×
20.04.2023
223.018.4bc2

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДИСКОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002760895
Дата охранного документа
01.12.2021
Аннотация: Изобретение относится к способу восстановления циклической долговечности и увеличения ресурса диска. Способ включает определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, при этом определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляют на основе данных о значении глубины слоя с микротрещинами, замеренного в результате фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой. Обеспечивается снижение затрат на обслуживание и эксплуатацию газотурбинных двигателей за счет повышения эффективности диагностирования дисков и восстановления работоспособности дисков до заданного ресурса.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к способам восстановления циклической долговечности и увеличения ресурса диска.

Известны случаи разрушения дисков роторов авиационных газотурбинных двигателей от малоцикловой усталости (МЦУ) в результате циклической нагрузки, возникающей при выходе двигателя на максимальные рабочие обороты. Возникновению и развитию МЦУ способствуют концентраторы напряжений в виде рисок от грубой обработки поверхности диска, например, при точении от скола резца при ударе по отверстиям для подвода охлаждающего воздуха к лопаткам. Из-за МЦУ в зоне потенциального разрушения в поверхностном слое металла под ободом диска происходит накопление пластичных деформаций и ослабление упругих свойств и, как следствие, зарождение множественных развивающихся в результате многократного приложения циклической нагрузки микротрещин, являющихся концентраторами напряжений, а поверхностный слой металла в этой зоне теряет способность сопротивляться воздействию циклических нагрузок. Часто именно МЦУ определяет ресурс двигателя в связи с многократным повторением циклов выхода на рабочие режимы (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 103).

При значительных циклических наработках дисков, однако значительно меньших подтвержденного расчетами на циклическую долговечность и испытаниями ресурса, наличие зародившихся под действием МЦУ множественных постепенно развивающихся и сливающихся микротрещин становится причиной появления магистральной трещины, приводящей к разрушению диска.

Чтобы предотвратить разрушение дисков и двигателей, приходится ограничивать ресурс дисков, когда ресурс двигателей еще не выработан. Это ведет к большим затратам, связанным с изготовлением дополнительных дисков.

Настоящее изобретение направлено на решение задачи повышения надежности, циклической долговечности и продления ресурса дисков газотурбинных двигателей.

Известны Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке, (RU №2570938) и Способ повышения эффективности диагностики дисков авиационных газотурбинных двигателей, (RU №2623856). Эти способы повышают надежность эксплуатации двигателей, но не решают задачу восстановления работоспособности и циклической долговечности дисков авиационных газотурбинных двигателей.

Для восстановления работоспособности дисков осуществляют снятие дефектного слоя с последующим полированием и упрочнением обработанной поверхности в потенциально опасной зоне диска. В результате не только устраняются множественные концентраторы напряжений, но и существенно повышаются качество поверхности и способность сопротивления образованию трещин и, как следствие, циклическая долговечность диска восстанавливается (см., например, П.И. Орлов Основы конструирования, справочно-методическое пособие, М., Машиностроение, 1988, т. 1, с. 222).

Известен Способ восстановления лопаток газотурбинных двигателей (SU 793742) при котором глубину дефектного слоя металла, подлежащего съему, определяют эмпирически, по результатам циклических испытаний восстановленных лопаток.

Недостатком указанного способа является необходимость проведения повторных испытаний на циклическую долговечность и повторных съемов металла для окончательного удаления микротрещин.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, увеличение надежности, циклической долговечности и ресурса дисков газотурбинных двигателей.

Технический результат состоит в снижении затрат на обслуживание и эксплуатацию газотурбинных двигателей за счет повышения эффективности способов диагностирования дисков и восстановления работоспособности дисков до заданного ресурса.

Поставленная задача решается тем, что предлагается способ восстановления работоспособности дисков, включающий определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, отличающийся тем что определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляется на основе данных фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой.

Используя при назначении глубины шлифования замеренное в результате фрактографического исследования образцов дисков с близкой по величине наработкой значение глубины утратившего под действием МЦУ упругие свойства слоя с микротрещинами (см., например, Е.Н. Каблов Отчет «Исследование причин разрушения в эксплуатации дисков ТВД из сплава 741НП с изделия 88 с наработкой около 1300 часов», ВИАМ, 2007) и осуществляя последующее полирование и упрочнение обработанной поверхности в потенциально опасной зоне диска не только устраняют множественные концентраторы напряжений, но и существенно повышают качество поверхности и способность сопротивления образованию трещин. Как следствие, циклическая долговечность диска восстанавливается и восстановленные диски годны для продолжения использования на двигателе.

Для обоснования и подтверждения возможности и целесообразности применения этого способа для восстановления работоспособности дисков используем свойства полигональной кривой выносливости (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с.с. 95, 96).

Зависимость между напряжением и количеством циклов до разрушения:

σαm⋅N=C

или

где

σα - напряжение в цикле нагружения;

m - показатель наклона полигональной кривой усталости, m=4…8.

N - количество циклов нагружения;

σ-1 - предел выносливости металла диска;

N0 - число циклов, соответствующее пределу выносливости.

В результате снятия дефектного слоя металла в потенциально опасной зоне под ободом диска расчетные напряжения от действия центробежных сил увеличатся, а так как диск в этой зоне может иметь концентраторы напряжений, например, риски от механической обработки, то формула (1) будет иметь вид:

где

Kσ - коэффициент концентрации напряжений;

b - толщина диска в обрабатываемой зоне;

t - глубина удаляемого слоя металла.

Снятие поверхностного слоя металла шлифованием с последующими полированием и затем упрочнением микрошариками существенно улучшает чистоту поверхности в обработанной зоне и качество поверхностного слоя металла (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 98), что повышает предел выносливости. С учетом этого формула (2) будет иметь вид:

где

β - коэффициент влияния поверхностного слоя на выносливость металла.

Учитывая переход от диска с низким качеством чистоты поверхности к шлифованной с последующим полированием и упрочнением полированной поверхности микрошариками, можно определить интегральный коэффициент, характеризующий поверхность диска в обработанной зоне:

где

βП=1 - коэффициент шероховатости полированной поверхности;

βТ=0,6…0,9 - коэффициент шероховатости точеной поверхности;

βУП=1,1…1,4 - коэффициент упрочнения поверхности.

Используя формулу (3), с учетом, что σα, N0, σ-1 и Kσ неизменны, а изменяются только величины b, t и β, можно рассчитать значение циклической долговечности доработанного диска N. При этом, не требуется проводить повторные испытания обработанных дисков на циклическую долговечность.

Например, для диска турбины высокого давления газотурбинного двигателя при исходной толщине полотна диска b=15,3 мм определенная при фрактографическом исследовании диска с большой наработкой глубина зоны многоочагового зарождения трещины ≤0,17 мм. Принимая среднее значение коэффициента шероховатости поверхности диска после токарной обработки, минимальное значение коэффициента упрочнения металла в обработанной зоне и коэффициент наклона полигональной кривой m=5 определяем, что при t=0,3+0,17=0,47 мм, где ~0,3 мм - глубина рисок от режущего инструмента, гарантированная циклическая долговечность доработанного диска N может быть увеличена не менее чем в 2,5 раза по сравнению с диском с грубо обработанной поверхностью под ободом диска с рисками от точения, определяемыми визуально.

Таким образом, использование фрактографических данных позволяет определить параметры восстановления дисков, обеспечивающие их безаварийную эксплуатацию в течение назначенного ресурса и повысить эффективность обслуживания и эксплуатации газотурбинных двигателей за счет снижения затрат на диагностику и восстановление циклической долговечности дисков до заданного ресурса.

Способ восстановления работоспособности дисков авиационных газотурбинных двигателей, включающий определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, отличающийся тем, что определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляют на основе данных о значении глубины слоя с микротрещинами, замеренного в результате фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
11.06.2018
№218.016.6099

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит хотя бы один ротор турбокомпрессора, центробежный компрессор которого содержит хотя бы одно рабочее колесо и хотя бы одну электрическую машину, содержащую систему постоянных магнитов. Ротор электрической машины выполнен за единое целое с рабочим колесом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657051
Дата охранного документа: 09.06.2018
12.09.2019
№219.017.ca89

Трубчатый теплообменник

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в области турбиностроения, а также в энергетике и двигателестроении для использования в составе осесимметричных конструкций, таких как авиационные газотурбинные двигатели и энергоустановки. В трубчатом теплообменнике матрица...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699851
Дата охранного документа: 11.09.2019
24.10.2019
№219.017.daa9

Система топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива. Задачей изобретения является сохранение длительного горения на одной или нескольких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704055
Дата охранного документа: 23.10.2019
20.12.2019
№219.017.ef97

Пластинчатый теплообменник

Изобретение относится к области теплотехники и может найти применение в паровых и газовых турбинах, а также в авиационных газотурбинных двигателях и энергетических установках. В пластинчатом теплообменнике, содержащем матрицу теплообменника, каждый элемент матрицы содержит две половины, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709241
Дата охранного документа: 17.12.2019
07.03.2020
№220.018.0a21

Рабочая лопатка турбины газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Рабочая лопатка газотурбинного двигателя имеет полый профиль с выпуклой и вогнутой тонкими стенками, между которыми расположен силовой стержень, интенсификаторы охлаждения, на которые подается охлаждающая среда, и хвостовик. Силовой стержень соединен с хвостовиком. Профиль выполнен разделенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716097
Дата охранного документа: 05.03.2020
25.04.2020
№220.018.19c3

Щёточное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для уплотнения воздушных, газовых или масляных полостей. Технический результат заключается в обеспечении надежного уплотнения полостей между вращающимися и неподвижными элементами конструкции различных механизмов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719753
Дата охранного документа: 23.04.2020
26.04.2020
№220.018.1a3d

Способ сигнализации наличия стружки в масле и устройство для его реализации

Изобретение относится к устройствам сигнализации наличия металлических частиц в системе смазки. Способ включает получение сигналов срабатывания от по меньшей мере двух пробок-сигнализаторов, обработку полученных сигналов в устройстве анализа и формирование прерывистого сигнала «Стружка в масле»...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720147
Дата охранного документа: 24.04.2020
23.07.2020
№220.018.3571

Трубчатый теплообменник

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в области турбиностроения, а также в энергетике и двигателестроении в составе осесимметричных конструкций, таких как авиационные газотурбинные двигатели и энергоустановки. В трубчатом теплообменнике матрица теплообменника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727105
Дата охранного документа: 20.07.2020
24.07.2020
№220.018.37e3

Способ сигнализации наличия стружки в масле и устройство для его реализации

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам смазки механических устройств. Система сигнализации стружки в масле содержит табло "Стружка в сигнализаторе" и "Стружка в масле", электромагнитный сигнализатор стружки, блок автоматического регулирования и контроля с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727737
Дата охранного документа: 23.07.2020
20.04.2023
№223.018.4c16

Способ сигнализации наличия стружки в масле и устройство для его реализации

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для сигнализации о наличии металлических частиц в системе смазки механических устройств, содержащих подверженные износу детали. Система сигнализации стружки в масле содержит табло "Стружка в сигнализаторе" и "Стружка в масле",...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002765325
Дата охранного документа: 28.01.2022
Показаны записи 1-7 из 7.
20.06.2015
№216.013.5725

Ротор барабанного типа осевого компрессора

Ротор барабанного типа осевого компрессора предназначен для газотурбинных двигателей, преимущественно авиационных. Рабочие лопатки (4) ротора установлены своими хвостовиками (3) в пазах (2), разнесенных по длине барабана (1) кольцевыми рядами. Лопатки (4) выполнены с нижней полкой (6) пера (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553839
Дата охранного документа: 20.06.2015
20.12.2015
№216.013.9991

Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке

Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570938
Дата охранного документа: 20.12.2015
26.08.2017
№217.015.daac

Способ повышения эффективности диагностики дисков авиационных газотурбинных двигателей

Способ повышения эффективности диагностики развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется совместным анализом интегрального вибросигнала, регистрируемого на корпусе двигателя из-за импульсного высвобождения энергии при ступенчатом развитии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623856
Дата охранного документа: 29.06.2017
13.02.2018
№218.016.1f4b

Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к форсажным камерам авиационных турбореактивных двухконтурных двигателей со смешением потоков. Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя содержит корпус, смеситель, фронтовое устройство с распылителями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641191
Дата охранного документа: 16.01.2018
10.07.2019
№219.017.b0ee

Способ поворота газового потока в отклоняющих решетках реверсивного устройства газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации, в частности к способу создания обратной тяги авиационного газотурбинного двигателя. Способ поворота газового потока заключается в том, что выбирают необходимый угол поворота реверсивной струи в реверсивном устройстве относительно продольной оси двигателя в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002443892
Дата охранного документа: 27.02.2012
17.10.2019
№219.017.d693

Способ определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности к способу определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной, служащих для оценки возможности продолжения работы находящегося в эксплуатации двигателя с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702951
Дата охранного документа: 14.10.2019
24.10.2019
№219.017.daa9

Система топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива. Задачей изобретения является сохранение длительного горения на одной или нескольких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704055
Дата охранного документа: 23.10.2019
+ добавить свой РИД