×
10.05.2018
218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения теплового двигателя, соответствующее текущему значению частоты вращения вала двигателя. Задают положение дозирующего органа топливоподачи пропорционально заданной частоте вращения, сравнивают его с измеренным положением дозирующего органа топливоподачи, величину их рассогласования интегрируют по времени и результат интегрирования принимают за величину уставки напряжения тягового генератора. Измеряют напряжение тягового генератора, сравнивают его с величиной уставки и по величине рассогласования изменяют ток возбуждения тягового генератора. Задают заданное значение скорости движения тепловоза, измеряют фактическое значение скорости движения тепловоза, величину их рассогласования интегрируют. Заданное значение частоты вращения вала теплового двигателя корректируют пропорционально интегралу рассогласования заданной и фактической скорости движения тепловоза. Техническим результатом изобретения является повышение топливной экономичности тепловозов. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловоза с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и тяговыми электродвигателями постоянного тока.

Известен способ регулирования электрической передачи тепловоза посредством регулирования напряжения генератора тепловоза, заключающийся в том, что задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение генератор, измеряют положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения теплового двигателя, соответствующее текущему значению частоты вращения вала теплового двигателя, измеряют напряжение генератора, сравнивают его с величиной уставки и по величине рассогласования изменяют ток возбуждения генератора (Вилькевич Б.И. «Автоматическое управление электропередачей тепловозов. М., Транспорт, 1978 г., с. 39-41, рисунок 30).

Недостатком известного способа является то, что при необходимости поддержания заданной скорости движения тепловоза, невозможно обеспечить работу теплового двигателя по экономической характеристике, что приводит в конечном итоге к увеличению удельного расхода топлива.

Известен способ регулирования напряжения тягового генератора электрической передачи тепловоза, принятый за прототип, заключающийся в том, что задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор, связанный с тяговыми электродвигателями постоянного тока, измеряют положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения теплового двигателя, соответствующее текущему значению частоты вращения вала теплового двигателя, задают положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения пропорционально заданной частоте вращения, сравнивают его с измеренным положением, величину их рассогласования интегрируют по времени и принимают за величину уставки напряжения генератора (SU, авторское свидетельство №925693, кл. B60L 11/02, опублик. 1982 г.).

Недостатком известного способа является то, что при необходимости поддержания заданной скорости движения тепловоза, что бывает необходимо при выполнении специфических технологических операций, например, при надвиге составов на сортировочную горку, невозможно обеспечить работу теплового двигателя по экономической характеристике, что приводит в конечном итоге к увеличению удельного расхода топлива.

Техническим результатом изобретения является повышение топливной экономичности тепловозов. Указанный технический результат достигается тем, что в способе регулирования электрической передачи тепловоза, заключающемся в том, что задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока, связанный с тяговыми электродвигателями постоянного тока, измеряют положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения теплового двигателя, соответствующее текущему значению частоты вращения вала теплового двигателя, задают положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения пропорционально заданной частоте вращения, сравнивают его с измеренным положением дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения, величину их рассогласования интегрируют по времени и результат интегрирования принимают за величину уставки напряжения тягового генератора, измеряют напряжение тягового генератора постоянного тока, сравнивают его с величиной уставки и по величине рассогласования изменяют ток возбуждения тягового генератора постоянного тока, дополнительно задают заданное значение скорости движения тепловоза, измеряют фактическое значение скорости движения тепловоза, величину их рассогласования интегрируют, заданное значение частоты вращения вала теплового двигателя корректируют пропорционально интегралу рассогласования заданной и фактической скорости движения тепловоза.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства, реализующего способ, на фиг. 2. представлены тяговые характеристики тепловоза и характеристики сопротивления движению в функции скорости движения тепловоза, на фиг. 3 - универсальные и экономическая характеристики теплового двигателя и зависимость заданного положения дозирующего органа топливоподачи от частоты вращения вала теплового двигателя.

Устройство для реализации предлагаемого способа (фиг. 1) состоит из теплового двигателя 1 с регулятором 2 частоты вращения теплового двигателя 1 и датчиком 3 положения дозирующего органа топливоподачи, например, датчиком положения рейки насосов высокого давления теплового двигателя 1. Тепловой двигатель 1 связан с электрической передачей, в которую входит сам тепловой двигатель 1, соединенный с тяговым генератором 4 постоянного тока. Силовой выход тягового генератора 4 постоянного тока подключен к датчику 5 напряжения тягового генератора 4 постоянного тока и к входам тяговых электродвигателей 6 и 7 постоянного тока. Тяговый генератор 4 постоянного тока соединен с выходом блока 8 управления током возбуждения тягового генератора 4 постоянного тока. Выход задатчика 9 частоты вращения вала теплового двигателя 1, например, многопозиционного контроллера машиниста тепловоза, подключен к первому входу сумматора 10, который своим выходом подключен к входу регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1 и к входу функционального преобразователя 11. Выход функционального преобразователя 11 подключен к первому входу первого блока 12 сравнения, второй вход первого блока 12 сравнения подключен к выходу датчика 3 положения дозирующего органа топливоподачи. Выход блока 12 сравнения подключен к входу первого блока 13 интегрирования, выход первого блока 13 интегрирования подключен к первому входу второго блока 14 сравнения, второй вход второго блока 14 сравнения подключен к выходу датчика 5 напряжения тягового генератора 4 постоянного тока, второй вход сумматора 10 подключен к выходу второго блока 15 интегрирования, вход которого соединен с выходом третьего блока 16 сравнения, первый вход третьего блока сравнения 16 соединен с выходом задатчика 17 скорости движения, второй вход третьего блока 16 сравнения соединен с выходом датчика 18 скорости движения, выход второго блока 14 сравнения соединен с входом блока 8 управления током возбуждения тягового генератора 4 постоянного тока.

Число тяговых электродвигателей 6 и 7 постоянного тока в электрической тяговой передаче равно числу движущих колесных пар тепловоза, например, двум, как в рассматриваемом устройстве на фиг. 1.

Способ осуществляется следующим образом.

Задатчиком 9 частоты вращения задают частоту nз1 вращения вала теплового двигателя 1, приводящего во вращение тяговый генератор 4 постоянного тока, связанный с тяговыми электродвигателями 6 и 7 постоянного тока, при этом кодовый сигнал с выхода задатчика 9, пропорциональный заданной частоте вращения вала теплового двигателя 1, подают через сумматор 10 на вход регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1 и на вход функционального преобразователя 11, задают положение дозирующего органа топливоподачи регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1 пропорционально заданной частоте вращения, для чего в функциональном преобразователе 11 преобразуют код заданной частоты вращения, поступающий на вход функционального преобразователя 11 с выхода сумматора 10 в кодовый сигнал Lз1 задания положения дозирующего органа топливоподачи.

Датчиком 3 положения дозирующего органа топливоподачи измеряют положение Lи дозирующего органа топливоподачи регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1, соответствующее текущему значению частоты вращения вала теплового двигателя 1. С выхода функционального преобразователя 11 подают сигнал заданного положения Lз1 дозирующего органа топливоподачи регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1, пропорциональный заданной частоте вращения, на первый вход первого блока 12 сравнения, на второй вход первого блока 12 сравнения подают кодовый сигнал Lи значения измеренного положения дозирующего органа топливоподачи, кодовый сигнал величины рассогласования ΔL(Lз1-Lи) с выхода первого блока 12 сравнения подают на вход первого блока 13 интегрирования, где его интегрируют по времени. Результат интегрирования принимают за величину уставки напряжения тягового генератора 4 постоянного тока и подают на первый вход второго блока 14 сравнения.

Датчиком 5 напряжения тягового генератора 4 постоянного тока измеряют напряжение тягового генератора 4 постоянного тока, выходной сигнал датчика 5 напряжения подают на второй вход второго блока 14 сравнения, выходной сигнал блока 14 сравнения, пропорциональный рассогласованию уставки напряжения тягового генератора 4 постоянного тока и фактического значения напряжения тягового генератора 4 постоянного тока, подают на вход блока 8 управления возбуждением тягового генератора 4 постоянного тока, обеспечивая его возбуждение. Сигнал с выхода задатчика 17 скорости движения подают на первый вход третьего блока 16 сравнения, на второй вход которого подают сигнал с выхода датчика 18 скорости движения, сигнал рассогласования заданной и фактической скорости движения интегрируется по времени во втором блоке 15 интегрирования и подается на второй вход сумматора 10, в результате чего на выходе сумматора 10 получают скорректированное значение кода nз2 заданной частоты вращения вала теплового двигателя 1. Таким образом, в блок-схеме фиг. 1. представлены три контура регулирования, подчиненных друг другу: регулятор напряжения - 14, 5, 8, 4, регулятор положения дозирующего органа топливоподачи - 2, 3, 11, 12, 13, регулятор скорости 17, 18, 16, 15, 10.

Для иллюстрации предлагаемого способа регулирования электрической передачи на фиг. 2 в координатах силы тяги F и скорости движения V представлены тяговые характеристики F(V) тепловоза для трех значений заданной частоты вращения вала nз1, nз2 и nз3 теплового двигателя 1 соответственно (а, б, д), а также характеристики сопротивления движению W1(v) и W2(v) (в, г).

На фиг. 3 в координатах мощности N и частоты вращения n представлены универсальные характеристики теплового двигателя 1 (зависимости е, ж, и) и экономическая характеристика теплового двигателя к. Зависимости (е, ж, и) соответствуют различным значениям удельного расхода топлива по мере его возрастания. Зависимость л на фиг. 3. соответствует заданному значению положения дозирующего органа топливоподачи регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1 в функции частоты вращения вала теплового двигателя 1 при работе теплового двигателя 1 по экономической характеристике к.

Предположим, что задатчиком 9 частоты вращения вала теплового двигателя 1 задана частота вращения nз1, которой соответствует мощность теплового двигателя N1 (точка Д на экономической характеристике к на фиг. 3). Этой мощности теплового двигателя соответствует тяговая характеристика б на фиг. 2. В соответствии с уравнением движения равновесная скорость тепловоза будет достигнута при равенстве силы тяги тепловоза F(V) и силы сопротивления движению W1(V) (характеристика в на фиг. 2), что соответствует точке А на фиг. 2. Так как установившаяся скорость движения тепловоза будет меньше заданной скорости движения Vз, сигнал рассогласования скоростей с выхода третьего блока 16 сравнения интегрируется во втором блоке 15 интегрирования, результат интегрирования суммируется в сумматоре 10 с сигналом задания частоты вращения вала теплового двигателя, в результате чего на вход регулятора 2 частоты вращения вала теплового двигателя 1 подается скорректированное значение заданной частоты вращения nз2, которое регулятор 2 частоты вращения вала теплового двигателя 1 отрабатывает путем изменения положения дозирующего органа топливоподачи до величины Lз2. В результате полное равновесие наступит при достижении тепловозом заданного значения скорости движения (точка Б на характеристике в фиг. 2.), а тепловым двигателем 1 скорректированного значения заданной частоты вращения, при этом обеспечивается нахождение рабочей точки теплового двигателя 1 на экономической характеристике (точка Ж на характеристике к на фиг. 3).

В случае, если тепловоз работал в режиме равновесия, когда скорость движения тепловоза была равна заданной, фактическое положение дозирующего органа топливоподачи равно заданному (точки Б на фиг. 2 и Ж на фиг. 3), и по каким-то причинам начинает уменьшаться сопротивление движению, например, при уменьшении веса состава при работе тепловоза на сортировочной горке, что соответствует характеристике сопротивления движению W2(V) (г) на фиг. 2., тепловоз под действием ускоряющей силы (F-W2(v)) начинает увеличивать скорость движения V в сторону точки Г на пересечении характеристик а и г фиг. 2, что приводит к появлению отрицательного рассогласования на выходе третьего блока 16 сравнения, в результате чего начинает уменьшаться выходной сигнал на выходе второго блока 15 интегрирования, что уменьшает выходной сигнал сумматора 10, уменьшая при этом величину заданной частоты вращения вала теплового двигателя 1 до величины nз3. При уменьшении заданной частоты вращения вала теплового двигателя 1 уменьшается величина заданного положения дозирующего органа топливоподачи регулятора 2 частоты вращения теплового двигателя 1 до величины Lз3, в результате появляется отрицательный сигнал на выходе второго блока 12 сравнения, выходной сигнал первого блока 13 интегрирования уменьшается, что приводит к уменьшению выходного напряжения тягового генератора 4 постоянного тока и в конечном итоге к снижению тяговой характеристики тепловоза и равновесие будет достигнуто в точке В новой тяговой характеристики д на фиг. 2 и точке Е на экономической характеристики к на фиг. 3, при этом частота вращения вала теплового двигателя 1 будет иметь новое скорректированное значение nз3 при значении заданного положения дозирующего органа топливоподачи Lз3. Для сравнения на фиг. 3. показано, что поддержание заданной скорости без изменения частоты вращения вала теплового двигателя 1 привело бы тепловой двигатель 1 в режим работы в точке З на фиг. 3, что привело бы к увеличенному расходу топлива.

Предлагаемый способ регулирования опробован на маневровом тепловозе ТЭМ7А и показал положительные результаты.

Способ регулирования электрической передачи тепловоза, заключающийся в том, что задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока, связанный с тяговыми электродвигателями постоянного тока, измеряют положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения теплового двигателя, соответствующее текущему значению частоты вращения вала теплового двигателя, задают положение дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения пропорционально заданной частоте вращения, сравнивают его с измеренным положением дозирующего органа топливоподачи регулятора частоты вращения, величину их рассогласования интегрируют по времени и результат интегрирования принимают за величину уставки напряжения тягового генератора, измеряют напряжение тягового генератора постоянного тока, сравнивают его с величиной уставки и по величине рассогласования изменяют ток возбуждения тягового генератора постоянного тока, отличающийся тем, что дополнительно задают заданное значение скорости движения тепловоза, измеряют фактическое значение скорости движения тепловоза, величину их рассогласования интегрируют, заданное значение частоты вращения вала теплового двигателя корректируют пропорционально интегралу рассогласования заданной и фактической скорости движения тепловоза.
Способ регулирования электрической передачи тепловоза
Способ регулирования электрической передачи тепловоза
Способ регулирования электрической передачи тепловоза
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 39 items.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
18.05.2018
№218.016.5161

Способ регулирования электрической передачи тепловоза в режиме электрического тормоза

Изобретение относится к способу для управления электротяговой системой транспортных средств. Способ регулирования электрической передачи тепловоза в режиме электрического тормоза заключается в следующем. Задают уставки тормозного усилия тепловоза, тока возбуждения и тока якорей тормозящих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653351
Дата охранного документа: 07.05.2018
Showing 1-10 of 49 items.
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39c8

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, первый контактор, якорные обмотки и обмотки возбуждения первого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480353
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d13

Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования скорости тепловоза с электропередачей. Устройство содержит блок оценки скоростных параметров, задатчик и датчик скорости, блок управления током тягового генератора, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481202
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.07.2013
№216.012.57f9

Способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и устойчивости способа за счет контроля состояния...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488129
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.09.2013
№216.012.7070

Стенд для диагностики микропроцессорной системы управления локомотивом

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в упрощении конструкции стенда и повышении надежности его работы. Для этого предложен стенд для диагностики микропроцессорной системы управления (МСУ) локомотивом, содержащий компьютер, источник питания, при этом стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494435
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7abb

Бортовая система диагностики тягового подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в автономном тяговом подвижном составе, например тепловозах. Бортовая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497081
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД