содержит раму, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472660
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2c42

Способ технического диагностирования тепловозного дизеля методом спектрального анализа дизельного масла с обработкой результатов

Изобретение относится к способам обработки данных спектрального анализа дизельного масла при технической диагностике трущихся деталей дизеля тепловоза. Способ технического диагностирования заключается в том, что определяют концентрацию в масле продуктов износа трущихся деталей и в соответствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476857
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2014
№216.012.a927

Рельсосмазыватель ручной для консистентной смазки

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности, к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головки рельсов в кривых вспомогательных участков рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. В рельсосмазывателе роликовая тележка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509018
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.04.2014
№216.012.b9fa

Способ оценки состояния рельсового пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ оценки состояния рельсового пути заключается в том, что с применением диагностического вагона, оборудованного тензометрическими колесными парами, тензометрическими автосцепками, измерительными приборами, системами спутниковой навигации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513338
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c40b

Способ снижения износа системы колесо-рельс

Способ снижения износа системы колесо-рельс относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к регулировке положения их колесных пар при движении по криволинейным участкам пути. Способ снижения износа заключается в уменьшении углов набегания гребней наружных колес колесных пар и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515946
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.05.2014
№216.012.c81d

Способ диагностирования состояния дизеля локомотива

Изобретение может быть использовано при диагностировании технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля. Способ заключается в измерении перепада давления на масляном фильтре грубой очистки (ФГО), определении степени его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516995
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.06.2014
№216.012.d47c

Способ обнаружения возможности наступления катастрофических явлений

Изобретение относится к области интерферометрических исследований поверхности Земли и может быть использовано для обнаружения возможности наступления катастрофических явлений. Сущность: проводят межвитковую дифференциальную интерферометрию поверхности Земли, получая пары комплексных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520167
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.11.2014
№216.013.0391

Комплекс строительный путевой

Изобретение относится к технике для дорожного строительства, ремонта, реконструкции автомобильных и железных дорог, включая усиление земляного полотна георешетками и геотекстилем, создания защитных слоев земляного полотна и оснований дорог из различных грунтов и смесей. Комплекс строительный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532311
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.01.2015
№216.013.1b8e

Система автоматизированного контроля геометрических параметров шпал

Система предназначена для измерения и контроля геометрических параметров железобетонных шпал, влияющих на прочность и надежность работы рельсового пути. На каркасе установлена линейная направляющая, с перемещаемой кареткой. На каретке закреплены лазерные профилометры с возможностью их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538482
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.03.2015
№216.013.3477

Боковая опора кузова вагона на тележку

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Боковая опора кузова вагона на тележку содержит верхнюю часть боковой опоры в виде износостойкой планки (1), закрепленной на кузове, и нижнюю часть боковой опоры, установленную на надрессорной балке тележки вагона, включающую корпус (6),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544906
Дата охранного документа: 20.03.2015
+ добавить свой РИД