×
12.05.2023
223.018.5443

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство для автоматического контроля излома рельсов на электрифицированных железных дорогах

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к средствам контроля излома рельсов на электрифицированных участках железных дорог. Устройство содержит элемент сравнения, сумматор, два пороговых элемента, делитель напряжений, дифференцирующее устройство и блок фиксации излома рельса. Устройство дополнительно снабжено двумя датчиками тока в рельсовых нитях, двумя усилителями, элементом с зоной нечувствительности, замыкающим и размыкающим электронными ключами. Достигается возможность автоматического контроля излома рельсов. 1 ил.

Область техники

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматический контроль излома рельсов на электрифицированных железных дорогах.

Уровень техники

Известно устройство для контроля излома рельсов на участках с электротягой переменного тока [1]. Однако это устройство может использоваться только на участках железных дорог с электротягой переменного тока, оборудованных рельсовыми цепями, что ограничивает область его применения.

В настоящее время на железных дорогах вместо рельсовых цепей используются многие другие устройства для контроля свободное™ от подвижного состава участков пути, такие как счетчики осей, спутниковое позиционирование, цифровая радиосвязь [2]. Причем эти устройства применяются, прежде всего, на высокоскоростных и загруженных железнодорожных магистралях.

Проблема обнаружения и передачи сообщений об изломах рельсов приобретает на железных дорогах мира все большее значение [3]. Интенсивность движения поездов наиболее высока на электрифицированных участках железных дорог. На таких участках все шире используется движение тяжеловесных и удлиненных поездов. Поэтому механические нагрузки на верхнее строение пути на таких участках больше и, следовательно, больше вероятность излома рельсов. Тяжелее на таких участках и последствия от аварий и крушений, если излом рельсов не будет своевременно обнаружен.

На электрифицированных участках железных дорог рельсовые нити рельсовых линий используются для пропуска тяговых токов от электровозов к тяговым подстанциям. Реакция растекания тягового тока по рельсовым нитям на излом рельса может использоваться для контроля наступления этого события.

Тяговый ток электровоза растекается по рельсовой линии в обе стороны от него. Если излом рельса происходит при отсутствии подвижного состава в пределах рельсовой цепи, то сопротивление рельсовой нити, в которой произошел излом рельса, резко увеличивается и тяговый ток в этой рельсовой нити скачкообразно уменьшается, что вызывает скачкообразное увеличение асимметрии тягового тока в рельсовой линии на обоих концах рельсовой цепи. Количественно асимметрия тягового тока измеряется коэффициентом его асимметрии, вычисляемым как отношение разности тяговых токов в рельсовых нитях рельсовой линии к их сумме.

Колесные пары подвижного состава выравнивают тяговые токи в рельсовых нитях под ним. Поэтому если излом рельса произошел под подвижным составом, то скачек асимметрии тягового тока сильнее проявляется в освобождающейся от подвижного состава части рельсовой линии, когда последняя колесная пара подвижной единицы или поезда уходит за точку излома рельса.

Таким образом, скачкообразное изменение асимметрии тягового тока может служить сигналом об изломе рельса на контролируемом отрезке рельсовой линии. Следовательно, непрерывный автоматический контроль не только величины, но и скорости изменения во времени асимметрии тягового тока в определенной точке рельсовой линии может обеспечить контроль излома рельсов на рассматриваемом отрезке рельсовой линии электрифицированной железной дороги.

Коэффициент асимметрии тягового тока увеличивается при ухудшении состояния токопроводящих и изолирующих элементов рельсовых нитей, а также при уменьшении температуры рельсов или величины тягового тока в них [5]. Эти изменения происходят относительно медленно, и они не должны давать ложную информацию об изломе рельса. Мощные импульсные электромагнитные помехи или короткие замыкания в контактной сети могут вызвать кратковременное увеличение коэффициента асимметрии тягового тока [4]. В таких случаях также не должна появляться ложная информация об изломе рельса.

Раскрытие изобретении

Целью изобретения является расширение возможностей автоматического контроля излома рельсов на электрифицированных железных дорогах независимо от того, оборудованы или не оборудованы они рельсовыми цепями.

Цель достигается тем, что оно дополнительно снабжено двумя измерительными датчиками тока в рельсах, двумя усилителями, замыкающим и размыкающим электронными ключами и элементом с зоной нечувствительности, причем установленные на рельсах датчики тока через собственные усилители подключены к входам элемента сравнения и сумматора, сигнал с выхода сумматора дополнительно подается через элемент с зоной нечувствительности и пороговый элемент на управляющий вход размыкающего электронного ключа, сигнал с выхода дифференцирующего устройства подается на блок фиксации излома рельса через замыкающий и размыкающий электронные ключи, а управляющий вход замыкающего электронного ключа соединен с выходом делителя напряжений через дифференцирующее устройство и другой пороговый элемент.

Краткое описание чертежа

На рисунке приведена блок-схема патентуемого устройства и схема его подключения к рельсовым нитям рельсовой линии. В тексте детально описана его структура и работа.

Осуществление изобретения

Устройство контроля и измерительные цепи включают в себя следующее. Тяговые токи IT1 или IT2 уменьшаются при изломе рельса в рельсовых нитях соответственно 1 и 2 рельсовой линии. Рельсовые нити 1 и 2 снабжаются датчиками тока соответственно 3 и 4, подключенные к входам усилителей 5 и 6. Выходной сигнал усилителя 5 подается на одни входы элемента сравнения 7 и сумматора 8, на другие входы которых подается выходной сигнал усилителя 6.

Выход элемента сравнения 7 соединен с одним входом делителя напряжений 9, а выход сумматора 8 соединен с другим входом делителя напряжений 9 и с входом элемента с зоной нечувствительности 13, выходной сигнал которого через пороговый элемент 14 подается на управляющий вход размыкающего электронного ключа 15.

Величина выходного сигнала делителя напряжений 9 пропорциональна текущему значению коэффициента асимметрии тягового тока в рельсовых нитях 1 и 2, равного отношению разности тяговых токов в рельсовых нитях к их сумме. Этот сигнал подается на токовый вход замыкающего электронного ключа 12, а через дифференцирующее устройство 10 и пороговый элемент 11 на управляющий вход ключа 12. Выход этого ключа через размыкающий электронный ключ 15 соединен с блоком фиксации излома рельса 16. Устройство работает следующим образом.

Выходные напряжения измерительных датчиков тока 3 и 4 пропорциональны величинам тяговых токов соответственно IT1 в рельсовой нити 1 и IT2 в рельсовой нити 2. Напряжение с выхода измерительного датчика тока 3 после его усиления усилителем 6 подается на одни входы элемента сравнения 7 и сумматора 8. Напряжение с выхода измерительного датчик тока 4 после его усиления усилителем 5 подается на другие входы элемента сравнения 7 и сумматора 8.

Сигнал с выхода элемента сравнения 7, пропорциональный разности тяговых токов IT1 и IT2 в рельсовых нитях 1 и 2, подается на первый вход делителя напряжений 9, на второй вход которого подается сигнал с выхода сумматора 18, пропорциональный сумме тяговых токов IT1 и IT2. Сигнал на выходе делителя напряжений 9 пропорционален величине коэффициента асимметрии тягового тока в рельсовых нитях 1 и 2.

Исключение ложных срабатываний устройства при медленных увеличениях асимметрии тягового тока в рельсовой линии обеспечивает электрическая цепь, по которой сигнал с выхода делителя напряжений 9 через дифференцирующее устройство 10 и пороговый элемент 11 передается на управляющий вход замыкающего электронного ключа 12. Этот ключ не пропускает через себя сигналы, если сигнал на его управляющем входе, подаваемый с выхода порогового элемента 11, эквивалентен логическому нулю. При медленных изменениях асимметрии тягового тока сигнал на выходе дифференцирующего устройства оказывается недостаточным для срабатывания электронного ключа 12.

Если произойдет резкое изменение асимметрии тягового тока от излома рельса, то под действием дифференцирующего устройства 10 пороговый элемент 11 переключается и подает на цифровой управляющий вход электронного ключа 12 сигнал, эквивалентный логической единице. Тогда ключ 12 замкнет цепь передачи сигнала с выхода делителя напряжений 9 через замкнутый электронный ключ 15 на блок фиксации излома рельса 16.

Исключение ложных срабатываний устройства при появлении в рельсовой линии больших импульсов тягового тока и его асимметрии от мощных импульсных помех, вызываемых короткими замыканиями в тяговой сети или грозовыми разрядами, обеспечивается следующей цепью. Она включает в себя элемент с зоной нечувствительности 13, пороговый элемент 14 и размыкающий электронный ключ 15, который пропускает через себя сигналы, если сигнал на его цифровом управляющем входе соответствует логическому нулю.

При больших импульсах уровень сигнала на выходе сумматора 8 превышает зону нечувствительности элемента 13, и появляющийся сигнал на его выходе вызывает переключение порогового элемента 14. На выходе порогового элемента 14 появляется сигнал, эквивалентный логической единице, поступление которого на цифровой управляющий вход ключа 15 вызывает размыкание цепи прохода сигнала с выхода электронного ключа 12 на блок фиксации излома рельса 16. По окончании импульса перенапряжения с порогового элемента 14 подает на цифровой управляющий вход ключа 15 сигнал, эквивалентный логическому нулю, и электрическое соединение замыкающего электронного ключа 12 с блоком фиксации излома рельса 16 восстанавливается.

Актуальность решения данной задачи определяется тем, что проблема обнаружения и передачи сообщений об изломах рельсов приобретает все большее значение как на железных дорогах России, так и на железных дорогах всего мира.

Таким образом, предложенное устройство позволяет использованием достаточно простых технических решений автоматизировать процесс контроля излома рельсов на участках с электрической тягой.

Проведенные в условиях эксплуатации исследования и математическое моделирование процессов растекания переменных тяговых токов по рельсовой сети показали, что рассмотренные изменения растекания тяговых токов по рельсовым нитям рельсовой линии обеспечивают получение достоверной информации об изломе рельса.

Анализ схемы устройства с использованием компьютеров, а также испытания лабораторного макета предлагаемого устройства подтвердили его работоспособность и достоверность результатов контроля.

Источники информации

1. Шаманов В.И., Денежкин Д.В. Устройство для контроля излома рельсов на участках с электротягой переменного тока. Патент РФ на изобретение №2748826. 31.05.2021 г.

2. Розенберг Е.Н. Инновационные технологии управления движением поездов / Е.Н. Розенберг // Автоматика, связь, информатика. 2017. №10. С.2-4.

3. Поинтнер Ф. Системы обнаружения поездов: краткий обзор // Будущее систем обнаружения поездов. Материалы форума «Wheel Detection». Выпуск 01.2018. С.7 - 10. www.frauscher.com.

4. Аркатов B.C., Кравцов Ю.А., Степенский Б.М. Рельсовые цепи. Анализ работы и техническое обслуживание. - М.: Транспорт, 1990. - 295 с.

5. Шаманов В.И. Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. - 244 с.

6. Шаманов В.И. Циклы изменения устойчивости работы аппаратуры автоматики на участках с электротягой // Наука и техника транспорта, 2018, №1. С.50-57.

Устройство для автоматического контроля излома рельсов на электрифицированных железных дорогах, подключаемое к рельсовым нитям и содержащее элемент сравнения, сумматор, два пороговых элемента, делитель напряжений, дифференцирующее устройство и блок фиксации излома рельса, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено двумя датчиками тока в рельсовых нитях, двумя усилителями, элементом с зоной нечувствительности, замыкающим и размыкающим электронными ключами, причем установленные на рельсах датчики тока через собственные усилители подключены к входам элемента сравнения и сумматора, сигнал с выхода сумматора дополнительно подается через элемент с зоной нечувствительности и пороговый элемент на управляющий вход размыкающего электронного ключа, сигнал с выхода дифференцирующего устройства подается на блок фиксации излома рельса через замыкающий и размыкающий электронные ключи, а управляющий вход замыкающего электронного ключа соединен с выходом делителя напряжений через дифференцирующее устройство и другой пороговый элемент.
Устройство для автоматического контроля излома рельсов на электрифицированных железных дорогах
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
16.01.2020
№220.017.f546

Регулируемая симметрирующая установка тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к области электротехники, в частности к регулируемым фильтрокомпенсирующим установкам системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в повышении эффективности снижения несимметрии токов и напряжений, вызываемых однофазной тяговой нагрузкой, имеющей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710957
Дата охранного документа: 14.01.2020
20.02.2020
№220.018.0469

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714627
Дата охранного документа: 18.02.2020
23.02.2020
№220.018.04aa

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают устройства приема и передачи информации на точечные напольные устройства, установленные на границах станций, которые передают на локомотивы информацию о времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714966
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04b5

Способ регулирования движения поездов с помощью радиосигналов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. В способе на локомотивах устанавливают ЭВМ и по две радиостанции, а на станциях - ЭВМ и по одной радиостанции, которые обеспечивают радиосвязь с впередилежащей и позадилежащей станциями посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714962
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04c5

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования движения поездов. Способ основан на контроле состояний путевых участков посредством рельсовых цепей и передачи информации на локомотив, на постах ЭВМ устанавливают радиостанции, работающие с локомотивными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714965
Дата охранного документа: 21.02.2020
23.02.2020
№220.018.04ee

Устройство контроля состояний разветвленной рельсовой линии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики контроля состояний разветвленных рельсовых линий для регулирования движения на станции. Устройство содержит два ответвления, источник питания, два стрелочно-путевых реле, трансформатор питающего конца и два релейных трансформатора, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714828
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.0518

Способ контроля состояний путевого участка

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояния путевых участков. В способе контроль освобождения блок-участка осуществляют за счет взаимодействия путевого и вагонного индукторов, а занятие - за счет короткой тональной рельсовой цепи, при этом полученную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714829
Дата охранного документа: 19.02.2020
23.02.2020
№220.018.051e

Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для регулирования движения поездов. В способе посредством сигналов передают на локомотивы поездов информацию о состоянии впередилежащих перегонных участков и станционных путей, в установленном маршруте, на локомотивах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714824
Дата охранного документа: 19.02.2020
17.06.2020
№220.018.26fa

Способ контроля состояний путевого участка на станциях и перегонах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний путевого участка. В способе в рельсовую линию с одного конца подают сигнал тональной частоты, а на другом конце сравнивают текущее значение сигнала с пороговыми значениями занятия и освобождения, в случае превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723502
Дата охранного документа: 11.06.2020
17.06.2020
№220.018.2714

Способ регулирования движения поездов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. Способ предусматривает центральную вычислительную машину (ЭВМЦ) для коррекции графика движения поездов на сети железных дорог. Графики передают в единые дорожные диспетчерские центры для управления работой дорожных ЭВМ (ЭВМД). ЭВМД...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723528
Дата охранного документа: 11.06.2020
Показаны записи 1-7 из 7.
27.04.2014
№216.012.bca0

Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока заключается в том, что измеряют падения напряжения на секциях основных обмоток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514027
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.09.2014
№216.012.f8ef

Устройство диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Устройство для диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках железных дорог с электротягой переменного тока содержит регистратор, сумматор, делитель напряжения, пороговый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529564
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f8f1

Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками АЛС заключается в том, что в требуемой точке рельсовой линии измеряют падения напряжения в разных рельсовых нитях на отрезках рельсов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529566
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.02.2015
№216.013.2ebf

Способ диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования состояния дроссельных перемычек путевых дроссель-трансформаторов за счет выполнения дополнительных операций. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно измеряют падение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543435
Дата охранного документа: 27.02.2015
26.09.2018
№218.016.8c02

Устройство для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для контроля состояния изолирующих стыков в тональных рельсовых цепях. Устройство включает подключенные к приемопередатчикам рельсовых цепей по разные стороны от контролируемых изолирующих стыков полосовые фильтры,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668007
Дата охранного документа: 25.09.2018
03.11.2018
№218.016.9a0a

Способ диагностики состояния цепей заземления на рельсы опор контактной сети

Изобретение относится к области диагностики на железнодорожном транспорте для проверки состояния цепей заземления. В способе измеряют падение напряжения на отрезке рельса такой же длины с другой стороны от места подключения к рельсу цепи заземления. Затем делением разности падений напряжения до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671590
Дата охранного документа: 02.11.2018
25.07.2019
№219.017.b824

Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных участках железных дорог

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных железных дорогах заключатся в том, что измеряют величину тяговых токов в рельсах в начале и в конце выбранного участка в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695438
Дата охранного документа: 23.07.2019
+ добавить свой РИД