×
27.05.2014
216.012.c81d

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение может быть использовано при диагностировании технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля. Способ заключается в измерении перепада давления на масляном фильтре грубой очистки (ФГО), определении степени его загрязнения и определении степени износа подшипников коленчатого вала дизеля (ПКВД). Степень загрязнения ФГО определяют путем сравнения измеренного перепада давления с заданным порогом, в качестве которого принимают перепад давления на ФГО нового дизеля с незагрязненным фильтром. В случае превышения измеренной величины перепада давления заданного порога формируют сообщение о загрязненном состоянии ФГО. Определение степени износа ПКВД осуществляют при отсутствии превышения заданного порога перепада давления на ФГО, для чего производят серию не менее чем трех замеров перепада давления на ФГО на различных частотах вращения коленчатого вала дизеля по формуле:I=100(k-k)/(k-k), %, где I - степень износа подшипников, выраженная в процентах, k, k и k - коэффициенты, определяемые для диагностируемого дизеля, нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа ПКВД соответственно. В случае превышения вычисленной величины степени износа ПКВД заданного порога формируют сообщение об аварийном состоянии дизеля, при этом значение коэффициента k определяют по формуле: где - величина давления перед фильтром грубой очистки масла для i-го измерения, - величина давления после фильтра грубой очистки масла для i-го измерения. Техническим результатом изобретения является постоянное автоматическое диагностирование состояния ФГО и степени износа ПКВД без его разбора и вывода из эксплуатации. 2 ил.
Основные результаты: Способ диагностирования состояния дизеля локомотива, заключающийся в измерении перепада давления на масляном фильтре, определении степени его загрязнения и определении степени износа подшипников коленчатого вала дизеля, отличающийся тем, что диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля, при этом измеряют перепад давления на масляном фильтре грубой очистки, степень его загрязнения определяют путем сравнения измеренного перепада давления с заданным порогом, в качестве которого принимают перепад давления на фильтре грубой очистки нового дизеля с незагрязненным фильтром, и в случае превышения измеренной величины перепада давления заданного порога формируют сообщение о загрязненном состоянии фильтра грубой очистки масла, а определение степени износа подшипников коленчатого вала дизеля осуществляют при отсутствии превышения заданного порога перепада давления на фильтре грубой очистки, для чего производят серию не менее чем трех замеров перепада давления на фильтре грубой очистки на различных частотах вращения коленчатого вала дизеля, по формуле:I=100(k-k)/(k-k), %гдеI - степень износа подшипников, выраженная в процентах,k, k и k - коэффициенты, определяемые для диагностируемого дизеля, нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа подшипников коленчатого вала соответственно, вычисляют степень износа подшипников коленчатого вала и в случае превышения вычисленной величины степени износа подшипников коленчатого вала заданного порога формируют сообщение об аварийном состоянии дизеля, при этом значение коэффициента k определяют по формуле: где - величина давления перед фильтром трубой очистки масла для i-го измерения, - величина давления после фильтра грубой очистки масла для i-го измерения.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к способам диагностирования их состояния.

Известен способ диагностики износа подшипников двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что вибрографируют неподвижную часть подшипниковой пары двумя вибродатчиками и измеряют разность температур этой части и окружающей среды. Математическая обработка полученных данных дает обобщенный сигнал - критерий состояния этой пары (SU, авт. свид. №1183856, кл. G01M 13/04, 1985 г.).

Недостатком известного способа является необходимость вывода двигателя из эксплуатации на обследование, разборки его под датчики, а также невозможность оценки состояния движущихся, например шатунных, подшипников.

Известен способ диагностирования двигателя, который разбирается под установку датчиков на подшипнике и шатуне, после чего организуют выводы сигналов (SU, авт. свид. №1430789, кл. G01M 15/00, 1988 г.).

Недостатком этого способа является невозможность применения безразборной диагностики в эксплуатации.

Известен способ безразборной диагностики износа подшипников дизеля внутреннего сгорания, который предусматривает периодическое получение информации в эксплуатации о степени износа подшипников без разбора дизеля. Способ сводится к тому, что на неработающем двигателе и незагрязненных фильтрах измеряют давление в двух точках системы смазки, первая расположена на выходе из нагнетательного насоса, вторая на входе в дизель, определяют для эталонного (нового) двигателя зависимость отношения разности величин первого и второго давлений к величине второго от степени износа, определяют после ремонтов (где производят замену и промывку фильтров грубой и тонкой очистки масла) отношение разности величин первого и второго давлений к величине второго давления и сравнивают величину этого отношения с эталонной зависимостью от степени износа подшипников, причем рост этого отношения соответствует росту степени износа (RU №2006811, кл. G01M 15/00, 1994 г.).

Недостатком этого способа является низкая точность диагностирования и невозможность диагностирования износа подшипников коленчатого вала без вывода двигателя из эксплуатации.

Известен способ диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания и фильтроэлементов, который принят за прототип, заключающийся в том, что задают перепад давления на фильтре на заданную величину, периодически мгновенно перекрывают сечение напорного трубопровода после фильтра, создавая гидравлический удар, и определяют величины перепадов давления. Диагностика проводится без разборки двигателя. При измерении величины перепада давления на фильтроэлементе определяют ее знак. Степень загрязнения фильтроэлемента считают достигшей максимального значения, а фильтроэлемент выработавшим свой ресурс при неизменности знака величины перепада давления. Степень износа подшипников двигателя внутреннего сгорания определяют по отношению величин давлений обратной волны. При определении берется отношение величины давлений обратной волны, измеряемое дополнительным измерителем давления, установленным в зоне гидроудара, к давлению обратной волны, измеряемому датчиком давления после масляного фильтра. Чем больше величина отношения давлений, тем больше зазор в подшипниках.

Недостатками этого способа является невозможность проведения диагностирования без вывода двигателя из эксплуатации, т.к. требуется периодическое перекрытие главной масляной магистрали двигателя и трудоемкость его реализации.

Техническим результатом изобретения является возможность диагностирования дизеля локомотива без вывода его из эксплуатации, снижение трудоемкости реализации процесса диагностирования за счет исключения ручных операций и автоматизации процесса.

Указанный технический результат достигается тем, что способ диагностирования состояния дизеля локомотива, заключающийся в измерении перепада давления на масляном фильтре, определении степени его загрязнения и определении степени износа подшипников коленчатого вала дизеля, проводят в процессе эксплуатации дизеля, при этом измеряют перепад давления на масляном фильтре грубой очистки, степень его загрязнения определяют путем сравнения измеренного перепада давления с заданным порогом, в качестве которого принимают перепад давления на фильтре грубой очистки нового дизеля с незагрязненным фильтром, и в случае превышения измеренной величины перепада давления заданного порога формируют сообщение о загрязненном состоянии фильтра грубой очистки масла, а определение степени износа подшипников коленчатого вала дизеля осуществляют при отсутствии превышения заданного порога перепада давления на фильтре грубой очистки, для чего производят серию не менее чем трех замеров перепада давления на фильтре грубой очистки на различных частотах вращения коленчатого вала дизеля, по формуле:

I=100(k-k0)/(kmax-k0), %,

где

I - степень износа подшипников, выраженная в процентах,

k, k0 и kmax - коэффициенты, определяемые для диагностируемого дизеля, нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа подшипников коленчатого вала соответственно, вычисляют степень износа подшипников коленчатого вала и в случае превышения вычисленной величины степени износа подшипников коленчатого вала заданного порога формируют сообщение об аварийном состоянии дизеля, при этом значение коэффициента k определяют по формуле:

,

где

- величина давления перед фильтром грубой очистки масла для i-го измерения,

- величина давления после фильтра грубой очистки масла для i-го измерения.

На фиг.1 представлен график зависимости разности давлений между давлением рн на выходе из нагнетательного насоса и давлением рд на входе в дизель (рнд) [кПа] к давлению рд [кПа] для нового дизеля (k0) и для дизеля с максимально допустимыми зазорами в подшипниках (kmax).

На фиг.2 изображена схема измерения и передачи данных о давлении в системе смазки дизеля на сервер локомотивного депо.

Способ реализуется с помощью устройства (Фиг.2), в котором использованы для замера давления датчики (ADZ SML 10.2 16 бар), датчик 1 установлен на выходе из нагнетательного насоса 2 перед фильтром грубой очистки масла (ФГОМ) 3, датчик 4 установлен на входе в дизель 5 после ФГОМ 3, данные давлений с датчиков 1 и 4 передаются на устройство обработки информации (УОИ) 6, которое связано по проводному каналу связи с установленной на локомотиве автоматизированной системой контроля (АСК) 7. АСК 7 связана по беспроводному каналу связи с сервером 8 локомотивного депо, где хранится вся диагностическая информация.

Способ реализуется следующим образом.

УОИ 6 с помощью датчиков 1 и 4 замеряют давление в двух точках системы смазки дизеля, первое давление рн замеряют на выходе из нагнетательного насоса 2, второе давление рд - на входе в дизель 5. По данным замерам УОИ 6 в начале определяют перепад давления масла на фильтре грубой очистки масла 3 как разницу рн и рд [кПа], который сравнивают с заданным порогом, соответствующим незагрязненному фильтру. Для фильтра грубой очистки масла 3 эта величина не должна превышать величины 150 [кПа] (см. стр.77 «Пассажирский тепловоз ТЭП70» М.: «Транспорт», 1976. 232 с. В.Г. Быков, Б.Н. Морошкин, Г.Е. и др. и стр.35, 88 и 97. Диссертация Шуткова Е.А. УДК 629. 4243: 621.436-72 «Разработка методов гидравлического расчета внешних систем смазки фильтров масла форсированных дизелей», специальность 05.04.02 - тепловые двигатели, Коломна, 1984 год). Если величина перепада превышает заданный порог, УОИ 6 выдает сообщение машинисту о загрязнении фильтра 3 и диагностирование степени износа подшипников коленчатого вала не производят. УОИ 6 передает это сообщение по проводному каналу связи на АСК 7, которая передает команду о необходимости очистки фильтра грубой очистки масла по беспроводному каналу связи на сервер 8 локомотивного депо. Если величина перепада не превышает заданный порог, то УОИ 6 производит серию из не менее чем трех замеров давлений и на различных позициях контролера машиниста, причем каждому замеру соответствует своя частота вращения коленчатого вала дизеля 5. Эти данные УОИ 6 передает по проводному каналу связи на АСК 7, которая передает параметры по беспроводному каналу связи на сервер 8 локомотивного депо. Сервер 8 обрабатывает поступающие от АСК 7 данные, находит соответствующие суммы замеров давлений и , определяет коэффициент k как зависимость отношения сумм давлений и по формуле

и определяет степень износа подшипников в процентах по формуле

I=100(k-k0)/(kmax-k0), %,

где коэффициенты k0 и kmax соответствуют новому дизелю и дизелю с максимально допустимым износом подшипников и определяются аналогичным способом для нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа подшипников коленчатого вала.

При превышении величины степени износа I подшипников коленчатого вала заданного порога выдают аварийное сообщение о рассчитанной величине степени износа подшипников коленчатого вала.

Опытным путем получены значения коэффициентов k0 и kmax для дизелей размерности 16ЧН26/26 (Фиг.1):

k0=0,05

kmax=0,09

Указанный способ диагностирования состояния дизеля локомотива применяется на дизелях серийных тепловозов ТЭП70БС.

Способ диагностирования состояния дизеля локомотива, заключающийся в измерении перепада давления на масляном фильтре, определении степени его загрязнения и определении степени износа подшипников коленчатого вала дизеля, отличающийся тем, что диагностирование проводят в процессе эксплуатации дизеля, при этом измеряют перепад давления на масляном фильтре грубой очистки, степень его загрязнения определяют путем сравнения измеренного перепада давления с заданным порогом, в качестве которого принимают перепад давления на фильтре грубой очистки нового дизеля с незагрязненным фильтром, и в случае превышения измеренной величины перепада давления заданного порога формируют сообщение о загрязненном состоянии фильтра грубой очистки масла, а определение степени износа подшипников коленчатого вала дизеля осуществляют при отсутствии превышения заданного порога перепада давления на фильтре грубой очистки, для чего производят серию не менее чем трех замеров перепада давления на фильтре грубой очистки на различных частотах вращения коленчатого вала дизеля, по формуле:I=100(k-k)/(k-k), %гдеI - степень износа подшипников, выраженная в процентах,k, k и k - коэффициенты, определяемые для диагностируемого дизеля, нового дизеля и дизеля с максимально допустимой степенью износа подшипников коленчатого вала соответственно, вычисляют степень износа подшипников коленчатого вала и в случае превышения вычисленной величины степени износа подшипников коленчатого вала заданного порога формируют сообщение об аварийном состоянии дизеля, при этом значение коэффициента k определяют по формуле: где - величина давления перед фильтром трубой очистки масла для i-го измерения, - величина давления после фильтра грубой очистки масла для i-го измерения.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЯ ЛОКОМОТИВА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 115 items.
20.01.2013
№216.012.1bfc

Тележка подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается двухосных тележек грузовых вагонов. Тележка железнодорожного транспортного средства содержит раму, упруго опирающуюся на колесные пары, состоящую из боковин, соединенных поперечной балкой с вырезом под шкворень, установленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472658
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bfe

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом относится к испытанию железнодорожных средств, в частности к устройствам для определения сил трения и коэффициента трения между колесом и рельсом. Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом содержит раму, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472660
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.268f

Система наклона кузова железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Система содержит колеса или колесные пары, установленные в раме ходовой тележки с подрессорной балкой, на которую опирается кузов вагона и которая через рессоры системы рессорного подвешивания опирается на раму ходовой тележки с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475391
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2690

Модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Модуль состоит из трех плит: подвижной, промежуточной и неподвижной, между которыми установлены энергопоглощающие элементы. Неподвижная плита соединена с транспортным средством, подвижная и промежуточная плиты установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475392
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a19

Способ сборки колесно-моторных блоков железнодорожного транспорта

Изобретение относится к способу и оборудованию, используемому для сборки колесно-моторных блоков локомотивов, в частности, при посадке шестерен на вал тягового электродвигателя и установке колесной пары. Для насадки шестерен на вал тягового электродвигателя с моторно-осевыми подшипниками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476304
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
Showing 1-10 of 112 items.
20.01.2013
№216.012.1bfc

Тележка подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается двухосных тележек грузовых вагонов. Тележка железнодорожного транспортного средства содержит раму, упруго опирающуюся на колесные пары, состоящую из боковин, соединенных поперечной балкой с вырезом под шкворень, установленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472658
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bfe

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом относится к испытанию железнодорожных средств, в частности к устройствам для определения сил трения и коэффициента трения между колесом и рельсом. Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом содержит раму, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472660
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.268f

Система наклона кузова железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Система содержит колеса или колесные пары, установленные в раме ходовой тележки с подрессорной балкой, на которую опирается кузов вагона и которая через рессоры системы рессорного подвешивания опирается на раму ходовой тележки с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475391
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2690

Модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Модуль состоит из трех плит: подвижной, промежуточной и неподвижной, между которыми установлены энергопоглощающие элементы. Неподвижная плита соединена с транспортным средством, подвижная и промежуточная плиты установлены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475392
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a19

Способ сборки колесно-моторных блоков железнодорожного транспорта

Изобретение относится к способу и оборудованию, используемому для сборки колесно-моторных блоков локомотивов, в частности, при посадке шестерен на вал тягового электродвигателя и установке колесной пары. Для насадки шестерен на вал тягового электродвигателя с моторно-осевыми подшипниками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476304
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД