×
22.05.2023
223.018.6b62

Результат интеллектуальной деятельности: Железнодорожный путь переменной жесткости и способ его формирования

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности к железнодорожному пути переменной жесткости, а также способу его формирования. Путь выполнен в виде блока из множества шпал. Рельсы присоединены к шпалам посредством скреплений. Под шпалами уложены прокладки. Жесткость прокладок может изменяться пропорционально разности жесткостей состыкованных участков пути и количеству уложенных на прокладки шпал. При формировании пути переменной жесткости под шпалами размещают оболочки, которые наполняют наполнителем от внешнего агента до достижения заданного давления. Блоки шпал размещают между участками пути с разной жесткостью. После формирования блока жесткость прокладок равномерно и плавно меняется от начала до конца блока без изменения конструкции подрельсового основания, структуры земляного полотна и балластного слоя. Обеспечивается равномерность изменения жесткости конструкции переходного участка. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при строительстве, реконструкции и эксплуатации пути на железных дорогах, метрополитене, городском рельсовом транспорте на переходных участках в зонах примыкания перед искусственными сооружениями, а именно, мостом, тоннелем.

При прохождении железнодорожного состава по рельсовому пути, уложенному на шпалах по балластному основанию, рельс подвергается воздействию системы статических и динамических сил, которые вызывают сложные колебания железнодорожного рельса, в частности изгибные, поперечные, продольные составляющие, деформации кручения и т. п. Если в зоне примыкания к искусственным сооружениям жесткость пути, отличается от жесткости пути, уложенного на искусственном сооружении, например на мосту или тоннелю возникают динамические нагрузки, преимущественно ударные, которые существенным образом влияют на износ железнодорожного пути и безопасность его эксплуатации.

Поэтому перед искусственным сооружением укладывается блок железнодорожного пути с жесткостью, уменьшающейся в направлении от искусственного сооружения. Известны различные способы изменения жесткости пути, которые в общем виде можно свести к следующему: установка подрельсовых оснований с переменной жесткостью и изменение жесткости введением в земляное полотно и/или балласт материалов и конструкций, изменяющих жесткость земляного полотна и/или балластного слоя.

Известен способ усиления земляного полотна железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению (2752888 заявка 2020125286 от 21.07.2020, опубликовано 11.08.2021, E02D 3/12 E01B 1/00). Способ заключается в нагнетании твердеющего раствора с двух сторон земляного полотна под наклоном к горизонтальной плоскости с образованием упрочняющей опорной системы, предварительно осуществляют нагнетание твердеющего раствора посредством погружения инъекторов по контуру габарита приближения строения вертикально, а нагнетание твердеющего раствора под наклоном производится инъекторами, погружаемыми вне зоны габарита приближения строения, с постепенной проработкой грунтов земляного полотна  Недостатком этого решения является большой объем капитальных работ на земляном полотне и отсутствие возможности регулировать жесткость без повторения проведения этих работ с демонтажом затвердевшего раствора.

Известен железнодорожный путь в зоне примыкания к искусственному сооружению (RU 2453644, заявка № 2010153759 от 28.12.2010, опубликовано 20.06. 2012. МПК Е01В 1/00), содержащий последовательно расположенные и состыкованные участок железнодорожного пути, уложенный на железобетонное основание искусственного сооружения, и участок железнодорожного пути, примыкающий к искусственному сооружению и уложенный на земляное полотно с балластным слоем, на котором выполнен переходной участок с размещенным в подбалластном слое арматурным каркасом в виде рядов пространственных металлических решеток. Недостатком этого решения трудоемкость в укладке и отсутствие возможности эффективно и равномерно регулировать жесткость под каждой шпалой, что не позволяет исключить отсутствие ударных воздействий колеса на рельс.

Известна пассивно-поглощающая динамические вибрации плита для рельсового пути (RU 2624147, заявка 2016102953 от 21.07.2014, конвенционный приоритет 30.07.2013, опубликовано: 30.06.2017, МПК E01B 1/00 и E01B 3/40), содержащей в основной своей части в области пространства, в котором отсутствует контакт с рельсом, блок дополнительной массы с гибким соединением.

Недостатком этого предложения трудоемкость установки и трудоемкость обеспечения уровня, что может привести к появлению отклонений уровня рельсовой нити и образования длинных и коротких неровностей.

Известно подрельсовое устройство железнодорожного пути и способ укладки по меньшей мере одного подрельсового устройства железнодорожного пути (RU 2746554, заявка 2020124286 от 22.07.2020, опубликовано 15.04.2021, МПК Е01В 3/00; Е01В 3/20 Е01В 3/46), содержащее эластичную герметичную оболочку, наполняемую рабочей средой, размещаемую в корпусе с открытой сверху полостью с зазором относительно внутренней поверхности стен корпуса и верхней опорной плитой, на которой установлен рельс, с возможностью ее перемещения верхней плиты между верхними и нижними упорами, установленными на стенках корпуса за счет изменения давления и вязкоупругих свойств эластичной герметичной оболочки.

Это устройство предназначено для формирования железнодорожного пути оперативного развертывания взамен стандартных подрельсовых оснований - шпал. Для формирования участка железнодорожного пути переменной жесткости на эксплуатирующемся железнодорожном пути замена подрельсового основания приводит также существенным капитальным затратам.

Целью предлагаемого изобретение является обеспечение равномерного изменения жесткости конструкции переходного участка без изменения конструкции пути и структуры грунта земляного полотна и балластного слоя и значительных капитальных вложений и позволяющая регулировать жесткость переходного участка.

Техническим результатом является упрощение формирования блока железнодорожного пути, примыкающего к искусственному сооружению без капитальных вложений с плавным переходом жесткости от начала до конца блока, равномерно распределяя ее на каждую шпалу не меняя конструкцию подрельсового основания, структуры земляного полотна, балластного слоя.

Технический результат достигается тем, что на эксплуатируемом участке пути примыкающем к искусственному сооружению поднимают шпалы и под них подкладывают опорные прокладки с разной жесткостью равномерно убывающей от искусственного сооружения. При этом прокладки выполнены с возможностью изменять жесткость. В качестве опорной прокладки используется оболочка, наполняемая от внешнего агента наполнителем, преимущественно воздухом, давлением которого в оболочке меняются вязкоупругие свойства железнодорожного пути и жесткость каждой шпалы, опирающейся на оболочку равномерно по всей длине переходного участка. Таким образом формируется блок железнодорожного пути переменной жесткости из рельсов, уложенных на множество N шпал, уложенных на оболочки с наполнителем, с возможностью изменения в оболочке давления и регулирования жесткости конструкции рельс-шпала-оболочка-балласт. Блок состыкован с участком эксплуатируемого железнодорожного пути с жесткостью К0, участка и другим участком пути, в частности лежащим на искусственном сооружении, например мосту с жесткостью Кк. Переходной участок обеспечивает изменение жесткости от большего значения, в данном примере Кк к меньшему К0. Средняя жесткость Kср пропорционально разности жесткостей двух участков к количеству уложенных на прокладки шпал и определяется по формуле:

0- - Кк )/N = К ср (1)

Тогда жесткость i-ой шпалы будет устанавливаться как:

К i = К i-1 ± К ср (2)

Знак «±» означает, что «+», если меняется жесткость в направлении от участка с меньшей жесткостью к участку с большей жесткостью и минус, если наоборот. Таким образом, железнодорожный путь переменной жесткости, выполнен виде блока, состоящего из множества шпал, на которых уложены рельсы, соединенные со шпалами посредством скреплений, шпалы уложенны на балласт через опорные прокладки, которые выполнены с разной жесткостью с возможностью их изменения, возрастающей пор мере приближения к искусственному сооружению до достижения жесткости равной жесткости участка пути, лежащего на искусственном сооружении. Наиболее предпочтительно, если опорные прокладки будут выполнены в виде эластичных оболочек с наполнителем. Наиболее предпочтительно, если наполнителем будет воздух, но допускается в качестве наполнителя использовать гидравлическую жидкость, гель или сыпучий материал. Наполнитель поступает от внешнего агента, создавая давление в оболочке, соответствующе заданной жесткости конструкции шпала, оболочка. Под шпалу можно укладывать сколь угодно много опорных прокладок, в том числе регулируя их количеством и свойствами материалов, из которых они сделаны жесткость конструкции шпала- прокладки- балласт. Одна оболочка под одну шпалу предпочтительнее, поскольку обеспечивает эффективность технологии укладки.

Способ формирования железнодорожного пути переменной жесткости, заключается в укладке под шпалу оболочки, принудительно наполняемой от внешнего агента наполнителем, создавая в ней заданное или рассчитанное давление. Расчетным, экспериментальным или экспертным путем определяют длину переходного участка железнодорожного пути, вывешивают на домкратах одну шпалу или всю плеть в целом в зависимости от длины выбранного участка, убирают часть балласта и под шпалу подкладывают опорную подкладку с заданной жесткостью и домкрат убирают. При этом опорную прокладку, выполненную в виде оболочки, наполняют наполнителем непосредственно после ее укладки под шпалу до снятия домкрата, например от компрессора или пневмомагистрали специального подвижного состава. Допускается наполнять оболочку предварительно до ее укладки и укладывать уже наполненную.

Изобретение иллюстрируется фигурой 1. На фигуре отмечены следующие позиции: 1- эксплуатируемый участок на земляном полотне; 2 - блок переходного участка; 3-эксплуатируемый участок на искусственном сооружении (мосту); 4-шпала; 5- опорная прокладка в виде оболочки; 6-балласт; 7- искусственное сооружение (мост).

Перед искусственным сооружением 7 выбирается участок пути 2 который будет являться переходным между участком 1 эксплуатируемого железнодорожного пути, как правило, на земляном полотне и участком 3, лежащем на искусственном сооружении и в его пределах. По решению производителя работ и в соответствии с разработанным технологическим процессом вывешивается на домкраты сразу весь участок 2 или по частям или отдельно каждая шпала 4 под которую на балласт 6 укладывается оболочка 5, наполняемая наполнителем от компрессора или, например, тормозной магистрали локомотива, создавая давление в оболочке соответствующее предварительно заданной жесткости оболочки.

Таким образом, не меняя конструкцию железнодорожного пути оперативно формируем переходной участок пути с распределенной жесткостью, равномерно изменяющейся в направлении от одного участка железнодорожного пути, к другому. При этом в конструкции железнодорожного пути его элементы не меняются, капитальные вложения не требуются, прокладки укладываются в объеме работ, соответствующих объему работ по текущему содержанию пути, при этом жесткость пути распределяется равномерно, что позволяет избежать толчков и ударов.


Железнодорожный путь переменной жесткости и способ его формирования
Железнодорожный путь переменной жесткости и способ его формирования
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
09.05.2019
№219.017.4b6b

Хоппер-дозатор

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Хоппер-дозатор содержит опирающуюся на тележки раму, бункер с разгрузочными люками, установленный в нижней части рамы с возможностью перестановки по высоте приводом дозатор с боковыми 7, поперечными и надрельсовыми 6 балками. На дозаторе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002205763
Дата охранного документа: 10.06.2003
17.06.2023
№223.018.808c

Способ контроля дозирования сыпучего груза, преимущественно балласта, на железнодорожный путь из специального подвижного состава с известной жесткостью рессорного подвешивания и система для его реализации

Изобретение относится к способам и устройствам контроля дозирования сыпучего груза. Предлагаемые способ и система измерения основаны на измерении расстояний между транспортным средством с известной жесткостью рессорного подвешивания, из которого балласт выгружается и плоскостью железнодорожного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769590
Дата охранного документа: 04.04.2022
Показаны записи 1-10 из 10.
27.08.2014
№216.012.ee22

Способ модернизации вагона-хоппера

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может найти применение при модернизации кузовов вагонов. Способ модернизации вагона-хоппера, содержащего ходовые опоры, раму, кузов с боковыми и торцевыми стенами и бункером с, по меньшей мере, двумя разгрузочными люками, перекрываемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526781
Дата охранного документа: 27.08.2014
10.05.2015
№216.013.4ac2

Рельсовое скрепление

Изобретение относится к устройству верхнего строения железнодорожного пути, в частности к устройству крепления рельса. Рельсовое скрепление содержит взаимодействующую с подошвой рельса (2) пружинную клемму (3), скобу (4), болт (5) и зафиксированную в шпале от поворота гайку (6). Резьба болта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550645
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.03.2016
№216.014.ca28

Способ реконструкции железнодорожного вагона при проведении ремонта и кузов железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам реконструкции железнодорожных вагонов и к железнодорожным вагонам, которые могут быть трансформированы в вагоны различного назначения. Способ реконструкции вагона при проведении ремонта заключается в отделении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577960
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.7ea1

Штампосварной плужный лемех повышенной стойкости к абразивному изнашиванию

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано при изготовлении и восстановлении плужных лемехов. Лемех состоит из двух скрепленных сваркой элементов - остова и долотообразной части (долото). Остов изготавливается путем штамповки из сталей с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601211
Дата охранного документа: 27.10.2016
26.08.2017
№217.015.db85

Мостовое сооружение

Изобретение относится к транспортным системам и может быть использовано в области мостостроения. Мостовое сооружение содержит по меньшей мере одну опору, несущую пролетное строение. Пролетное строение состоит по меньшей мере из одной секции трубчатой оболочки, выполненной по длине с открытой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624090
Дата охранного документа: 30.06.2017
17.02.2018
№218.016.2c69

Рама вагона-платформы и вагон-платформа

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к грузовым вагонам, предназначенным для перевозки крупногабаритных грузов, таких как контейнеры, жилые модули и другие грузы. Вагон-платформа содержит расположенную на ходовых тележках раму вагона-платформы с боковыми (1),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643322
Дата охранного документа: 31.01.2018
01.05.2019
№219.017.478c

Рама железнодорожного грузового вагона, в частности хоппер-дозатора

Изобретение относится к рамам железнодорожных грузовых вагонов, в частности, хоппер-дозаторов. Рама содержит концевые, поперечные, продольные, боковые и хребтовую балку. Хребтовая балка выполнена с возможностью крепления винтовой сцепки. Боковые стенки хребтовой балки снабжены диафрагмами в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686600
Дата охранного документа: 29.04.2019
13.06.2019
№219.017.8200

Запирающее устройство

Изобретение относится к запирающим устройствам и предназначено преимущественно для запирания бортов грузовых автомобилей, вагонов или хопперов. Запирающее устройство содержит жестко закрепленный на крышке или борту кронштейн с прижимом, установленным с возможностью размещения для запирания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002356772
Дата охранного документа: 27.05.2009
23.05.2023
№223.018.6f3b

Привод разгрузочно-дозирующих устройств укладки балласта на железнодорожный путь

Изобретение относится к пневмогидравлическим системам общего назначения и более конкретно, к приводу разгрузочно-дозирующих устройств укладки балласта на железнодорожный путь специальным подвижным составом при строительстве и ремонтах железнодорожного пути. Привод управления дозированной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002741683
Дата охранного документа: 28.01.2021
17.06.2023
№223.018.808c

Способ контроля дозирования сыпучего груза, преимущественно балласта, на железнодорожный путь из специального подвижного состава с известной жесткостью рессорного подвешивания и система для его реализации

Изобретение относится к способам и устройствам контроля дозирования сыпучего груза. Предлагаемые способ и система измерения основаны на измерении расстояний между транспортным средством с известной жесткостью рессорного подвешивания, из которого балласт выгружается и плоскостью железнодорожного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002769590
Дата охранного документа: 04.04.2022
+ добавить свой РИД