Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к строительно-дорожной и путевой техники и может быть использовано для перевозки сыпучих материалов и их распределения после разгрузки.
Известен эксплуатируемый на железных дорогах СНГ хоппер-дозатор, содержащий раму, опирающуюся на ходовые тележки, смонтированный на раме бункер с внутренними и внешними разгрузочными люками, имеющими крышки и смонтированный в нижней части рамы дозатор балласта, представляющий собой короб без дна с возможностью подъема и опускания по высоте (Инструкция по эксплуатации хоппер-дозаторов. - М.: Транспорт, 1991 г., 24 стр.). Известен также хоппер-дозатор, представляющий собой опирающуюся на ходовую тележку раму, смонтированный на раме бункер с внутренними и внешними разгрузочными люками, имеющими крышки и установленный в нижней части рамы бункера дозатор, представляющий из себя соединенные между собой поперечные, боковые и надрельсовые балки в виде уголка вершиной вверх с возможностью перестановки по высоте приводом, по направляющим, закрепленным к поперечной балке и взаимодействующих с роликами, закрепленными к раме (RU 2171755 С1, Е 01 В 27/02 от 10.12.99 г.).
Эти хоппер-дозаторы не обеспечивают ограничение выгрузки балласта в путь в объеме, который необходим по технологическому процессу производства путевых работ и поэтому выгружается существенно больший объем балласта, который подлежит перераспределению и последующему удалению излишков балласта с пути.
Известен хоппер-дозатор, представляющий собой опирающуюся на ходовую тележку раму, смонтированный на раме бункер с внутренними и внешними разгрузочными люками, имеющими крышки, расположенные вдоль оси вагона на валах с возможностью поворота поперек хоппер-дозатора и установленный в нижней части рамы бункера дозатор, представляющий из себя соединенные между собой поперечные, боковые и надрельсовые балки с возможностью перестановки по высоте приводом (RU 2180888 С1, Е 01 В 27/02 от 29.09.00 г.).
Этот хоппер-дозатор обеспечивает прерывание выгрузки балласта и точечное дозирование балласта на небольших по протяженности участках пути, стрелках, на подходах к мостам и т.п., однако излишки балласта также остаются и подлежат перераспределению и удалению вручную либо механизированным способом.
Цель изобретения - повышение эффективности путевых работ и снижение затрат на перераспределение излишков выгружаемого балласта.
Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности хоппер-дозатора после укладки балласта на путевую решетку перераспределить и удалить излишки балласта.
Для достижения этого технического результата в хоппере-дозаторе, содержащем опирающуюся на тележки раму, смонтированный на раме бункер с разгрузочными люками, имеющими крышки, установлен дозатор балласта, выполненный с поперечными, боковыми и надрельсовыми балками и установленный в нижней части рамы с возможностью перестановки по высоте приводом, с установленными внутри надрельсовых балок опорными катками, служащими направляющими опорами дозатора в рабочем положении и поперечными стенками, нижние кромки которых имеют профиль, соответствующий профилю шпалы, причем на наружных стенках балок устанавливаются элементы крепления (кронштейны, болты, пластины, крючки, места под сварку и т.п.), к которым могут крепиться скребки и щетки для удаления излишков балласта с путевой решетки, при этом скребки установлены таким образом, что позволяют перераспределить и удалить излишки балласта от рельса (в каждую из сторон от его продольной оси). Кроме этого, плоскость скребков ориентирована вдоль оси рельса так, что по ходу движения вагона образует с осью рельса острый угол, скребки смонтированы с обеих сторон от оси рельса, а профиль нижней кромки скребка соответствует профилю шпалы. В нижней части рамы жестко закреплены упоры с направляющими роликами, расположенными с обеих наружных сторон стенок бункера, препятствующие смещению дозатора вдоль продольной оси вагона.
На фиг. 1 изображена схема хоппер-дозатора в транспортном положении. На фиг. 2 - то же, при удалении излишков балласта с путевой решетки. На фиг.3 изображен хоппер-дозатор, на фиг.4 - разрез А-А фиг.3, на рис.5 - вид Б фиг. 3.
Хоппер-дозатор содержит раму 1, опирающуюся на ходовые тележки, бункер 2 с внутренними и внешними разгрузочными люками, имеющими крышки 3. Все крышки соединены с соответствующими пневмоцилиндрами их открывания и закрывания. В нижней части рамы установлен дозатор балласта 4 с возможностью перестановки по высоте (подъем и опускание) приводами на заданную величину. Дозатор 4 представляет собой короб без дна и состоит из двух поперечных балок 5, соединенных между собой двумя надрельсовыми балками 6 и двумя боковыми балками 7. Причем нижняя кромка стенки поперечной балки дозатора имеет профиль, соответствующий профилю шпалы, а высота боковых и поперечных стенок дозатора может не совпадать. Надрельсовая балка 6 предотвращает засыпание балластом рельса при его укладке на путевую решетку. Надрельсовая балка выполнена в виде уголка вершиной, направленной вверх, и может иметь другой профиль, обеспечивающий ссыпание с нее балласта, например в виде трубы или ее части. К надрельсовым балкам дозатора крепятся опорные катки 8, служащие направляющими опорами дозатора на рельсы в рабочем положении. Опорные катки представляют из себя ролики, установленные на осях и закрепленные к полкам надрельсовой балки через кронштейны на регулируемой высоте. Опорные ролики служат для опоры дозатора на рельсы при перераспределении и очистке путевой решетки от излишков балласта. При использовании вагона для укладки балласта в путевую решетку дозатор может и не опираться катками 8 на рельсы. Для чистовой отделки по удалению излишков балласта со шпал и шпальных ящиков на наружных поверхностях поперечных и боковых балок дозатора устанавливаются щетки и скребки 9, 10, 11. Щетки и скребки устанавливаются на направляющие элементы крепления 12, например в виде кронштейнов, закрепленных к балкам дозатора. Профиль нижней кромки скребков дозатора соответствует профилю той части шпалы железнодорожного пути, над которой он зависает. Подъем и опускание дозатора осуществляются пневмоцилиндрами по направляющим, закрепленным на поперечной балке дозатора и взаимодействующими с роликами, установленными на осях упоров дозатора, которые жестко закреплены к раме вагона.
При работе по укладке балласта в путевую решетку опускают дозатор на заданную отметку (выше минимальной отметки) так, чтобы опорные катки 8 не касались рельсов, открывают крышки 3 разгрузочных люков бункера 2. При движении вагона (в любую сторону) происходит укладка балласта в путевую решетку на заданную отметку, при этом профиль отсыпки балласта соответствует профилю верхней поверхности шпалы.
При работе по удалению излишков балласта с путевой решетки опускают дозатор балласта на минимальную отметку так, чтобы опорные катки 8 опирались на рельсы, а крышки 3 разгрузочных люков оставляют закрытыми. При движении вагона (в любую сторону) происходит планировка балласта на путевой решетке с удалением его излишков в откос или на обочину, а внутри колеи - в среднюю ее часть с укладкой в шпальные ящики. Оптимальный размер "к" между нижней кромкой поперечной балки (или нижней кромкой скребков) и шпальной решеткой, определяющий качество перераспределения и удаления излишков балласта, регулируется высотой закрепления катков к надрельсовой балке и высотой поперечной стенки дозатора и обеспечивается профилем нижней кромки поперечной стенки дозатора (или высотой закрепления скребков к поперечным и боковым стенкам дозатора и профилем их нижней кромки), а также копированием катками 8 продольного профиля пути по рельсам.
Крепление скребков 9, 10, 11 к балкам дозатора позволяет выполнять хоппером как укладку балласта на путевую решетку, так и его планировку с последующим удалением излишков балласта с путевой решетки. Скребки и щетки могут крепиться непосредственно к раме вагона на выносных кронштейнах, имеющих ребра жесткости. Профиль нижних кромок скребков и форма плужка отвала обеспечивают удаление излишков балласта скребками 10 и 11, установленными снаружи колеи, в откос, а скребком 9, установленным внутри колеи, - в центральную часть колеи с укладкой в шпальные ящики, при этом плоскость отвала скребка устанавливается с возможностью перерегулирования вдоль оси рельса так, что по ходу движения вагона образует с осью рельса угол, оптимальный для удаления излишков балласта с путевой решетки или определяющий месторасположение на путевой решетки, куда необходимо перераспределить излишки балласта, в том числе и отсыпать балласт в откосы с последующей планировкой. Однако для отсыпки балласта в откосы боковые балки дозатора убирают, совмещая их с надрельсовыми балками, а надрельсовые балки, выполненные в виде уголка вершиной вверх, делают таким образом, что полки уголка имеют разную длину.
1.Хоппер-дозатор,содержащийопирающуюсянатележкираму,бункерсразгрузочнымилюками,установленныйвнижнейчастирамысвозможностьюперестановкиповысотеприводомдозаторсбоковыми,поперечнымиинадрельсовымибалками,отличающийсятем,чтонадозатореустановленыкатки,служащиеегонаправляющимиопораминарельсы,нанаружныхстенкахбоковыхипоперечныхбалокдозатораустановленыэлементыкрепления,накоторыхустановленыщеткиискребкидляперераспределенияиудалениябалласта,анижняячастьпоперечныхстенокдозатораимеетпрофиль,соответствующийпрофилюшпалы.12.Хоппер-дозаторпоп.1,отличающийсятем,чтоопорныекаткиприкрепленыкнадрельсовойбалкедозатораирегулируютсяповысотезакрепления.23.Хоппер-дозаторпоп.1,отличающийсятем,чторамавагонаимеетвыносныекронштейныдлякрепленияскребковищеток.34.Хоппер-дозаторпоп.1,отличающийсятем,чтоплоскостьотваласкребкаобразуетсосьюрельсауголдляудаленияизлишковбалластаспутевойрешетки.45.Хоппер-дозаторпоп.1,отличающийсятем,чтопрофильнижнейчастискребкасоответствуетпрофилютойчастишпалы,надкоторойонзакреплен.5